Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС "Перспектива"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, концепции УМК «Перспектива», авторской программы Шпикаловой Т. Я. «Изобразительное искусство», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 95.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»
Каширского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ с УИОП №2»
_________________ Е.А. Голева
«___» _____________ 2015 г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
2 «Б» класса
Составитель: Зенкина Марина Владимировна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, концепции УМК «Перспектива», авторской программы Шпикаловой Т. Я. «Изобразительное искусство», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества; овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Авторская программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа, а в 2015 - 2016 учебном году 35 учебных недель – 35 часов, поэтому 1 час отведён на резерв.
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учащихся 2 класса. Изменения в авторскую программу не вносились.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоциональноценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2» рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе рассчитана на 35 часов в год при 1 часе в неделю. 35 учебных недель: I четверть — 9 ч, II четверть — 7 ч, III четверть — 10 ч, IV четверть — 9 ч.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость учебного курса определя- ются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.
Цвет — основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, тёплые и холодные цвета. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы человека в живописи.
Линия — основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Использование простых форм для создания выразительных образов.
Объем — основа языка скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание; набор объёма; вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний, Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и за рубежного искусства, изображающих при роду (на пример, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К.. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гуаши, акварели, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВО 2 КЛАССЕ
Изобразительное искусство (35ч)
1. В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная (11ч)
2. В гостях у чародейки-зимы (12ч)
3. Весна-красна! Что ты нам принесла? (11ч)
4. Резервный урок (1ч)
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
изобразительное искусство
- Авторские программы по изобразительному искусству: Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1-4 классов общеобразовательной школы. Москва, «Просвещение», 2011г.
- Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Учебник. Изобразительное искусство. 2 класс. Москва, «Просвящение», 2012 г.
- Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, А.Н.Щирова, Н.Р.Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс. Москва, «Просвещение», 2014г.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от «____» __________ 2015 г. № ___ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________ О.Е. Соколова «___» _____________2015 г |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
1 четверть (9ч)
№ | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Количество часов | Сроки изучения | ||
по плану | фактически | по плану | фактически | |||
В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная (11ч) | ||||||
1 | Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные. | Рассматривать произведения живописи, в которых художники отобразили жизнь природы и человека летом. Высказывать суждение о том, как по-разному художники отразили жизнь природы и человека летом в сюжетной картине, пейзаже, натюрморте. Сопоставлять произведения живописи и народного мастера о лете. Находить в них тёплые и холодные цвета, цветовой контраст, композиционный центр, различать по размерам фигуры человека и предметов на разных планах композиции, свет и цвет. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Распределять цвета по группам (тёплые и холодные), прослеживать, как один цвет переходит в другой. Анализировать различное расположение героев на композиционных схемах и находить соответствия им на картинах художников. Участвовать в обсуждении содержания произведений живописи и народного искусства на тему лета, их сюжетов, художественно-выразительных средств. Объяснять смысл понятий контраст, многосюжетное произведение. Отбирать сюжет из летних впечатлений и наблюдений для своей творческой работы. Решать, что войдёт из них в композицию «Мой летний отдых». Определять главных и второстепенных героев и сюжеты, составлять композиционную схему. Намечать в рисунке размер фигуры главного героя, его действия и место в многосюжетной композиции. Выделять цветом главное и передавать с помощью контраста тёплых и холодных цветов радость и тепло летнего дня. Рисовать по памяти, по представлению сюжетную композицию «Мой отдых летом», использовать в работе живописные материалы и художественные выразительные средства, композиционный центр, тёплые и холодные цвета и их оттенки, цветовой контраст. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы и человека средствами художественного образного языка живописи. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
2 | Осеннее многоцветие земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет. | Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и состояние. Рассматривать произведения художников-пейзажистов и выражать своё отношение к ним. Находить признаки реальной природы в художественном воспроизведении её на картинах и в поэзии, контраст тёплых и холодных цветов в пейзажах живописцев. Рассказывать о происходящих переменах в природе по мере наступления осени, о цветовом богатстве родной земли. Сопоставлять изображения природы в пейзажах живописцев. Определять, что преобладает в их композиции — широта земного пространства или небо. Объяснять смысл понятия линия горизонта. Участвовать в обсуждении содержания и художественно-выразительных средств пейзажей художников. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Определять расположение линии горизонта на композиционных схемах пейзажей и находить соответствие им на картинах художников. Исследовать возможности живописи в освоении приёмов раздельного мазка по форме, по виду (удлинённый, точка) и по направлению (горизонтальное, вертикальное, наклонное) с помощью таблицы. Изображать по памяти, по представлению, какой ты видишь землю своего города, деревни, посёлка осенью. Использовать в рисунке высокую линию горизонта, передавать осеннее многоцветье в пейзаже с помощью удлинённого раздельного мазка, разного по направлению. Создавать живописными средствами композицию осеннего пейзажа согласно заданной теме и условиям исполнения. Выражать в творческой работе своё осознанное уважение к Отечеству, родной земле, родному дому. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
