Рабочая программа ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. 5 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского.
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младшего подросткового возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_fgos_2012.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Шиловская средняя общеобразовательная школа №2
муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР_______ ( ) «_30_» август 2012 г.
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Шиловская сош № 2 Ручина Л.А. пр.№ от 2012 г.
|
Рассмотрено на заседании ШМО учителей труда, технологии, музыки, ИЗО протокол №______ от 30 августа 2012 г. Рук. ШМО ( )
|
Рабочая программа
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.
5 класс.
Кол-во часов в неделю:1
Составлена на основе авторской программы под редакцией Б.М.Неменского.
Разработчик программы: Агагулян Н.Ф., учитель ИЗО
Шилово
2012 г.
Рабочая программа.
5 класс.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского.
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младшего подросткового возраста.
Цели и задачи:
- развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
- гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;
- развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- знакомство с основами декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.
Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.
Обучение детей 5 класса изобразительному искусству направлено на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в 5 классе
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
• в трудовой сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
— умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в 5 классе проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:
• в познавательной сфере:
— познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
— осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
— приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
— различать изученные виды пластических искусств;
— воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
— описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
— развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искус-ства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
— понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
— уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
---ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
• в коммуникативной сфере:
— ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
— организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
• в эстетической сфере:
— реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
— развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
— применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.
Содержание программы «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» распределено по четвертям - ступеням, которые последовательно выстраиваются от осознания уникальности народного (крестьянского) искусства к современным формам ДПИ. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Тема всего курса обучения:
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Темы разделов:
Тема 1. Древние корни народного искусства (8 часов)
Тема 2. Связь времен в народном искусстве (9 часов)
Тема 3. Декор – человек, общество, время (8 часов)
Тема 4. Декоративное искусство в современном мире(9 часов)
Достижению личностных и метапредметных результатов способствует изучение изобразительного искусства в 5 классе с применением технологии этического диалога, автором которой является А.И. Шемшурина, доктор педагогических наук, зав. лаб. аксиологических основ воспитания. Элементы этического диалога используются при ознакомлении с темами:
1. Древние образцы в народном искусстве. + Этич. диалог «Человек –хозяин природы или её дитя»
8. Народные праздничные обряды. Масленница. + Этич. диалог «Делу – время, потехе – час» (Раздел «Древние корни народного искусства»).
16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни+ Этич. диалог «Зачем нам корни»
17. Связь времён в народном искусстве. + Этич. диалог «Без прошлого нет будущего» (Раздел «Связь времён в народном искусстве»).
20. Одежда говорит о человеке + Этич. диалог «Внешний вид и внутреннее содержание».
22. О чём рассказывают гербы и эмблемы + Этич. диалог «Рыцарство: пережиток прошлого или веяние будущего» (Раздел «Декор – человек, общество, время»).
26. Современное выставочное искусство. Этич.диалог «Что такое красота и зачем она нужна людям». (Раздел «Декоративное искусство в современном мире»).
С целью реализации краеведческого аспекта, предусмотренного и программой Б.М. Неменского, и образовательным стандартом, содержание тематического планирования дополнили уроки знакомства школьников с художественными промыслами Рязанской области, символикой п. Шилово и творчеством художников-прикладников.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся является анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ; игровые формы (викторины, составление и решение кроссвордов, лото и др.).
Оценивать работы учащихся по декоративно-прикладному искусству следует по следующим критериям:
-декоративность (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы);
содержательность (полнота реализации в практической деятельности знаний, полученных в процессе восприятия);
-индивидуальность (авторская позиция, фантазия, новизна в рамках традиции).
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе:
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
-истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
-особенности уникального крестьянского искусства;
-семантическое значение традиционных образов, мотивов
- несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий.
Учащиеся должны уметь:
- Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен;
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство;
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, единство материала, формы, декора;
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыками работы в конкретном материале.
Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Учебно-методическое обеспечение обучения изобразительному искусству
Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / Под редакцией Б.М. Неменского,— М.: Просвещение, 2009.
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 класс. - М.: Просвещение, 2007.
Горяева Н.А., Островская О.В Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
Ноутбук, мультимедийный проектор, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, видеокамера.
Этюдники планшетные.
Сборники иллюстративных материалов и репродукций художников.
Ко всем урокам разработаны презентации в формате Microsoft Office Power Point
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"
Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Урок изобразительное искусство класс 4. Тема:"Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".
Технологическая карта урока ИЗО,4 класс,УМК Школа России...
Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1 Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами.
Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами....
Предмет: Изобразительное искусство Класс: 1 Тема: Узоры, которые создавали люди
Паспорт урока1. Класс: 12. Место проведения: учебный кабинет3. Продолжительность: 45 минут4. Предмет: Изобразительное искусство5. Тема: Узоры, которые создавали люди7. Тип урока: открытие новых знаний...