Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.Н.Неменский) 1 класс (УМК "Школа России")
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Программа создана на основе развития тенденций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umk_shkola_rossii_izo_1_klass.doc410.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов №21»

Утверждаю

Директор ________/_________/

«__»_____________2017 г.

              М.П.

Согласовано

«___»________2017г.

Зам. директора по УВР

________/___________/

Программа рассмотрена на заседании  МО учителей начальных классов

Протокол № ___от «__»_____2017г.

Руководитель  МО

________________/______________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

по изобразительному искусству

УМК «Школа России»

Программа составлена на основе Примерных программ по     изобразительному искусству Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. Н. Неменского. В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова. Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, А. С. Питерских, М. Т. Ломоносовой, Е. И. Коротеевой Н.Г.  (УМК «Школа России»)

Класс: 1 «А»

Программу составила

учитель начальных классов

                   Фадеева И. В.

                                                              Тольятти, 2017 год


Пояснительная записка

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

        

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка.

Цели учебного предмета:

- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е.  культуры отношений, выработанных поколениями,

- развитие эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

 

Задачи обучения:

- развитие эмоционально-нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества;

- воспитание гражданственности и патриотизма по принципу «от родного порога в мир общечеловеческой культуры;

- постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями;

- развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни;

- развитие фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности;

- развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

     Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

     Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

     Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

     Тема 1 класса - «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, - рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

    Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

     Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.

     Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

   Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

   Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета  в учебном плане

Предмет изучается в 1 классе — 33 ч в год (при 1 ч в неделю).  

Формы контроля

В конце изучения раздела проводятся коллективные и творческие работы, в ходе которых используются три основных вида художественной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  1. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  2. уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  3. понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  4. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  5. сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  7. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  8. умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  9. умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Планируемые результаты

В результате изучения искусства у обучающихся:

1. будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

2. начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

3. сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

4. появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

5. установится осознание уважений и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполняется конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

6. будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

1. овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

2. получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений в жизни и искусства;

3. научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

4. будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Формы контроля

В ходе изучения раздела проводится контроль с использованием метода проектов, который создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для их духовно-нравственного развития


Содержание программы

«Изобразительное искусство» 1 класс

(1 час в неделю; всего 33 часа)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 ч)

    Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художественных позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств различных художественных материалов.

    Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.

Ты учишься изображать (8 ч)

    Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

    Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме.

    Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

1 Изображения всюду вокруг нас.

   Изображения в жизни человека. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтичекого видения мира.

   Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства – художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

   Знакомство с Мастером Изображения.

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

2 Мастер

Изображения учит видеть.

   Красота и разнообразие окружающего мира природы. Эстетическое восприятие деталей природы.

   Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление её геометрической основы

   Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах.

Задание: изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья.

Материалы: цветная бумага (для аппликации), клей, ножницы или цветные карндаши, фломастеры.

Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т.п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).

3 Изображать можно пятном.

   Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.

   Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.

    Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе и т.д.).

   Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Лебедев, М. Митурич и др.) к детским книгам о животных.

Задание: превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки (дорисовать лапы, уши, хвост, усы и т.д.).

Материалы: одноцветная краска (гуашь или акварель, тушь), кисть, вода, чёрный фломастер.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору – находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путём дорисовки.

Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы с кистью и краской.

Создавать изображения на основе пятна от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).

4 Изображать можно в объёме.

   Объёмные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объём, образ в трёхмерном пространстве.

   Выразительные, т.е. образные (похожие на кого-то), объёмные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объёмной формы.

   Целостность формы.

Лепка: от создания большой формы к проработке деталей.

Задание: превращение комка пластилина в птицу или зверушку и т.д. (лепка).

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Находить выразительные, образные объёмы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т.д.).

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).

Овладевать первичными навыками изображения в объёме.

Изображать в объёме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания.

5 Изображать можно линией.

   Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе.

   Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).

Задание: рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе».

