Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Федорова Екатерина Борисовна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_1_b.doc404 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет «Изобразительное искусство» 

(для четырехлетней начальной школы)

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК «Начальная школа XXI века», авторы Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

 «Изобразительное искусство»

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа ХХI века» и программы Л. Г. Савенковой «Изобразительное искусство» 1 класс, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.), учебным планом школы. Данная программа учитывает опыт и современные направления педагогики в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имён и тенденций в искусстве. Современный уровень социокультурного развития общества требует обновления культуры общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), разработки таких учебных программ по предмету «Изобразительное искусство», которые обеспечивали бы полихудожественное развитие школьников.

Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

• формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

• активизацию самостоятельной творческой деятельности;

• развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);

• формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

• воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

• воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;

• развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

• формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

• формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

• развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства. В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами. В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию. Начальная школа – время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно-образного мышления – вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) – общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, – развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.

Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности. Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью. Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже). Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн – создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.). Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы. Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

1 класс

Для детей этого возраста свойственны впечатлительность и стремление познать мир вокруг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством следует формировать у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); развивать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у детей стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая практическая задача этого года обучения – освоение учащимися формата листа. Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное, единичное в пространстве. Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Интерес к объектам окружения. Разнообразие форм в природе и в неприродной среде. Индивидуальное чувство формы. Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет и краски в природе (солнце, вода, воздух, радуга, огонь, растения, животные). Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. Формирование индивидуального чувства цвета.

Композиционные задачи в искусстве. Развитие основ проектного мышления на основе освоения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет и настроение. В практическую деятельность учащихся с первого года обучения включены задания, предполагающие использование Средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Такие задания способствуют развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению; помогают сформировать умения работать С дистанционными материалами и инструментами, анализировать и сознательно использовать информацию из различных источников (книг, журналов, видео- и кинофильмов, Интернета, рекламы, газет, словарей и др.).

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение изобразительного искусства в первом классе отводится 1 час в неделю, 33 часа в год (33 учебных недели).

IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРАЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В основе учебников и рабочих тетрадей лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство»:

• воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности  России);

• развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);

• общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);

• воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;

• воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

• развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;

• совершенствование индивидуальных способностей;

• формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.

V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

• целостное, гармоничное восприятие мира;

• интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

• умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

• способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

• способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

• представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

• самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

• умение доводить работу до конца;

• способность предвидеть результат своей деятельности;

• адекватная оценка результатов своей деятельности;

• способность работать в коллективе;

• умение работать индивидуально и в малых группах;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

• постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

• принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

• самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

• самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

• умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

• умение применять приобретённые знания по одному предмет)' при изучении других общеобразовательных дисциплин;

• умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

• умение проводить самостоятельные исследования;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

• умение находить нужную информацию в Интернете;

• участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

• умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

• обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

• умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

• понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

• умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

• умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

• сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

• умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

• умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

• способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

• умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

• умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

• сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

• сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

• активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

• понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

• понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

• умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

• умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

• умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);

• сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

• умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

• умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

• умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

• умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

• умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов). Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы па листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции: главный элемент, его выделение цветом и формой. Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе – ниже, дальше – выше. Передача простейшей плановости пространства и динамики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Работа с готовыми формами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками. Развитие фантазии и воображения (11 часов). Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия  музыки,  поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движения и настроения в рисунке. Наблюдение за объектами окружающего мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на основе собственных наблюдений. Импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Передача в слове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов). Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем «Какие бывают художники – живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор?». Материалы и инструменты разных художников – живописца, графика, прикладника, архитектора, художника. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Проведение коллективных исследований по творчеству художников. Представление об особенностях работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в скульптуре». Роль и значения  музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.

КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ТЕМА

Личностные и  метапредметные образовательные результаты

Предметные образовательные результаты  

Основы художественного изображения (24ч)

Развитие способности к познанию  художественно-творческой деятельности через познание средств художественной выразительности в искусстве (цвет, линия, пятно, силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).

