Рабочая программа по изобразительному искусству. "Перспективная начальная школа" 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству В.С. Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1 – 4 класс», Москва, издательство «Дрофа» 2008 год. Авторская программа соответствует Федеральному государственному стандарту за курс начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству В.С. Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1 – 4 класс», Москва, издательство «Дрофа» 2008 год. Авторская программа соответствует Федеральному государственному стандарту за курс начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.
Разработку рабочей программы регламентируют следующие нормативные документы:
- Конвенция по правам ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об образовании в России» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004г.);
- Федеральный базисный учебный план общего образования № 1312 от 09.03.2004г.;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015 – 2016 учебный год» №73 от 01.04.2015г.;
- Приказ Министерства образования и науки Ростовской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2015 – 2016 учебный год» №405 от 09.06.2015г.;
- Приказ Министерства образования и науки Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» №24/4.11-485 от 08.08.2014 г.;
- Постановление Главного государственного санитарного врача «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» №189 от 29.12.2010г.;
- Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 г. Белая Калитва, Ростовской области;
- Общеобразовательная программа МБОУ СОШ №1 на 2016 – 2017 уч. год;
- Учебный план МБОУ СОШ № 1 на 2016 – 2017 учебный год.
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
- приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Основные задачи:
- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
2. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Изобразительное искусство» к концу 4-го года обучения
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
- положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- познавательной мотивации к изобразительному искусству;
- чувства уважения к народным художественным традициям России;
- внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
- эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- выполнять работу по заданной инструкции;
- использовать изученные приёмы работы красками;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
- вносить коррективы в свою работу;
- понимать цель выполняемых действий,
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
- «читать» условные знаки, данные в учебнике;
- находить нужную информацию в словарях учебника;
- вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
- различать цвета и их оттенки,
- соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
- характеризовать персонажей произведения искусства;
- группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
- конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- комментировать последовательность действий;
- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 4 года обучения
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- получат знания узнают о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
- получат знания о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фафару (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова;
- об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя);
- научатся работать акварельными и гуашевыми красками;
- научатся применять правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. т.д.)
Обучающиеся получат возможность научится:
- выражать отношение к произведению;
- чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
- изображать форму, строение, цвет предметов;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка;
- определять холодные и тёплые цвета;
- выполнять эскизы декоративных узоров;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- применять приёмы народной росписи;
- расписывать готовые изделия по эскизу;
- применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.
Виды и формы контроля
- выполнение учащимися продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях;
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины;
- Кроссворды;
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
- Тестирование.
Виды учебной деятельности учащихся
- Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
- решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;
Рабочая программа рассчитана на 4 года обучения. В 4 классе 1 час в неделю - 34 часа.
3. Содержание учебного курса «Изобразительное искусство» 4класс
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
- единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
- яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
- система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их
изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.
Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
Рисование на темы – это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.
В 1 – 4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.
Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.
Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.
Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек и т.д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.
Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина -конструктивный и пластический способы лепки).
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.
Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями
России и мира.
Рисование с натуры (8 ч)
Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.
Рисование на темы, по памяти и представлению (14 ч)
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состояниях дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений.
Декоративная работа (8 ч)
Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т.д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованием орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки.
Лепка (2 ч)
Лепка фигурных сосудов по мотивам посуды. Скопина, рельефных изразцов. Лепка героев русских народных сказок.
Беседы (3 ч)
Темы бесед: «Ландшафтная архитектура», «Утро, день, вечер. Иллюзия света», «Литература, музыка, театр». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения
Алексеев Г. В мастерской А.Г. Венецианова.
Алексеев Ф. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости; Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве.
Анохин Н. В старом доме.
Арчимбольдо Д. Весна; Лето.
Бенуа А. Баба-Яга.
Билибин И. Иллюстрации к сказкам.
Борисов-Мусатов В. Автопортрет с сестрой; Дама в голубом.
Браз И. Портрет писателя А.П. Чехова.
Брейгель Я. Цветы; Букет; Цветы в вазе.
Брюллов К. Автопортрет; Портрет И.А. Крылова (2 варианта).
Бучкин П. Углич. Первый снег.
Ван Гог В. Автопортрет.