Материалы: чёрный фломастер или карандаш, бумага.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (чёрный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

6 Разноцветные краски.

   Знакомство с цветом. Краски гуашь.

   Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Задание: проба красок – создание красочного коврика.

Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага.

Овладевать первичными навыками работы с гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

7 Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

   Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.

Задание: изображение радости и грусти.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т.д.).

Изображать радость или грусть .

8 Художники и зрители (обобщение темы).

   Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.

   Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников.

   Начальное формирование навыков восприятия станковой картины.

   Знакомство с понятием «произведение искусства».

Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников.

   Художественный музей.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ванн Гог и др.).

Ты украшаешь (9 ч)

    Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

    Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им  наглядно выявлять свои роли. 

    Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

1 Мир полон украшений.

   Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор).

   Знакомство с Мастером Украшения. Мастер учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь краствее; он учится у природы.

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

2 Цветы.

   Цветы - украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь. Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых деталей.

Задание: составление (с помощью учителя) букета (корзины) из вырезанных сказочных цветов, созданных детьми (первая коллективная работа).

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги.

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

3 Красоту нужно уметь замечать.

   Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы.

   Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть её красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в пророде.

   Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Находить природные узоры (серёжки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

4 Узоры на крыльях. Ритм пятен.

   Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях.

   Ритмический узор пятен и симметричный повтор.

Задание: украшение крыльев бабочки (бабочка украшается по вырезанной учителем заготовке или рисуется (крупно на весь лист) детьми).

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага (возможна работа графическими материалами).

Понимать простые основы симметрии.

Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре.

5 Красивые рыбы. Монотипия.

   Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом.

   Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).

   Монотипия – это цветное пятно (в форме рыбы), сделанное гуашью или акварелью на бумаге, которое сразу отпечатывается (прижимается рукой) на другом листе. Пятно приобретает выразительную фактуру.

Задание: украшение рыбок узорами чешуи (в технике монотипии с графической дорисовкой).

Материалы: гуашь (акварель), фломастер или тушь, палочка, бумага.

Осваивать простые приёмы работы в технике плоскостной и объёмной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т.д.

Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре.

Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах.

Осваивать простые приемы техники монотипии.

Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира.

Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.

6 Украшения птиц. Объёмная аппликация.

   Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов.

   Мастер украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимания не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять её характер (весёлая, быстрая, важная).

   Развитие начальных навыков объёмной работы с бумагой разной фактуры.

Задание: изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации, коллажа.

Материалы: разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей.

Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.

Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность.

Овладеть первичными навыками работы в объемной аппликации и коллаже.

7 Узоры, которые создали люди.

   Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

   Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.

Задание: создание своего орнаментального рисунка на основе полученных впечатлений.

Материалы: гуашь. Кисти, листы цветной бумаги.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Получать первичные навыки декоративного изображения.

8 Как украшает себя человек.

   Украшения человека рассказывают о своём хозяине.

   Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди? Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.

Задание:изображение любимых сказочных героев и их украшений.

Материалы: гуашь, кисть, цветная бумага.

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их,

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

9 Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

   Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.

   Традиционные новогодние украшения. Украшения для новогоднего карнавала. Обобщение материала всей темы: какие бывают украшения и зачем они нужны?

Задание: создание украшения для новогодней ёлки или карнавальных головных уборов.

Коллективное панно «Новогодняя ёлка».

Материалы: цветная бумага, фольга, серпантин, ножницы, клей.

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Ты строишь (11 ч)

    Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

    Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

    Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

    Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. 

1 Постройки в нашей жизни.

   Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.

   Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму – удобную и красивую.

   Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов.

Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы.

2 Дома бывают разными.

   Многообразие архитектурных построек и их назначение.

   Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм.

Задание: изображение сказочного дома для себя и для своих друзей.

Материалы: цветные мелки, тонированная бумага.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с её назначением.

Анализировать, из каких основных частей состоят дома.

Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков»).

3 Домики, которые построила природа.

   Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнёзда, соты и т.п.), их формы и конструкции.

   Мастер постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.