3 | Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы. | Рассматривать драгоценные камни и минералы в природе, произведения изобразительного и декоративно-прикладного и народного искусства. Высказывать своё отношение к ним. Определять оттенки цвета в самоцветах в произведениях живописцев и на примере слов (изумрудный, лиловый, янтарный и т. д.). Рассказывать о форме самоцветов (симметричный, многогранный и т. п.). Объяснять смысл понятий сближенные цвета, нюансы, симметрия, ритм, силуэт. Участвовать в обсуждении приёмов растяжения цвета, использования его оттенков и нюансов живописцами при создании сказочных образов, в передаче блеска и цветовых переливов камней и украшений. Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать получение сближенных сочетаний цветов. Выполнять упражнение на освоение приёма создания нюансных цветовых сочетаний. Решать, какие мотивы (листья, звёзды, птицы, цветы) включать в орнамент, какое чередование элементов (повторение одинаковых или один за другим следуют разные мотивы). Рисовать силуэт девичьего праздничного головного убора и украшать его декоративной ком позицией - орнаментальным украшением девичьего головного убора (венец или корона). Включать древние образы-символы в украшение праздничного венца (короны); использовать ритм, симметрию, цвет и нюансы как выразительные средства узора. Выполнять эскиз декоративной композиции - девичьего головного убора согласно условиям. Выражать в творческой работе своё осознанное уважение к традициям народного искусства в создании праздничного женского костюма, головного убора, ювелирных украшений. | 1 | |||
4 | В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. | Рассматривать керамические сосуды, созданные народными мастерами Древней Греции и Дагестана (аул Балхары), и различать их по форме и узору. Высказывать своё отношение к художественному совершенству этих керамических изделий. Сопоставлять балхарские сосуды с древнегреческими (форма изделия и декор). Определять сходство и различия в форме глиняных сосудов, их цветовом решении, декоре. Объяснять смысл понятий керамика, гончар, меандр, пальметта. Участвовать в обсуждении композиции орнаментов, украшающих поверхность сосудов Древней Греции и Дагестана, расположения их на поверхности глиняных сосудов разной формы. Работать по художественно-дидактической таблице. Выявлять природную основу древних орнаментов. Определять, какие (крупные или мелкие) элементы орнамента и на каких частях поверхности сосуда (горловина, тулово, поддон) располагают народные мастера, чтобы подчеркнуть пластическую форму и объём сосуда. Изображать силуэт симметричного предмета (сосуда). Намечать основные его части (горловые, тулово, поддон), которые украшаются орнаментами. Создавать эскиз декоративного украшения керамического сосуда (дагестанского или древнегреческого – по выбору), согласовывать декор с формой сосуда. Выражать в творческой работе своё осознанное уважение к традициям и искусству мастеров-гончаров в нашем Отечестве и в других странах мира. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
5 | Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натютморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень. | Рассматривать натюрморты художника-графика и живописца из природных и рукотворных форм. Сопоставлять натюрморты графиков с живописными. Называть изображённые в них формы предметов. Различать средства художественной выразительности графики в передаче объёмной формы предметов в натюрморте (линия, пятно, штрих, светотень, светлые и тёмные тона). Участвовать в обсуждении своеобразия передачи красоты природных и рукотворных форм в натюрмортах графика и художника-живописца. Рисовать с натуры натюрморт, составленный из сосуда и овощей или фруктов. Применять выразительные графические средства в работе (линия, пятно, штрих, светотень). Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к природным и рукотворным формам. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
6 | Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт. | Рассматривать произведения графики, воссоздавшие красоту родной природы. Высказывать своё отношение к ним. Называть, какими средствами рисунка (линия, штрихи разные по виду и ритму, пятно, силуэт, чёрный и белый цвет) художники создают выразительный образ деревьев в графическом пейзаже и натюрморте. Объяснять понятия силуэт, ритм. Участвовать в обсуждении использования графиками различных ритмических чередований (предметы разных размеров или форм, светлые и тёмные пятна, чёрные и белые пятна, силуэтное изображение чёрное на белом, белое на чёрном), разнообразных линий (живые, тонкие и толстые, прямые и кривые, волнистые, кривые, дугообразные, одиночные, сгруппированные в штриховку и т. п.). Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать, как наносить линии, разные по виду и ритму. Экспериментировать, рисуя линии, разные по виду и ритму (кривые, ломаные, волнистые, дугообразные, сетки, параллельные штрихи). Выбирать графические материалы для осуществления своего замысла. Решать, какой цветок войдёт в композицию. Изучать его форму, как он освещён, планировать свою работу и определять порядок рисования (прорисовка главных частей цветка, намётка расположения крупных листьев, цветов, деталировка линиями и штриховкой). Рисовать с натуры комнатные цветы выразительными средствами графики: линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт. Выражать в творческой работе своё отношение к природным формам средствами художественного образного языка графики. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
