Общеразвивающая общеобразовательная дополнительная программа
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Общеразвивающая общеобразовательная дополнительная программа "Художественная лепка" предназначена для реализации в системе дополнительного образования. В процессе реализации предлагаемой программы дети знакомятся не только с технологическими особенностями лепки из пластилина, солёного теста и глины, но и с различными видами декоративно-прикладного творчества, такими, как роспись, вышивка, кружевоплетение, резьба по дереву и по кости, ювелирное искусство. Прикосновение к миру народного декоративно-прикладного творчества, усваивая язык его форм и суть вещей, дети постигают накопленный человечеством опыт, что формирует у них духовные потребности и чувство национальной гордости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hudozhestvennaya_lepka_1_god.docx | 59.71 КБ |
programma_hudozhestvennaya_lepka_1_god.docx | 59.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
г. Саратова
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР Зайцева Ж.В. «___»_________2016г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Гимназия №2» г. Саратова Скиданова А.В. Приказ № ________ «___»_________2016г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Художественная лепка»
Срок обучения 1 год
Возраст детей: 7 – 10 лет
Шершнёва Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Саратов
2016
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………….………………………………………..3
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ…………………………..…..….….6
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………..…..……9
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ…………………………………………..10
4.1. Раздел 1. Введение в образовательную программу………………………….10
4.2. Раздел 2. Лепка из пластилина………………………………………………...10
4.3. Раздел 3. Лепка из мукосола…………………………………………………..10
4.4. Раздел 4. Технология изготовления глиняных изделий……………………..11
4.5. Раздел 5. Народная игрушка…………………………………………………..12
4.6. Раздел 6. Экскурсии, конкурс мастерства, викторины, выставка ………….13
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ …………………………. 13
- КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ………………………………………15
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ………………………………………..16
7.1. Материально-техническое обеспечение программы …………………….….16
7.2. Дидактическое обеспечение программы ...………………………………......16
7.3. Информационное обеспечение программы обеспечение …………………...16
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………………….19
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа объединения «Художественная лепка» имеет художественную направленность.
Изобразительная деятельность - одна из наиболее эмоциональных сфер отражения окружающей действительности, – связана с процессами восприятия и познания. Лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
Занятия лепкой направлены на развитие эстетического освоения мира, расширяют кругозор ребёнка, способствуют самостоятельности, учат самовыражению, помогают в начальном профессиональном самоопределении. Они дают удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах, Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти образного и пространственного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, позволяет лучше координровать движение и ориентироваться в пространстве.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная лепка» разработана в соответствии с основными нормативными документами в области образования РФ: Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ; Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной Правительством РФ 4 сентября 2014г. №1726-р; «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 2.4.4.3172-14. (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г.№ 41)
Новизна программы. В книжных магазинах можно приобрести литературу по лепке из соленого теста, пластилина, глины, что дает возможность потребителю ознакомиться с данной техникой, но не с организацией образовательного процесса по этому профилю деятельности. В то же время в сети Интернет встречаются упоминания о работе с пластичными материалами, но это лишь разработки отдельных занятий, тем, рассчитанных в основном на дошкольный уровень обучения. Данная же программа имеет логическую последовательность, системность, дающую возможность организации курса обучения и воспитания в области дополнительного образования детей для начального и среднего школьного возраста.
Актуальность. Знание традиционной духовной и материальной культуры своей Родины не менее важно, чем знание родного языка. И приобщение детей к богатствам народной культуры России еще в 19 веке становится важным официальным элементом образовательного процесса. За 100 последних лет история России претерпела ряд сложных изменений. И в 21 веке на педагогов ложится особая ответственность за патриотическое воспитание подрастающего поколения. Богатейшая русская традиционная культура - это целый комплекс составляющих бесценного опыта нашего народа, который мы обязаны сохранить максимально бережно и полно. При этом чрезвычайно важно понимать, что музейные залы лишь консервируют образцы традиционной культуры. Для продолжения традиции необходимо вдумчивое приобщение к ней детей, кропотливый образовательный процесс, учитывающий реальные внешние изменения условий жизни, но сохраняющий базовые вневременные составляющие
Программа «Художественная лепка» позволяет воспитывать гражданина, любящего культуру своей страны и уважающего культуру других народов. Особенностью данной программы является то, что она опирается на народное творчество.
Педагогическая целесообразность программы. Учащиеся приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Занятия лепкой дают простор детской фантазии. В ней ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он не просто рассматривает его, а осязает своими руками со всех сторон. А чем больше количество органов чувств принимает участие в восприятии впечатления, тем оно становится отчетливее. О прикладной стороне лепки, то есть о приложении ее к практической жизни, не нужно говорить много слов – она очевидна: ребенок, изучивший в раннем возрасте форму, будет не чужд инициативы и творческих замыслов, он всегда сумеет внести в свой труд нечто свое, индивидуальное. Лепка имеет большое значение для развития умственного воспитания, конструкторских навыков, пространственного мышления мелкой моторики, речи и эстетического вкуса, что несомненно повышает уровень усвоения ребенком школьного материала.
На занятиях дети знакомятся не только с технологическими особенностями лепки, но и с различными видами декоративно-прикладного творчества, такими, как роспись, вышивка, кружевоплетение, резьба по дереву и по кости, ювелирное искусство. Прикосновение к миру народного декоративно-прикладного творчества, усваивая язык его форм и суть вещей, дети постигают накопленный человечеством опыт, что формирует у них духовные потребности и чувство национальной гордости.
Данная программа имеет логическую последовательность, дающую возможность не просто ознакомиться с техниками лепки из пластилина, солёного теста и глины, а организовать системный образовательный и воспитательный процесс. Большое внимание уделено овладению каждым ребенком приемов по данному виду лепки и развитию его творческой индивидуальности.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что
она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя несколько направлений: лепка из пластилина, лепка из глины, лепка из солёного теста, которые предусматривают знакомство с этими материалами, инструментами для лепки, изучение способов и приемов лепки.
В программу заложены принципы педагогических мастерских П. Ланжевена, А. Валлона, Ж. Пиаже, основанных на равенстве и сотворчестве учащегося и педагога, включении эмоциональной сферы ребёнка и его личной заинтересованности.
Цель программы: пробудить стремление к творческому познанию и самовыражению, ввести в мир народного декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- обучить особенностям работы с пластичными материалами: глиной, солёным тестом, пластилином;
- познакомить с видами традиционных народных промыслов;
- дать необходимые знания, умения для творческого воспроизведения задуманного образа.
Развивающие:
- развивать творческие способности ребенка;
- развивать произвольное внимание и пространственное мышление;
- развивать регулятивные навыки рук;
Воспитательные:
- воспитывать трудовые навыки;
- стимулировать стремление к самостоятельной творческой
деятельности;
- воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать ценностное отношение к народному творчеству.
Возраст детей, участвующих в реализации общеобразовательной программы «Народная лепка», 7 – 10 лет.
У учащихся в возрасте 7 – 8 лет уже появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Идет быстрое формирование таких психологических процессов, как память, внимание, восприятие и др. Дети этого возраста могут заставлять себя быть внимательным, они начинают овладевать и управлять собой, своим поведением и психическими процессами.
Общие характерные черты этого возраста: любознательность, конкретность мышления, подражательность, подвижность, неумение концентрировать долго свое внимание на чем-либо одном. Начиная обучение, учащиеся этого возраста особенно эмоционально относятся к новым требованиям. У них весьма высок авторитет старшего товарища или взрослого. Все предложения принимаются и воспринимаются очень охотно. Основным видом деятельности для них являются игры, творческие игровые задания. Приобщаясь к занятиям лепкой, они усваивают несложные приёмы, тем самым развивается мелкая моторика, внимание и память, развивается творческая фантазия и воображение. Учащиеся учатся передавать свои чувства, эмоции, переживания, мысли в изделии из глины.
