Технологическая карта урока изобразительного искусства «Памятники архитектуры» (УМК «Школа России», 3 класс).
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений о Памятниках архитектуры, выполнение деревенской избы из бумаги.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дата: 27.10.2022 Школа: №95 Класс: 3А Урок: 4 Время: 10:35-11:15 Кабинет: 114 | Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна Группа: 43 Учитель: Давыдова Арина Владимировна Методист: Буторина Валентина Владимировна |
Тема урока «Памятники архитектуры» Изделие: Изба
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: создание условий для формирования представлений о Памятниках архитектуры, выполнение деревенской избы из бумаги.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с понятием «Памятники архитектуры». 2. Дать представление обучающимся о влиянии архитектуры на облик, лицо города. 3. Показать, что старинная архитектура - это памятник, который охраняется. | Предметные: |
Развивающие: 1. Развивать образное мышление, индивидуальные творческие способности посредством создания избы. | Личностные: 1. Стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. 2. Позитивный опыт участия в творческой деятельности. |
Воспитательные: 1. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к художественным произведениям искусств посредством работы с иллюстрациями; |
УМК: «Школа России», автор – Неменская Л.А., под. ред. Б.М. Неменского, 3 класс
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
1. Самоопределение к деятельности 30 сек | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой на урок | 1. Учитель мобилизует внимание класса и приветствуе6т учащихся. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Садитесь. | 1. Приветствуют учителя. | УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. | Презентация |
2. Актуализация знаний и мотивация 2 мин | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф М: беседа Ф М: практический Ф | 1. Организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний. - Ребята, посмотрите на слайд, кого вы видите? -Как называют этих мастеров? -Что мы можем украшать? Изображать? -Верно. Ребята, мы на этом уроке продолжим украшать. Скажите, а что нам помогает в украшении? Чем мы украшаем? -Что такое орнамент? -Давайте вспомним, что такое ритм? -Абсолютно верно! 2. С помощью беседы подводит учащихся к самостоятельному определению темы. -Ребята, сейчас я хочу прочитать вам стихотворение, а вы внимательно послушайте его. -Торжественно звучит - "Архитектура"! Звучит изящно и легко. И в слове этом будто бы его структура, Как-будто камни сложены звено в звено! О, древняя Красавица-Архитектура! Своих творений мастерством Рассказываешь, как литература, Загадочную повесть о былом! - Как вы думаете, о чем строки? -Отлично! Вы правы! -Кто-то из вас знает, что такое Памятники архитектуры? -Хорошо, ребята. Мы чуть позже узнаем с вами определения данного понятия. -А вы знаете Памятники архитектуры, которые есть в России? -Верно, ребята! | 1. Принимают учебную задачу. -Мастер Изображения, мастер Украшения. Ответы детей -Орнаментом. -Орнамент – рисунок, основанный на чередование и повторение его элементов. -Ритм-повторение в определенной последовательности линий, пятен, предметов, объектов. 2. Слушают и анализируют стихотворение. -Об архитектуре, о том, что не только литература, но и архитектура могут рассказать нам истории определенной местности. -Здания, которые построили давно, а сейчас они памятники и напоминают нам о разных событиях. -Красная площадь, Московский кремль, Зимний дворец, Эрмитаж. | УУКД: умение вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта. УУКД: находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности. | Презентация Презентация Стихотворение Презентация |
3. Постановка учебной задачи 2-3 мин | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: ответы на вопросы Ф М: практический П: определение целей | 1. Создаёт условия для определения учащимися темы и цели урока. -Ребята, предположите, как звучит тема нашего урока? -Какую цель на урок мы можем поставить, опираясь на слайд (Узнать о…, создать). -Абсолютно верно! Тема урока: «Памятники архитектуры». Цель урока: узнать о памятниках архитектуры, создать памятник архитектуры. | 1. Определяют тему и цель урока. - «Памятники архитектуры». -Узнать о Памятниках архитектуры, создать Памятник архитектуры. | УУРД: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | Презентация |
4. "Открытие" детьми нового знания 10-12 мин | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф М: эвристическая беседа П: дискуссия Ф Ф М: беседа Ф М: наглядный Ф М: беседа Ф М: наглядный П: демонстрация этапов работы | 1.Учитель организует проблемную (эвристическую) беседу по открытию нового знания. -Ребята, давайте узнаем, что такое Памятник архитектуры. -Памятник архитектуры - постройка, хранящая в себе память об определенном периоде истории и охраняемая государством. -Давайте вспомним, каких мастеров мы уже знаем с вами? -Верно! -А ещё есть мастер, который помогает всем людям, кто строит или создаёт новые вещи. Предположите, как его зовут? -Мастер Постройки - это АРХИТЕКТОР, который представляет и придумывает каким быть дому. -Помогать нам сегодня на уроке будут наши верные друзья и помощники Мастера Изображения, Украшения и Постройки. -Ребята, посмотрите на слайд, это удивительный храм Василия Блаженного- Покровский собор. Как будто он пришел к нам из сказки. Небольшие постройки с куполами будто бы водят хоровод вокруг центральной