Васнецов В. Три царевны подземного царства; Ковёр-самолёт; Портрет А.И. Куинджи; Баба-Яга.
Венецианов А. Автопортрет.
Верещагин В. Двери Тамерлана; Богатый киргизский охотник с соколом; Пальмы; Всадник-воин в Джайпуре; Мавзолей Тадж-Махал в Агре; Японский нищий; Близ Георгиевского монастыря. Крым; Вечер на озере.
Веселов С. Тарелочка с портретом С. Юзикова.
Врубель М. Сирень.
Вучетич Е. Памятник воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине; Скульптура «Родина-мать зовёт» на Мамаевом кургане в Волгограде.
Герасимов А. Розы; Портрет балерины О.В. Лепешинской.
Герасимов С. Автопортрет.
Головин А. Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова.
Голубкина А. Л.Н. Толстой.
Горбатов К. Новгород. Пристань.
Грабарь И. Автопортрет.
Дали С. Лицо Мэй Уэст (в качестве сюрреалистической комнаты).
Дега Э. Балерина на сцене; Репетиция на сцене; Маленькая четырёхлетняя танцовщица; Голубые танцовщицы; Звезда.
Дейнека А. Раздолье.
Дюрер А. Автопортрет (4 варианта); Портрет Луки Лейденского.
Жуковский С. Весенние лучи; Кусково. Малиновая гостиная. Иллюстрации к детским книгам Ю. Васнецова, О. Васильева и Э. Булатова, В. Конашевича, Н. Кочергина, Г. Нарбута, М. Петрова, А. Савченко, В. Сутеева.
Кальф В. Натюрморт (3 варианта).
Каналетто. Вид канала напротив собора св. Марка; Большой канал.
Кандинский В. Москва; Москва. Зубовский бульвар.
Карев А. Натюрморт с балалайкой.
Кипренский О. Портрет Е.И. Чаплица; Портрет А.С. Пушкина; Портрет И.А. Крылова.
Класс П. Завтрак с ветчиной; Трубки и жаровня.
Коровин К. Натюрморт. Цветы и фрукты; В мастерской художника.
Крамской И. Портрет Н.А. Некрасова; Н.А. Некрасов в период «Последних песен».
Куинджи А. Эффект заката; Солнечные пятна на инее; Эльбрус. Лунная ночь.
Куликов И. Зимним вечером.
Кустодиев Б. Автопортрет; Портрет Фёдора Шаляпина.
Леменн Г. Ваза с цветами.
Лентулов А. Москва.
Леонардо да Винчи. Автопортрет.
Лермонтов М. Кавказский вид с саклей.
Майр И. Вид парка в Царском Селе.
Маковский К. В мастерской художника
Машков И. Снедь московская. Хлебы; Вид Москвы. Мясницкий район; Москва. Вид с крыши на Красные ворота.
Мидер Д. Английский парк в Петергофе. Вид с большим берёзовым мостом.
Моне К. Автопортрет в мастерской; Руанскийсобор. Портал и башня Альбане, рассвет; Руанский собор. Портал, гармония в голубых тонах; Руанский собор. Портал, середина дня; Гуанский собор. Гармония в голубых и золотистых тонах, яркое солнце; Залив Сены возле Живерни во время заката; Залив Сены возле Живерни во время тумана; Стога в конце лета. Утренний эффект; Стога; Тополя; Тополя на берегу реки Эпт; Тополя на берегу реки Эпт, вид со стороны болота; Тополя на берегу реки Эпт, закат.
Мочальский М. Псков.
Мясоедов Г. Портрет русского шахматиста А.Д. Петрова.
Орловский А. Автопортрет.
Петров-Водкин К. Натюрморт с яблоками.
Петровичев П. Ростов Ярославский.
Поленов В. Московский дворик.
Поликлет. Дорифор. Произведения декоративно-прикладного творчества.
Рафаэль Санти. Афинская школа.
Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях; Автопортрет (3 варианта).
Ренуар О. Портрет актрисы Жанны Самари.
Репин И. Л.Н. Толстой на отдыхе; М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; Садко.
Рерих Н. Заморские гости. Рисунки писателей: Н. Гоголя, М. Лермонтова, А. Пушкина, Т. Шевченко.
Сапунов Н. Вазы, цветы и фрукты.