У учащихся 9 -10 лет имеется определённый баланс умений и знаний по изготовлению изделий из глины. В этом возрасте учащиеся отличаются внутренней уравновешенностью, жизнерадостностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Учащиеся этого возраста легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их увлекает совместная коллективная деятельность. Неудача вызывает у учащихся этого возраста резкую потерю интереса к делу, а успех – эмоциональный подъем. Они любят соревноваться буквально во всем, и стремление выйти вперед за счет других может иметь нежелательные последствия – эгоизм, излишнее самомнение. Поэтому необходимо создавать условия для развития коллективизма, желания оказать помощь и поддержку товарищу.
В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора.
В группах могут заниматься дети разного возраста и разного уровня творческого развития.
Срок реализации программы – 1 года.
Объем учебного времени, предусмотренного учебным планом на реализацию программы:
для учащихся 7- 8 лет - 72 часа;
для учащихся 9- 10 лет - 144 часа
Учебно-тематический план рассчитан на 36 недель.
Режим занятий для учащихся 7- 8 лет - 2 раза в неделю по 1 часу,
для учащихся 9- 10 лет - 2 раза в неделю по 2 часа.
Реализация программы по учебному плану осуществляется в форме групповых занятий (численностью 10 - 15 человек). Продолжительность академического часа - 45 минут.
II. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Предметные
Знать
- Материалы и инструменты для лепки.
- Разновидности пластичных материалов.
- Процесс приготовления пластичного материала к работе.
- Способы и приемы лепки из разных пластичных материалов.
- Технологический процесс изготовления изделий из разных пластичнх материалов.
- Направления традиционного декоративно-прикладного творчества
- Названия наиболее известных народных промыслов, их основные отличительные особенности.
Уметь
- Подбирать и готовить пластичный материал и необходимые инструменты к работе.
- Использовать при создании изделия способы и приёмы лепки.
- Создавать изделие на основе восприятия и самостоятельного наблюдения.
- Пользоваться различными красками, кисточками.
- Расписывать изделия из солёного теста и глины.
Метапредметные
- Самостоятельно определять цель своего обучения, формулировать для себя новые задачи в декоративно-прикладном творчестве.
- Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих задач.
- Соотносить свои практические действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся образовательной ситуацией.
- Уметь оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности её решения.
- Владеть основами самоконтроля, самооценки, и осуществлять осознанный выбор дальнейшей профессиональной деятельности.
- Уметь находить смысл в любом теоретическом материале по декоративно-прикладному творчеству.
- Уметь организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учащимися, работать индивидуально и в группе.
- Осуществлять позитивную коммуникацию: уместно использовать речевые высказывания для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
- Уметь использовать источники информации для поиска нужного материала.
Личностные
- Осознание принадлежности к русской культуре (знание истоков декоративно-прикладного творчества);
- Чувство ответственности и долга перед Родиной;
- Ответственное отношение к обучению, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе профессиональных предпочтений в области декоративно-прикладного творчества;
- Уважительное отношение к человеческому труду, участие в социальных акциях;
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- Готовность и способность вести диалог с товарищами по объединению, педагогом, родителями и достигать в нем взаимопонимания;
- Осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе творческой деятельности.
Программа «Художественная лепка» предполагает использование трёх видов пластических материалов – пластилин, солёное тесто и глина. Это экологически чистые натуральные материалы, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её. В то же время использование трёх видов материалов для лепки открывают возможности для сравнения, исследования, эксперимента.
Программа содержит теоретическую и практическую часть. Теоретический материал излагается в форме бесед, игровых дидактических материалов и содержит сведения об истории возникновения и развития различных видов искусства и народного художественного творчества, их отличительных особенностях и технологии изготовления. Основной формой обучения является практическая деятельность
На занятиях используется фронтальная, групповая и индивидуальная работа.
Занятия проводятся в форме: развивающего занятия, комбинированного занятия, игры, викторины, самостоятельной работы, путешествия, экскурсии на природу, наблюдения, конкурсов, соревнований, демонстрации видеофильмов и видеороликов, презентаций и.т.д.
Введены новые формы занятий: защита творческих проектов, виртуальная экскурсия.
Оценивание происходит через индивидуальное обсуждение работы, что способствует появлению самооценки и даёт возможность социализации.
Механизм оценки получаемых результатов представлен в разделе «Контроль результатов обучения».
Источники информации содержат рекомендуемые учебные издания, дополнительную литературу, интернет-ресурсы,
В источниках информации представлены подробные сведения о технологии изготовления изделий из пластичных материалов, сведения по истории отечественного декоративно-прикладного искусства, В перечне также имеются источники, содержащие методические разработки занятий и мастер-классов.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Количество часов | |||||
Всего | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | ||
| Введение в образовательную программу. | 1 | 1 | - | 4 | 4 | - |
Лепка из пластилина
| 15 8 8 | 1 1 - | 14 7 8 | 20 10 10 | 2 2 - | 18 8 10 | |
| Лепка из мукосола | 14 | 1 | 13 | 18 | 2 | 16 |
Технология изготовления глиняных изделий
4.2.Способы лепки. 4.3. Основы модельно-формовочного дела | 13 6 7 - | 1 1 - - | 12 5 7 - | 28 8 10 10 | 6 2 2 2 | 22 6 8 8 | |
| Народная игрушка 5.1. Глиняная народная игрушка, как вид народного творчества. 5.2. Саратовская 5.3. Гжель. 5.4. Каргопольская игрушка. 5.5. Филимоновская игрушка. 5.6. Дымковская игрушка. | 19 1 6 6 6 - - - | 4 1 1 1 1 - - - | 18 - 5 5 5 - - - | 56 2 6 8 12 14 14 | 18 1 2 2 2 2 2 | 38 1 4 6 10 12 12 |
Экскурсии, конкурс мастерства, викторины, выставка | 10 | 6 | 4 | 18 | 8 | 10 | |
Итого: | 72 | 13 | 59 | 144 | 42 | 102 |
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1. Введение в образовательную программу.
Теория. Организация занятий объединения. Цели и задачи. Разделы общеобразовательной программы. Инструменты и оборудование. Подготовка рабочего места. Правила безопасной работы на занятии и личной гигиены. Выявление начальных знаний и навыков детей.
Возникновение и становление искусства лепки. Основные виды пластических искусств. Место пластических искусств в декоративно- прикладном творчестве Экскурсия.
Практическая работа: Подготовка рабочего места. Лепка из пластилина по собственному замыслу.
Раздел 2. Лепка из пластилина.
Тема 2.1. Техника пластилинографии
Теория. Из истории пластилина. Состав и свойства пластилина. Достоинства и недостатки пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином. Технологические приемы работы с пластилином. Положение рук и работа пальцев. Понятие техники «пластилинография». Виды пластилинографии: живописная техника, модульная лепка из шариков и жгутов. Применение стеков для декорирования.
Понятие «орнамент», правила его построения.
Практическая работа: Пластилиновая мозаика из модульных элементов по мотивам пермогорской, дымковской, городецкой и мезенской росписи. Украшение игрушки из картона «Матрешка», «Уточка», «Лошадка», «Барашек», «Посуда», «Народный костюм».
Тема 2.2. Объемная лепка
Теория. Понятие объем. Конструктивный способ лепки объемных изделий. Приемы скрепления деталей. Лепка из жгутов, лепка из простых геометрических объемов.
Практическая работа: Изготовление сюжетных персонажей по басне Крылова «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица» и сказки «Три поросёнка», «Три медведя» по представлению или по образцу.
Раздел 3. Лепка из из мукосола (солёного теста)
Теория. Знакомство с лепкой из солёного теста, отличительные особенности данного материала от других. Из истории развития ремесла. Инструменты. Лепка простых элементов: жгуты, ленточки, скрепление деталей между собой. Приёмы работы с солёным тестом - раскатывание, скручивание, прищипывание простое плетение, вырезание, формование. Работа с помощью технологической карты. Способы сушки. Понятие «рельеф». Понятие «натюрморт».
