конспект занятия "Новогодняя открытка"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Чиликанова Ольга Михайловна

Поздравительная открытка – маленький, но очень важный элемент любого праздника, ведь именно она создает неповторимую атмосферу торжества и даже спустя много лет способна воскресить в нашей памяти давно забытый праздничный день. А новогодняя открытка способна передать каждому, кто получил ее, чудесное ощущение сказки, чуда и детства.
Так, может, вернем себе радость прикосновения к поздравлению?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме:

        НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА.

Цели и задачи:

- воспитывать любовь и уважение к русским традициям;

- пробуждать желание к творчеству, фантазии;

- познакомить с историей возникновения новогодней открытки;

- воспитывать умение ценить ручное творчество, видеть прекрасное в простых вещах;

- совершенствовать навыки декоративного рисования;

- научить делать открытку своими руками, декорировать подручными материалами.

Зрительный ряд:

- открытки старинные и современные;

- портрет Петра I;

- новогодняя ёлочка

Оборудование:

- лист А4

- фломастеры, карандаши, гелевые ручки, акварель

- кисточки

- блёстки

- простой карандаш, ластик

- салфетка, пробный листок

- баночка с водой

1.организационный момент.

Этот праздник каждый год

Обязательно придет.

Принесет мороз трескучий,

Принесет снежок сыпучий,

Возле елки хоровод.

Это праздник — ... (Новый год).

2.Введение в тему.

Кто мне скажет, давно ли в России отмечается этот всеми любимый праздник?

Новый год в России отмечают уже 316 лет! (посчитайте, в каком году стали праздновать Новый год? 2016 – 316 лет = 1700 год!)

Кто знает, какой царь издал указ о праздновании Нового года 1 января?

Накануне 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Пётр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми ветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника. Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника. 

Что было принято дарить на Новый год? – подарки! А ещё было принято дарить…- отгадайте загадку:

Я лечу, я лечу,

Я полмира облечу!

Принесу вам поздравленья

С Новым годом, с днем рожденья! (Открытка)

3. История новогодней открытки

Открытка — неотъемлемая часть настоящего поздравления. Ведь это возможность искренне написать близкому человеку теплые слова, которые так хочется сказать в любой праздник. Особенно это касается новогодней открытки, так как именно в ней мы желаем нового счастья, новых свершений, всего нового. Соответственно, открытка становится символом нового этапа в жизни.

Но задумывались ли вы когда-либо о том, откуда пошла традиция дарить открытки, какова история привычной всем новогодней открытки?
  А началась ее история в Древнем Китае, где уже два тысячелетия назад в первый день после празднования Нового года было принято поздравлять карточками красного цвета тех, кого не получилось увидеть на празднике.

Однако традиция обмениваться новогодними открытками появилась значительно позже в Англии. В преддверии наступления Нового года один англичанин обратился к своему другу художнику с просьбой: нарисовать что-нибудь интересное с новогодней тематикой. И друг его нарисовал первую в истории открытку с поздравлением к Новому году. С этого эскиза в Лондоне была напечатана первая партия новогодних открыток. И обычай поздравлять своих друзей и близких с Новым годом почтовыми открытками начал свое победное шествие по миру.

В Японии принято дарить открытки с изображением животного, которое соответствует этому году по восточному гороскопу. (кстати, эта традиция из Японии и Китая пришла и к нам в Россию…)

Давайте скажем, какое животное будет символом наступающего 2017 года? – это Петух (огненный Петух)

А проходящий год был годом какого животного? – обезьяны.

Открытка со славянскими традициями

Новый год всегда был неразрывно связан с Рождеством, поэтому дореволюционные художники рисовали на открытках традиционные новогодние пейзажи: заснеженные леса, запряженные тройки лошадей и церкви. Это всегда было что-то очень милое, неброское, но очень изящное.
В России особенное внимание уделялось материалам для изготовления новогодних открыток. Особенно, если это были открытки, изготовленные на заказ: в этом случае мастера использовали блестящую крошку и даже золотое тиснение.

После революции (1917 год, 100 лет назад…) жизнь новогодней открытки на некоторое время прекратила свое существование, ибо стала символом всего буржуазного, ненужного советскому человеку. Любые напоминания о Рождестве запрещались: под страхом жестокого наказания из домов исчезали новогодние елки, открыток не было в принципе. Но поздравительные открытки выстояли в этой борьбе за существование.
  После возобновления новогодней традиции на открытках в обязательном порядке рисовали
кремлевские звезды. Этим подчеркивалось, что наступление Нового года знаменуется боем курантов, а не звоном церковных колоколов. Новогодняя открытка стала средством пропаганды: во время освоения космоса Дед Мороз не ехал на тройке, а летел на самолете или ракете, во время сухого закона исчезли все открытки с любыми бокалами…
Жаль, что сегодня перед Новым годом наши почтовые ящики уже не завалены поздравлениями, как в былые времена,
(почему?) когда каждый уважающий себя гражданин огромной страны задолго до боя кремлевских курантов старательно подписывал невероятное количество новогодних открыток родным, друзьям и знакомым. Мы сами лишили себя удовольствия перебирать содержимое коробки с памятными открытками, как это делали наши родители, бабушки и дедушки.