постройки. Здесь столько красоты- разнообразие форм, ритм, звучание красок и узоров! -Как вы думаете какой мастер помог в этой сложной форме? -Правильно! -Посмотрите, это Дом Пашкова в Москве напротив Кремля. Это белое здание в прошлом – дворец! Посмотрите, как торжественно возвышается он на холме. -Что вам особенно нравится в нем? -Хорошо, мне тоже очень нравится форма Дома Пашкова и как он украшен. -Ребята, а это Московский государственный университет, который тоже является Памятником Архитектуры. Здание смотрится гордо, величаво, торжественно, как будто царствует над всеми. Как стремительно взметнулся в небо его шпиль! -Вы согласны со мной? -Мы можем увидеть Памятники архитектуры даже в маленькой деревне или селе. Это крестьянские избы и деревянные церкви, поставленные на пригорке как подарок родной земле и небу. -Посмотрите, а Памятники архитектуры нашего с вами города: 1. театр оперы и балета имени М. И. Глинки. Сооружение выполнено в классическом стиле с элементами советского конструктивизма. 2. Краеведческий музей. Эта самая настоящая историко-культурная сокровищница, посмотрите, как отлично постарались архитекторы! 3. Публичная библиотека. Здание симметричное, в классическом стиле. Главный фасад украшен порталом и 8-колонным портиком. Наружные стены из розового шершнёвского гранита. Все лепные работы выполнены по авторским шаблонам. 4. Академический лицей №95. Посмотрите, а это наша школа. Здание совершенно не типовое, в отношении тех школ, к которым мы все привыкли. Я думаю, по таким проектам, просторным красивым, появится не одна школа. Светлые тона, белая мебель, широкие коридоры, современные пространства. -Ребята, а сейчас дадим нашим глазам немного отдохнуть, все встаем и внимательно смотрите на меня и повторяйте: Смотрит влево, Смотрит вправо, Смотрит вверх, Смотрит вниз, Чуть присела на карниз, посмотреть на кончик носа. А с него свалилась вниз. посмотреть на пол. 2. Учитель проводит анализ зданий. - Из каких основных частей состоит здание? (картинка на слайде) -Правильно! – Как вы думаете, легко или трудно построить здание и почему? – Приходилось ли вам самим что-нибудь строить? Например, из снега, кубиков, конструктора? - С помощью чего можно строить на уроке? -Верно! - Итак, я вижу, что вы очень много знаете о различных зданиях. -Скажите, а мы можем сделать свой город или село из какого-нибудь материала? -Отлично! Поэтому на уроке мы создадим с вами наше собственное село! Ранее мы говорили с вами о том, что даже в селах есть много Памятников архитектуры. -Посмотрите на слайд, рассмотрим строение избы. -Изба состоит из крыши, крыша может быть с дымоходом, либо содержать на верхушке различный архитектурный узор. Изба состоит из брёвен. Так же у избы есть окна и дверь. -Наличники у окон вы можете украсить орнаментом, который видите на слайде, саму избу вы тоже можете украсить орнаментом со слайда. 3. Учитель проводит педагогический показ приёмов выполнения практического задания. - Сегодня мы почувствуем себя в роли архитектора. - Сейчас я буду выполнять макет избы в технике бумагопластика. Для этого мне понадобится половинка листа А4 и ножницы. -Я складываю лист вертикально пополам. Начинаю вырезать чуть ниже верхней линии, сначала вырезаю крышу, для нее я сделаю узор, посмотрите внимательно, затем я веду крышу вниз, придавая форму треугольника, далее перехожу к брёвнам, моя изба состоит из 4 бревен, вырезаю 4 полукруга, затем делаю фундамент избы, вырезаю прямую линию. -Но для начала давайте вспомним правила работы с ножницами. -Отлично! -Но перед началом работы немного разомнемся, а то я вижу, что вы немного засиделись. -Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише, Деревце всё выше, выше. -Молодцы! Продолжаем работу. | 1.Отвечают на вопросы, поддерживают диалог с учителем, в процессе изучая новый материал. -Мастер Изображения и Мастер Украшения. Предположения детей. -Мастер Постройки. -Мастер Изображения и Мастер Украшения. -Как украшен Дом, его форма. -Да! Выполняют упражнения. 2.Обучающиеся структурируют этапы выполнения задания, запоминают необходимые действия. -Фундамент, стены, окна, двери, крыша. -Легко, потому что архитекторы- профессионалы; трудно, потому что архитектор должен все четко продумать и не допустить ошибку. -Да/Нет. -Краски, карандаши, цветная бумага. -Да! 3. Принимают учебную задачу. 4. Принимают учебную задачу. Ножницы: 1.Использовать ножницы строго по назначению. 2. Не оставлять ножницы раскрытыми. 3. Работать ножницами только на своем рабочем месте. 4.Передавать ножницы кому-либо кольцами вперед. Выполняют упражнения. | УУРД: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем. УУКД: умение вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. УУПД: Рассматривать, характеризовать конструкцию архитектурных строений (по фотографиям в условиях урока), указывая составные части и их пропорциональные соотношения. УУПД: Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного декорирования предметов из бумаги. УУПД: Рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных жилищ, домиков сказочных героев в иллюстрациях известных художников детской книги, развивая фантазию и внимание к архитектурным постройкам. УУПД: Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционального воздействия. | Презентация Презентация Презентация Раздаточный материал Презентация |