Подготовка к окраске и окрашивание изделий из солёного теста. Готовность краски к работе. Подбор кистей.
Практическая работа: Изготовление рельефов «Урожай», «Крендельки» Изготовление коллективной тематической композиции «Чудо-дерево», «Чаепитие», «Изразцы». Окраска и оформление изделий.
Раздел 4. Технология изготовления глиняных изделий
Тема 4.1. Приемы лепки из глины.
Теория. Образование глины. Виды глины. Практическое знакомство с глиной. Свойства глины. Подготовка глиняной массы. Рабочее состояние глины. Применение инструментов для лепки. Последовательность изготовления изделий из глины. Сушка, оправка и закрепление глиняных изделий. Экскурсия.
Практическая работа: исследовательская работа по изучению свойств глины.
Основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прищипывание, сгибание, заглаживание, вырезание, сворачивание. Изготовление изделий на основе базовых элементов: шар, лепешка, капелька. Приемы лепки предметов, имеющих пустую середину. Положение рук. Работа пальцев. Использование технологической карты.
Практическая работа: Лепка из пласта «Блюдце», «Избушка», «Волшебная рыбка». Объемная лепка. «Превращение матрёшки». Лепка на болванке , «Колокольчик», «Посуда».
Декорирование в процессе лепки. Декорирование методом тиснения. Нанесение штампованной фактуры. Нарезной и выпуклый декор.
Практическая работа: Декорирование изделий по мотивам народных промыслов «Блюдце», «Волшебная рыбка», «Превращение матрёшки», «Посуда»
Оправка и методы окраски глиняных изделий. Приём оправки губкой. Особенности взаимодействия краски и высушенной глины. Закрепление изделия.
Практическая работа: Оправка и роспись выполненных изделий «Блюдце», «Волшебная рыбка», «Превращение матрёшки», «Посуда»
Тема 4.2. Способы лепки.
Теория. Способы лепки: пластический (из целого куска), рельефная лепка, спиральная техника. Соединение отдельных элементов изделия. Выполнение упражнений по лепке различными способами. Использование технологической карты.
Рельефная лепка путем нанесения рисунка. Рельефная лепка путем наложения формы на основу. Спиральная лепка.
Практическая работа: Изготовление сюжетных персонажей по сказкам «Гадкий утёнок», «Зимовье зверей» по мотивам саратовской игрушки и керамики Гжель. Оправка и роспись выполненных изделий.
Тема 4.3 Основы модельно-формовочного дела
Теория. Моделирование. Формование. Инструменты и приспособления для создания формы. Способы создания изделий с использованием формы. Особенности формовочного гипса, способы его замешивания. Изготовление плоской и объемной пресс-формы.
Практическая работа: изготовление формы для лепки магнита.
Раздел 5. Народная игрушка.
Тема 5.1. Глиняная народная игрушка, как вид народного творчества.
Теория. История возникновения и развития глиняной народной игрушки. Промысловые центры народной игрушки. Образы игрушки. Сравнительные характеристики и художественно - технологические особенности народной игрушки.
Практическая работа: Игровое лото.
Тема 5.2. Саратовская глиняная игрушка.
Теория. Исторические сведения о саратовской игрушке. Народный мастер П.П. Африкантов. Художественно-технологические особенности саратовской игрушки. Декорирование игрушки в процессе лепки. Раскраска и цветовой строй. Лепка по мотивам саратовской игрушки.
Практическая работа: Лепка птиц по мотивам саратовской игрушки.
Тема 5.3. Гжельская керамика.
Исторические сведения о керамике «Гжель», промысловый центр. Художественно-технологические особенности саратовской игрушки. Особенности гжельской росписи.
Практическая работа: Изготовление глиняных животных по мотивам гжельской керамики
Тема 5.4. Каргопольская глиняная игрушка.
Теория. Исторические сведения о каргопольской традиционной глиняной игрушке. Изобразительные мотивы. Стилевые особенности и технология изготовления игрушек. Способы и приемы лепки: пластический способ лепки, традиционные приемы (лепка из «катушки», «цилиндра»); цветовой строй, орнамент. Мифологические образы каргопольской игрушки.
Практическая работа: Отработка приемов лепки каргопольской игрушки по образцам Создание героев сказок «Теремок», «Глупый маленький мышонок» по образцу. Разработка эскиза росписи по мотивам каргопольской традиционной глиняной игрушки.
Тема 5.5. Филимоновская игрушка.
Теория. Исторические сведения о филимоновской традиционной глиняной игрушке. Отличительные особенности: пластический способ лепки, вытянутость игрушки по вертикали. Сюжеты и образы филимоновской традиционной глиняной игрушки. Раскраска филимоновской игрушки акриловыми красками, цветовой строй. Орнаментальная композиция.
Практическая работа: Отработка приемов изготовления по образцам. Создание героев сказки «Лиса и журавль». Разработка эскиза росписи по мотивам каргопольской традиционной глиняной игрушки.
Тема 5.6. Дымковская игрушка игрушка.
Теория. История дымковской игрушки. Образы и сюжеты дымковской игрушки. Художественные и технологические особенности изготовления дымковской игрушки. Конструктивный способ лепки. Образы и сюжеты дымковской игрушки. Раскраска темперными красками. Символика цвета и орнамента.
Практическая работа: Отработка приемов изготовления дымковской игрушки по образцам. Создание героев сказки «Серая шейка» Разработка эскиза росписи по мотивам дымковской традиционной глиняной игрушки.
Раздел 6. Экскурсии, конкурсы, викторины, выставки
Теория. Проведение экскурсии мастерскую керамики, в торгово-выставочный зал художественных промыслов.
Проведение викторины «Народные промыслы России», лото «Народная игрушка».
Конкурсы мастерства по итогам полугодия.
Практическая работа: Создание коллективного изделия по собственному проекту из пластилина или солёного теста. Создание коллективной композиции из глины по мотивам народной игрушки. Окрашивание изделия. Представление проекта.
В конце каждой четверти выставки работ учащихся. Участие в городских, областных и международных конкурсах декоративно-прикладного творчества.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация данной программы предполагает соблюдение следующих принципов:
- Содержательные задачи решаются методом освоения материала "от простого к сложному" в соответствии с возрастными возможностями детей.
- В работе используются образцы изделий, таблицы, схемы, иллюстрации, дидактические игры; просматриваются лучшие работы мастеров, специальная методическая литература.
- Материал даётся постепенно, доступно для понимания детей и наработки у них навыков и умений;
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;
- Осуществляется связь с другими общешкольными дисциплинами.
Для лучшего усвоения материала и развития творчества используется просмотр слайдов, видеофильмов, репродукций, раздаточный материал.
Методы работы можно объединить по следующим признакам:
- словесные: объяснение, пояснение, беседа, рассказ, используемый на занятиях изучения новой темы или в ходе консультирования выполнения практической работы.
- наглядные - демонстрация образцов, выполненных мастерами, иллюстраций, технологических схем, просмотр презентаций.
- практические - различные упражнения в приобретении умений, показ
последовательности действий, индивидуальная отработка и т.д.
- аудиовизуальные - прослушивание музыки, сказки, просмотр видеофильмов.
Все они используются в комплексе и направлены на лучшее усвоение программы с учётом способностей учащихся, сложности работы, скорости выполнения задания.
Кроме того, лепка - это самая экспериментальная техника. Ребенок берет в руки кусочек пластилина, глины или теста и не просто моделирует, а делает самые настоящие открытия. В ходе обучения учащиеся овладевают личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Она развивает мелкую моторику рук, совершенствует координацию пространственного воображения Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную фору и сохраняют ее хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин, пластик, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса для папье-маше (кусочки мягкой бумаги, смешанные с клейстером из муки или крахмала). Чем разнообразнее ассортимент материалов, тем шире экспериментальное поле.