Уметь познавать, как пятно, линия и другие средства становятся художественным изображением в рисовании с натуры, по памяти, по представлению, в композиции на заданную тему, в декоративной работе;  развивать эмоционально-эстетическое восприятия природы, пониманию того, что природа является источником создания художественные отношения

Художественный образ и изобразительное творчество учащихся. (24ч)

Толерантное принятие разнообразия культурных явлений, умение применять художественный материал в работе, умение организовывать самостоятельно художественно-творческий труд

Создавать элементы композиции на определенную тему, использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы, овладеть основами цветоведения

Декоративная работа (9ч)

Осуществляется развитие творческого опыта учащихся по созданию художественных изделий на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

Уметь раскрывается художественный образ вещи, способы отражения действительности, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Использовать символику цвета в орнаменте, явление симметрии (зеркальная) в орнаменте: вырезание из бумаги.

Создавать простые схемы ритмического построения линейного орнамента, чередование элементов одинаковой формы и размера, но разного цвета; чередование элементов одного размера, но разной формы и разного цвета.


VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 1 Б КЛАССЕ

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

Урока

Цели и задачи урока

Универсальные учебные действия

Вид

контроля

Дата
проведения

план

факт

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 ЧЕТВЕРТЬ «ИСКУССТВО И ЧЕЛОВЕК»

1

Чем и как работают художники.

«Волшебные краски»        

1

Введение новых знаний.

Игра

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. Работа с акварельными красками.

планирование – выполнить задания в соответствии с поставленной целью

З н а т ь правила работы с акварельными красками.

У м е т ь работать кистью и акварельными красами.

инициативное сотрудничество 

смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

Текущий.

3.09

2

Аппликация.

«Цветовой круг»

1

Введение новых знаний.

Игра

Выразительные средства в аппликации. Использование различных техник и материалов в аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами. Наклеивание на цветную бумагу и картон различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги. Знакомство с материалами для выполнения аппликации.

планирование – выполнить задания в соответствии с поставленной целью, осуществление учебных действий – отвечать на поставленный вопрос

общеучебные –

 У м е т ь выполнять аппликацию  из геометрических фигур, простых по форме цветов

взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей, конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке, выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

нравственно-этическая ориентация – оценивают эмоционально-эстетические впечатления

Текущий

Ответы на вопросы

10.09

3

Декоративная работа.

«Красивые цепочки»

Стартовая диагностика

1

Введение новых знаний

Практикум

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

контроль и самоконтроль – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

коррекция – адекватно воспринимать информацию учителя

З н а т ь  правила работы с гуашевыми красками.

У м е т ь выполнять декоративные цепочки

планирование учебного сотрудничества – вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре.

смыслообразование – оценивают свой учебный труд, принимают оценки учителя

Самостоятельная работа по образцу.

17.09

4

Рисование по памяти и представлению.

«Волшебные краски осеннего дерева»

1

Введение новых знаний.

Викторина

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета композиции. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: И.И.Левитан «Золотая осень»

планирование – организовать свою деятельность, действовать согласно плану, предложенному учителем

У м е т ь  передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев, их форму, очертания, цвета различных предметов.

инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

самоопределение – демонстрируют внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности.

Текущий Ответы на вопросы.

24.09

5

Беседа по теме «Жанры изобразительного искусства и архитектура».

Лепка.

«Листья деревьев»

1

Экскурсия

Викторина

. Виды и жанры изобразительных искусств, архитектуры. Использование различных материалов: пластилин. Самостоятельная работа по лепке листьев различных деревьев, овощей, фруктов.

планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ

З н а т ь  правила работы с пластилином.

У м е т ь называть известные виды и жанры искусства и архитектуры; организовать рабочее место; пользоваться стеками; лепить листья деревьев, овощи, фрукты

взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания;

управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешной учебной деятельности.

Текущий Ответы на вопросы

1.10

6

Лепка

«Овощи и фрукты»

1

Комбинированный.

Практикум

. Работа с пластилином - лепка овощей и фруктов.

планирование – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий

У м е т ь  самостоятельно работать с пластилином, лепить по теме.

взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию

нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы

Самостоятельная работа.

8.10

7

Беседа по теме «Русское народно-декоративное прикладное искусство»

1

Комбинированный.

Игра

Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности. Сообщения о народных ремёслах, особенностях мастерства разных регионов России

планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

З н а т ь приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства, народные традиционные ремёсла

взаимодействие – выражать собственное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове.

