Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению кружка «Как прекрасен этот мир»
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению кружка «Как прекрасен этот мир» включает в себя описание нормативно-правовой базы, цели и задач, методов, ценностных ориентиров, формируемых универсальных учебных действий, а также календарно-тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению кружка «Как прекрасен этот мир» разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А.Горского, 2-е издание. – М. : Просвещение, 2011.
Нормативно - правовой базой для составления программы явились:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
В реформируемом российском государстве стратегическая цель социального развития сформулирована как построение правового государства и гражданского общества. Следовательно, важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача, особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери». Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития школьников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров.
Общая характеристика курса
Цель курса – воспитание патриотизма, любви и уважения к своей родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по предметам «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство».
Задачи:
- ввести ребёнка в мир истории через знакомство с устным народным творчеством;
- научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;
- развивать коммуникативные умения в процессе общения;
- ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
- воспитывать преданность Родине;
- воспитывать основы гражданского сознания;
- воспитывать гуманное отношение к окружающим людям;
- воспитывать любовь, уважение и гордость за свою Родину;
- способствовать изучению духовного и культурного наследия русского народа.
Методы работы
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в музеи; наблюдения;
• целевые прогулки;
• моделирование и показ сказок
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических праздников.
Практический метод
• проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• изготовление кукол к сказкам;
• постановка сказок, литературных произведений, праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности
Формы работы
1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды).
2) Знакомство с традиционным укладом жизни наших предков, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научиться:
- использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать ( выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность:
· развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;
· познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
· использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;
· создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Место курса в учебном плане
По учебному плану внеурочной деятельности на 2014-2015 учебный год в школе на изучение курса в 3-м классе отводится
1 час в неделю (всего 34 часа в год).
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.
Содержание программы (34 ч)
Народное искусство (1 ч)
Путешествие по народным промыслам. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.
Дымковская игрушка (2 ч)
«Барышни-франтихи». Учить расписывать более сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, нанесению мелких элементов поверх крупных; учить самостоятельно, подбирать цвета для росписи куклы, цвет головного убора и жакета повторять в отдельных элементах узора на юбке; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус).
Русская матрешка (2 ч)
Лепка «Все они матрёшеньки, Все они милашеньки...» Обогащать знания детей о русской матрёшке; вызвать у детей интерес к образу, учить передавать фигурку из целого куска глины, лепить матрёшек разных по величине; воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству.
Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки». Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России.(Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская);
Хохлома(2 ч)
Рисование «Украсим теремок для зверей». Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов. Используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».
Гжель (2 ч)
Лепка «Гжельские фигурки». Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров закрепить умение лепить из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный), используя мотивы Гжели.
Городецкая роспись(2 ч)
Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске). Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.
Жостово(2 ч)
Декоративное рисование «Жостовские цветы». Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Вологодские кружева (2 ч)
Декоративное рисование «Что за дивные узоры». Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой воздушной сеткой, учить аккуратно старательно «плести» кружева - рисовать узор из знакомых форм.
Павлово-Посадские шали и платки (2 ч)
Декоративное рисование «Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа, «холодный» батик). Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей.
Подарки белоствольной красавицы (2 ч)
Декоративное рисование «Украшения из бересты». Продолжать знакомство детей с изделиями из бересты. Закрепить умение составлять узор для туеса из простых элементов узора (листьев, бутонов, цветов), располагать их на полосе, путём свертывания полосы (когда краска высохнет) сделать браслет, полюбоваться узором на объёмной форме.
Русский народный костюм (2 ч)
Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.
Орнаменты родного края.(5 ч)
Лепка «Родные мотивы». Побуждать детей к самостоятельному поиску способов лепки животных нашего округа (заяц, лиса, медведь, волк и т.д.), а также в национальной одежде по замыслу; развивать умение лепить человека в движении. Воспитывать любовь к родному краю.
Преданья старины глубокой (3 ч)
История и специфика русского фольклора. Разнообразие жанров фольклора. Русская песня. Идейно-художественная и стилистическая пестрота русской песни. Многообразие жанров песни: историческая, военно-историческая, бытовая, лирическая, исходная, обрядовая.