7 | Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст. | Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства (гобелены, керамическое панно) и живописи на темы народного праздника. Высказывать своё отношение к ним. Называть характерные, существенные черты праздника всех тружеников земли - Дня урожая. Рассказывать, как это событие отображено в произведениях различных видов изобразительного искусства. Описывать словами, как отмечают народный праздник - День урожая там, где ты живёшь. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений декоративно-прикладного, изобразительного искусства. Работать по художественно-дидактической таблице. Исследовать возможности живописи, создавать цветовой контраст, смешивая поочерёдно друг с другом основные и составные цвета. Объяснять смысл понятий цветовой круг, цветовой контраст. Выбирать сюжет для творческой работы из предлагаемых или запомнившихся из наблюдаемых осенних праздников в своём крае, городе (посёлке). Создавать по представлению или по памяти композицию осеннего праздника День урожая. Применять цветовой контраст в передаче праздничного, радостного настроения, усиления эмоционально-образного звучания работы. Эмоционально откликнуться на красоту народных праздников в жизни твоего края, города (посёлка) в произведениях изобразительного искусства, выражать отношение к ним в собственной творческо-художественной деятельности. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
8 | В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров. | Рассматривать народные глиняные игрушки из села Филимоново Тульской области. Вспоминать глиняные народные игрушки: дымковские, каргопольские, о которых узнали в 1 классе, и сравнивать филимоновскую игрушку с ними. Рассказывать о различии и общности в создании образа глиняной игрушки в центрах народных художественных промыслов разных регионов России. Участвовать в обсуждении характерных образов-символов в игрушках из села Филимонова, их связей с природой и жизнью человека. Работать по художественно-дидактической таблице. Выполнять упражнение: повторять за народным мастером элементы филимоновских узоров. Рисовать последовательно узоры кистью от светлых тонов к тёмным (жёлтый, красный, тёмно-зелёный). Создавать декоративную композицию «Хозяйство деда Филимона». Варьировать мотивы народной росписи, изображать знаки-символы в филимоновской росписи. Передавать специфику стилистики произведений народного художественного промысла России (с учётом местных условий). Выражать в творческой работе своё отношение к образному языку народной глиняной игрушки. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
9 | Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов. | Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства. Рассказывать о красном цвете как основном, об использовании красного цвета как выразительного средства в изобразительном искусстве. Находить соответствие красного цвета в произведении искусства реальному цвету в натуре, объяснять символическое значение красного цвета в композициях с предметами, имеющими в реальной жизни другую окраску. Участвовать в обсуждении содержания и художественно-выразительных средств произведений живописи и народного искусства. Определять и называть оттенки красного цвета. Работать по художественно-дидактической таблице. На основе образца осуществлять поиск информации и находить изображения красных птиц в орнаменте русской вышивки, украшающей рубахи, полотенца, скатерти. Рисовать красную птицу-паву по мотивам народной вышивки (на основе собственного поиска её изображений или используя информацию в учебнике), считая клеточки. Передавать знако-символический смысл языка народного искусства. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу птицы-павы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 |
2 четверть (7ч)
№ | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Количество часов | Сроки изучения | ||
по плану | фактически | по плану | фактически | |||
1/10 | Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет. | Рассматривать произведения живописи (портрет, натюрморт, пейзаж), высказывать своё суждение о них. Называть оттенки красного цвета в природе и находить их в картинах художника. Объяснять роль красного цвета в передаче образа человека и природы. Рассказывать, как получить оттенки красного цвета, находить их путём смешивания красок на практике или по цветовому кругу. Участвовать в обсуждении особенностей отображения цветовой палитры природы и окружающего человека предметного мира в живописи, цветовой гаммы живописных пейзажей и натюрмортов и передачи в них настроения с помощью красного цвета и его оттенков. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Определять на цветовом круге основные и составные цвета, находить на нём оттенки этих цветов и называть их. Определять, где (ближе — дальше, один за другим) на композиционных схемах расположены предметы, и объяснять, как переданы их соотношения. Решать, какие предметы включить в композицию натюрморта, где и как их расположить. Сверять свои действия с таблицей. Рисовать с натуры натюрморт, учитывать в его композиции простейшие приёмы перспективы в расположении предметов на плоскости (ближе — дальше, загораживание), применять разные оттенки красного цвета. Применять в творческо-художественной деятельности знания о разных жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт) и композиции. Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
2/11 | Загадка белого и чёрного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия. | Рассматривать произведения художников-графиков, мастеров декоративно-прикладного и народного искусства. Высказывать своё отношение к ним. Узнавать художественные выразительные средства создания художественного образа в графике и называть их. Объяснять смысл понятия симметрия. Находить симметрию в произведениях изобразительного искусства. Сравнивать произведения графики. Находить общее и различное в композиции, средствах выразительности (характер и ритм линий, штрихов, их разнообразие по виду и направлению, силуэт, чёрный и белый цвета и их тональные оттенки, контраст). Рассказывать о художественной выразительности вологодского кружева. Определять характерные признаки (прозрачность, изящество, блеск и т. п.) изделий из стекла (хрусталя) и называть их. Участвовать в обсуждении изображений природы (растений и животных) в графике, разнообразном выборе графических средств для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке, художественных особенностей изделий из стекла и вологодского кружева. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Прослеживать, как передать тоновый контраст, и выполнять растяжение цвета от чёрного до серого, называть последовательность рисования предметов симметричной формы: определять положение оси симметрии, наносить разметку основных парных орнаментов на горизонтальных линиях, получать очертания силуэта по парным ориентирам. Выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы. Рисовать с натуры вазу из обычного стекла, применять выразительные средства графики: белые линии, штрихи разной толщины, направления и ритма, силуэт, симметрию. Выражать в творческой работе своё отношение к выразительности чёрного и белого цветов в искусстве графики. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Выполнять контрольные задания (на повторение). Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых условиях. | 1 | |||
