Конспект урока по изобразительному искусству Тема: «Хохломская роспись».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Урок знакомит детей с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка «Хохлома»; формирует умение выполнять элементы хохломской росписи; развивает воображение, художественный вкус; воспитывает интерес к урокам рисования, уважение к тем, кто творит такие произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_izo_krasota_vokrug_nas.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого урока по изобразительному искусству
Тема: «Хохломская роспись».
Цели: ознакомление с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка «Хохлома»; формирование умений выполнять элементы хохломской росписи; развитие воображения, художественного вкуса; воспитание интереса к урокам рисования, уважения к тем, кто творит такие произведения.
Ход урока:
- Организация класса.
- Приветствие учащихся.
- Проверка готовности учащихся.
- Подготовка красок к работе.
- Постановка темы урока.
У. Послушайте стихотворение.
Хохломская роспись
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи-перелески,
Солнечной медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома
-Наш урок посвятим изучению старинного народного промысла – Хохломской росписи или Хохломы.
- Актуализация знаний учащихся
У. Человек издавна старался украсить свой дом: резьбой наличников, карнизов.
Внутри дома полотенца вышитые, расписная посуда.
В каждом селе есть свои умельцы, но есть села, в которых все, от мала до велика, занимаются чем-то интересным, выполняют какие-либо интересные вещи. Это и есть промысел.
- Вводная часть
У. (Показываю) Использую рисунки «Хохломская роспись»
Посмотрите, какая красивая «богатая» роспись на этих предметах. Это хохломская роспись. И сегодня вы узнаете, где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают хохломской росписью. В старину люди ели из деревянной посуды.
Названа эта роспись деревянной посуды и мебели, по имени села, расположенного в Нижегородской области. В селе хохлома, на ярмарках продавалась эта замечательная посуда, а когда и как родилось это чудо народных умельцев, вы узнаете из легенды.
(Читаю легенду)
Сказочник.
В древние времена жил в Москве мастер живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил вольную жизнь и поэтому, однажды, тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса.
Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступив через порог – глаз нельзя было отвести от мебели, да и от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела.
Для этого натирал он посуду оловянным вареным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золоте становилось похоже.
Слава о мастере разнеслась оп всей земле, дошла она и до грозного царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.
Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего мастерства, а утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его мастерство односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать ее всем, кто захочет.
Мастер. Держит горшочек и рассказывает.
Из легенды вы уже многое узнали о том, как получается посуда с хохломской росписью. Я вам еще напомню, что вытачивается она на токарном станке или вырезается ножом из липы и березы. Затем вещь покрывается тончайшим слоем глины, тщательно прослушивают, покрывают олифой.
Художник (в берете с кистью и мольбертом)
Теперь за дело принимается художник. Сначала все изделие надо покрыть серебристым алюминиевым порошком, а уж потом нанести роспись масляными красками.
Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще ярче меняются на золотом и черном фоне. С большим старанием делают хохоломчане свою посуду.
У. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент.
Вот элементы хохломской росписи. (показываю элементы хохломской росписи)
«травка», «ягодка», «кудрина», «листочек».
Самые главные виды росписи: «травка», «кудрина». Завиток является основным элементом хохломской росписи.
Но среди ягод и цветов вдруг могут появиться и фантастические птицы. Сказочный образ жар-птицы с золотым оперением стал традиционным для хохломской росписи.
Необычайное богатство хохломской росписи достигается тем, что рисунок на поверхности изделия наносится всякий раз импровизированно, свободно. Мастер как бы сочиняет его на ходу. В результате появляются новые мотивы орнамента.
Стихотворение
Как волшебница жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая хохлома!
И богата и красива
Гостью рада от души
Кубки, чашки и ковши
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Зорь червонные лучи,
И узорчатый орнамент.
Древнесуздальской парчи!
V. Физ. минутка.
Сказка даст нам отдохнуть
Отдохнем и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
- Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо мы шесть раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам,
Раз, 2, 3, 4, 5
Повторите-ка опять;
Раз, 2, 3, 4, 5.
Красной шапочки совет;
Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, 2, 3, 4, 5
Повторите-ка опять:
Раз, 2, 3, 4, 5
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
- Работа над новым материалом.
Пословица «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго».
У.Давайте рассмотрим изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники? (травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.)
У. Ребята, какие цвета встречаются в узорах?