   Соотношение форм и их пропорций.

Задание: лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов или изображение сказочных домиков на бумаге.

Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечки или гуашь.

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнёзда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т.д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п., выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь частей.

4 Дом снаружи и внутри.

   Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Выражение внутреннего пространства во внешней форме. Понятия «внутри» и «снаружи».

  Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей.

Задание: изображение дома в виде буквы алфавита (нарисовать крупно, на весь лист, первую букву своего имени и, представив себе, что это дом, населить его маленькими человечками, показав, как бы они могли там жить, что будет крышей, где будет вход и т.д.).

Материалы: мелки, цветные карандаши или фломастер (лучше по акварельному фону), бумага.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри.

5-6 Строим город.

   Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов.

   Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора.

   Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора.

   Приёмы работы в технике бумагопластики.

Задание: постройка дома из бумаги путём складывания бумажного цилиндра, его двукратного сгибания и добавления необходимых частей; постройка города из бумажных домиков.

Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей.

Вариант задания: создание домиков из коробочек или пластилина; создание города из этих домиков.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома.

Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка.

7 Всё имеет своё строение.

   Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т.е. то, как он построен.

   Любое изображение – взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

Задание: создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных цветных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений зверей в технике аппликации.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений животных в технике аппликации.

8-9 Строим вещи.

   Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

   Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

Задание: конструирование упаковок или сумок, украшение их.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

10-11 Город, в котором мы живём (обобщение темы).

   Создание образа города. Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.

   Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

   Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы.

Задание: создание панно «Город, в котором мы живём» (коллективная работа или индивидуальные работы по впечатлениям от экскурсии).

Материалы: склеенный большой лист бумаги в качестве фона для панно, цветная бумага (для создания построек с наклеенными деталями в технике аппликации), гуашь (для изображения жителей и машин).

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает каким быть городу.

Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.

Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

    Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

    Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

    Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

    Навыки коллективной творческой деятельности.

1 Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

   Изображение, украшение и постройка – три стороны работы художника при создании произведения, три вида его художественной деятельности.

   Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения.

   Выставка работ учащихся. Обсуждение рисунков, скульптуры и т.д., выделение в них работы каждого из мастеров. Игра в художников и зрителей.

Различать три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): украшение, изображение, постройка.

Анализировать, в чём состояла работа Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

2 Праздник весны.

   Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения (декорирования) разнообразных пространственных форм.

   Сюжеты заданий (прилёт птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т.д.) могут варьироваться в соответствии с целями и учебными задачами темы.

Задание: конструирование и украшение птиц или божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, нитки.

Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.

Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.

Овладевать художественными приёмами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.

3 Сказочная страна.

   Создание коллективных панно и пространственных композиций.

   Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.

   Активизация творческих способностей учащихся, развитие воображения, эстетического вкуса и коммуникативных умений.

Задание: коллективное панно или индивидуальные изображения по сказке.

Материалы: цветная бумага, фольга, ножницы, клей или гуашь, кисти, бумага.

Повторить и затем варьировать систему несожных действий с художественными материалами, выражая собственнй замысел.

Творчески играть в ппроцесе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

4 Времена года.

   Создание коллажей и объёмных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объёмного изображения в единой композиции.

   Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно.

   Навыки овладения различными приёмами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетания цвета и линии.

   Опыт творчества, творческого эксперимента в условиях коллективной художественной игры.

Учиться поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение.

Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретённые навыки работы с художественными материалами.

Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью.

Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно.

Овладевать приёмами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами.

Овладевать навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования.

5 Здравствуй. Лето!

Урок любования (обобщение темы).

   Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трёх Мастеров.

   Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенной природы (ветки с распускающимися почками, цветущими серёжками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые).

   Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и постройки учатся у природы». Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено).

   Красота восхищает людей, её воспевают в своих произведениях художники.

   Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция.

   Умение видеть. Развитие зрителских навыков.

Задание: создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.

Материалы: гуашь, кисти или графические материалы, бумага.