В гостях у чародейки-зимы (12ч) | ||||||
3/12 | В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок. | Рассматривать произведения керамики из Гжели. Высказывать своё отношение к ним. Сопоставлять красоту зимнего пейзажа в живописи с красотой колорита гжельского фарфора, традиционные элементы гжельского узора с орнаментом хохломской росписи по дереву. Находить общее и различное. Участвовать в обсуждении своеобразия произведений из Гжели, синего цвета и его оттенков в живописном пейзаже и гжельской росписи по белому фарфору. Работать по художественно-дидактической таблице Н. Бидак: прослеживать постепенный переход от тёмного к светлому оттенка синего цвета, осваивать приёмы гжельского живописного мазка (мазок с растяжением, мазок с тенями, примакивание). Выполнять упражнение. Повторять за народным мастером из Гжели элементы росписи Гжели (фигурные и растительные: «усики», «завитки», «капельки», «листочки»). Рисовать силуэт изделия (фарфорового чайника), украшать его росписью по мотивам Гжели. Согласовывать декор с формой изделия. Использовать приёмы кистевой росписи гжельского стиля (повтор, вариации). Выражать в творческой работе своё отношение к красоте гжельского фарфора. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческой художественной деятельности. | 1 | |||
4/13 | Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция. Линия горизонта, планы, цвет. | Наблюдать зимнюю природу, изменения в её состояниях неба, деревьев, снежного покрова при разной освещённости (солнечный морозный день или пасмурный) и в разное время суток и любоваться ею. Рассматривать зимние пейзажи художников. Высказывать своё суждение о них. Определять, как влияет разная освещённость зимнего дня и разное состояние погоды, удалённость от линии горизонта на колорит живописи. Называть цвета и оттенки, подмеченные в природе, и находить соответствие им в произведениях художников. Сопоставлять пейзажи живописцев. Определять общее и различное в их композиции и цвете. Участвовать в обсуждении того, какие цвета (контрастные, сближенные) и в каком живописном пейзаже использовали художники, какое настроение с помощью их передали. Работать по художественно-дидактической таблице. Определять, какие из композиционных схем соответствуют пейзажам, представленным в учебнике. Выделять разные планы пейзажа в произведениях живописцев и художника из Гжели (Н. Бидак). Находить линию горизонта. Аргументировать свой ответ. Решать, какое состояние зимней природы будешь изображать в творческой работе. Намечать линию горизонта и располагать деревья на ближнем и дальнем планах. Подбирать цвета для неба и снега. Изображать приёмами гжельского живописного мазка деревья и кусты. Рисовать по памяти, по представлению «Зимний пейзаж», использовать в нём свои наблюдения природы. Сочетать разные художественно-выразительные средства: широкий мазок по сырому, «живописный мазок», линию горизонта, планы, цвет. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
5/14 | Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски. | Рассматривать маски, представленные в учебнике и сравнивать их. Находить общее и различное. Высказывать своё отношение к ним. Участвовать в обсуждении того, почему маска скрывает черты лица реального человека и придаёт образу новый облик (смешного, страшного, каверзного и т. п.) героя, какими художественно-выразительными средствами (искажение черт лица, нереальные цветовые сочетания, использование различных материалов) художник придаёт облику героя маски загадочность, фантастичность. Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать последовательность рисования лица маски (овал, расположение глаз, носа, губ, ушей), как меняется линия губ, бровей, выражение глаз при разных эмоциональных состояниях человека (сердится, смеётся, спокоен). Наблюдать за выражением лиц людей и своего собственного. Различать по мимике лица разные эмоциональные состояния человека. Сочинять маску необычного фантастического персонажа для новогоднего карнавала, использовать свои наблюдения за выражениями лиц человека. Планировать свою работу: решать, какой (весёлый, чудаковатый, страшный) образ придать маске, определять последовательность рисования (изображение овала (вытянутый, угловатый, круглый и т. п.), намётка расположения и характер черт лица, глаза, нос, губы (и какие по виду), выбор цветов и материалов согласно замыслу — образ маски своего персонажа). Выполнять быстрые линейные наброски выражения лица: человек смеётся или сердится, спокоен или гневается. Создать эскиз карнавальной маски — образ сказочного или фантастического персонажа. Работать в разной технике и с разным материалом (подручный и природный). Выполнить эскиз карнавальной маски, согласно условиям задания изготовить маску в цвете и с использованием разных материалов. Обсуждать творческие работы одноклассников. Выбирать маски для детского представления на школьном новогоднем празднике. Высказывать своё суждение об изображении героев народных сказок, былин, фантастических животных в масках. | 1 | |||
6/15 | Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция. | Рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, посвящённые новогодним праздникам. Высказывать своё суждение о них. Участвовать в обсуждении того, какие праздничные сцены запечатлели художники, какими выразительными средствами передали всеобщее приподнятое настроение праздника в своих произведениях. Выбирать изобразительные материалы соответственно замыслу творческой работы. Описывать словами, кто станет героем композиции, какое место в ней займёт новогодняя ёлка, как будут располагаться на ветвях ёлочные украшения. Рисовать по представлению или наблюдению композицию «Новогодняя ёлка в комнате или на улице». Использовать цветной контраст как основное выразительное средство в передаче праздничного новогоднего настроения. Передавать цветом радостное чувство праздника с помощью яркого света на поверхности стеклянных игрушек и сверкающего блика. Обсуждать творческие работы одноклассников. Составлять коллективное праздничное панно композиций для украшения новогоднего школьного интерьера. | 1 | |||