5.Первичное закрепление 0,5 мин | Усвоение нового способа действий | Ф М: беседа П: выявление критериев работы | 1. Учитель предлагает обучающимся сформулировать практическое задание и уточняет его. Определяет критерии качества выполнения задания -Какова же ваша задача на уроке? -Сейчас вы будете самостоятельно выполнять творческую работу. Ваша задача - выполнить макет избы из белой бумаги формата А5 (половинка от А4). Предлагаю закрыть глаза и подумать, какой будет ваша изба - где будут располагаться окна, сколько брёвен в основе у вас будет, какие узоры будут присутствовать в вашем изделии. -Итак, ваша задача вырезать избу, затем раскрасить ее карандашами и украсить орнаментом. Время на вырезание избы 7 минут. Время на то чтобы раскрасить избу 10 минут. Приступайте к работе. Желаю вам успехов! - Ознакомьтесь с критериями оценки качества выполнения задания: 1. Аккуратность. 2. Проявление творчества. 3. Самостоятельность. | 1. Обучающиеся формулируют практическое задание и знакомятся с критериями оценки. -Создать избу. 2. Ознакомление с критериями работы. | УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. | Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой 20-25 мин | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И М: практический | 1. Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество. 2. Осуществляет наблюдение и контроль темпа выполнения задания 3. Помогает обучающимся по мере необходимости. 4. Включает музыку. -Вы большие молодцы! У каждого получаются красивые здания! | 1. Принимают учебную задачу. 2. Выполняют практическое задание. | УУПД: построение из бумаги пространственного макета города. УУРД: умение внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; УУРД: умение соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; | Презентация Аудио- сопровождение |
Включение в систему знаний, повторение 2 мин | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф М: беседа П: ответы на вопросы Ф М: практический | 1. Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов. -Ребята, наше занятие подходит к концу. -Сейчас отложите все на край стола. Какую тему мы сегодня изучали? -С каким новым Мастером мы сегодня познакомились? -А какие Мастера помогали нам на протяжении всего урока? -Ребята, запишите ваше домашнее задание. Вы должны дома внимательно рассмотреть и проанализировать детские работы на странице 51. | 1. Закрепляют знания, полученный на уроке. - «Памятники архитектуры». - с Мастером Постройки. -Мастер Постройки, Мастер Изображения, Мастер Украшения. | УУРД: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | Презентация |
Рефлексия деятельности 3-4 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: практический П: анализ работ | 1. Учитель организует выставку всех работ обучающихся. -А сейчас давайте оценим ваши работы. Первый ряд поставьте свои здания на первую парту, это будет первое село. 2. Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ. -Кто сегодня должен оценивать работы. Выйдите к доске. Опираясь на критерии на слайде выберите самую удачную на ваш взгляд работу. Расскажите, почему вы выбрали именно эту работу. 2. Организует анализ работ 1 ряда. Критерии: 1. Аккуратность. 2. Проявление творчества. 3. Самостоятельность. -Сейчас я приглашаю 2 ряд к доске. Это второе село. 3. Организует анализ работ 2 ряда. Критерии: 1. Аккуратность. 2. Проявление творчества. 3. Самостоятельность. -Выходит 3 ряд, это наше 3 село. 4. Организует анализ работ 3 ряда. 5. Организует самоанализ работ отдельных учащихся. -Те ребята, кто не успел закончить работу обязательно доделают ее дома и принесут на следующий урок. - Вы отлично постарались, у вас получились прекрасные работы. -Мне было очень приятно с вами поработать. Спасибо за урок! | 1. Оценивают, анализируют работы. | УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем. УУКД: умение демонстрировать и объяснять результаты своего художественного опыта. | Презентация Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Древнерусский храм" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений о конструкции и символике древнерусского храма; обучение выполнению эскиза храма в технике «симметричное вырезание».Задачи урока...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-портрет" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике.Задачи урокаДидактические:познакомить с особенностями построения ...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина - натюрморт" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Картина - натюрморт»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических умений изображения натюрморта; развитие способностей понимания, ч...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Рисование пейзажа" (УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Рисование пейзажа»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических умений изображения пейзажа; развитие способностей понимания, чувства и во...
Технологическая карта урока изобразительное искусство «Ритм линий» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисунке.Задачи урокаДидактические:Знать понятие «ритм линий»;Уметь применять полученные знан...
Технологическая карта урока изобразительное искусство «Ритм пятен» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: создание условий для ознакомления с ритмом пятен как со средством художественной выразительности, использование этого средства в изображении летящих птиц.Задачи урокаДидактичес...
Технологическая карта урока изобразительное искусство «Ритм линий» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: закрепление с обучающимися средство художественной выразительности - ритм; формирование умения выполнять композицию «Ритм птиц» в технике аппликация.Задачи ур...