Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству для 4 класса. УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Усачёва Ольга Валериевна
Материал включает в себя КТП изобразительное искусство 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._ktp_izo.docx45.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 4»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета МБОУ «Центр образования № 4»

Протокол педагогического совета МБОУ «ЦО  № 4» №___  от «___» ________  2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Центр образования №4»

______________________  О.А.Зуева

«_____» ________________  2015 г.

Приказ № ___  по МБОУ «ЦО № 4»

от  «___» __________________2015 года

Рабочая учебная программа

по изобразительному искусству

для обучающихся 1-4 классов

Составлена на основе: Программы курса «Изобразительное искусство» под редакцией  Т. Я. Шпикаловой, М.: Просвещение, 2011 год

                                                                                  Составитель Усачёва О. В.

                                                                                    учитель  начальных классов

г. Донской

2015 год

Информационный лист

Класс

Число часов в неделю

Число часов в год

Проекты

Учебник, авторы, название, издательство, год издания

1

1

33

1

-

2

1

34

1

-

3

1

34

1

-

4

1

34

1

-

Всего

135

4

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

2.Федеральный государственный образовательный  стандарт общего начального образования.

3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Планируемые результаты основного общего образования.

5.Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству в 1 – 4 классах.

6.Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

7. Программа по изобразительному искусству Т.Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2011 г.

8.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки  России от 04.10.2010 г. №986 г.Москва)

9.СанПин, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189)

10.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «ЦО  №4» город Донской Тульской области.

Общая характеристика курса

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даѐт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.

Место предмета в учебном плане

На изучение изобразительного искусства  в начальной школе предусматривается  135 ч. Из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Цели и задачи курса

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

• развивать способности  к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• совершенствовать  эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

•помочь освоить первоначальные знания о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

• научить овладеть  элементарной художественной грамотой; формировать  художественный кругозор и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на

развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Таблица тематического распределения часов

Разделы

Количество часов по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Восхитись красотой нарядной осени

9

2

Любуйся узорами красавицы зимы

9

3

Радуйся многоцветью весны и лета

15

4

В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная

11

5

В гостях у чародейки – зимы

12

6

Весна- красна! Что ты нам принесла?

11

7

Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри...

11

8

Зима. . «Как прекрасен этот мир, посмотри...

10

9

Весна. . «Как прекрасен этот мир, посмотри...

5

10

Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри...

8

11

Восхитись вечно живым миром красоты

11

12

Любуйся ритмами в жизни природы и человека

 

 

 

14

13

Восхитись созидательными силами природы и человека

9

Содержание начального общего образования по учебному предмету

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и

произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин —раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий).

Азбука искусства

Обучение основам художественной грамоты. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тѐмное и светлое,

спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

    Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Результаты освоения предмета

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Критерии и нормы оценки ЗУН

Оценка "5" 

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" 

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2" 

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
  • не справляется с поставленной целью урока.

Оценка "1"

         Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в         начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В.  Рабочая программа «Изобразительное искусство». Предметная линия  учебников Т.Я. Шпикаловой,  А.В. Ершовой. 1-4 классы.- М., «Просвещение», 2011
  • Компьютер, мультимедийный проектор.
  • Ресурсы интернета.
  • Наглядные пособия (таблицы,  учебные картины, портреты художников, схемы, плакаты).


  Тематическое планирование по изобразительному искусству. 4 класс.

№ п/п урока

Тема урока

Дата

Коррекционные задачи

Характеристика деятельности          учащихся

Восхитись вечно живым миром красоты.

1.

Целый мир от красоты. Изображение пейзажа по летним впечатлениям (акварель, гуашь).

Беседа: Средства художественной выразительности языка живописи.

формирование зрительных образов и представлений;

формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки;

совершенствование графических навыков;

Рассматривать произведения мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков. Применять выразительные живописные и графические средства в работе.

2.

Древо жизни - символ мироздания.

Выполнение зарисовок и набросков деревьев с натуры, по памяти.

Работать по художественно-дидактической таблице. Сверять с изображениями на ней собственные наброски. Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации.

3.

Мой край родной. Моя земля.

Пейзаж на тему "Величие и красота могучего дерева".

Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики. Выполнять композицию пейзажа на заданную тему.