Былина. История возникновения и эволюции былин. Тематика былинного эпоса.
Частушка. Язык частушек. Отражение в частушках условий быта, происходящих событий местного колорита. Разнообразие тематики. Самобытность пословиц и поговорок.
Легенда. Сказки, предания, сказы. Плачи, заговоры, поверья, приметы, заклички. Практические занятия:
Обыгрывание с элементами театрализации некоторых произведений. Проведение викторин, конкурсов в качестве итогового урока.
Творческое задание:
Отыскать произведение определенного фольклорного жанра (по выбору учащихся) и выучить его с соблюдением песенных или сказительных особенностей (например, как исполняют бабушки).
Обряды и праздники на Руси (4 ч)
Этапы и особенности свадебного ритуала. Хороводы «Улица», игра «А мы пашню пахали». Новый год .. Колядки, щедрование, гадания, приметы. Проводы зимы, Масленица. Праздники Ивана Купала. Поверье о цветущем папоротнике. Обычай новоселья. Рождение детей.
Практические занятия:
Игры по книге В.Петрусинского: «Ярмарка», «Праздник Ивана Купалы», «Святки», «Масленица», «Новоселье».
Творческое задание:
Подготовить материал для практического занятия. Вспомнить приметы, игры, связанные с обычаями и праздниками. Найти в литературных произведениях описания подобных праздников и обрядов.
«Мамин праздник» (1 ч)
Как на Руси относились к женщине - матери. Русские колыбельные песни Беседа с элементами сюжетно - ролевой игры,
разучивание песен.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемые результаты УУД | Деятельность учащихся | дата | ||||
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | план | факт | ||||
Народное искусство | 1 | Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека. | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Просмотр презентации, составление орнамента | 2.09 | ||
2-3 | Дымковская игрушка | 2 | Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. | Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Конструирование, рисование | 9.09 16.09 | |
4-5 | Русская матрешка | 2 | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств. | Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий. | Формирование умения определять цели, функции участников и способов взаимодействия, работа в группах. | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | Лепка, рисование | 23.09 30.09 | |
6-7 | Хохлома | 2 | Формирование моральной самооценки. Умение в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие, так и плохие. | Поиск и выделение нужной информации. | Умение слушать и вступать в диалог. | Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, участников группы. | Рисование | 14.10 21.10 | |
8-9 | Гжель | 2 | Формирование моральной самооценки. Умение в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие, так и плохие. | Поиск и выделение нужной информации. | Умение слушать и вступать в диалог. | Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, участников группы. | Лепка | 28.10 11.11 | |
10-11 | Городецкая роспись | 2 | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной культурой. | Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. умение приводить примеры произведений искусства, | Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. | Рисование | 25.11 2.12 | |
12-13 | Жостово | 2 | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Подведение под понятие – распознавание объектов. Формирование универсального логического действия – синтез (составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали). Умение структурировать знания. | Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. | Рисование | 9.12 16.12 | |
14-15 | Вологодские кружева | 2 | Формирование умения называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; объяснять своё | Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. | Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении | Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Рисование | 23.12 06.01 | |
16-17 | Павлово-Посадские шали и платки | 2 | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий. | Умение доносить свою позицию до других; оформить свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях. | Предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия. | Рисование | 13.01 20.01 | |
18-19 | Подарки белоствольной красавицы | 2 | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. | Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. | Конструирование, рисование | 27.01 3.02 | |
20-21 | Русский народный костюм | 2 | Формирование познавательного мотива. | Поиск и выделение нужной информации. | Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. | Прогнозирование результата. | Конструирование и лепка | 10.02 24.02 | |
22- 26 | Орнаменты родного края. | 5 | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Формирование умения устанавливать аналогии. | Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. | Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. | Рисование | 3.03 10.03 17.03 24.03 31.03 | |
27-29 | Преданья старины глубокой | 3 | Формирование познавательного мотива. | Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Пение песен, частушек, рассказывание сказок, былин | 14.04 21.04 28.04 | |
30-33 | Обряды и праздники на Руси | 4 | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. | Формирование умения контролировать действия партнёра. | Формирование способности к целеполаганию. | Театрализация, хороводы | 5.05 12.05 19.05 | |
34 | «Мамин праздник» | 1 | Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации. | Формирование умения устанавливать аналогии. | Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Беседа с элементами сюжетно - ролевой игры, разучивание песен | 26.05 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Литература для учителя:
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
2. Гнедич П.П.История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. - М.: Эксмо, 2008 - 848 с.
3. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О.В.Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2007 - 185 с.
4. История русской культуры. - М.: Эксмо, 2007 - 832 с.
5. Костерин Н.П. Учебное рисование.- М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
6. Островский Г. Рассказ о русской живописи. Москва. Издательство «Изобразительное искусство», 1990 - 347 с.
7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А.Горского, 2-е издание. – М. : Просвещение, 2011.
8. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова. Сост. Е.Н.Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 144 с.
9. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват.учреждений /Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. – М. : Просвещение, 2011. – 80 с.
10. Программы общеобразовательных учреждений (1-4 классы) «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла/ Т.Я.Шпикалова. – М.: Просвещение, 1996. – 91с.
11. Программа дополнительного художественного образования. Изобразительное творчество. Н.В.Гросул
12. Программа дополнительного художественного образования. Прикосновение (печатные техники).Е.И.Коротеева.
13. Программа дополнительного художественного образования. Волшебный мир народного искусства. О.И.Радомская.
14. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / Сост. Н.Н.Ростовцев и др.. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
15. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 80 с.
16. Фенина С. Беседы о русских художниках. Москва , Издательство «Русский язык», 1990. - 214 с.
17. Ю.М.Кирцер. Рисунок и живопись, 1992. Волков В.М. Русская деревня. – М., 2004.
18. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – М., 2001.
19. Латышина Д.И. Живая Русь. – М.,1995.
20. Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. – М., 1980.
21. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3_х ч. – М., 1998.
22. Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М., 2001.
Литература для обучающихся:
1. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка, 1995.
2. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи, 1995.
3. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 4. Краткий словарь,1995
4. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть3. Основы композиции, 1995
Учебно-наглядные пособия для обучающихся:
- Репродукции и слайды картин разных художников.
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Муляжи фруктов и овощей.
- Набор гипсовых геометрических тел.
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы, драпировки и др.).
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
- Таблицы по декоративно-прикладному искусству.
- Таблицы последовательного рисования по темам (в папках).
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
- Презентации учителя и учащихся к занятиям.
- Фильмы об искусстве.
Используемые сайты:
· www.lseptembter.ru –Издательский дом «Первое сентября»;
· www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образования»;
· www.km.ru- Образовательные сайты компании «Кирилл и Мефодий»;
· www.college.ru –«Открытый колледж»-сайт дистанционного обучения школьников;
· http://new.teacher.fio.ru/ -Cайт «Учитель.RU»;
· www.museum.ru – Портал «Музеи России»;
· www.hermitage.ru –государственный Эрмитаж.
· www. Shtrih-33.ucoz. штрих-школа творчества
· www. Videoresursy.ru – медиаресурсы для образования и просвещения
· www. Pedagogy.ucoz.ru – учителю ИЗО и черчения
· www. Cd-izo.narod.ru – «Комплекс уроков по ИЗО» - готовые уроки, презентации и др.
К реализации программы художественного творчества привлечены следующие материально-технические ресурсы:
· помещение (учебный кабинет со столами, место для выставки);
· компьютер– универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности;
· проектор - подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений;
· принтер - подсоединяемый к компьютеру; дает возможность вывести на печать контрольно-измерительный и наглядный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по духовно-нравственному направлению кружок «Уроки эстетики»
Программа курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики» (далее программа) разработана в целях обеспечения достижений требований стандарта и реализуется в рамках духовно-нравственного направлени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Азбука хорошего поведения
Содержит тематическое планирование с 1 по 4 класс поданнойпрограмме...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Уроки нравственности 1 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Программа ВД "Уроки нравственности" (1-4 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной осно...