Любоваться красотой природы.

Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т. е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности.

Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и желательно подлинных произведений в художественном музее или на выставке.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!»

                                                 

Учебно- – тематическое планирование предметной линии

«Изобразительное искусство» в 1 классе

в рамках учебно–методического комплекта « Школа России»

Примечание:

1,2,3,4 графы – программа «Изобразительное искусство», 1 класс. «Школа России». Авторы – составители:  Б. Н. Неменский,

Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, О. А. Коблова, Т. А. Мухина.  – М.: Просвещение, 2013.

5,6,7,8 графы – методическое пособие «Как проектировать  универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; пол ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

п\п

1

Тема урока

2

Тип урока/ технология/

кол-во часов

3

Планируемые результаты (предметные)

4

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Личностные

УУД

5

Познавательные УУД

6

Коммуникатив

ные УУД

7

Регулятив

ные УУД

8

Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 ч)

Ты учишься изображать (8 ч)

1

Изображе

ния всюду вокруг нас.

Нетрадиционный

Игровая,

Групповая, здоровьесбере

гающая.

1 ч

Предмет «Изобразительное искусство».

Изображения в жизни человека.

Знакомство с Мастером Изображения.

Правила поведения на уроке.

Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза.

Формирование поэтичекого видения мира.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение описать увиденное и давать эстетическую оценку.

Организовывать своё рабочее место.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

2

Мастер

Изображе

ния учит видеть.

Нетрадиционный

Игровая,

Групповая, здоровьесбере

гающая.

1 ч

Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление её геометрической основы

Знать:

в искусстве существует не только Художник, но и Зритель.

чтобы видеть, надо рисовать самому.

Задание: изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья.

Формирование мотива, реализующего потребность в художественной деятельности.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Эстетическое восприятие деталей природы.

Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах.

Освоить выразительные возможности художественных материалов: цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение описать увиденное и давать эстетическую оценку.

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в школе.

Определение последовательности промежуточных целей.

Осознание уровня и качества выполненной работы

3

Изображать можно пятном.

Нетрадиционный

Игровая,

групповая.

1 ч

Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости.

Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников  к детским книгам о животных.

Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.

Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.

Задание: превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки (дорисовать лапы, уши, хвост, усы и т.д.).

Знать: художественный образ и его условность.

Формирование эстетических потребностей —  потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, узоры на мраморе и т.д.).

Освоить выразительные возможности художественных материалов:

одноцветная краска (гуашь или акварель, тушь), чёрный фломастер.

Описывать и эмоционально оценивать различные стороны окружающего мира.

Моделировать различные ситуаций поведения в  общественных местах. Различать допустимые и недопустимые формы поведения на экскурсии.

4

Изображать можно в объёме.

Нетрадиционный.  

Игровая и здоровьесберегающая.

1 ч

Объёмные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объём, образ в трёхмерном пространстве.

Целостность формы.

Лепка: от создания большой формы к проработке деталей.

Задание: превращение комка пластилина в птицу или зверушку и т.д. (лепка).

Знать: передача характера в скульптуре

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Выразительные, т.е. образные (похожие на кого-то), объёмные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объёмной формы.

Освоить выразительные возможности художественных материалов: пластилин.

Участвовать в обсуждении - учиться вести диалог.

Умение слушать объяснения учителя.

Составление плана и последовательности действий. Осознание уровня и качества выполнения.

Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

5

Изображать можно линией.

Нетрадиционный.

Игровая,

групповая

1 ч

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе.

Линейные изображения на плоскости.

Задание: рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе».

Знать: линия – основа языка рисунка.

Формирование эстетических потребностей —  потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Повествователь

ные возможности линии (линия — рассказчица).

Освоить выразительные возможности художественных материалов: карандаш, чёрный фломастер.

Участвовать в обсуждении - учиться вести диалог.

Умение слушать объяснения учителя.

Составление плана и последовательности действий. Осознание уровня и качества выполнения.

Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

6

Разноцвет

ные краски.

