Рабочие программы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4rk_izob-stvo.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Основные содержательные линии
В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Цели обучения
Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения:
♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
♦ анализировать результаты сравнения;
♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;
♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;
♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Результаты обучения
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):
• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
• известные центры народных художественных ремесел России;
• ведущие художественные музеи России.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
В конце 4 класса учащиеся должны:
• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:
• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;
• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
• приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;
• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;
• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;
• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;
• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.
Дата | № | Тема урока | Тематическое планирование урока | Коррекция | Формирование УУД | |
Истоки родного искусства. (8 ч) Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. | ||||||
04.09 | 1. | Какого цвета Родина? Осенний вернисаж. | Пейзаж родной земли . 2 часа. Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа. Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | ||
11.09 | 2. | Пейзаж родной земли. Березовая роща. | Формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности | |||
18.09 | 3. | Гармония жилья с природой | Деревня — деревянный мир. 2часа. Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления | ||
25.09 | 4. | Деревня - деревянный мир | овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. | |||
02.10 | 5. | Образ русского человека (женский образ) | Красота человека. 2 часа. Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться. Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | ||
09.10 | 6. | Образ русского человека (мужской образ) | освоение способов решения проблем творческого и по-искового характера | |||
16.10 | 7. | Воспевание труда в искусстве | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | |||
23.10 | 8. | Народные праздники. Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства» | Народные праздники. 2 часа. Праздник — народный образ радости и счастливой жизни. Роль традиционных народных праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др. | готовность слушать собеседника и вести диалог | ||
Древние города нашей земли (7 ч) Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. | ||||||
06.11 | 9. | Древнерусский город - крепость | Древнерусский город – крепость. 1 час. Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
13.11 | 10. | Древние соборы | Древние соборы. 1 час. Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор — архитектурный и смысловой центр города. Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
20.11 | 11. | Древний город и его жители | Древний город и его жители. 1 час. Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад — основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их роль в жизни древних городов. | готовность слушать собеседника и вести диалог. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | ||
27.11 | 12. | Древнерусские воины-защитники | Древнерусские воины- защитники. 1 час. Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
04.12 | 13. | Города Русской земли. Золотое кольцо России. | Города Русской земли. 1 час. Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
11.12 | 14. | Узорочье теремов. Изразцы. | Узорочье теремов. 1 час. Рост и изменение назначения городов — торговых и ремесленных центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
18.12 | 15. | Праздничный пир в теремных палатах. | Праздничный пир в теремных палатах. 1 час. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами. | готовность слушать собеседника и вести диалог. | ||
Каждый народ — художник (11 ч) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. | ||||||
25.12 | 16. | Праздник как элемент художественной культуры страны. | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии . 3 часа. Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл. Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии. Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты. Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой. Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характерные особенности японского искусства. | готовность слушать собеседника и вести диалог. | ||
15.01 | 17. | Отношение к красоте природы в японской культуре | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | |||
22.01 | 18. | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | |||
29.01 | 19. | Искусство народов гор и степей. | Искусство народов гор и степей. 1 час. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира. Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | ||
05.02 | 20. | Образ художественной культуры Средней Азии. | Образ художественной культуры Средней Азии. 1 час. Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
12.02 | 21. | Образ красоты древнегреческого человека | Древняя Эллада. 3 часа. Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорций в образе построек. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | ||
19.02 | 22. | Древнегреческая культура | . | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
26.02 | 23. | Олимпийские игры в Древней Греции. | освоение способов решения проблем творческого и по искового характера. | |||
05.03 | 24. | Образ готических городов средневеко вой Европы. | Европейские города Средневековья.2 часа. Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
12.03 | 25. | Средневековые готические костюмы | готовность слушать собеседника и вести диалог, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | |||
19.03 | 26. | Обобщение по теме «Каждый народ – художник» | Многообразие художественных культур в мире. 1 час. Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник». Понимание разности творческой работы в разных культурах. | готовность слушать собеседника и вести диалог | ||
Искусство объединяет народы (8 ч) От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. | ||||||
02.04 | 27. | Портрет мамы. | Все народы воспевают материнство. 2 часа. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве. Великие произведения искусства на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
09.04 | 28. | Я и моя мама. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | |||
16.04 | 29. | Все народы воспевают мудрость старости. | Все народы воспевают мудрость старости. Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
23.04 | 30. | Сопереживание – великая тема искусства | Сопереживание – великая тема искусства 1 час. Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
30.04 | 31. | Герои, борцы и защитники | Герои, борцы и защитники 2 часа. Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
07.05 | 32. | Герои, борцы и защитники | готовность слушать собеседника и вести диалог, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | |||
14.05 | 33. | Юность и надежды | Юность и надежды 1 час. Тема детства, юности в изобразительном искусстве. В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
21.05 | 34. | Обобщение по теме «Искусство объединяет народы» | Обобщение по теме «Искусство объединяет народы» 1 час. Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира. Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников. | готовность слушать собеседника и вести диалог, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...