Сарьян М. Автопортрет; Философический портрет «Три возраста».
Сезанн П. Дома в Провансе; Гора Сент-Виктор возле Гардана.
Серебрякова З. За туалетом. Автопортрет.
Серов В. Автопортрет.
Сидоров В. За грибами.
Снейдерс Ф. Фруктовая лавка; Фрукты в чаше на красной скатерти.
Стожаров В. Лён.
Сурбаран Ф. Натюрморт.
Суриков В. Зубовский бульвар зимой; Вид Москвы.
Ткачёвы А. и С. Автопортрет.
Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка; В комнатах.
Тропинин В. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А.С. Пушкина.
Ульянов Н. Народный артист СССР К.С. Станиславский за работой.
Федотов П. Автопортрет.
Хеда В. Ветчина и серебряная посуда.
Хруцкий И. Цветы и плоды; В комнатах.
Церетели З. Синяя ваза с жёлтыми розами.
Шарден Ж.Б. Графин; Натюрморт; Стакан воды и кофейник; Атрибуты искусств; Портрет Августа Габриэля Годефроя.
Шварц В. Рисунок.
Щедрин С. Вид большого пруда в Царскосельском парке.
Эшер М. Выставка гравюр; Город.
Юон К. Раскрытое окно; Голубой куст.
Яблонская Т. Утро.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Раздел, название урока в поуроч-ном планировании | Кол-во часов | Виды деятельности, форма работы | Домашнее задание | Формы контроля | Дата | ||||||||||||||||
План | Факт | |||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||||||||
Рисование с натуры | ||||||||||||||||||||||
1 | Перспек- тива. Комбини- рованный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 4 – 10) и таблицы. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Рисунок куба во фронтальной и угловой перспективе. | С. 4-10, с. 34 в рабочей тетради | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
Рисование на тему (композиция) | ||||||||||||||||||||||
2 | Перспек- тива. Комбини- рованный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник(с. 11), мультимедийную презентацию и наглядные материалы. Рисование на тему«Осень в городе» (построение общего плана рисунка в карандаше) Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему | С. 11, с. 41 в рабочей тетради | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
3 | Воздушная перспектива. Комбинированный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 12-17) и мультимедийную презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Рисование на тему «Осень в городе» (акварель) | С. 12-17, с. 42 в рабочей тетради | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | ||||||||||||||||||||||
4 | Виды изобразительного искусства. Урок- экскурсия | 1 | Эвристическая беседа с опорой на мультимедийную презентацию и наглядные материалы. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства | с. 119-123 | Тестовый контроль | |||||||||||||||||
Рисование с натуры | ||||||||||||||||||||||
5 | Светотень. Комбинированный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 18-23), мультимедийную презентацию и наглядные материалы. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Рисование с натуры геометрических тел | С. 18-23, с. 40-41 в рабочей тетради | Практиче- ский (рисунок)) | |||||||||||||||||
6 | Цвет в живописи. Комбинированный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 24-26), мультимедийную презентацию и наглядные материалы. Художественный анализ произведений. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Рисование птиц по памяти или по представлению | С. 24-26, с. 42-45 в рабочей тетради | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
Рисование на тему (композиция) | ||||||||||||||||||||||
7 | Цвет в живо- писи. Комбини- рованный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 26-29) и мультимедийную презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Рисование по памяти «Восход солнца на море». | С. 26-29, 159-162 | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
Рисование с натуры | ||||||||||||||||||||||
8 | Художе- ственно- выразительные средства графики и живописи. Комбинированный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 30-35), мультимедийную презентацию и наглядные материалы. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Рисование с натуры (графика). | С. 30-35 с. 18-23 в рабочей тетради; учебник, с. 155-162 | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
Рисование с натуры | ||||||||||||||||||||||
9 | Художе- ственно- вырази- тельные средства графики. Комбинированный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 34-37) и наглядные материалы. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Рисование с натуры модели грузового автомобиля (графика) | с. 34-37 | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
10 | Приемы работы акварельными красками. Рисование с натуры. Комбинированный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 38-40), мультимедийную презентацию и наглядные материалы. Художественный анализ произвел дений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Рисование с натуры овощей (акварель) | с. 38-40 с. 10-15 в рабочей тетради | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
11- 12 | Приемы работы акварельными красками. Натюрморт. Комбинированный урок | 2 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 41-45, 87-96), мультимедийную презентацию и наглядные материалы. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Натюрморт (карандаш, акварель). | с. 41-45, 87-96 с. 22в рабочей тетради | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