Комбини-рованный.

Игровая и здоровьесберегающая.

1 ч

Названия цветов. Игровое изображение красочного многоцветного коврика.  Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками.

Знать: цвет – основа языка живописи.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет?

Освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, широкая и тонкая кисть, белая бумага.

Умение слушать учителя и вступать в диалог. Определять и характеризовать эмоции, которые вызывает цвет в живописи.

Внесение необходимых дополнений и корректив в план, и  способ действия.

7

Изображать можно и то, что невидимо (настрое

ние).

Комбини-рованный.

Интерактивная.

1 ч

Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Цвет.

Задание: проба красок – создание красочного коврика.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь.

Умение описать увиденное и давать эстетическую оценку.

Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

8

Художники и зрители (обобщение темы).

Комбини-рованный

Групповая и интерактивная.

1 ч

Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства.

Итоговая выставка детских работ по теме.

Знакомство с понятием «произведение искусства».

Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах Художественный музей.

Знать: особенности художественного творчества – художник и зритель.

Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников.

Восприятие детской изобразительной деятельности.

Учимся быть художниками, учимся быть зрителями.

Художественный музей.

Учиться активно пользоваться художественными терминами и понятиями в беседе.

Умение описать увиденное и давать эстетическую оценку.

Соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Ты украшаешь (9 ч)

9

Мир полон украшений.

Комбини-рованный

Групповая и интерактивная.

1 ч

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор).

Знакомство с Мастером Украшения.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательнос

ти и фантазии.

Мастер учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь краствее; он учится у природы.

Развить эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе.

Соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

10

Цветы.

Комбини-рованный

Групповая и интерактивная.

1 ч

Цветы - украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь.

Задание: составление (с помощью учителя) букета (корзины) из вырезанных сказочных цветов, созданных детьми (первая коллективная работа).

Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых деталей.

Умение описать увиденное, определять и характеризовать эмоции.    Развить эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе.

Организовывать своё рабочее место.

Пользоваться языком изобразительного искусства.

11

Красоту нужно уметь замечать.

Комбини-рованный.

Игровая и здоровьесберегающая.

1 ч

Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы.

Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в пророде.

Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть её красоту.

Умение описать увиденное, определять и характеризовать эмоции.   Умение описать увиденное и давать эстетическую оценку.

Работать по предложенному учителем плану;

Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

12

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Комбини-рованный.

Игровая и здоровьесберегающая.

1 ч

Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях.

Задание: украшение крыльев бабочки (бабочка украшается по вырезанной учителем заготовке или рисуется (крупно на весь лист) детьми).

Знать: средства художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

Развитие наблюдательнос

ти, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений.

Овладение на практике основами цветоведения.

Ритмический узор пятен и симметричный повтор.

Освоить

выразительные возможности художественных материалов: гуашь, белая и цветная бумага.

 

Умение описать увиденное, определять и характеризовать эмоции.    

Сличение способа действий и его результата с заданным образцом с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Осознание уровня и качества выполнения.

13

Красивые рыбы. Монотипия.

Комбини-рованный.

Групповая.

1 ч

Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).

Пятно приобретает выразительную фактуру.

Задание: украшение рыбок узорами чешуи (в технике монотипии с графической дорисовкой).

Знать: начальные представления о гармонической связи предметного мира с миром природы.

Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе.

Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками.

Развитие навыков работы красками, цветом.

Приобрести навыки общения через выражение эмоционального состояния.

Умение описать увиденное и давать эстетическую оценку.

Сличение способа действий и его результата с заданным образцом с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Осознание уровня и качества выполнения.

14

Украшения птиц. Объёмная аппликация.

Комбини-рованный.

Интерактивная.

1 ч

Многообразие форм декоративных элементов.

Мастер украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимания не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок.

Развитие начальных навыков объёмной работы с бумагой разной фактуры.

Задание: изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации, коллажа.

Знать: разнообразие декоративных форм в природе.