4.

Цветущее дерево - символ жизни.

Роспись цветущей ветки.

Беседа: Образы цветущей природы в творчестве народного мастера и художника, городецкая роспись.

обучение чтению изображений и соотношению их с натурой;

Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них наиболее распространенные мотивы.  Различать приемы городецкой росписи. Выполнять роспись цветущей ветки с помощью "разживки черным цветом и белилами".

5.

Птица - символ цвета, счастья и добра.

Декоративное изображение птиц.

Повторять за народным мастером ритм и форму "разживок белилами". Выполнять кистью свой вариант росписи птиц у цветущей ветки с использованием приемов городецкой росписи.

6.

Конь - символ солнца, плодородия и добра.

Изображение коня и украшение его разживкой.

развивать зрительные представления о предметах внешнего мира и способах действия с ними;

формировать сенсорные эталоны формы, умение соотносить эти эталоны с формой предметов;

развивать моторные способности;

Различать, как образ-символ коня представлен в разных видах устного народного творчества в декоративно-прикладном и народном искусстве. Овладевать живописными приемами изображения коня. Выполнять кистью свой вариант росписи коня.

7.

Связь поколений в традициях Городца.

Городецкая роспись разделочной доски.

Называть традиционные мотивы городецкой росписи в современных изделиях. Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения  разделочной доски.

8.

Знатная Русская земля мастерами и талантами.

Портрет: пропорции лица человека.

Рассматривать портреты, выполненные живописцами и графиками.  Читать пропорции лица человека во фронтальном положении и вполоборота. Выполнять портрет народного мастера или художника в момент создания им художественного произведения.

9.

Вольный ветер - дыхание земли.

Изображение неба с несущимися облаками.

Сравнивать образы природных стихий в искусстве с собственными впечатлениями от наблюдений природы. Исследовать возможности графики при передачи ветреного состояния природы. Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром.

10.

Движение - жизни течение.

Наброски деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении.

формировать навыки построения на плоскости заданных фигур, координации движений рук и глаз.

Выполнять наброски с натуры деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении. Выражать в творческой работе свое отношение к различным состояниям в природе.

11.

Осенние метаморфозы.

Изображение ранней и поздней осени.

Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры. Называть приемы, которые используют художники для передачи в картине движения, яркости и мажорности пейзажей. Изображать один и тот же уголок природы в пору золотой и поздней осени. Дополнить  композицию изображениями домов, людей, техники.

Любуйся ритмами в жизни природы и человека.

12.

Родословное дерево - древо жизни, историческая память, связь поколений.

Изображение родословного дерева, семейного портрета.

формирование зрительных образов и представлений;

Выполнять групповой портрет своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету на тему "Я горжусь своей родословной".

13.

Двенадцать братьев друг за другом бродят…

Эскизы композиции иллюстрации к сказке.

совершенствование графических навыков;

обучение чтению изображений и соотношению их с натурой;

Представлять зрительно каждый из природных циклов (зима, весна, лето, осень) в образе человека, одетого в традиционную русскую одежду. Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказке.

14.

Год не неделя - двенадцать месяцев впереди.

Иллюстрация к сказке "Двенадцать месяцев".

Беседа: любовь, дружба, семья в искусстве.

Вспомнить цветовой круг. Выполнить иллюстрацию к сказке на основе эскизов предыдущего урока с учетом особенностей состояния природы в костюме конкретного месяца года с помощью цвета и декора.

15.

Новогоднее настроение.

Изображение новогодней открытки.

Осуществлять поиск праздничного цвета. Выполнять художественный прием "по-сырому" и художественный прием "мазок по восковому рисунку".

16.

Твои новогодние поздравления.

Изображение новогодней открытки.

развивать зрительные представления о предметах внешнего мира и способах действия с ними.

формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки;

Завершить работу над изображением новогодней открытки.

17.

Зимние фантазии.

Наброски заснеженных деревьев, людей и т. д.

Рассматривать произведения изобразительного искусства, посвященные зиме.

Выполнить быстрые наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти.

18.

Зимние картины.

Беседа: особенности зимнего времени года в жизни природы и человека.

Изображение картины зимней природы.