самоопределение – традиции русского народа

Текущий

Работа по образцу

15.10

8

Декоративная работа.

«Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись». «Волшебный узор»

1

Комбинированный.

Практикум

Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение в полосу растительных узоров.

контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия

З н а т ь элементы хохломского узора.

У м е т ь  выполнять кистью простейшие элементы растительного узора, используя линии, мазки, Точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов

взаимодействие – взаимодействовать в паре

нравственно-этическая ориентация – проявляют позитивное отношение

Самостоятельная работа

22.10

9

Беседа о красоте осенней природы «Краски осени»

1

Комбинированный.

Викторина

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского мирового искусства. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.

Принимать и сохранять учебную задачу.

У м е т ь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести сюжетный рисунок на тему

Договариваться и приходить к общему решению.

 нравственно-этическая ориентация – проявляют позитивное отношение

29.10

2 ЧЕТВЕРТЬ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА»

10

Декоративная работа. Орнамент. «Чудо-платье»

1

Экскурсия

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

осуществление учебных действий – использовать речь для регуляции своего действия; контроль – контролировать свою речь, ее четкость и правильность.

З н а т ь  правила и технику выполнения орнамента

У м е т ь  выполнять элементы узора в народной вышивке

взаимодействие – использовать в общении правила вежливости;

планирование учебного сотрудничества – принимать участие в работе  парами (группой).

самоопределение – проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; смыслообразование – имеют представления о причинах успеха в учебе.

Работа по образцу

12.11

11

Аппликация.

 «Узор из кругов и треугольников»

1

Комбинированный

Использование различных художественных техник и материалов в аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами  для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации.

Принимать и сохранять учебную задачу.

 

З н а т ь  технику выполнения аппликации.

 У м е т ь последовательно наклеивать элементы композиции

Договариваться и приходить к общему решению.

нравственно-этическая ориентация – проявляют позитивное отношение

Работа по образцу

19.11

12

Рисование с натуры. «Праздничный флажок»

1

Комбинированный

Изображение с натуры. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача в рисунках формы очертания и цвета изображения предметов

планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; оценка – оценивать результаты труда.

У м е т ь  рисовать с натуры предметы прямоугольной формы с предварительным анализом пропорций, цветовой окраски

инициативное сотрудничество 

смыслообразование – понимают чувства одноклассников, учителя.

Самостоятельная работа.

26.11

13

Декоративная работа.

Дымковская игрушка. «Праздничные краски узоров»

1

Комбинированный

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с дымковской игрушкой

планирование – выполнять задания в соответствии с целью.

З н а т ь элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.

У м е т ь выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки; рисовать кистью элементы росписи дымковской игрушки

инициативное сотрудничество – сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очередность действий,

нравственно-этическая ориентация – выражают эмоционально-положительное отношение

Работа по образцу

3.12

14

Рисование

 с натуры

«Новогодняя ёлка»

1

Экскурсия

Изображение с натуры. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции,

планирование – выполнять задания в соответствии с целью.

У м е т ь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

управление коммуникацией – допускать существование различных точек зрения, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.

самоопределение – демонстрируют готовность и способность к саморазвитию;

Текущий

10.12

15

Рисование с натуры

 игрушек на ёлку: бусы, шары.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа над изображением с натуры ёлочных игрушек, овладением выразительными средствами в рисунке, передачей праздничного настроения в изображении нарядных шариков, бус, рыбок.

целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу; планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

У м е т ь изображать форму. Цвет, пропорции, расположение на ёлке игрушек, точно передавать в рисунке особенности изображаемых ёлочных игрушек и выражать своё отношение к рисунку.

взаимодействие – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

самоопределение – выражают внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности.

Текущий

17.12

16

Рисование с натуры

 игрушек на ёлку:

рыбки

1

Комбинированный

Самостоятельная работа над изображением с натуры ёлочных игрушек, овладением выразительными средствами в рисунке, передачей праздничного настроения в изображении нарядных шариков, бус, рыбок.