Особое внимание уделяется декоративной лепке, основанной на традиционных видах народного творчества. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения лучших мастеров, педагог воспитывает у ребят эстетический вкус, формирует духовные потребности, чувство патриотизма, национальной гордости.
Основная задача первого года обучения – познакомить детей с основными способами работы с пластилином, соленым тестом, глиной, освоить формообразующие движения пробудить стремление ребят к творческому познанию и самовыражению.
- КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Для оценки результативности обучения по программе «Художественная лепка» применяется входящий, текущий и итоговый контроль.
Входящий контроль проводится в начале обучения с целью выявления у детей склонностей, интересов, ожиданий от программы, имеющихся у них знаний, умений и опыта деятельности по данному направлению деятельности.
Текущий контроль в виде промежуточной аттестации проводится в середине учебного года обучения для оценки степени и качества усвоения учащимися материала данной программы.
В конце изучения всей программы проводится итоговый контроль, проводимый для определения качества полученных знаний и умений.
Формы оценки знаний и умений учащихся.
- Просмотры (по разработанным критериям): коллективных, индивидуальных.
- Внутригрупповые конкурсы.
- Участие учащихся в выставках и конкурсах городского, регионального и иного уровня.
- Контрольные вопросы: устный опрос, тестирование, конкурс.
- Наблюдение.
- Представление проектов и исследований: рефератов, презентаций, выступлений.
Заполняются карточки «Учет творческого роста и результативности обучения учащихся».
Уровни результатов освоения программы:
- высокий - учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период, и научился применять полученные знания, умения и навыки на практике;
- средний – усвоил почти все знания, но не всегда может применить их на
практике;
- низкий – овладел половиной знаний, но не умеет их правильно применять на практике.
Критерии показателей успехов учащихся:
- Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый визуально, и педагогом и детьми.
- Скорость выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе способов их успешного выполнения.
- Активное участие в коллективных работах и коллективных мероприятиях.
- Оригинальность предлагаемых художественных решений.
- Способность соотнести с оригинальностью предлагаемого решения и само исполнение.
- Умение довести работу именно до изначально запланированного результата, не останавливаясь на промежуточном решении.
- Желание получать новые знания и умения..
- Для всего коллектива безусловным показателем успехов является участие в выставках разного уровня, а также те высокие призовые места, которые были отданы их работам.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- Техническое обеспечение реализации общеобразовательной программы требует наличия учебного кабинета площадью из расчета 6 м2 на одного учащегося.
Оборудование учебного кабинета:
- стандартное оборудование учебного кабинета;
- технические средства обучения: проектор, экран, компьютер;
- наличие водопровода;
- Материалы и инструменты:
- пластилин, клеенки;
- мука, соль, емкости для приготовления теста;
- глина, емкости для размачивания глины, стеки, емкости для воды;
- Дидактическое обеспечение: технологические карты, работы методического фонда, электронные дидактические материалы.
- Информационное обеспечение.
Рекомендуемая литература:
- Богуславская, И.Я. Русская глиняная игрушка. – М.: Искусство, 1975.
- Вилюнова, В. Народное искусство - детям / Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2015
- Диброва, А. Гученко, И. Лепим из пластилина: волшебная мастерская. – М.: Феникс, 2013.
- Кошаев, В. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития. – С-Пб.: Владос, 2014.
- Ковычева, Е. Народная игрушка / Изобразительное искусство. – С-Пб.: Владос, 2010.
- Бордюг, Н. Некрасова, М. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество - С-Пб.: Владос, 2000
- Чаварра, Х. Ручная лепка. - М.: АСТ, 2006.
- Чаянова, Г. Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2005
- Шпикалова, Т. Я. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество / Учебно- методическое пособие. - М.: Гуманит, 2000.
- Бурдейный, М. Искусство керамики. – Самара: Профиздат / Ремесло и рукоделие, 2009.
- Горичева, В.С Нагибина, М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 1998.
- Данкевич Е. В. Лепим из теста – С.-Пб.: Кристалл, 2002.
- Каргопольская глиняная игрушка. Каталог. Каргополь, 2006
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика-Синтез, 2006
- Уткин, П. Народные художественные промыслы России. – М.: Советская Россия, 1984.
- Филимоновская игрушка / ТОСБС; худож. оформ. Н.С. Матвеевой.- Тула: Изд. для слабовидящих, 2003
Литература для детей
- Лыкова, И. А. Народная глиняная игрушка. – С-Пб.: Владос, 2007.
- Морозова О.А. Волшебный пластилин - М.: Дрофа, 2003.
- Рони Орен. Секреты пластилина. – M.: Академия, 2015
- Рубцова, Е.С. Фантазии из глины. - М., 2007.
- Русская матрешка Интербук-бизнес, 2000
- Силаева, И Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки» изд. «Эксмо», М:, 2003.
- Скребцова Т.О. Мини-картины из соленого теста - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Интернет-ресурсы:
- http://glina.teploruk.ru – лепка из глины: основы лепки из природного материала в домашних условиях;
- http://rukukla.ru – народная игрушка.
- http://ownhands.ru›lepka-iz-gliny/ = энциклопедия рукодельницы;
- http://interesko.info›lepka-iz-gliny/ - лепка из глины: все самое интересное;
- http://detochki-doma.ru›lepka-iz-glinyi/ - лепка из глины: удивительные советы родителям;
- http://patlah.ru - энциклопедия технологий и методик работы с разными материалами;
- http://festival.1september.ru – сайт для учителей
- http://yandex.ru – материалы для учителей
- http://pandia.ru. – реферат «Русская глиняная игрушка»/ Авторская платформа;
- http://www.ozon.ru – книжный магазин.
Приложение
Критерии оценки выполнения практических работ.
№ п/п | Оцениваемые навыки | Метод оценки | Граничные критерии оценки | ||
высокий | средний | низкий | |||
Отношение к выполняемому заданию | Наблюдение педагога и просмотр выполненной работы. Самооценка работы учащимся. Участие в выставках и конкурсах. | Изделие выполнено в полном объеме Соблюдает технологию изготовления. Учащийся с интересом выполняет задание. Изделие выполнено аккуратно, самостоятельно. Участвует в выставках и конкурсах. | Изделие не закончено. Незначительно нарушена последовательность изготовления изделия. Учащийся невнимателен, требует контроля за процессом изготовления. | Учащийся несамостоятелен, невнимателен, требует постоянного контроля за процессом изготовления. Задание выполнено небрежно, неаккуратно. | |
Умение использовать полученные ранее знания и навыки при реализации текущих заданий | Наблюдение Устный опрос Игровые тесты. | Задание выполняется самостоятельно Учащийся свободно применяет знания и умения, полученные в предшествующих заданиях. | Учащийся имеет теоретические знания, но затрудняется их применить. | Не использует знания и умения из предшествующих заданий для решения конкретных задач текущего. | |
Художественная выразительность | просмотр выполненной работы. Самооценка работы учащимся. | Учащийся вносит авторские черты в образ. Тонко выполняет детализацию и декорирование. Учащийся использовал в работе неординарные приемы исполнения,
Участие в выставках и конкурса | Учащийся хорошо передал характер предмета и динамику образа. Деталирование и декорирование осуществляет после рекомендаций педагога. Участие в выставках и конкурса | Учащийся не смог передать характер предмета. Детализация отсутствует. В выставках и конкурсах не участвует |
Вопросы для самопроверки
- С какими материалами и инструментами работает художник-скульптор?
- Какие приемы работы с глиной ты знаешь?
- Какие способы лепки ты знаешь?
- Какие способы закрепления глиняных изделий тебе известны?
- Перечисли способы декорирования глиняных изделий?
- Что такое орнамент?
- Назови известные тебе виды глиняных игрушек.
- Перечисли промысловые центры народной игрушки?
- Какие цвета используются при росписи народной игрушки?
- Как приготовить тесто для лепки?
- Чем отличается рельеф от круглой скульптуры?
