Рабочая программа по окружающему миру 4 класс, школа Россииизо
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Рабочая программа по ИЗО  4 класс, школа России: аннотация, пояснительная записка,к тп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_pr.izo_4_kl.docx40.96 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

 к рабочей программе по ИЗО  в 4  классе .

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

   Рабочая программа разработана на основе:

   - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №373 от 06.10.2009г;

   - Примерной программы по изобразительному искусству и на  авторской   программы  «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.

   - Основной образовательной программы   начального общего образования МБОУ «Аксубаевская СОШ № 3»

Преподавание ведется по учебнику: Искусство и ты. 4 класс. Е.И. Коротеева под редакцией Б.М. Неменского, М.: Просвещение. 2011

2.Цель изучения дисциплины

- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

3. Структура дисциплины 

Истоки родного искусства  

Древние города твоей земли

Каждый народ – художник

Искусство объединяет народы

4. Основные образовательные технологии

Информационно-коммуникативные технологии

Технология проблемного обучения

Технология дифференцированного обучения

Технологии личностно - ориентированного обучения (игровые технологии, метод проектов и др.)

5.Требования к результатам освоения дисциплины.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных,  метапредметных и предметных результатов.

6. Общая трудоемкость дисциплины

На изучение изо  в 4  классе отводится 34 ч ( 1 час в неделю, 34 учебные недели).

7. Формы контроля

Самостоятельная работа, тест, практическая работа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе:

   - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №373 от 06.10.2009 г;

   - Примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской   программы  «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.

   - Основной образовательной программы   начального общего образования МБОУ «Аксубаевский лицей»

   -  Учебного плана МБОУ «Аксубаевская СОШ №3» на 2016-2017 учебный год.    

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

  Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.

        Цели обучения

Изучение изобразительного искусства и художественного труда направлено на достижение следующих целей:

         • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Общая характеристика учебного предмета

        Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

         Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

        Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между

художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.  

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.    

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России
  • и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по изобразительному искусству выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Всего   часов

1

В мире изобразительного искусства

9

2

Древние города твоей земли

7

3

Каждый народ – художник

10

4

Искусство объединяет народы

8

                                                                  ИТОГО

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Печатные пособия.

              Автор

        Название

Год издан.

Издательство

Для ученика

1

 Неменская Л.А

Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/

2013

М.: Просвещение

Для учителя

1

Неменская Л.А

Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 4 класс: учеб. для общеобразов. организац..

2013

М.: Просвещение

2

Поурочные разработки по изобразительному искусству к УМК Неменская Л. А. и др.(«Школа России»)

2014

М.: ВАКО

2. Информационно- коммуникативные средства.

Изобразительное искусство: электронное приложение к учебнику Неменской Л. А.

       3. Наглядные пособия.

Комплект демонстрационных таблиц

   4. Материально-технические средства.

Компьютерная техника, интерактивная доска.

Содержание рабочей программы. 4 класс. (34 ч.)

 «Мир изобразительных искусств»(9 ч.)

Летние впечатления. Рисование листьев. Натюрморт из фруктов и овощей. Искусство натюрморта - предметы в группе. Искусство натюрморта - предметы в группе, продолжение. Узор в круге из растительных, природных форм. Осень во дворе. Дерево. Праздничный город (аппликация).

«Древние города твоей земли» (7 ч.)

Древнерусские город-крепость. Древние соборы. Города русской земли. Узорочье теремов .Пир в теремных палатах.

«Каждый народ-художник» (10 ч.)

Образ художественной культуры Японии. Образ художественной культуры гор и степей. Города в пустыне. Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры средневековья. Многообразие художественных культур в мире.

«Искусство объединяет народы» (8 ч.)

Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Герои, борцы и защитники, Рисование на тему «Праздник 9 мая- День Победы» . Юность и надежды. Искусство народов мира.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1 четверть – 9 ч.

В мире изобразительного искусства

9 ч

1

Летние впечатления

1

2

Рисование листьев

1

3

Натюрморт из фруктов и овощей.

1

4

Искусство натюрморта - предметы в группе.

1

5

Искусство натюрморта - предметы в группе, продолжение

1

6

Узор в круге из растительных, природных форм.

1

7

Осень во дворе.

1

8

Дерево.

1

9

Праздничный город (аппликация)

1

2 четверть – 7 ч.

Древние города нашей земли

7 ч

10(1)

Родной угол

1

11(2)

Древние соборы.

1

12(3)

Города Русской земли.

1

13(4)

Древние воины – защитники.

1

14(5)

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

1

15(6)

Узорочье теремов.

1

16(7)

Пир в теремных палатах

1

3 четверть – 10 ч.

Каждый народ – художник.

10 ч.

17-18

(1-2)

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

2

19-20

(3-4)

Народ гор и степей.

2

21-22

(5-6)

Города в пустыне.

2

23-24

(7-8)

Древняя Эллада.

2

25(9)

Европейские города средневековья.

1

26(10)

Многообразие художественных культур в мире.

1

4 четверть – 8 ч.

Искусство объединяет народы

8 ч.

27(1)

Материнство.

1

28(2)

Материнство.

1

29(3)

Мудрость старости.

1

30(4)

Сопереживание.

1

31(5)

Герои-защитники.

1

32(6)

Юность и надежды.

1

33(7)

Искусство народов мира.

1

34(8)

Искусство народов мира.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...