оценка – оценивать правильность выполнения действия

У м е т ь изображать форму. Цвет, пропорции, расположение на ёлке игрушек, точно передавать в рисунке особенности изображаемых ёлочных игрушек и выражать своё

управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

самоопределение – осознают личностное отношение

Текущий

24.12

3 ЧЕТВЕРТЬ «ФАНТАЗИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ В ИСКУССТВЕ»

17

Рисование с натуры

 ветки ели или сосны

 «Красота лесной природы».

1

Комбинированный

Упражнения и задания по развитию наблюдательности, воображения. Обсуждения особенности в изображении еловых, сосновых веток.

осуществление учебных действий – выполнять учебные действия

У м е т ь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности- форму, величину, расположение игл.

планирование учебного сотрудничества – реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности;

самоопределение – осознание.

Фронтальный.Индивидуальный. Самостоятельная

Работа

14.01

18

Лепка по памяти и представлению. Животные.

1

Комбинированный

Лепка животных по памяти и представлению. Правила работы с пластилином, правила лепки Представление о богатстве и  разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями русских художников: В.М.Васнецов

контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия.

З н а т ь технику работы с пластилином.

 У м е т ь  лепить животных по памяти и представлению.

планирование учебного сотрудничества  – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Нравственно-этическая ориентация – соблюдают правила бережного отношения к вещам и предметам, проявляют уважение к труду

Самостоятельная работа.

21.01

19

Беседа по теме «Сказочные сюжеты  в изобразительном искусстве и литературе»

Иллюстрирование Русская народная сказка «Колобок».

1

Комбинированный

целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную, принимать и сохранять учебную задачу; планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. 

З н а т ь замечательных художников – иллюстраторов, их произведения.

У м е т ь  выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет.

планирование учебного сотрудничества  – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию; смыслообразование – осуществлять самооценку на основе критериев успешной учебной деятельности.

Текущий

Самостоятельная работа по образцу. Анализ выполненных иллюстраций        

28.01

20

Декоративная работа.

 Городецкая роспись

1

Комбинированный

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Особенности городецкой росписи.

контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того чтобы, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.

З н а т ь  элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца

инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

самоопределение – осознают ответственность

Текущий

 Работа по образцу

4.02

21

Рисование кистью.

Элементы городецкого растительного узора. «Летняя сказка зимой»

1

Комбинированный

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Работа над совершенствованием приёмов рисования кистью развитие творческих приёмов и воображения.

планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

У м е т ь  выполнять городецкий приём различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.

инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач;

управление коммуникацией  - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

самоопределение – следовать нормам здоровьесберегающего поведения; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешной учебной деятельности.

Текущий

Самостоятельная работа

18.02

22

Беседа о красоте зимней природы. Рисование по памяти и представлению зимних деревьев. «Мы рисуем зимние деревья»

1

Комбинированный

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: И.И.Шишкин. изображение по памяти и воображению. Передача настроения в творческой работе с помощью  цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна.

контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

З н а т ь  о линии и пятне как художественно- выразительных средствах живописи.

У м е т ь  изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать еревья на листе бумаги.

планирование учебного сотрудничества  – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

взаимодействие – строить монологическое высказывание.

самоопределение – принимают образ «хорошего ученика»; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности.

Отчет групп, взаимопроверка

25.02

23

Рисование на тему «Красавица зима»

1

Экскурсия

Знакомство с произведениями русских художников: К.Юон. рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача настроения в творческой  

работе с помощью  цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна.

Осуществление учебных действий – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

. У м е т ь самостоятельно выбирать материал для творческой работы.

инициативное сотрудничество – предлагать помощь в сотрудничестве;

планирование учебного сотрудничества  – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

самоопределение – следовать нормам

Текущий

Творческая работа

04.03

24

Декоративная работа.

 Гжель. Рисование декоративных элементов росписи «Синие узоры на белоснежном поле»

1

Комбинированный

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Особенности  элементов росписи Гжельских мастеров. Стилизация.

Осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

З н а т ь  элементы  растительного узора гжельской керамики.

У м е т ь рисовать кистью декоративные элементы росписи современной гжельской керамики

Взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

самоопределение – осознают ценностное отношение к природному миру; смыслообразование – осуществляют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир и разнообразие природы.

Текущий

Самостоятельная работа

11.03

25

Декоративная работа.

Гжель. Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо».