Развить свои наблюдательные и познавательные способности.

Овладение на практике основами цветоведения.

Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений.

Наряд птицы помогает понять её характер (весёлая, быстрая, важная).

Освоить выразительные возможности художественных материалов: разноцветная и разнофактурная бумага.

Развить по возможности эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе.  Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают прослушанные музыкальные композиции.

Осознание уровня и качества выполнения.

Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

15

Узоры, которые создали люди.

Комбини-рованный.

Интерактивная.

1 ч

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Задание: создание своего орнаментального рисунка на основе полученных впечатлений.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.

Освоить выразительные возможности художественных материалов.

Развить эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

16

Как украшает себя человек.

Комбини-рованный.

Интерактивная и игровая.

1 ч

Украшения человека рассказывают о своём хозяине.

Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.

Задание:изображение любимых сказочных героев и их украшений.

Знать: начальные представления об отражении в предметах материальной нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди?

Умение описать увиденное и давать эстетическую оценку.

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

17

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Комбини-рованный.

Интерактивная и игровая.

1 ч

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.

Обобщение материала всей темы: какие бывают украшения и зачем они нужны?

Задание: создание украшения для новогодней ёлки или карнавальных головных уборов.

Коллективное панно «Новогодняя ёлка».

Знать: начальные представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры.

Умение украшать с использованием различных художественных материалов.

Традиционные новогодние украшения.

Украшения для новогоднего карнавала.

Освоить выразительные возможности художественных материалов: цветная бумага, фольга, серпантин.

Приобрести навыки общения через выражение эмоционального состояния.

Умение описать увиденное и давать эстетическую оценку.

Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению

препятствий. Внесение необходимых дополнений в способ действия.

Проговаривать последователь

ность действий на уроке.

Согласованно работать в группе.

Ты строишь (11 ч)

18

Постройки в нашей жизни.

Комбини-рованный.

Интерактивная и игровая.

1 ч

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.

Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов.

Умение  видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструировании

ем: здания, предметы быта, транспорт, садово-парковое искусство.

Постройки, сделанные человеком.

Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму – удобную и красивую.

Уметь слушать и вступать в диалог.

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Внесение необходимых дополнений в способ действия.

19

Дома бывают разными.

Комбини-рованный.

Интерактивная и игровая.

1 ч

   Многообразие архитектурных построек и их назначение.

   Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм.

Задание: изображение сказочного дома для себя и для своих друзей.

Формирование эстетических потребностей —  потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Освоить выразительные возможности художественных материалов: цветные мелки, тонированная бумага.

Приобрести навыки общения через выражение художественно

го смысла, своего отноше

ния в творчес

кой художест

венной деятельности.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Слушать и понимать высказывания собеседников.

20

Домики, которые построила природа.

Комбини-рованный.

Интерактивная и игровая.

1 ч

Мастер постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.

Соотношение форм и их пропорций.

Задание: лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов или изображение сказочных домиков на бумаге.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнёзда, соты и т.п.), их формы и конструкции.

Освоить выразительные возможности художественных материалов: пластилин.

Уметь слушать и вступать в диалог.

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

21

Дом снаружи и внутри.

Комбини-рованный.

Интерактивная и игровая.

1 ч

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Понятия «внутри» и «снаружи».

Назначение дома и его внешний вид.

Задание: изображение дома в виде буквы алфавита (нарисовать первую букву своего имени и, представив себе, что это дом, населить его маленькими человечками, показав, как бы они могли там жить, что будет крышей, где будет вход

Знать: понятия «внутри» - «снаружи».

Формирование эстетических потребностей —  потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Выражение внутреннего пространства во внешней форме.

Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей.

Освоить выразительные возможности художественных материалов: мелки, цветные карандаши или фломастер.

Приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, своего отношения в творческой художественной деятельности.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Пользоваться языком изобразительного искусства.

22-

23

Строим город.

Комбини-рованный.

Интерактивная и игровая.

2 ч

Игра в архитекторов.

Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора.