Рисовать картину зимней природы, включать в композицию улицы, дома людей, использовать в изображении их действий таблицу "Схемы фигуры человека в разнообразных движениях".

19.

Ожившие вещи.

Изображение натюрморта (по выбору).

Выполнять натюрморт, в котором предметы объединены одной темой.

20.

Выразительность формы предметов.

Изображение декоративного натюрморта.

Выполнять декоративный натюрморт, составленный из предметов современного быта, с использованием локальных цветов теплой или холодной гаммы.

21.

Русское поле. Бородино.

Зарисовки русских и французских воинов периода Отечественной войны 1812 года.

Беседа: герои Бородинского сражения в искусстве.

Рассматривать фигуры воинов в движении.

Выполнять зарисовки русских и французских воинов периода Отечественной войны 1812 года.

22.

"Недаром помнит вся Россия про день Бородина…"

Иллюстрация к фрагменту стихотворения М. Лермонтова "Бородино".

формировать сенсорные эталоны формы, умение соотносить эти эталоны с формой предметов;

развивать моторные способности;

формирование зрительных образов и представлений;

Выполнять иллюстрацию к фрагменту стихотворения М. Лермонтова "Бородино", используя предварительные зарисовки, выполненные на прошлом уроке. Выражать в творческой работе свое отношение к героизму русского народа известными художественным приемами и средствами.

23.

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.

Изображение женского головного убора.

Рассматривать произведения народного декоративно-прикладного искусства, в которых нашло отражение многообразие картины мира, красоты и разнообразие орнаментальных украшений.

24-25.

Народная расписная картинка - лубок.

Эскиз композиции лубка.

Выполнять упражнение на выразительность лубочной линии и штриха. Выполнять поисковый эскиз композиции лубка, выбрав для сюжета декоративной композиции пословицу, поговорку или слова народной песни.

Восхитись созидательными силами природы и человека.

26.

Вода - живительная стихия.

Изображение эскизов для плаката.

формировать навыки построения на плоскости заданных фигур, координации движений рук и глаз;

формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки;

Сравнивать произведения художников- пейзажистов и плакатистов.  Выполнять кистью, гуашью поисковые эскизы плаката на тему "Вода - жизнь", намечая яркими пятнами места размещения текста и общие очертания изобразительных элементов.

27.

Повернись к мирозданию.

Создание плаката.

Создать плакат на тему "Вода - жизнь" в технике коллажа на основе предварительных эскизов, выполненных на прошлом уроке.

28-29.

Русский мотив.

Пейзаж родной природы ранней или поздней весной.

Сравнивать средства художественной выразительности в передаче особых примет весенней природы в разные периоды.

Выполнять по памяти или по наблюдениям эскиз композиции весеннего пейзажа.

30.

Всенародный праздник - День Победы.

Изображение памятника, посвященного Победе.

совершенствование графических навыков;

обучение чтению изображений и соотношению их с натурой;

развивать зрительные представления о предметах внешнего мира и способах действия с ними.

Выполнять эскиз памятника, посвященного Победе в Великой Отечественной войне.

31.

"Медаль за бой, за труд одного металла льют".

Изображение медали.

Беседа: медальерное искусство.

Выполнять памятную плакетку "Слава воину-победителю" согласно эскизу.

32-34.

Орнаментальный образ в веках.

Орнамент народов мира.

Приводить примеры соответствия орнамента форме, материалу и назначению изделий. Готовить презентацию орнаментальных композиций на предметах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков по изобразительному искусству. 1 класс, УМК "Перспектива".

Календарно - тематическое  планирование уроков по изобразительному искусству. 1 класс, УМК "Перспектива"....

КТП Изобразительное искусство - 1 класс, УМК "Перспектива", 2011-2012 уч. г.

Материал распределен по триместрам в соответствии с УМК....

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс УМК "Перспектива".

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 2 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...

КТП по изобразительному искусству 4 класс фгос перспектива

календарно-тематическое планирование к УМК Перспектива рассчитано на 1 час в неделю с УУД....

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Перспектива"

Данная программа реализуется в рамках УМК «Перспектива»  и программы курса "Изобразительное искусство" под редакцией Т.Я. .Шпикаловой, Л.В. Ершовой., изд. «Просвещение», соответствующей требовани...