7/16 | Храмы Древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорция, симметрия, ритм. | Рассматривать белокаменные храмы, представленные в учебнике, высказывать своё суждение о них. Узнавать и называть памятники архитектуры своего Отечества. Устно описывать наиболее известные памятники зодчества Древней Руси на основе иллюстраций учебника и художественных альбомов, а также непосредственного наблюдения. Объяснять смысл понятий зодчество, храм, церковь, собор, колокольня. Участвовать в обсуждении пропорций, объёмов, ритма и симметрии, использованных в конструкциях, художественно-образном строе древнерусских храмов. Работать по художественно-дидактической таблице. Различать сочетание архитектурных объёмов одноглавого храма (нижнее основание храма, основная часть храма, глава, барабан, купол). Выбирать изобразительные материалы соответственно замыслу творческой работы. Изображать по памяти или по представлению силуэт одноглавого белокаменного храма. Использовать ось симметрии и парные ориентиры на горизонтальных линиях при построении изображения симметричной формы. Использовать в композиции выразительное сочетание архитектурных объёмов, а также выразительные средства языка живописи и декоративно-прикладного искусства. Выражать в творческой работе своё отношение к историко-культурному наследию своего Отечества. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 |
3 четверть (10ч)
№ | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Количество часов | Сроки изучения | ||
по плану | фактически | по плану | фактически | |||
1/17 | Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет. | Рассматривать произведения живописи, посвящённые красоте родной природы в зимнее время. Находить цвета и их оттенки, подмеченные в природе, в пейзажах живописцев. Выражать своё отношение к окружающему миру природы и произведениям художников. Сравнивать пейзажи живописцев. Находить в них общее и различное. Называть месторасположение линии горизонта в пейзажах. Участвовать в обсуждении зависимости цвета от освещённости, роли света и цвета в передаче пространства в зимнем пейзаже. Работать по художественно-дидактической таблице. Различать расположение линии горизонта, характер расположения снежного покрова. Выполнять упражнение на получение нежных оттенков приёмом смешения яркого цвета с белилами. Выбирать сюжет для своего зимнего пейзажа, определять линию горизонта в нём, составлять его композиционную схему, намечать место снежного покрова и деревьев, решать, какое время дня и почему выбрать для своего пейзажа, подбирать соответствующую цветовую гамму. Изображать зимний пейзаж по памяти, по представлению. Составлять на палитре нежные оттенки приёмом смешения белил с яркими цветами для снега и неба и использовать их в своём пейзаже. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте родной природы. Обсуждать творческие работы одноклассников. Высказывать свои суждения о передаче зимнего колорита в работах одноклассников. | 1 | |||
2/18 | Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении. | Воспринимать и эмоционально оценивать произведения на спортивные темы. Выражать своё отношение к спортивным сюжетам на картинах А. Дейнеки. Участвовать в обсуждении содержания и художественных особенностей произведений искусства на тему спорта, своеобразия передачи в них стремительных и плавных движений человека. Работать по таблице. Осваивать передачу пропорций в изображении фигуры человека в движении. Создавать композицию на заданную тему «Зимняя прогулка». Решать, какой сюжет изображать в ней: прогулку с друзьями на лыжах, катание на коньках или с гор на санках, игру в снежки и др. Определять, какая композиция будет соответствовать творческому замыслу (главный и второстепенные герои, их место и действия на фоне зимнего пейзажа). Использовать схематические рисунки пропорций человеческой фигуры в движении при поиске движений героев собственной композиции. Определять, какая цветовая гамма будет соответствовать твоему замыслу (солнечный или пасмурный день). Подбирать нежные цвета на палитре, смешивая яркие цвета с белой гуашью. Выражать в творческой работе своё отношение к человеку и природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
3/19 | Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца. | Рассматривать старинные изразцы в декоре храмов, старинных печей в боярских палатах. Высказывать своё суждение о них. Вспоминать и рассказывать, в каких видах народно- го искусства встречались образы льва, птицы-сирин, Полкана. Находить их в изображении на изразцах. Участвовать в обсуждении художественных особенностей русских изразцов, их разнообразных форм, рисунков и цветовых оттенков, видов использования. Работать по художественно-дидактической таблице. Находить соответствие композиционной схемы расположения узоров на квадрате в изразцах из декоративного убранства храмов или печей. Создавать декоративную композицию «Муравленый изразец», импровизировать по увиденным сюжетам. Использовать форму изразца — квадрат или прямоугольник. Строить композицию узора на ней с учётом симметрии для растительных мотивов и свободно от неё при изображении фантастических зверей, птиц или людей. Применять зелёный цвет с разнообразными оттенками. Проявлять в творческо-художественной деятельности своё осознанное уважение к самобытным культурным ценностям и духовной жизни родного края, России. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
4/20 | Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок. | Рассматривать старинные русские печные изразцы, представленные в учебнике, и произведения художников, воссоздавших образ русской печи. Высказывать своё суждение о них. Называть сказки, в которых печь была героиней. Находить народные знаки-символы в изразцах и составлять единую сюжетную композицию из них по частям. Участвовать в обсуждении художественных особенностей старинных печных изразцов, эмоциональной роли цвета, использовании народных знаков-символов, сюжетных и декоративных мотивов в их украшении. Работать по художественно-дидактической таблице. Изображать печь в единстве её частей (опечье, шесток, устье, печурки, дымоход) в крестьянском доме. Изображать сюжетно-декоративную композицию по мотивам народной сказки, в которой печь помогает ге- роям. Прорисовывать характерные части печи, передавать движения героев и ответное волшебное действие печи на их просьбу. Выражать в творческой работе своё отношение к сказочным образам в народной сказке, народном искусстве. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