Приёмы работы в технике бумагопластики.

Задание: постройка дома из бумаги путём складывания бумажного цилиндра, его двукратного сгибания и добавления необходимых частей; постройка города из бумажных домиков.

Вариант задания: создание домиков из коробочек или пластилина; создание города из этих домиков.

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм.

Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора.

Освоить выразительные возможности художественных материалов.

Уметь слушать и вступать в диалог.

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Учиться  активно пользоваться художественными терминами и понятиями.

Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Внесение необходимых дополнений в способ действия.

24

Всё имеет своё строение.

Комбини-рованный.

Интерактивная и игровая.

1 ч

Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т.е. то, как он построен.

Задание: создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных цветных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений зверей в технике аппликации.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Любое изображение – взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

Освоить выразительные возможности художественных материалов.

Приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, своего отношения в творческой художественной деятельности.

Работать по предложенному учителем плану;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Внесение необходимых дополнений в способ действия.

25-26

Строим вещи.

Комбини-рованный.

2 ч

Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

Знакомство с работой дизайнера:

Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

Задание: конструирование упаковок или сумок, украшение их.

Знать: возможности использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Развить

фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности.

Мотивация к учебной деятельности,

владение культурой поведения и общения.

Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Освоить выразительные возможности художественных материалов.

Уметь слушать и вступать в диалог.

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Организовывать своё рабочее место.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Согласованно работать в группе.

27-28

Город, в котором мы живём (обобщение темы).

Комбини-рованный.

2 ч

Создание образа города.

Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Первоначальные навыки коллективной работы над панно.

Коллективная работа  «Город, в котором мы живём»

Задание: создание панно «Город, в котором мы живём» (коллективная работа или индивидуальные работы по впечатлениям от экскурсии).

Знать: правила создания простой композиции

Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.

Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Освоить выразительные возможности художественных материалов.

Обсуждение последователь

ности изображения предметов.

Учиться  активно пользоваться художественными терминами и понятиями.

Умение описать увиденное и давать эстетическую оценку.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Внесение необходимых дополнений в способ действия.

Согласованно работать в группе.

Пользоваться языком изобразительного искусства.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

29

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Комбини-рованный.

Здоровьесберегающая.

1 ч

Изображение, украшение и постройка – три стороны работы художника при создании произведения, три вида его художественной деятельности.

Выставка работ учащихся.

Игра в художников и зрителей.

Умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последователь

ность создания произведения.

Обсуждение рисунков, скульптуры и т.д., выделение в них работы каждого из мастеров.

Умение описать увиденное и давать эстетическую оценку.

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Пользоваться языком изобразительного искусства.

30

Праздник весны.

Комбини-рованный.

Здоровьесберегающая.

1 ч

Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения (декорирования) разнообразных пространственных форм.

Задание: конструирование и украшение птиц или божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек.

Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Сюжеты заданий (прилёт птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т.д.) могут варьироваться в соответствии с целями и учебными задачами темы.

Уметь слушать и вступать в диалог.

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Пользоваться языком изобразительного искусства.

31

Сказочная страна.

Комбини-рованный.

Групповая и здоровье

сберегающая.

1 ч

Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.

Активизация творческих способностей учащихся, развитие воображения, эстетического вкуса и коммуникативных умений.

Задание: коллективное панно или индивидуальные изображения по сказке.

Знать: выразительные возможности различных художественных материалов.

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

Создание коллективных панно и пространственных композиций.

Освоить выразительные возможности художественных материалов.

Умение взаимодействовать в совместном процессе художественной деятельности. Учиться использовать термины и понятия. Умение слушать и вступать в диалог.

Соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Умение взаимодейство

вать в совместном процессе художественной деятельности.

Осознание уровня и качества выполненной работы.

32

Времена года.

Комбини-рованный.

Здоровьесберегающая.

1 ч

Создание коллажей и объёмных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объёмного изображения в единой композиции.

Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно.

   

Формирование потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Навыки овладения различными приёмами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетания цвета и линии.

