Технологическая карта урока изобразительного искусства "Архитектура готического собора" (УМК Перспектива, 4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

 Малыхина Наталья Сергеевна

Цель урока: Формирование представления об образе готических городов средневековой Европы; развитие констурктивных умений и творчества.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Расширить знания и представления учащихся о художественной культуре средневековья;

  2. Научить конструировать готический собор в технике аппликации;

  3. уметь определять отличительные черты объектов готического стиля;

Развивающие:

  1. Развивать творческое воображение, наблюдательность, умение видеть многообразие красоты средневековой культуры;

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к культуре, аккуратность, самостоятельность;

  2. Воспитывать интерес к сохранению художественных ценностей для последующих поколений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Дата: 27.04.2021 г.

Школа: №104

Класс:

Урок: 2

Время:  8:55 – 9:35      Кабинет: 206

Студентка: Малыхина Наталья Сергеевна

Группа: 31

Учитель: Миронова Елена Николаевна

Руководитель практики: Подгорская Татьяна Алексеевна

Тема урока «Художественная культура средневековья. Архитектура готического собора».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока:  Формирование представления об образе готических городов средневековой Европы; развитие констурктивных умений и творчества.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Расширить знания и представления учащихся о художественной культуре средневековья;
  2. Научить конструировать готический собор в технике аппликации;
  3. уметь определять отличительные черты объектов готического стиля;

Развивающие:

  1. Развивать творческое воображение, наблюдательность, умение видеть многообразие красоты средневековой культуры;

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к культуре, аккуратность, самостоятельность;
  2. Воспитывать интерес к сохранению художественных ценностей для последующих поколений.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, рисунки для выставки, бумага, ножницы, клей.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный

Приветствие с учениками

-  Здравствуйте, меня зовут Наталья сергеевна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Усаживает на место детей.

- Присаживайтесь

Приветствуют учителя

Садятся 

Л: Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности

Слайд

 Актуализация знаний и мотивация

(2 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный

Задаёт вопросы по пройденной теме

- Ребята, давайте вспомним  над какой темой мы работаем в этой четверти?

- Всё верно.

-С культурами каких стран мы уже познакомились в этой четверти?

- Какая тема была у нас на прошлом уроке?

-Что вы выполняли на прошлом уроке?

-Что такое витраж?

- Посмотрите на изображение, вы знаете, как называется этот архитектурный стиль?

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся с помощью машины времени в прошлое, в Средневековье.

-Посмотрите на слайд (Изображение соборов).

- Кто знает, что за здания изображены на слайде?

- С чем сегодня мы с вами познакомимся?

- Молодцы!

Отвечают на вопросы

- «Каждый народ-художник

- Япония, Греция

- Витражи в украшении собора Средневековья.

- витраж

- узор на окне из цветного стекла

- Готический

Ответы детей

- Рассмотрим строение средневекового собора

П: выделение известной информации и структурирование знаний

Слайды

Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный

Подведение к определению темы урока.

Предположите, о чем нам предстоит узнать?
- Верно. Предположите тему нашего урока
- Хорошо, ребята! Давайте обобщим все ваши варианты, прочитайте тему нашего урока выведенную на слайде.
-
Исходя из темы урока, какие цели мы можем поставить перед собой? Опорные слова у вас на слайде. (Узнаем…  Научимся…)

Отвечают на вопросы

- о культкре средневековья

-Средневековая архитектура. Соборы

- Художественная культура седневековья. Архитектура готического сбора.

- Узнаем особенности строения средневекового собора, научимся конструировать в технике аппликации собор

П: самостоятельное формулирование темы и сцены

Л: проявление активности в общей работе

Слайды

"Открытие" детьми нового знания
 (8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный

1).  Знакомство с новым материалом

- Что такое Средние века?

- Средневековье – название исторической эпохи 12-15век.

- Давайте вспомним, что характерно для готического стиля?

-Как вы думаете, что мы с вами будем делать в Средневековье?

-Правильно! Знакомиться с архитектурой того времени.

Анализ архитектуры

Итак, рассмотрим характерную той эпохе архитектуру. В центре больших городов и столиц стояли грандиозные соборы. Как выглядели средневековые соборы? (Соборы на слайде)

- Отлично, прочитай определение со слайда.

Готика - особый стиль в архитектуре европейского позднего средневековья, характеризуемый стрельчатыми арками.

- Сейчас, мы рассмотрим собор.

- Что вы можете сказать про этот собор?

Какой он?  

- Какие башни в соборе?

- В соборе есть 3 части. Такие башни заканчиваются шпилем.

Ответы детей

- познакомимся с архитектурой

- с отрыми башнями, стремящимися вверх, красиво украшены

Этот собор устремлен в высь, он имеет башни, окна-стрелы, окно-розу, шпиль и витражи.

- остроконечные и зубчатые

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождения взаимосвязей в предметах.

Слайды

"Открытие" детьми нового знания
 (8 мин)

Построение детьми ново го способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный

Сколько входов имеет собор? Как называется вход? Какой он?

- Как называется вход в собор? определение представлено на слайде, давайте прочитаем его.

Портал-архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, богато орнаментированный.

- Что вы можете сказать про окна в соборе? Как они назывались?

- Посмотрите на изоражение окна-розы, как вы думаете, почему оно так называется?