5/21 | Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей - защитников земли Русской в искусстве. | Рассматривать произведения разных видов искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное и народное искусство, поэзия), посвящённые прославлению воинской доблести, подвигов воинов Древней Руси. Рассказать, как изображены русские воины-богатыри в этих произведениях. Сравнивать произведения разных видов изобразитель- ного искусства. Находить общее и различное в композиции изображения воина-богатыря. Участвовать в обсуждении композиционных приёмов и художественных выразительных средств, с помощью которых воссоздаётся образ мужественного защитника земли Русской. Работать по художественно-дидактической таблице с изображением костюма и доспехов русского воина (XI—XVI вв.). Рассматривать костюм и доспехи русских воинов далёкого прошлого, выделять их детали и декор. Выбирать материалы соответственно творческому замыслу. Изображать (по выбору) один из сюжетов: богатырь на коне в дозоре, или выступивший в поход на боевом коне, или стоящий на родной земле и готовый принять бой. Использовать центральное расположение фигуры воина-богатыря в композиции как важное выразительное средство. Сверять изображение костюма и доспехов русских воинов в своей работе с таблицей. Выражать в творческой работе своё чувство сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России — подвиги воинов Древней Руси. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
6/22 | Народный календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация. | Рассматривать произведения изобразительного искусства, воссоздавшие обрядовые действа яркого календарного народного праздника Масленицы. Рассказывать о традициях празднования Масленицы и впечатлениях об участии в этом народном календарном празднике в родном крае (городе, селе, посёлке). Различать признаки этого праздника и прихода весны, подмеченные в жизни и воспроизведённые на картинах живописцев и в произведениях народного мастера. Участвовать в обсуждении характерных признаков народного праздника, отражённых в сюжете произведения (наряды людей, узоры конской упряжи), в состоянии природы (цвет неба, снежного покрова, деревьев, кустов), художественных приёмов передачи веселья и удали. Изображать силуэт саночек для катания на Масленицу. Украшать саночки, импровизируя образы-символы лучистого солнышка, земли. Вспоминать узоры, символы солнца и земли в росписи глиняной игрушки в 1 и 2 классах. Сочинять на их основе узор для декорирования саночек. Эмоционально откликаться в творческо-художественной деятельности на красоту народных праздников, отражённых в произведениях искусства и в жизни. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
7/23 | Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости. | Рассматривать старинные предметы быта в натуре и живописные натюрморты с их изображением. Высказывать своё суждение о них. Сопоставлять изображение старинных предметов быта в натюрморте с таблицей «Традиционная утварь», называть предметы (братина, скопкарь, крынка, горшок и др.) в живописном натюрморте и определять их назначение. Участвовать в обсуждении расположения предметов на плоскости с помощью приёмов перспективы и художественных выразительных средств передачи их формы и объёма в натюрмортах художников. Работать по художественно-дидактической таблице. Закреплять знания о простейших приёмах перспективы в расположении предметов на плоскости, определять, какие предметы в натюрмортах расположены ближе, какие дальше, какие загорожены. Объяснять смысл понятия перспектива. Использовать приёмы построения симметричных предметов с помощью оси симметрии и основных парных ориентиров на горизонтальной оси. Рисовать с натуры натюрморт «Предметы старинного быта», применять простейшие приёмы перспективы расположения предметов на плоскости, использовать известные приёмы и техники в живописном натюрморте. Эмоционально откликаться на красоту старинной утвари, созданной народными мастерами, выражать в творческой работе своё отношение к старинным предметам быта. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
Весна-красна! Что ты нам принесла? (11ч) | ||||||
8/24 | « А сама-то величава, выступает будто пава…». Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация. | Рассматривать произведения изобразительного и других видов искусства, воссоздавшие образ женщины в праздничном народном костюме. Давать характеристику героиням русских народных сказок и песен. Устно описывать традиционную женскую одежду, которую встречал на иллюстрациях в книгах, видел в театральном представлении или кинофильме, в музее. Участвовать в обсуждении художественных выразительных средств (симметрия, пропорции, цвет, ритм узоров) передачи красоты и величия в образе красной девицы в праздничной народной одежде, каждый элемент которой свободно надевается на фигуру, а не облегает её. Работать по художественно-дидактической таблице. Использовать ось симметрии при изображении элементов народного женского костюма. Рисовать фигуру красной девицы в народной одежде. Изображать основные элементы народного костюма (рубаху, сарафан, душегрею, головной убор — венец или корону). Соблюдать симметрию. Использовать выразительные средства декоративно-прикладного и народного искусства (выразительность силуэта, цвет, ритм, симметрия, богатое узорочье). Выражать в творческой работе своё отношение к историко-культурному наследию своего Отечества — народному костюму. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