 Опыт творчества, творческого эксперимента в условиях коллективной художественной игры.

Уметь слушать и вступать в диалог.

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Осознание уровня и качества выполненной работы.

33

Здравствуй. Лето! Урок любования (обобщение темы).

Комбини-рованный.

Игровая.

1 ч

Восприятие красоты природы.

Наблюдение живой природы с точки зрения трёх Мастеров.

Повторение темы.

Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено).

Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция.

Умение видеть. Развитие зрителских навыков.

Коллективная работа «Здравствуй, лето!»

Задание: создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.

Знать: основные виды художественной деятельности.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенной природы (ветки с распускающимися почками, цветущими серёжками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые).

Усвоить основы трёх видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка.

Выражение своего отношения в творческой художественной деятельности.

Умение описать увиденное и давать эстетическую оценку.

Умение взаимодейство

вать в совместном процессе художественной деятельности.

Осознание уровня и качества выполненной работы.

Виды контроля и диагностики

Тема

Тематический

Промежуточный

Комплексный

Предмет

ный

Стандарти

зированный

Нестандартизированный

Итого

вый

Включение в состав портфолио

Дата проведения

Коллективная работа «Новогодняя

ёлка »

+

+

+

Урок 17

Коллективная работа «Город, в котором мы живём»

+

+

+

Урок 27-28

Коллективная работа «Здравствуй, лето!»

+

+

+

+

Урок 33


Методическое и материально-техническое сопровождение программы

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом под редакцией Б. М. Неменского, выпущенным издательством «Просвещение» (Москва):

1.  Л. А. Неменская. Изобразительное искусство:  Учебник для 1  класса;

2. Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя Мастерская: Рабочая тетрадь для 1 класса, 2013.

3. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1-4 класс/ Под ред. Б. Н. Неменского, 2013.

4. Рабочая программа Изобразительное искусство. Б. Н. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, О. А. Коблова, Т. А. Мухина.  – М.: Просвещение, 2013.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М. Просвещение, 2013. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).

6. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2013. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).

7. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. - М. Просвещение, 2013. (Стандарты второго поколения).

8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / [М.Ю. Демидова, С.В.Иванов,О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).

9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 151 с.: ил.

Печатные пособия.

Информационно-коммуникативные средства:

- общепользоватеьские цифровые инструменты учебной деятельности;

- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности.

Технические средства обучения:

- CD, DVD –  проигрыватели;

- телевизор;

- аудио, видеомагнитофон;

- компьютер с художественным программным обеспечением;

- слайд-проектор;

- мультимедиа – проектор;

- магнитная доска;

- экран навесной;

- фотокамера цифровая;

- видеокамера цифровая.

Экранно-звуковые пособия:

- аудиозаписи музыки к литературным произведениям;

- видеофильмы или DVD- фильмы и презентации.

Учебно-практическое оборудование.

Модели и натурный фонд.

Игры и игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству Б.М. Неменского 1 - 4 кл "Школа России".

Рабочая   программа  учебного предмета «Изобразительное искусство» для  1-4 г классов разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государств...

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая программа по изобразительному искусству Б.М.Неменский 1 класс

Программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Составлена на основе авторской программы, учебно-методического комплекта и учебного плана школы. Включает в себя: планируемые результаты освоения учебного...

Рабочая программа по изобразительному искусству Б.М.Неменский 2 класс

Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения учебного предмета "Изобразительное искусство", календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по изобразительному искусству Б.М.Неменского 1 класс

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса на 2018-2019 учебный год разработана на основе Примерной программы начального общего образования по изобразител...

Рабочая программа по изобразительному искусству Б.М.Неменский 4 класс

Программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Составлена на основе авторской программы, учебно-методического комплекта и учебного плана школы. Включает в себя планируемые результаты освоения учебного ...

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Школа России"

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета  «Изобразительное  искусство»2 Содержание учебного предмета «Изобразительное  искусство»3. Тематическое план...