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
г. Саратова
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР Зайцева Ж.В. «___»_________2016г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Гимназия №2» г. Саратова Скиданова А.В. Приказ № ________ «___»_________2016г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Художественная лепка»
Срок обучения 1 год
Возраст детей: 7 – 10 лет
Шершнёва Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Саратов
2016
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………….………………………………………..3
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ…………………………..…..….….6
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………..…..……9
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ…………………………………………..10
4.1. Раздел 1. Введение в образовательную программу………………………….10
4.2. Раздел 2. Лепка из пластилина………………………………………………...10
4.3. Раздел 3. Лепка из мукосола…………………………………………………..10
4.4. Раздел 4. Технология изготовления глиняных изделий……………………..11
4.5. Раздел 5. Народная игрушка…………………………………………………..12
4.6. Раздел 6. Экскурсии, конкурс мастерства, викторины, выставка ………….13
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ …………………………. 13
- КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ………………………………………15
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ………………………………………..16
7.1. Материально-техническое обеспечение программы …………………….….16
7.2. Дидактическое обеспечение программы ...………………………………......16
7.3. Информационное обеспечение программы обеспечение …………………...16
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………………….19
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа объединения «Художественная лепка» имеет художественную направленность.
Изобразительная деятельность - одна из наиболее эмоциональных сфер отражения окружающей действительности, – связана с процессами восприятия и познания. Лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
Занятия лепкой направлены на развитие эстетического освоения мира, расширяют кругозор ребёнка, способствуют самостоятельности, учат самовыражению, помогают в начальном профессиональном самоопределении. Они дают удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах, Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти образного и пространственного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, позволяет лучше координровать движение и ориентироваться в пространстве.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная лепка» разработана в соответствии с основными нормативными документами в области образования РФ: Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ; Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной Правительством РФ 4 сентября 2014г. №1726-р; «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 2.4.4.3172-14. (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г.№ 41)
Новизна программы. В книжных магазинах можно приобрести литературу по лепке из соленого теста, пластилина, глины, что дает возможность потребителю ознакомиться с данной техникой, но не с организацией образовательного процесса по этому профилю деятельности. В то же время в сети Интернет встречаются упоминания о работе с пластичными материалами, но это лишь разработки отдельных занятий, тем, рассчитанных в основном на дошкольный уровень обучения. Данная же программа имеет логическую последовательность, системность, дающую возможность организации курса обучения и воспитания в области дополнительного образования детей для начального и среднего школьного возраста.
Актуальность. Знание традиционной духовной и материальной культуры своей Родины не менее важно, чем знание родного языка. И приобщение детей к богатствам народной культуры России еще в 19 веке становится важным официальным элементом образовательного процесса. За 100 последних лет история России претерпела ряд сложных изменений. И в 21 веке на педагогов ложится особая ответственность за патриотическое воспитание подрастающего поколения. Богатейшая русская традиционная культура - это целый комплекс составляющих бесценного опыта нашего народа, который мы обязаны сохранить максимально бережно и полно. При этом чрезвычайно важно понимать, что музейные залы лишь консервируют образцы традиционной культуры. Для продолжения традиции необходимо вдумчивое приобщение к ней детей, кропотливый образовательный процесс, учитывающий реальные внешние изменения условий жизни, но сохраняющий базовые вневременные составляющие
Программа «Художественная лепка» позволяет воспитывать гражданина, любящего культуру своей страны и уважающего культуру других народов. Особенностью данной программы является то, что она опирается на народное творчество.
Педагогическая целесообразность программы. Учащиеся приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Занятия лепкой дают простор детской фантазии. В ней ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он не просто рассматривает его, а осязает своими руками со всех сторон. А чем больше количество органов чувств принимает участие в восприятии впечатления, тем оно становится отчетливее. О прикладной стороне лепки, то есть о приложении ее к практической жизни, не нужно говорить много слов – она очевидна: ребенок, изучивший в раннем возрасте форму, будет не чужд инициативы и творческих замыслов, он всегда сумеет внести в свой труд нечто свое, индивидуальное. Лепка имеет большое значение для развития умственного воспитания, конструкторских навыков, пространственного мышления мелкой моторики, речи и эстетического вкуса, что несомненно повышает уровень усвоения ребенком школьного материала.
На занятиях дети знакомятся не только с технологическими особенностями лепки, но и с различными видами декоративно-прикладного творчества, такими, как роспись, вышивка, кружевоплетение, резьба по дереву и по кости, ювелирное искусство. Прикосновение к миру народного декоративно-прикладного творчества, усваивая язык его форм и суть вещей, дети постигают накопленный человечеством опыт, что формирует у них духовные потребности и чувство национальной гордости.
Данная программа имеет логическую последовательность, дающую возможность не просто ознакомиться с техниками лепки из пластилина, солёного теста и глины, а организовать системный образовательный и воспитательный процесс. Большое внимание уделено овладению каждым ребенком приемов по данному виду лепки и развитию его творческой индивидуальности.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что
она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя несколько направлений: лепка из пластилина, лепка из глины, лепка из солёного теста, которые предусматривают знакомство с этими материалами, инструментами для лепки, изучение способов и приемов лепки.
В программу заложены принципы педагогических мастерских П. Ланжевена, А. Валлона, Ж. Пиаже, основанных на равенстве и сотворчестве учащегося и педагога, включении эмоциональной сферы ребёнка и его личной заинтересованности.
Цель программы: пробудить стремление к творческому познанию и самовыражению, ввести в мир народного декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- обучить особенностям работы с пластичными материалами: глиной, солёным тестом, пластилином;
- познакомить с видами традиционных народных промыслов;
- дать необходимые знания, умения для творческого воспроизведения задуманного образа.
Развивающие:
- развивать творческие способности ребенка;
- развивать произвольное внимание и пространственное мышление;
- развивать регулятивные навыки рук;
Воспитательные:
- воспитывать трудовые навыки;
- стимулировать стремление к самостоятельной творческой
деятельности;
- воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать ценностное отношение к народному творчеству.
Возраст детей, участвующих в реализации общеобразовательной программы «Народная лепка», 7 – 10 лет.
У учащихся в возрасте 7 – 8 лет уже появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Идет быстрое формирование таких психологических процессов, как память, внимание, восприятие и др. Дети этого возраста могут заставлять себя быть внимательным, они начинают овладевать и управлять собой, своим поведением и психическими процессами.
Общие характерные черты этого возраста: любознательность, конкретность мышления, подражательность, подвижность, неумение концентрировать долго свое внимание на чем-либо одном. Начиная обучение, учащиеся этого возраста особенно эмоционально относятся к новым требованиям. У них весьма высок авторитет старшего товарища или взрослого. Все предложения принимаются и воспринимаются очень охотно. Основным видом деятельности для них являются игры, творческие игровые задания. Приобщаясь к занятиям лепкой, они усваивают несложные приёмы, тем самым развивается мелкая моторика, внимание и память, развивается творческая фантазия и воображение. Учащиеся учатся передавать свои чувства, эмоции, переживания, мысли в изделии из глины.
У учащихся 9 -10 лет имеется определённый баланс умений и знаний по изготовлению изделий из глины. В этом возрасте учащиеся отличаются внутренней уравновешенностью, жизнерадостностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Учащиеся этого возраста легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их увлекает совместная коллективная деятельность. Неудача вызывает у учащихся этого возраста резкую потерю интереса к делу, а успех – эмоциональный подъем. Они любят соревноваться буквально во всем, и стремление выйти вперед за счет других может иметь нежелательные последствия – эгоизм, излишнее самомнение. Поэтому необходимо создавать условия для развития коллективизма, желания оказать помощь и поддержку товарищу.
В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора.
В группах могут заниматься дети разного возраста и разного уровня творческого развития.
Срок реализации программы – 1 года.
Объем учебного времени, предусмотренного учебным планом на реализацию программы:
для учащихся 7- 8 лет - 72 часа;
для учащихся 9- 10 лет - 144 часа
Учебно-тематический план рассчитан на 36 недель.