4.Сообщение темы.

Поздравительная открытка – маленький, но очень важный элемент любого праздника, ведь именно она создает неповторимую атмосферу торжества и даже спустя много лет способна воскресить в нашей памяти давно забытый праздничный день. А новогодняя открытка способна передать каждому, кто получил ее, чудесное ощущение сказки, чуда и детства.
Так, может, вернем себе радость прикосновения к поздравлению?

Сегодня попробуем нарисовать Новогоднюю открытку для самого близкого вам человека:. Родители, бабушка, брат, сестра, тётя, дядя или лучший друг, подруга… а кто-то может, захочет нарисовать открытку для любимого учителя…

Перед началом работы немного разомнёмся:

Физминутка.

Пришла Матушка зима, 
Всё метелью замела.
(волнообразные движения кистями рук перед собой)

По сугробам мы пойдём, 
В лес дремучий напролом.
(ходьба с высоким подниманием коленей)

Вдруг синичек увидали, 
Им мы ручкой помахали
(помахать ручкой)

А синички нам мигнули,
И за сосны упорхнули
(взмахи обеими руками)

Налетели вдруг снежинки,
Словно лёгкие пушинки
(имитируем пальчиками падающих снежинок)

Вместе с нами закружились,
Вместе с нами впляс пустились
(покружиться на месте)

Ручками захлопали
(хлопнуть 4 раза)
Ножками затопали
(топнуть 4 раза)

К ёлке вместе подбежали
И УРА!!! Ей закричали.
(подходим к ёлке – ура!!!)

А теперь мы всем народом,
Скажем дружно…
С НОВЫМ ГОДОМ!!!  
(садимся за свои места)

5. Практическая часть.

Приступаем к работе:

- складываем лист пополам и выбираем нужный формат: горизонтальный или вертикальный;

- выбираем, придумываем сюжет открытки – что будите изображать;

- и лёгкими движениями карандаша делаем набросок, компонуя рисунок в данный формат, согласно размеру открытки;

- далее уточняем рисунок, поправляем линии, уточняем детали, подчёркиваем композиционный центр открытки. Не забываем разместить и новогоднюю надпись «С Новым годом!»;

- после того, как уточнили, прорисовали рисунок открытки, начинаем работу в цвете. Работу ведём с центра композиции, с основных элементов;

- в процессе работы вводим на предметы светотень, оттенки цветов, прорисовываем мелкие детали;

- в конце работы можно украсить открытку блёстками, гелевыми ручками прорисовать мелкие узоры;

- украсить внутреннюю часть открытки, оставив место для написания новогоднего пожелания.

6. подведение итогов. Рефлексия.

Итак, посмотрим какие открытки у вас получились.

Делаем выставку новогодних открыток. Смотрим, анализируем.

Понравилось вам делать открытку своими руками, по своему замыслу?

Сложности были у кого в работе над открыткой? Какие? Справились?

Откуда к нам пришла открытка? (Зародилась в Китае (красные карточки), а пришла из Англии)

Всегда ли у нас в России праздновали Новый год и дарили новогодние открытки? ( после революции 1917 года Советская власть запретила…)

Какая вам открытка нравится: электронная, магазинная или сделанная своими руками?

Дома, в свободное время, будите делать ещё открытки для своих друзей, родных и близких?

Всем спасибо! Рисуйте, творите, фантазируйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Открытка "Осеннее настроение"

Конспект занятия для детей 9-12 лет  с целью изготовления открытки «Осеннее настроение» в технике «Айрис-фолдинг»....

конспект урока "Открытка к дню Защитника Отечества."

Предмет: ТехнологияКласс: 4Тема урока: Открытка к дню Защитника Отечества.Цели урока: познакомить учащихся с   праздником «День защитника отечества», воспитывать аккуратность, интерес к изго...

Конспект урока "Открытка к 23 февраля"

Поэтапное рисование открытки к 23 февраля...

Конспект урока: «Открытка к 8 марта. Букет для мамы»

   Цель урока: научить изготавливать открытку-аппликацию, работать с шаблонами; развивать самостоятельность, развивать умение работать по плану, навыки работы с бумагой, ножницам...