Рабочая программа по окружающему миру 4 класс, школа Россииизо
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа по ИЗО 4 класс, школа России: аннотация, пояснительная записка,к тп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pr.izo_4_kl.docx | 40.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
к рабочей программе по ИЗО в 4 классе .
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №373 от 06.10.2009г;
- Примерной программы по изобразительному искусству и на авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Аксубаевская СОШ № 3»
Преподавание ведется по учебнику: Искусство и ты. 4 класс. Е.И. Коротеева под редакцией Б.М. Неменского, М.: Просвещение. 2011
2.Цель изучения дисциплины
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
3. Структура дисциплины
Истоки родного искусства
Древние города твоей земли
Каждый народ – художник
Искусство объединяет народы
4. Основные образовательные технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Технология проблемного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технологии личностно - ориентированного обучения (игровые технологии, метод проектов и др.)
5.Требования к результатам освоения дисциплины.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
6. Общая трудоемкость дисциплины
На изучение изо в 4 классе отводится 34 ч ( 1 час в неделю, 34 учебные недели).
7. Формы контроля
Самостоятельная работа, тест, практическая работа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №373 от 06.10.2009 г;
- Примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Аксубаевский лицей»
- Учебного плана МБОУ «Аксубаевская СОШ №3» на 2016-2017 учебный год.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Цели обучения
Изучение изобразительного искусства и художественного труда направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между
художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
- выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России
- и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
Основные содержательные линии
В рабочей программе по изобразительному искусству выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Всего часов |
1 | В мире изобразительного искусства | 9 |
2 | Древние города твоей земли | 7 |
3 | Каждый народ – художник | 10 |
4 | Искусство объединяет народы | 8 |
ИТОГО | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Печатные пособия.
№ | Автор | Название | Год издан. | Издательство | ||
Для ученика | ||||||
1 | Неменская Л.А | Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ | 2013 | М.: Просвещение | ||
Для учителя | ||||||
1 | Неменская Л.А | Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 4 класс: учеб. для общеобразов. организац.. | 2013 | М.: Просвещение | ||
2 | Поурочные разработки по изобразительному искусству к УМК Неменская Л. А. и др.(«Школа России») | 2014 | М.: ВАКО |
2. Информационно- коммуникативные средства.
Изобразительное искусство: электронное приложение к учебнику Неменской Л. А.
3. Наглядные пособия.
Комплект демонстрационных таблиц
4. Материально-технические средства.
Компьютерная техника, интерактивная доска.
Содержание рабочей программы. 4 класс. (34 ч.)
«Мир изобразительных искусств»(9 ч.)
Летние впечатления. Рисование листьев. Натюрморт из фруктов и овощей. Искусство натюрморта - предметы в группе. Искусство натюрморта - предметы в группе, продолжение. Узор в круге из растительных, природных форм. Осень во дворе. Дерево. Праздничный город (аппликация).
«Древние города твоей земли» (7 ч.)
Древнерусские город-крепость. Древние соборы. Города русской земли. Узорочье теремов .Пир в теремных палатах.
«Каждый народ-художник» (10 ч.)
Образ художественной культуры Японии. Образ художественной культуры гор и степей. Города в пустыне. Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры средневековья. Многообразие художественных культур в мире.
«Искусство объединяет народы» (8 ч.)
Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Герои, борцы и защитники, Рисование на тему «Праздник 9 мая- День Победы» . Юность и надежды. Искусство народов мира.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
1 четверть – 9 ч. В мире изобразительного искусства | 9 ч | |||
1 | Летние впечатления | 1 | ||
2 | Рисование листьев | 1 | ||
3 | Натюрморт из фруктов и овощей. | 1 | ||
4 | Искусство натюрморта - предметы в группе. | 1 | ||
5 | Искусство натюрморта - предметы в группе, продолжение | 1 | ||
6 | Узор в круге из растительных, природных форм. | 1 | ||
7 | Осень во дворе. | 1 | ||
8 | Дерево. | 1 | ||
9 | Праздничный город (аппликация) | 1 | ||
2 четверть – 7 ч. Древние города нашей земли | 7 ч | |||
10(1) | Родной угол | 1 | ||
11(2) | Древние соборы. | 1 | ||
12(3) | Города Русской земли. | 1 | ||
13(4) | Древние воины – защитники. | 1 | ||
14(5) | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | 1 | ||
15(6) | Узорочье теремов. | 1 | ||
16(7) | Пир в теремных палатах | 1 | ||
3 четверть – 10 ч. Каждый народ – художник. | 10 ч. | |||
17-18 (1-2) | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 2 | ||
19-20 (3-4) | Народ гор и степей. | 2 | ||
21-22 (5-6) | Города в пустыне. | 2 | ||
23-24 (7-8) | Древняя Эллада. | 2 | ||
25(9) | Европейские города средневековья. | 1 | ||
26(10) | Многообразие художественных культур в мире. | 1 | ||
4 четверть – 8 ч. Искусство объединяет народы | 8 ч. | |||
27(1) | Материнство. | 1 | ||
28(2) | Материнство. | 1 | ||
29(3) | Мудрость старости. | 1 | ||
30(4) | Сопереживание. | 1 | ||
31(5) | Герои-защитники. | 1 | ||
32(6) | Юность и надежды. | 1 | ||
33(7) | Искусство народов мира. | 1 | ||
34(8) | Искусство народов мира. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...