Роза — большое круглое окно, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками.

Кто знает как это называется?

- Кто скажет, что такое витраж?

Витраж- картина или узор из цветного стекла (в окнах, дверях).

- Чем еще украшали соборы?

- Какой вывод мы можем сделать по архитектуре средневекового собора?

Вывод: Сбор в готическом стиле, устремлен ввысь, он имеет башни, окна-стрелы, окно-розу ,шпиль и витражи.

Педагогический показ приёмов выполнения задания

- Итак ребята, перед тем как начать выполнять задание из цветной бумаги, мы немного потренируемся, возьмём белый лист бумаги ½ а4.

1.Свернем его пополам, отрежем половину листа, нам пригодится половина листа.

Свернем лист горизонтально по полам.

- собор может имень несколько входов, он, как правило большо и красиво украшен

- окно стрела и окно-роза

Ответы детей

- Это называется витраж

- узор из цветного стекла

- арками и статуями

- собор устремлен вверх, имеет портал, окно розу  и окна-стрелы

Выполняют упражнение

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

Стихотворение

"Открытие" детьми нового знания
 (8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный

2.Затем вырежем  заостренную башню и шпиль у собора.

Вырежем окно-розу в виде полукруга. Посмотрите, что у нас получилось.

3.А теперь вернемся к входу нашего собора- порталу. Надрежем угол для главного входа-портала. Отогнем бумагу. Раскроем собор и по линии сгиба надрежем вход.

4.Согнем лист пополам ещё раз до окна-розы. И вырежем с вами окна стрелы, заостренные в виде треугольника, также мы вырежем разные узоры нашего собора.

5.Для выполнения дополнительных башен для собора, нам понадобится оставшаяся половина листа. Свернем её горизонтально два раза, тем самым у нас получится еще две одинаковых башни. Начнём также с  башни и шпиля.

- Будем ли мы вырезать окно-розу?

Верно, окно-розу мы вырезать не будем, т.к роза находится в главном соборе. Будем вырезать только стрельчатые окна.

- У нас готова главная башня и две дополнительных. Осталось собрать собор в единое целое.

- Теперь у нас с вами получился собор в готическом стиле.

- нет, оно только на главной башне

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный

Постановка творческой задачи

- Из каких частей состоит собор?

- С чего начинаем работу?

- Какие окна бывают у собора?

- А сейчас ребята, ваша задача сделать собор из цветной бумаги. Окно-розу и стрельчатые окна

Слушают задание

Л: понимание и выражение в реи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

Самостоятельная работа с самопроверкой
(25 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический

Индивидуальная помощь учащимся.
Фоновая музыка.

- А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы.

- Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим задание и в конце урока у нас будет много красивых архитектурных сооружений.

- Поторопитесь осталось  5 минут.

- Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу.

Выполняют самостоятельную работу

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

Музыка

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный

Задаёт вопросы на повторение

- Итак, давайте вспомним о чем мы говорили на сегодняшнем уроке?

- Какую форму имеет собор?

- Что такое портал?

- Что такое витраж?

- Какие готические соборы вы запомнили?

- Какие цели мы перед собой ставили?

- Достигли ли мы их?

Отвечают на вопросы

- об архитертуре средневековья и о готическом соборе

- устремленную в высь

- вход

- рисунок из цветного стекла

Ответы деетй

-да\нет

П: обобщение и структурирование знаний речи

Рефлексия деятельности

(3 -5 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный

- Теперь мы вывесим все ваши работы на доску.
- Займите свои места. К доске выходит ученик, который выполнил вот эту работу и вот эту.
Указывает на 2 работы

Объясняет, по каким критериям нужно оценивать работы.

- По критериям оценивания, которые вы видите на доске, выберите несколько работ (4-5 работ).

 Критерии оценивания:

  1. Соответствие стилю
  2. Компазиционные особенности
  3. Аккуратность

Благодарит детей за работу и просит убрать рабочее место

- Молодцы! Сегодня вы все очень хорошо поработали.

Убирайте своё рабочее место.

Вывешивают работы

Занимают свои места

Выходят два ученика

П: доказательство качества выполнения задания.

Работы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Экологический плакат» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока: формирование знаний учащимися о виде искусства – экологический плакат через природу всего мира.Задачи урокаДидактические:Знать особенности вида графического искусства - плакат;Учить ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Картина-пейзаж» (УМК «Перспектива», 3 класс

Тема урока: «Картина - пейзаж»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий формирование представлений о весеннем пейзаже; расширение представ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Картина - натюрморт» (УМК «Перспектива», 3 класс

Тема урока: «Картина - натюрморт»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий формирование представлений о композиции натюрморта; ознакомление учащихся с мно...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Картина - портрет» (УМК «Перспектива», 3 класс

Тема урока: «Картина - портрет»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрет...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Картина - портрет» (УМК «Перспектива», 3 класс

Тема урока: «Картина - портрет»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрет...

Технологическая карта урока изобразительное искусство "Зимние забавы" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Создание условия для любования и восхищения детей причудами зимней природы, для их эмоционально- эстетического отзыва на произведения живопис...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Древние соборы. Выполнение древнего собора из бумаги" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с древними соборами на Руси.Задачи урока:Дидактические:1. дать обучающимся представление о древних соборах Руси, рассмотреть соборы Золотого кольца;2. рассмотреть ст...