Режим занятий для учащихся 7- 8 лет - 2 раза в неделю по 1 часу,
для учащихся 9- 10 лет - 2 раза в неделю по 2 часа.
Реализация программы по учебному плану осуществляется в форме групповых занятий (численностью 10 - 15 человек). Продолжительность академического часа - 45 минут.
II. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Предметные
Знать
- Материалы и инструменты для лепки.
- Разновидности пластичных материалов.
- Процесс приготовления пластичного материала к работе.
- Способы и приемы лепки из разных пластичных материалов.
- Технологический процесс изготовления изделий из разных пластичнх материалов.
- Направления традиционного декоративно-прикладного творчества
- Названия наиболее известных народных промыслов, их основные отличительные особенности.
Уметь
- Подбирать и готовить пластичный материал и необходимые инструменты к работе.
- Использовать при создании изделия способы и приёмы лепки.
- Создавать изделие на основе восприятия и самостоятельного наблюдения.
- Пользоваться различными красками, кисточками.
- Расписывать изделия из солёного теста и глины.
Метапредметные
- Самостоятельно определять цель своего обучения, формулировать для себя новые задачи в декоративно-прикладном творчестве.
- Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих задач.
- Соотносить свои практические действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся образовательной ситуацией.
- Уметь оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности её решения.
- Владеть основами самоконтроля, самооценки, и осуществлять осознанный выбор дальнейшей профессиональной деятельности.
- Уметь находить смысл в любом теоретическом материале по декоративно-прикладному творчеству.
- Уметь организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учащимися, работать индивидуально и в группе.
- Осуществлять позитивную коммуникацию: уместно использовать речевые высказывания для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
- Уметь использовать источники информации для поиска нужного материала.
Личностные
- Осознание принадлежности к русской культуре (знание истоков декоративно-прикладного творчества);
- Чувство ответственности и долга перед Родиной;
- Ответственное отношение к обучению, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе профессиональных предпочтений в области декоративно-прикладного творчества;
- Уважительное отношение к человеческому труду, участие в социальных акциях;
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- Готовность и способность вести диалог с товарищами по объединению, педагогом, родителями и достигать в нем взаимопонимания;
- Осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе творческой деятельности.
Программа «Художественная лепка» предполагает использование трёх видов пластических материалов – пластилин, солёное тесто и глина. Это экологически чистые натуральные материалы, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её. В то же время использование трёх видов материалов для лепки открывают возможности для сравнения, исследования, эксперимента.
Программа содержит теоретическую и практическую часть. Теоретический материал излагается в форме бесед, игровых дидактических материалов и содержит сведения об истории возникновения и развития различных видов искусства и народного художественного творчества, их отличительных особенностях и технологии изготовления. Основной формой обучения является практическая деятельность
На занятиях используется фронтальная, групповая и индивидуальная работа.
Занятия проводятся в форме: развивающего занятия, комбинированного занятия, игры, викторины, самостоятельной работы, путешествия, экскурсии на природу, наблюдения, конкурсов, соревнований, демонстрации видеофильмов и видеороликов, презентаций и.т.д.
Введены новые формы занятий: защита творческих проектов, виртуальная экскурсия.
Оценивание происходит через индивидуальное обсуждение работы, что способствует появлению самооценки и даёт возможность социализации.
Механизм оценки получаемых результатов представлен в разделе «Контроль результатов обучения».
Источники информации содержат рекомендуемые учебные издания, дополнительную литературу, интернет-ресурсы,
В источниках информации представлены подробные сведения о технологии изготовления изделий из пластичных материалов, сведения по истории отечественного декоративно-прикладного искусства, В перечне также имеются источники, содержащие методические разработки занятий и мастер-классов.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Количество часов | |||||
Всего | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | ||
| Введение в образовательную программу. | 1 | 1 | - | 4 | 4 | - |
Лепка из пластилина
| 15 8 8 | 1 1 - | 14 7 8 | 20 10 10 | 2 2 - | 18 8 10 | |
| Лепка из мукосола | 14 | 1 | 13 | 18 | 2 | 16 |
Технология изготовления глиняных изделий
4.2.Способы лепки. 4.3. Основы модельно-формовочного дела | 13 6 7 - | 1 1 - - | 12 5 7 - | 28 8 10 10 | 6 2 2 2 | 22 6 8 8 | |
| Народная игрушка 5.1. Глиняная народная игрушка, как вид народного творчества. 5.2. Саратовская 5.3. Гжель. 5.4. Каргопольская игрушка. 5.5. Филимоновская игрушка. 5.6. Дымковская игрушка. | 19 1 6 6 6 - - - | 4 1 1 1 1 - - - | 18 - 5 5 5 - - - | 56 2 6 8 12 14 14 | 18 1 2 2 2 2 2 | 38 1 4 6 10 12 12 |
Экскурсии, конкурс мастерства, викторины, выставка | 10 | 6 | 4 | 18 | 8 | 10 | |
Итого: | 72 | 13 | 59 | 144 | 42 | 102 |
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1. Введение в образовательную программу.
Теория. Организация занятий объединения. Цели и задачи. Разделы общеобразовательной программы. Инструменты и оборудование. Подготовка рабочего места. Правила безопасной работы на занятии и личной гигиены. Выявление начальных знаний и навыков детей.
Возникновение и становление искусства лепки. Основные виды пластических искусств. Место пластических искусств в декоративно- прикладном творчестве Экскурсия.
Практическая работа: Подготовка рабочего места. Лепка из пластилина по собственному замыслу.
Раздел 2. Лепка из пластилина.
Тема 2.1. Техника пластилинографии
Теория. Из истории пластилина. Состав и свойства пластилина. Достоинства и недостатки пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином. Технологические приемы работы с пластилином. Положение рук и работа пальцев. Понятие техники «пластилинография». Виды пластилинографии: живописная техника, модульная лепка из шариков и жгутов. Применение стеков для декорирования.
Понятие «орнамент», правила его построения.
Практическая работа: Пластилиновая мозаика из модульных элементов по мотивам пермогорской, дымковской, городецкой и мезенской росписи. Украшение игрушки из картона «Матрешка», «Уточка», «Лошадка», «Барашек», «Посуда», «Народный костюм».
Тема 2.2. Объемная лепка
Теория. Понятие объем. Конструктивный способ лепки объемных изделий. Приемы скрепления деталей. Лепка из жгутов, лепка из простых геометрических объемов.
Практическая работа: Изготовление сюжетных персонажей по басне Крылова «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица» и сказки «Три поросёнка», «Три медведя» по представлению или по образцу.
Раздел 3. Лепка из из мукосола (солёного теста)
Теория. Знакомство с лепкой из солёного теста, отличительные особенности данного материала от других. Из истории развития ремесла. Инструменты. Лепка простых элементов: жгуты, ленточки, скрепление деталей между собой. Приёмы работы с солёным тестом - раскатывание, скручивание, прищипывание простое плетение, вырезание, формование. Работа с помощью технологической карты. Способы сушки. Понятие «рельеф». Понятие «натюрморт».
Подготовка к окраске и окрашивание изделий из солёного теста. Готовность краски к работе. Подбор кистей.
Практическая работа: Изготовление рельефов «Урожай», «Крендельки» Изготовление коллективной тематической композиции «Чудо-дерево», «Чаепитие», «Изразцы». Окраска и оформление изделий.
Раздел 4. Технология изготовления глиняных изделий
Тема 4.1. Приемы лепки из глины.
Теория. Образование глины. Виды глины. Практическое знакомство с глиной. Свойства глины. Подготовка глиняной массы. Рабочее состояние глины. Применение инструментов для лепки. Последовательность изготовления изделий из глины. Сушка, оправка и закрепление глиняных изделий. Экскурсия.
Практическая работа: исследовательская работа по изучению свойств глины.
Основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прищипывание, сгибание, заглаживание, вырезание, сворачивание. Изготовление изделий на основе базовых элементов: шар, лепешка, капелька. Приемы лепки предметов, имеющих пустую середину. Положение рук. Работа пальцев. Использование технологической карты.
Практическая работа: Лепка из пласта «Блюдце», «Избушка», «Волшебная рыбка». Объемная лепка. «Превращение матрёшки». Лепка на болванке , «Колокольчик», «Посуда».
Декорирование в процессе лепки. Декорирование методом тиснения. Нанесение штампованной фактуры. Нарезной и выпуклый декор.
Практическая работа: Декорирование изделий по мотивам народных промыслов «Блюдце», «Волшебная рыбка», «Превращение матрёшки», «Посуда»
Оправка и методы окраски глиняных изделий. Приём оправки губкой. Особенности взаимодействия краски и высушенной глины. Закрепление изделия.
Практическая работа: Оправка и роспись выполненных изделий «Блюдце», «Волшебная рыбка», «Превращение матрёшки», «Посуда»
Тема 4.2. Способы лепки.
Теория. Способы лепки: пластический (из целого куска), рельефная лепка, спиральная техника. Соединение отдельных элементов изделия. Выполнение упражнений по лепке различными способами. Использование технологической карты.
Рельефная лепка путем нанесения рисунка. Рельефная лепка путем наложения формы на основу. Спиральная лепка.
Практическая работа: Изготовление сюжетных персонажей по сказкам «Гадкий утёнок», «Зимовье зверей» по мотивам саратовской игрушки и керамики Гжель. Оправка и роспись выполненных изделий.
Тема 4.3 Основы модельно-формовочного дела
Теория. Моделирование. Формование. Инструменты и приспособления для создания формы. Способы создания изделий с использованием формы. Особенности формовочного гипса, способы его замешивания. Изготовление плоской и объемной пресс-формы.
Практическая работа: изготовление формы для лепки магнита.
Раздел 5. Народная игрушка.
Тема 5.1. Глиняная народная игрушка, как вид народного творчества.
Теория. История возникновения и развития глиняной народной игрушки. Промысловые центры народной игрушки. Образы игрушки. Сравнительные характеристики и художественно - технологические особенности народной игрушки.
Практическая работа: Игровое лото.
Тема 5.2. Саратовская глиняная игрушка.
Теория. Исторические сведения о саратовской игрушке. Народный мастер П.П. Африкантов. Художественно-технологические особенности саратовской игрушки. Декорирование игрушки в процессе лепки. Раскраска и цветовой строй. Лепка по мотивам саратовской игрушки.
Практическая работа: Лепка птиц по мотивам саратовской игрушки.
Тема 5.3. Гжельская керамика.
Исторические сведения о керамике «Гжель», промысловый центр. Художественно-технологические особенности саратовской игрушки. Особенности гжельской росписи.
Практическая работа: Изготовление глиняных животных по мотивам гжельской керамики
Тема 5.4. Каргопольская глиняная игрушка.
Теория. Исторические сведения о каргопольской традиционной глиняной игрушке. Изобразительные мотивы. Стилевые особенности и технология изготовления игрушек. Способы и приемы лепки: пластический способ лепки, традиционные приемы (лепка из «катушки», «цилиндра»); цветовой строй, орнамент. Мифологические образы каргопольской игрушки.
Практическая работа: Отработка приемов лепки каргопольской игрушки по образцам Создание героев сказок «Теремок», «Глупый маленький мышонок» по образцу. Разработка эскиза росписи по мотивам каргопольской традиционной глиняной игрушки.
Тема 5.5. Филимоновская игрушка.
Теория. Исторические сведения о филимоновской традиционной глиняной игрушке. Отличительные особенности: пластический способ лепки, вытянутость игрушки по вертикали. Сюжеты и образы филимоновской традиционной глиняной игрушки. Раскраска филимоновской игрушки акриловыми красками, цветовой строй. Орнаментальная композиция.
Практическая работа: Отработка приемов изготовления по образцам. Создание героев сказки «Лиса и журавль». Разработка эскиза росписи по мотивам каргопольской традиционной глиняной игрушки.
Тема 5.6. Дымковская игрушка игрушка.
Теория. История дымковской игрушки. Образы и сюжеты дымковской игрушки. Художественные и технологические особенности изготовления дымковской игрушки. Конструктивный способ лепки. Образы и сюжеты дымковской игрушки. Раскраска темперными красками. Символика цвета и орнамента.
Практическая работа: Отработка приемов изготовления дымковской игрушки по образцам. Создание героев сказки «Серая шейка» Разработка эскиза росписи по мотивам дымковской традиционной глиняной игрушки.
Раздел 6. Экскурсии, конкурсы, викторины, выставки
Теория. Проведение экскурсии мастерскую керамики, в торгово-выставочный зал художественных промыслов.
Проведение викторины «Народные промыслы России», лото «Народная игрушка».
Конкурсы мастерства по итогам полугодия.
Практическая работа: Создание коллективного изделия по собственному проекту из пластилина или солёного теста. Создание коллективной композиции из глины по мотивам народной игрушки. Окрашивание изделия. Представление проекта.
В конце каждой четверти выставки работ учащихся. Участие в городских, областных и международных конкурсах декоративно-прикладного творчества.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация данной программы предполагает соблюдение следующих принципов:
- Содержательные задачи решаются методом освоения материала "от простого к сложному" в соответствии с возрастными возможностями детей.
- В работе используются образцы изделий, таблицы, схемы, иллюстрации, дидактические игры; просматриваются лучшие работы мастеров, специальная методическая литература.
- Материал даётся постепенно, доступно для понимания детей и наработки у них навыков и умений;
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;
- Осуществляется связь с другими общешкольными дисциплинами.
Для лучшего усвоения материала и развития творчества используется просмотр слайдов, видеофильмов, репродукций, раздаточный материал.
Методы работы можно объединить по следующим признакам:
- словесные: объяснение, пояснение, беседа, рассказ, используемый на занятиях изучения новой темы или в ходе консультирования выполнения практической работы.
- наглядные - демонстрация образцов, выполненных мастерами, иллюстраций, технологических схем, просмотр презентаций.
- практические - различные упражнения в приобретении умений, показ
последовательности действий, индивидуальная отработка и т.д.
- аудиовизуальные - прослушивание музыки, сказки, просмотр видеофильмов.
Все они используются в комплексе и направлены на лучшее усвоение программы с учётом способностей учащихся, сложности работы, скорости выполнения задания.
Кроме того, лепка - это самая экспериментальная техника. Ребенок берет в руки кусочек пластилина, глины или теста и не просто моделирует, а делает самые настоящие открытия. В ходе обучения учащиеся овладевают личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Она развивает мелкую моторику рук, совершенствует координацию пространственного воображения Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную фору и сохраняют ее хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин, пластик, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса для папье-маше (кусочки мягкой бумаги, смешанные с клейстером из муки или крахмала). Чем разнообразнее ассортимент материалов, тем шире экспериментальное поле.
Особое внимание уделяется декоративной лепке, основанной на традиционных видах народного творчества. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения лучших мастеров, педагог воспитывает у ребят эстетический вкус, формирует духовные потребности, чувство патриотизма, национальной гордости.
Основная задача первого года обучения – познакомить детей с основными способами работы с пластилином, соленым тестом, глиной, освоить формообразующие движения пробудить стремление ребят к творческому познанию и самовыражению.
- КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Для оценки результативности обучения по программе «Художественная лепка» применяется входящий, текущий и итоговый контроль.
Входящий контроль проводится в начале обучения с целью выявления у детей склонностей, интересов, ожиданий от программы, имеющихся у них знаний, умений и опыта деятельности по данному направлению деятельности.
Текущий контроль в виде промежуточной аттестации проводится в середине учебного года обучения для оценки степени и качества усвоения учащимися материала данной программы.