9/25 | Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки. | Рассматривать миниатюры палехских народных мастеров. Высказывать суждение о них. Сопоставлять сюжеты в композициях палехских народных мастеров с событиями из сказок А. Пушкина и называть сказку поэта. Находить соответствия в действиях героев. Анализировать особенности декоративной композиции в миниатюре А. Котухина (многосюжетность, объединение действий, происходящих в разное время, декоративность, красочность и орнаментальность, созвучные красоте и гармонии сказочного мира в произведениях А. Пушкина). Участвовать в обсуждении своеобразия композиций палехских лаковых миниатюр (сочетание разных планов, расположение главных героев по центру, на чёрном фоне, использование контрастной цветовой гаммы). Планировать свою работу (определять порядок её выполнения) в соответствии с последовательностью палех- ских мастеров (выбирать сюжет из сказки А. Пушкина, выполнять схематическую зарисовку композиции, изображать главных героев в действии по сюжету и детали (люди, фон, природа, архитектура), подбирать цветовую гамму для главных и второстепенных элементов композиции и завершать работу в цвете). Нарисовать свою иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина на выбранный сюжет из сказки. Изобразить главных героев в действии по сюжету, использовать цветовой контраст, подбирать яркие цвета для создания впечатления необычности, нарядности, сказочности композиции. Проявлять в творческо-художественной деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к прекрасному в произведениях искусства. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
10/26 | Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа. | Рассматривать произведения А. Саврасова, И. Левитана; произведения лаковой живописи, изображающие весеннюю природу. Рассказывать, какое впечатление и настроение возникает при восприятии картин и миниатюр, их колорита, как пейзажисты используют в своих произведениях свойства цвета для передачи настроения. Называть, какие цвета участвуют в создании весеннего колорита в разных пейзажах И. Левитана. Участвовать в обсуждении своеобразия колорита весенних пейзажей современных художников. Работать по художественно-дидактической таблице. Исследовать возможности живописи, изменять чистый цвет с помощью смешения чёрной и белой красок. Анализировать результаты полученных оттенков. Решать, какие весенние состояния природы изобразить в творческой работе. Передавать цветовыми пятнами и линиями радость пробуждения природы весной, определять, какие цвета могут передавать настроение, выделять в композиции пейзажа композиционный центр. Рисовать яркую, по-весеннему звонкую композицию по памяти, по представлению и передавать цветом выразительный образ природы родного края, где ты живёшь, учитывая роль чёрной и белой красок при смешении цветов. Создавать средствами живописи эмоционально-выразительный образ родной природы. Проявлять в творческо-художественной деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к прекрасному в ис- кусстве и к природе родного края и своего Отечества. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 |
4 четверть (9ч)
№ | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Количество часов | Сроки изучения | ||
по плану | фактически | по плану | фактически | |||
1/27 | Космические фантазии. Пейзаж: пространство и свет, реальное и символическое изображение. | Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, посвящённые космосу. Высказывать своё мнение о них. Рассказывать о первом полёте в космос и космонавте Юрии Гагарине, о Дне космонавтики — 12 апреля 1961 г. и радости людей на всей нашей планете Земля и особенно нашей страны, о том, что изображено на картинах живописца и в работе народного мастера. Участвовать в обсуждении своеобразия в отображении в искусстве мира фантастики и космоса, роли цвета и композиции в его изображении, об особенностях выражения представлений художника о звёздном мире, о том, как выглядит Земля из космоса. Нарисовать фантастический пейзаж «Космические дали». Представлять себя летящим среди звёзд и передавать свои воображаемые космические впечатления в цвете, использовать известные приёмы и техники. Включать в композицию летательные аппараты необычной формы. Выражать в творческой работе своё чувство сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Обсуждать творческие работы и составлять коллективное панно «Космические дали». | 1 | |||
2/28 | Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия. | Наблюдать изменения в весенней природе. Любоваться её красотой. Воспринимать произведения живописи и графики, посвящённые весне. Высказывать своё мнение о них. Объяснять смысл понятий колорит, монотипия. Сопоставлять свои наблюдения цвета в натуре с весенним колоритом произведений живописи на тему весны. Называть цвета в колорите различных картин. Высказывать суждение о том, какие весенние пейзажи поразили своим колоритом. Давать свои определения красивому колориту представленных весенних пейзажей. Участвовать в обсуждении цветовой гаммы в пейзажах разноцветной весны, своеобразия техники монотипии. Исследовать возможности графики. Сделать пробный оттиск в технике монотипии — разового отпечатка. Выбирать вариант построения пейзажа для выполнения композиции на тему весны. Выполнять композицию «Весна разноцветная» в технике монотипии — разового отпечатка с дорисовкой. Сделать отпечаток. Рассмотреть отпечаток и рассказать, что видно на нём. Дорисовать увиденное кистью, фломастером или тушью. Использовать цвет как основное выразительное средство в своей творческой работе. Проявлять в творческо-художественной деятельности своё понимание образной природы искусства, давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
3/29 | Тарарушки из села ПолховскийМайдан. Народная роспись: повтор и импровизации. | Рассматривать народные игрушки из Полховского Майдана. Вспоминать и называть народные игрушки, которые создают мастера в разных регионах России (Архангельской, Кировской, Тульской областях). Называть их материал, палитру и характерные элементы в узоре. Определять, как мастера из Полховского Майдана выражают своё представление в игрушках о мире, природе, людях. Понимать знаково-символический язык народной игрушки. Называть в росписи тарарушек цветовой контраст (красный — синий, зелёный — оранжевый, жёлтый — фиолетовый, синий — оранжевый). Участвовать в обсуждении художественного своеобразия полховско-майданской росписи (контур, контрастные цвета). Выполнять упражнение на повтор за народным мастером из Полховского Майдана последовательности и приёмов росписи орнаментальных мотивов (большой цветок роза, листок, ягоды и яблочки на ветке). Сочинять по мотивам росписи тарарушек свою композицию орнамента, украшать силуэт игрушки. Рисовать полховско-майданскую игрушку по выбору и расписывать её. Использовать цветовой контраст, создающий праздничное, радостное настроение. Учитывать стилистику декоративного образа игрушки. Проявлять в творческо-художественной деятельности своё осознанное уважение традиций, самобытных культурных ценностей в области народной игрушки как части нашей культуры. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