1

Комбинированный

Ознакомление с понятиями: «узор», «эскиз». Рассматривание изделий и иллюстраций, выполненных в технике гжельской росписи, их сравнение, анализ: установление общей для всех декоративных элементов, орнаментов, композиционных решений.

осуществление учебных действий – организовывать рабочее место под руководством учителя;

оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.

З н а т ь значение понятий: «узор», «эскиз»,  «декоративный элемент, «орнамент»

Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам; взаимодействие – строить высказывание.

Нравственно-этическая ориентация – выражают позитивное отношение к живой природе.

Текущий

Творческая самостоятельная работа

18.03

4 ЧЕТВЕРТЬ «РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

26

Беседа по теме «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе».

Иллюстрирование Русская народная сказка «Маша и медведь»

1

Комбинированный

. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Ознакомление с творчеством художников, воплотивших сказочные сюжеты: В.М.Васнецова, В.А.Гартмана

целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу; планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

З н а т ь  название сказочных полотен русских художников.

У м е т ь  выбирать эпизод из сказки для иллюстрирования; самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; выполнять рисунок в цвете.

планирование учебного сотрудничества  – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

 

самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Текущий

Самостоятельная работа

1.04

27

Беседа по теме «Двенадцать месяцев в творчестве художника-пейзажиста Бориса Щербакова»

1

Комбинированный

Образное содержание искусства. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании.

планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

З н а т ь  о творчестве Бориса Щербакова.

У м е т ь  выразить  своё отношение к произведению изобразительного искусства

управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию.

Текущий Ответы на вопросы

08.04

28

Лепка птиц по памяти и представлению.

1

Комбинированный

Лепка птиц по памяти и представлению. Особенности работы с пластилином, правила лепки.

оценка – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. 

. З н а т ь  особенности работы с пластилином, правила лепки.

У м е т ь  лепить птиц по памяти и представлению.

планирование учебного сотрудничества  – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; взаимодействие – слушать собеседника.

самоопределение

Текущий

Самостоятельная работа

15.04

29

Беседа о красоте весенней природы  « Весна пришла, расцвела земля». Рисование на тему «Весенний день»

1

Экскурсия

Знакомство с произведениями  выдающихся отечественных художников: А.Саврасов, К.Юон. Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма.

контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

З н а т ь творчество русских художников- пейзажистов

У м е т ь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке.

планирование учебного сотрудничества  – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; взаимодействие – вести устный диалог.

самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, ответственность за общее благополучие. смыслообразование – выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Текущий

Самостоятельная работа

22.04

30

Рисование на тему «Праздничный салют»

1

Комбинированный

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма.

Осуществление учебных действий – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.

У м е т ь  рисовать праздничный салют, используя различные техники рисования

взаимодействие –

смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешной учебной деятельности. 

Самостоятельная работа

29.04

31

Рисование по представлению. «Бабочки»

Итоговая диагностика

1

Комбинированный

Изображение с натуры, по памяти и воображению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей- формы, окраски. Легенды о цветах.

Планирование- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

. У м е т ь последовательно проводить работу над рисунком по представлению; использовать линию симметрии в построении рисунка; изображать характерные очертания бабочек

взаимодействие – слушать собеседника; управление коммуникацией – оказывать взаимопомощь  в сотрудничестве.

самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешной учебной деятельности.

Самостоятельная работа

06.05

32

Рисование с натуры простых по форме цветов. «Красота вокруг нас»

1

Комбинированный

Особенности изображения цветов в рисунке. Рассматривание цветов и их изображений на картинках, выделяя многообразие форм и разнообразие цветовой гаммы.

Осуществление учебных действий – планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу.

У м е т ь рисовать с на туры разнообразные цветы; передавать форму, цветовые оттенки; применять изученные техники рисования.

планирование учебного сотрудничества  – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение

Творческая работа

13.05

33

Аппликация «Мой любимый цветок»

1

Комбинированный

Использование различных художественных техник и материалов в аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами.

Планирование- составить план и последовательность действий.

З н а т ь  технику выполнения аппликации.

У м е т ь составлять растительную композицию, последовательно её выполнять

инициативное сотрудничество – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию,  смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешной учебной деятельности.