В конце изучения всей программы проводится итоговый контроль, проводимый для определения качества полученных знаний и умений.
Формы оценки знаний и умений учащихся.
- Просмотры (по разработанным критериям): коллективных, индивидуальных.
- Внутригрупповые конкурсы.
- Участие учащихся в выставках и конкурсах городского, регионального и иного уровня.
- Контрольные вопросы: устный опрос, тестирование, конкурс.
- Наблюдение.
- Представление проектов и исследований: рефератов, презентаций, выступлений.
Заполняются карточки «Учет творческого роста и результативности обучения учащихся».
Уровни результатов освоения программы:
- высокий - учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период, и научился применять полученные знания, умения и навыки на практике;
- средний – усвоил почти все знания, но не всегда может применить их на
практике;
- низкий – овладел половиной знаний, но не умеет их правильно применять на практике.
Критерии показателей успехов учащихся:
- Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый визуально, и педагогом и детьми.
- Скорость выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе способов их успешного выполнения.
- Активное участие в коллективных работах и коллективных мероприятиях.
- Оригинальность предлагаемых художественных решений.
- Способность соотнести с оригинальностью предлагаемого решения и само исполнение.
- Умение довести работу именно до изначально запланированного результата, не останавливаясь на промежуточном решении.
- Желание получать новые знания и умения..
- Для всего коллектива безусловным показателем успехов является участие в выставках разного уровня, а также те высокие призовые места, которые были отданы их работам.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- Техническое обеспечение реализации общеобразовательной программы требует наличия учебного кабинета площадью из расчета 6 м2 на одного учащегося.
Оборудование учебного кабинета:
- стандартное оборудование учебного кабинета;
- технические средства обучения: проектор, экран, компьютер;
- наличие водопровода;
- Материалы и инструменты:
- пластилин, клеенки;
- мука, соль, емкости для приготовления теста;
- глина, емкости для размачивания глины, стеки, емкости для воды;
- Дидактическое обеспечение: технологические карты, работы методического фонда, электронные дидактические материалы.
- Информационное обеспечение.
Рекомендуемая литература:
- Богуславская, И.Я. Русская глиняная игрушка. – М.: Искусство, 1975.
- Вилюнова, В. Народное искусство - детям / Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2015
- Диброва, А. Гученко, И. Лепим из пластилина: волшебная мастерская. – М.: Феникс, 2013.
- Кошаев, В. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития. – С-Пб.: Владос, 2014.
- Ковычева, Е. Народная игрушка / Изобразительное искусство. – С-Пб.: Владос, 2010.
- Бордюг, Н. Некрасова, М. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество - С-Пб.: Владос, 2000
- Чаварра, Х. Ручная лепка. - М.: АСТ, 2006.
- Чаянова, Г. Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2005
- Шпикалова, Т. Я. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество / Учебно- методическое пособие. - М.: Гуманит, 2000.
- Бурдейный, М. Искусство керамики. – Самара: Профиздат / Ремесло и рукоделие, 2009.
- Горичева, В.С Нагибина, М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 1998.
- Данкевич Е. В. Лепим из теста – С.-Пб.: Кристалл, 2002.
- Каргопольская глиняная игрушка. Каталог. Каргополь, 2006
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика-Синтез, 2006
- Уткин, П. Народные художественные промыслы России. – М.: Советская Россия, 1984.
- Филимоновская игрушка / ТОСБС; худож. оформ. Н.С. Матвеевой.- Тула: Изд. для слабовидящих, 2003
Литература для детей
- Лыкова, И. А. Народная глиняная игрушка. – С-Пб.: Владос, 2007.
- Морозова О.А. Волшебный пластилин - М.: Дрофа, 2003.
- Рони Орен. Секреты пластилина. – M.: Академия, 2015
- Рубцова, Е.С. Фантазии из глины. - М., 2007.
- Русская матрешка Интербук-бизнес, 2000
- Силаева, И Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки» изд. «Эксмо», М:, 2003.
- Скребцова Т.О. Мини-картины из соленого теста - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Интернет-ресурсы:
- http://glina.teploruk.ru – лепка из глины: основы лепки из природного материала в домашних условиях;
- http://rukukla.ru – народная игрушка.
- http://ownhands.ru›lepka-iz-gliny/ = энциклопедия рукодельницы;
- http://interesko.info›lepka-iz-gliny/ - лепка из глины: все самое интересное;
- http://detochki-doma.ru›lepka-iz-glinyi/ - лепка из глины: удивительные советы родителям;
- http://patlah.ru - энциклопедия технологий и методик работы с разными материалами;
- http://festival.1september.ru – сайт для учителей
- http://yandex.ru – материалы для учителей
- http://pandia.ru. – реферат «Русская глиняная игрушка»/ Авторская платформа;
- http://www.ozon.ru – книжный магазин.
Приложение
Критерии оценки выполнения практических работ.
№ п/п | Оцениваемые навыки | Метод оценки | Граничные критерии оценки | ||
высокий | средний | низкий | |||
Отношение к выполняемому заданию | Наблюдение педагога и просмотр выполненной работы. Самооценка работы учащимся. Участие в выставках и конкурсах. | Изделие выполнено в полном объеме Соблюдает технологию изготовления. Учащийся с интересом выполняет задание. Изделие выполнено аккуратно, самостоятельно. Участвует в выставках и конкурсах. | Изделие не закончено. Незначительно нарушена последовательность изготовления изделия. Учащийся невнимателен, требует контроля за процессом изготовления. | Учащийся несамостоятелен, невнимателен, требует постоянного контроля за процессом изготовления. Задание выполнено небрежно, неаккуратно. | |
Умение использовать полученные ранее знания и навыки при реализации текущих заданий | Наблюдение Устный опрос Игровые тесты. | Задание выполняется самостоятельно Учащийся свободно применяет знания и умения, полученные в предшествующих заданиях. | Учащийся имеет теоретические знания, но затрудняется их применить. | Не использует знания и умения из предшествующих заданий для решения конкретных задач текущего. | |
Художественная выразительность | просмотр выполненной работы. Самооценка работы учащимся. | Учащийся вносит авторские черты в образ. Тонко выполняет детализацию и декорирование. Учащийся использовал в работе неординарные приемы исполнения,
Участие в выставках и конкурса | Учащийся хорошо передал характер предмета и динамику образа. Деталирование и декорирование осуществляет после рекомендаций педагога. Участие в выставках и конкурса | Учащийся не смог передать характер предмета. Детализация отсутствует. В выставках и конкурсах не участвует |
Вопросы для самопроверки
- С какими материалами и инструментами работает художник-скульптор?
- Какие приемы работы с глиной ты знаешь?
- Какие способы лепки ты знаешь?
- Какие способы закрепления глиняных изделий тебе известны?
- Перечисли способы декорирования глиняных изделий?
- Что такое орнамент?
- Назови известные тебе виды глиняных игрушек.
- Перечисли промысловые центры народной игрушки?
- Какие цвета используются при росписи народной игрушки?
- Как приготовить тесто для лепки?
- Чем отличается рельеф от круглой скульптуры?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о рабочей общеобразовательной дополнительной программе по внеурочной деятельности в начальных классах.
Рабочая общеобразовательная дополнительная программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной, модифицированной (адаптированной) или авторской для конкретного образовательн...
Общеобразовательная (дополнительная) программа начального общего образования по социально-педагогической направленности «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников»
Целью данной программы является развитие познавательных процессов и развитие логического мышления у обучающегося младшего школьного возраста....
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Школа безопасности» для 1 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по математике "Занимательная математика"
Данная программа имеет углубленное изучение некоторых тем по математике в 4 классе...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа экологической направленности "Юный эколог"
Возраст обучающихся 6-8 лет . Программа направлена на воспитание экологически грамотной личности. «Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская»
Программа «Творческая мастерская» относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам художественной направленности. Предназначена для детей в возрасте 8-17 лет, а та...