Д. В основном это: красный, черный, зеленый, коричневый, желтый цвета
(Цвета природы)
-Какие чувства символизируют эти цвета? (красный-радость, золотой-тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый- цвет жизни, природы; черный- торжественность)
-Главный элемент росписи- травка, художников называли «травниками».Травки, ягодки, цветы, птицы- все то символы счастливой жизни, как бы олицетворяют мечту людей о счастье.
У. (Объяснение выполнения работы).
- Сначала раскрашиваем стебель с крупными завитками.
- Затем самые крупные травинки. Эти штрихи – травинки наносятся легкими движениями без нажима.
- Раскрашиваем ягодки.
- Тонкой кистью раскрашиваем отдельные элементы. Раскрашиваем легко, свободно, используя такие тонкие удары – черные и красные точки.
Хохломская роспись выполняется кистью то руки. При этом кисть держится «щепоткой», перпендикулярно поверхности.
- Самостоятельная работа учащихся (включить музыку).
-Вот мы прослушали стихи, рассмотрели основные элементы хохломской росписи.Теперь настало время самим поработать в качестве мастеров-художников.
-сегодня вы будете расписывать посуду, но я вам хочу сказать «Учитесь у стариков и природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это будет настоящее творчество!».
Физминутка.
Закройте глаза, представьте, что вы находитесь в настоящей мастерской, что каждый из вас художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Теперь разомните ладоши, пальцы. Приготовьте руки для работы.
У. Выполните самостоятельно узор.
- Итог урока.
Выставка работ учащихся.
У. Молодцы, вы очень красиво выполнили (выборочно вывесить отдельные работы).
У. ребята, остальные работы, когда все закончите тоже повесим, сделаем выставку, чтобы гости заходили и смотрели.
У. какую особенность травной росписи вам удалось произвести и почувствовать в своей работе?
Д. Узор получается мягких очертаний, легкий и подвижный.
Простые по форме,
А радуют взор,
Богат и наряден
чудесный узор.
По золоту фона
Затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется,
Попробуй, сумей-ка.
А где-то Кудрины
По черному полю
Мерцают, как звезды
В небесном раздолье.
Обобщение изученного материала.
У. С произведениями какого народного декоративно-прикладного искусства вы сегодня познакомились?
Д. Мы сегодня изучали искусство Хохломы – одного из старейших центров Русской культуры, прославленного талантливыми руками народных умельцев.
У. Почему хохломскую роспись называют пламенной и золотой?
Д. Пламенной – хохлому называют потому, что окрашенную посуду закаливают в пламени горячей печи и основной цвет росписи красный.
Д. Золотой – потому, что после того как изделия натирают алюминиевым порошком, расписывают маслеными красками, обжигают в печи и покрывают лаком, предметы становятся как бы золотыми.
У. Мы очень горды тем, что живем на земле, где работают такие замечательные мастера Золотой Хохломы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Патриотическая тема в искусстве.»
Цели деятельности учителя: Формирование условий для эмоционально-ценностного отношения учащихся к празднику Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.Формирова...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Картина-пейзаж». 2 урок. 3 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Картина-пейзаж»Цели деятельности учителя: развитие умений выполнять композицию «Картина-пейзаж»;Планируемые результаты:...
Конспект урока по изобразительному искусству Тема урока: «Картина - натюрморт» (композиция). 3 класс.
Конспект урока по изобразительному искусствуТема урока: «Картина - натюрморт» (композиция) Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о многообразии форм изображ...
Конспект урока по изобразительному искусству Тема урока: «Картина-натюрморт «Русская старина» Неменский 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование знаний о композиции натюрморта, формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов Планир...
КОНСПЕКТ УРОКА по изобразительному искусству Тема: «Школьный карнавал. Обобщение темы» (коллективное панно)
Цели деятельности учителя: обобщить знания о зрелищах, карнавалах, подготовить учеников к выполнению коллективного панно, подчеркнуть роль каждого в общей работе.Планируемые результа...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству, тема: "Хохломская роспись", 1 класс
Цель: формирование у обучающихся умения росписи изделия элементами орнамента хохломской росписи. Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с особенностями хохломской росписи;2. Закреп...
Конспект урока по изобразительному искусству Тема урока: Украшение и фантазия. «Кружевные узоры».
Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия для формирования умения рисовать кружевные узоры.Предметные задачи: содействовать формированию представления об отражении элементов природы ...