Работа по образцу

19.05


  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

  • природосообразность обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядность обучения);
  • создание материально технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и других умений и т. п.);
  • создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования, труда в уголке природы и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театральной деятельности и др.).

Требования включают минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно-лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета.

Расчет количественных показателей подчиняется следующим требованиям: минимальным затратам материальных средств школы; целесообразности использования данного средства обучения (индивидуальная, групповая, демонстрационная работа и т. п.); возможности применения одного и того же средства обучения для решения различных дидактических задач: легкости (удобства) в использовании и хранении.

Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого минимума, при наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству.

Авторские программы по изобразительному искусству

Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства.

Рабочие тетради

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства)

Методические журналы по искусству.

Учебно-наглядные пособия.

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства.

Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

Альбомы по искусству.

Книги о художниках и художественных музеях,  по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

Научно – популярная литература по искусству.

Д

Д

К

К

Д

Д

Ф/Д

Д

Д/П

Д

П

Примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства.

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете по несколько экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников

Федерального значения

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф

Энциклопедия живописи, художественный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного художника, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»).

По одному каждого наименования.

Необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут  использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности,  подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки

Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных художников.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Таблица по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Альбомы с демонстративным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.

Д

    Д

Д

Д

Д

Д

К

Комплекты портретов по основным разделам курса.  Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях.

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники.

Электронные библиотеки по искусству.

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Д

Д

Д/П

Д/П

Цифровые компоненты учебно-методического комплекта могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. Пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности (в т.ч. исследовательскую проектную работу). В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация.

Электронные библиотеки могут размещаться на CD-ROM, DVD либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемые в курсе изобразительного искусства, относятся, в частности, текстовый редактор Paint, редактор создания презентаций.

К специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе изобразительного искусства , относятся художественные и верстальные программы:  Photoshop, CoreIDRAW, InDesing и др.

Технические средства обучения

CD/DVD-проигрыватели.

Телевизор.

Аудио/видеомагнитофон.

Компьютер с художественным программным обеспечением.

Слайд проектор.

Мультимедиа-проектор.

Магнитная доска.

Экран (на штативе или навесной).

Фотокамера цифровая.

Видеокамера цифровая.

Графический планшет.

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

П

Д

Д

С диагональю не менее не менее 72 см.

Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Минимальные размеры

 1,25х 1,25 м.

Со штативом.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи музыки к литературным произведениям.

Видеофильмы или DVD-фильмы и презентации: по памятникам архитектуры,  по художественным музеям,  по видам изобразительного искусства,  по творчеству отдельных художников, по народным промыслам,  по декоративно-прикладному искусству, по художественным стилям и технологиям.

Д

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса  для каждого класса.

Произведения пластических искусств в исторический ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой.

Учебно-практическое  оборудование

Мольберты

Настольные скульптурные станки

Комплекты резцов для линогравюры.

Конструкторы

Краски акварельные, гуашевые.

Краска офортная.

Валик для накатывания офортной краски.

Тушь.

Ручки с перьями.

Бумага А3, А4.

Бумага цветная.

Фломастеры.

Восковые мелки.

Пастель.

Сангина.

Уголь.

Кисти беличьи №5,10,20.

Кисти из щетины №3,10,13.

Емкости для воды.

Стеки (набор).

Пластилин / глина.

Клей.

Ножницы.

Рамы для оформления работ.

Подставки для натуры.

К

К

К

Ф

К

П

П

К

К

К

К

К

К

Ф

К

К

К

К

К

К

К

Ф

К

К

П

Строительный конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона).

Для оформления выставки.

Модели и натурный фонд

Муляжи фруктов и овощей (комплект).

Гербарии.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Гипсовые геометрические тела.

Гипсовые орнаменты.

Маски античных голов.

Античные головы.

Обрубовочная  голова.

Модуль фигуры человека.

Капители.

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

Драпировки.

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

Д

Ф

Д

Д

Д

Д

Д

Д

П

Д

П

П

П

3-4 вида

2 вида

4 вида

Ионическая и дорическая

Игры и игрушки

Театральные куклы.

Маски

Д

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.

В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...

рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс

в программе содержится тематическое планирование по предметам 2 класса...

Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс.

Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе:- Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009г;- ...

рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...

Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от ...

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена по программе Неменского Б.М. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД....