"В каждом посаде в своём наряде" (ОС "Школа 2100")
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Тип урока: урок-вариация
Цель: - создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия учащимися красоты ансамбля русского народного костюма: северного сарафанного и южного поневного комплекса;
- объяснить детям название главных частей северорусского и южнорусского костюма;
- углубить представления учеников о знаниях, знаков – символов могущественных сил природы (свет, вода, земля) в орнаментальных мотивах народного костюма;
- формировать у третьеклассников графические навыки: построения композиций народного орнамента.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание красоты в жизни человека;
- стремление к использованию художественных умений для создания красивых вещей;
- развитие творческого потенциала при выполнении задания.
Метапредметные:
- Учить отличать русский народный костюм от костюмов других народов;
- Познакомить с элементами русского народного женского костюма;
- Познакомить с особенностями (сходствами и отличиями) северорусских народных костюмов от южнорусских;
Предметные:
- Развивать чувство прекрасного, художественный вкус;
- Развивать память, мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук;
- Расширять кругозор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_izo_0.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по изобразительному искусству
Дисциплина: изобразительное искусство
Тема урока: В каждом посаде в своём наряде.
Тип урока: урок-вариация
Цель: - создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия учащимися красоты ансамбля русского народного костюма: северного сарафанного и южного поневного комплекса;
- объяснить детям название главных частей северорусского и южнорусского костюма;
- углубить представления учеников о знаниях, знаков – символов могущественных сил природы (свет, вода, земля) в орнаментальных мотивах народного костюма;
- формировать у третьеклассников графические навыки: построения композиций народного орнамента.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание красоты в жизни человека;
- стремление к использованию художественных умений для создания красивых вещей;
- развитие творческого потенциала при выполнении задания.
Метапредметные:
- Учить отличать русский народный костюм от костюмов других народов;
- Познакомить с элементами русского народного женского костюма;
- Познакомить с особенностями (сходствами и отличиями) северорусских народных костюмов от южнорусских;
Предметные:
- Развивать чувство прекрасного, художественный вкус;
- Развивать память, мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук;
- Расширять кругозор.
Этап урока | Методы, приёмы | Содержание урока | Деятельность учащихся | Метапредметные результаты |
1.Организацион-ный | Приветствие учителя. | Приветствуют учителя | Умение сконцентрироваться на работу | |
2. Повторение ранее изученного | Фронтальный опрос | - Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? - Что такое ряженье? - Как оно проходит? - Почему участие ряженных в календарной обрядности требует изменения внешнего облика человека и особой формы поведения? - Какие существуют принципы противопоставления « своего» «чужому» в обряде ряженья? | Отвечают на вопросы, оцениваю свои знания | Умение пользоваться полученной информацией |
3.Знакомство с новым материалом | Эвристический поиск | - Ребята, послушайте пословицу: Молодец в кафтане, девка в сарафане. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Исходя из этой пословицы, как вы думаете какая тема сегодняшнего нашего урока? А сейчас люди носят такую одежду? (такую одежду носили в старину на Руси). У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд. - Давайте посмотрим на экран (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 2 - 3) - Вы заметили, что стремление человека к красоте, его мечта о прекрасном и небывалом воплощается как в предметах народного быта и в деревянном зодчестве, так и в одежде. - Сегодня мы познакомимся с праздничной одеждой северных и южных губерний России, посмотрим, чем они похожи и чем отличаются. - Весь ансамбль праздничного костюма подчеркивал красоту женщины, делал ее похожей на прекрасный цветок или птицу. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 4.) Красна девица идёт, Словно павушка плывёт, На ней платье голубое, Лента алая в косе, На головушке перо. - Вот как говорили о русской девушке на Руси! Почему, как вы думаете? С кем сравнивают красавицу? (Павушкой, птицей) - Обратите внимание на особенности праздничного костюма. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 5) - А что у них общего? (Узоры) Как можно назвать по-другому? (Орнамент) - Любой русский костюм в старину непременно был украшен орнаментом, вышивкой. - Основу русского костюма в центральных и северных районах России составляла рубаха и сарафан. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 6). Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. Такие обычно носили мужчины. Также в их наряд входили штаны, которые заправлялись в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти. Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком. Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету. Почему? (Красный цвет. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.) Особое значение придавалось расположению рисунка. Например:
- Теперь, посмотрите, изменился ли по сравнению с северорусским костюмом ансамбль женской одежды из южных районов России? (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 7) - Что изменилось? (Исчез сарафан – основа северорусского костюма). Вместо него на рубаху надевали понёву – поясную одежду замужней женщины. Нет и душегрейки. Поверх рубахи, понёвы надевали запон (занавеска, передник) и только затем – навершник (это женская верхняя нагрудная одежда, которую носили осенью или весной. Навершник не подпоясывали). - А что же общего у северных и южных русских костюмов? (Наличие орнаментальной вышивки). - С какой целью мастерицы вышивали эти орнаменты? - Орнаменты-обереги защищали, охраняли человека за пределами его крепости – дома – от недобрых сил. | Наблюдают за изделиями, анализируют, аргументируют своё мнение | Умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать |
4. Педагогический показ | Демонстрационное объяснение | - Итак, сегодня, ребята, мы будем учиться рисовать русский народный костюм северорусских и южнорусских народов. - Ребята, посмотрите внимательно на доску. Сейчас я вам буду показывать, как изображаются знаки, символы могущественных сил природы на костюмах. (Солнечные знаки – круги, ромбические и крестообразные фигуры, изображение коня, оленя, птицы. Символ земли – прямая линия. Символ земли и плодородия – женская фигура и квадратик с точной посередине. Знак воды – волнообразная ритмическая линия. Символ вечно живой природы – древо, цветы, веточки. Символ счастливого брака – две птицы голова к голове). | Наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы | Умение следить и усваивать практические приёмы работы |
5. Постановка творческой задачи | Инструктаж | - Итак, вам необходимо нарисовать русский народный костюм. | Принимают задачу общую и личную | Умение воспринимать задания, мобильно выполнять работу, формирование ответственного, творческого отношения к работе |
6. Практическая работа | Практическая работа | - Ребята, положите лист альбома вертикально. Решите, какой костюм вы будите рисовать: северорусский или южнорусский. - Чтобы работа получилась интересной, работайте с желанием и включайте свою фантазию, воображение. | Самостоятельно выполняют задания | Умение правильно выполнять задания |
7. Подведение итогов. | Демонстрационный обобщающий вопрос. | - Итак, ребята, творческая работа успешно завершена. – Какие костюмы вам понравились больше всего? - Правильно ли переданы элементы костюма? - Чей орнамент на костюме вам понравился? | Осматривают выставку, оценивают достижение свои и других | Поведенческие умения, рефлексивные, умение анализировать результаты труда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по курсу "Окружающий мир" образовательной системы "Школа 2100", 3 класс,авторы учебника Ф.Ф.Вахрушев, Д.Д. Давыдов с УУД на каждый урок
Такая форма планирования новая, поэтому хочется с кем-то посоветоваться....
Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100
Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...
" В каждом посаде в своем наряде". ИЗО, 3 класс (конспект урока).
Данный урок познакомит учащихся с историей русского народного костюма, о особенностями одежды женщин Тульской губернии; углубит представления детей о значении знаков - символов (обе...
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "В каждом посаде в своем наряде" 3 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "В каждом посаде в своем наряде" 3 класс (конспект + презентация)...
Технологическая карта урока изобразительного искусства.Тема: «В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры обереги». УМК "Школа России".
Тема: «В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры обереги».Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с традиционной культурой и искусством России, ру...
УМК "Перспектива" конспект урока изобразительного искусства 3 класс Тема: "В каждом посаде в своем наряде"
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с традиционными русскими-народными нарядами.Планируемые результатыПредметные:знать особенности русского народного костюма; ...