4/30 | Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок. | Рассматривать произведения народных мастеров-резчиков пряничных досок для печатных пряников. Высказывать своё суждение о них. Рассказывать о приёмах техники резьбы пряничных досок и образах-символах (птицы, конь, хоромы, терема и др.), характерных для резных пряничных досок. Участвовать в обсуждении сюжетов для резных пряничных досок, приёмов стилизации и своеобразия художественных графических приёмов. Выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы. Сочинять рисунок для своей пряничной доски. Выбирать один из традиционных моти-вов-символов. Выполнять изображения с учётом стилизации образа коня, птицы и др. в декоративном рисунке. Применять художественные графические приёмы (ритм штрихов в разном направлении, сочетание чёрного и белого) для получения чёткого изображения «прорезки» на пряничной доске. Выражать в творческо-художественной деятельности представления о том, что народное искусство во все времена украшало повседневную жизнь человека. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
5/31 | Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура. | Рассматривать произведения скульптуры (круглой и рельефной). Высказывать своё суждение о них. Рассказывать, какие памятники в память о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. установлены в твоём городе (посёлке, селе). Представлять и различать разнообразные скульптурные произведения, включённые в различные монументальные решения (статуя, скульптурная группа, плита с рельефом). Объяснять смысл понятий скульптура, рельеф. Участвовать в обсуждении выразительных средств скульптуры в передаче красоты человека — воина-защитника своего Отечества. Выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы. Выполнять композицию для памятной доски в честь героев-защитников Отечества. Передавать героизм и нравственную красоту подвига защитника Отечества. Использовать свой рисунок для лепки рельефного изображения памятной доски (рельеф-объём на плоскости). Выбирать сюжет для изображения (образ воина, символы-виды боевой техники, боевые ордена). Изображать в объёме выразительные образы воина-защитника Отечества. Выражать в творческой работе чувство сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
6/32 | Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму. | Рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, запечатлевшие образы животных. Высказывать своё суждение о них. Различать изображения животных в разных видах изобразительного искусства (графика, скульптура, живопись), в декоративно-прикладном и народном искусстве. Рассказывать о своём отношении к защитникам животных. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного декоративно-прикладного и народного искусства, посвящённых образу животного мира. Изображать с натуры, по представлению фигуры животных с передачей характерных особенностей шерсти, формы, движения. Создавать выразительный образ домашнего животного и передавать своё отношение к нему. Выбирать и использовать различные известные приёмы художественного языка графики для передачи собственного художественного замысла. Выражать в творческой работе гармонию между человеком и окружающим миром. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 1 | |||
7/33 | Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. | Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства, выявлять природные формы в образном строе орнаментов народов мира. Высказывать своё суждение об этих произведениях. Сравнивать декоративные росписи тарелки из Китая и вазы из Индокитая. Объяснять, как орнамент в одном случае подчинён плоской поверхности тарелки, а в другом подчёркивает силуэтность, объёмность вазы. Участвовать в обсуждении художественных выразительных средств создания декоративного образа (силуэт, симметрия, ритм, цвет, образ-символ) в орнаментальном искусстве. Приводить примеры орнаментального искусства народов России. Работать по художественно-дидактической таблице. Читать композиционные схемы орнаментов народов мира. Определять общее в выразительных средствах орнаментальных мотивов народов мира (ритм, симметрия, силуэт, декоративное обобщение природных форм, цвет). Рисовать силуэт предмета, который можно расписать по мотивам орнамента Франции или Древнего Египта. Украшать его. Использовать выразительные средства орнамента народов мира. Выражать в творческой работе своё отношение к традициям орнаментального искусства разных народов мира. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности. | 1 | |||
8/34 | Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит. | Давать оценку лучшим работам сверстников и систематизировать отобранные работы с учётом возможного уровня освоения азбуки искусства во 2 классе. Использовать выразительные средства изобразительного искусства (композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём), декоративно-прикладного и народного искусства (композиция, связь декора с формой украшаемого предмета, ритм, орнамент, симметрия — асимметрия, статика — динамика, тоновые и цветовые контрасты и нюансы, национально-региональное своеобразие) для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности. Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками, использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности. Создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека (передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека). Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике. Выбирать творческую группу («Художники-пейзажисты», «Художники-графики», «Игрушечных дел мастера», «Знатоки натюрморта», «Искусствоведы», «Знатоки изображения ратных подвигов») для участия в оформлении одного из разделов итоговой выставки работ сверстников. Проявлять навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях при обсуждении творческих работ, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Обсуждать и оценивать коллективную работу. Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального российского искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений, животных. Называть ведущие художественные музеи России (Русский музей в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея в Москве, художественные музеи своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения разных видов изобразительного искусства. | 1 | |||
9/35 | Резервный урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...