13 | Изображение фигуры человека в жанрах изобразительного искусства. Комбинированный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 46-51) и мультимедийную презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Наброски фигуры человека по памяти. Дома: зарисовки с натуры членов своей семьи | с. 46-51 с. 57-64 в рабочей тетради | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
Лепка | ||||||||||||||||||||||
14 | Лепка героев русских народных сказок. Комбинированный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 72, 75), мультимедийную презентацию и наглядные материалы. Индивидуальное выполнение фигуры сказочного героя в объеме. Лепка героев русских народных сказок | с. 72, 75 с. 67-71 в рабочей тетради | Практиче- ский (скульптура) | |||||||||||||||||
Рисование на тему (композиция) | ||||||||||||||||||||||
15 | Пейзажи. Архитектура. Комбинированный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 52-56), мультимедийную презентацию и наглядные материалы. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Рисование на тему «Прогулка по городу». | с. 52-56, с. 52,74 в рабочей тетради; учебник, с. 80-86 | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
16- 17 | Бытовой жанр. Комбинированный урок | 2 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 46-51, 107-110) и мультимедийную презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Рисование на тему «Катание с гор», «Зимние каникулы», «На катке» (по выбору) | С. 46-51, 107-110 | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
18- 19 | Средства художественной выразительности. Комбинированный урок | 2 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 57-64, 137-142), мультимедийную презентацию и наглядные материалы. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Иллюстрация к русской народной сказке. | с. 57-64, 137-142, с. 29-31, с. 47-49 в рабочей тетради | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | ||||||||||||||||||||||
20 | Тема крестьянского труда. Комбинированный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 148-154) и мультимедийную презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства | С. 148-154 | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
Декоративная работа | ||||||||||||||||||||||
21 | Художественная выразительность декоративной работы. Орнаменты народов мира. Комбинированный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 65-67, 166-173), мультимедийную презентацию и наглядные пособия. Художественный сравнительный анализ произведений декоративно-прикладного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Зарисовки стилизованных форм растений, птиц и животных | С. 65-67, 166-173 с. 26-28, в рабочей тетради | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
22 | Городецкий промысел. Истоки развития. Комбинированный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 70), мультимедийную презентацию и наглядные материалы. Художественный анализ произведений декоративно-прикладного искусства мастеров городецкой росписи. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Художественное оформление разделочной доски: эскиз и разработка формы | С. 70, с. 50-51 в рабочей тетради | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
23 | Городецкая роспись. Комбинированный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 70, 169), мультимедийную презентацию и наглядные материалы. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Просмотр и обсуждение выполненных работ. Художественное оформление разделочной доски (возможна работа по деревянной заготовке) | С. 70, 169 | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
24 | Золотая хохлома. Стилизация узоров хох- ломской росписи. Комбинированный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на мультимедийную презентацию и наглядные материалы. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Набор посуды с хохломской росписью (роспись по форме изделий в традициях хохломского промысла). | С. 166-170 | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
25 | Абашев- ские и фили- монов- ские глиняные игрушки. Комбинированный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на мультимедийную презентацию и наглядные пособия. Художественный анализ произведений народного декоративно-прикладного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Рисунок с натуры глиняной игрушки (по выбору: абашевской или филимоновской) | С. 72-76 с. 51 в рабочей тетради | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
26 | Архангельс-кие пряники. Комбини- рованный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на мультимедийную презентацию и наглядные материалы. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Пряник из фольги с изображением, выполненным способом тиснения. | Практиче- ский (рисунок) | ||||||||||||||||||
27 | Аппликация. Комбини- рованный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 77-78), мультимедийную презентацию и наглядные пособия.Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Мозаичное панно на тему «Морской пейзаж» | с. 77-78 | Практиче- ский (аппли- кация) | |||||||||||||||||
28 | Аппликация. Комбинированный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 78), мультимедийную презентацию и наглядные материалы. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение аппликации на заданную тему. Аппликация на тему (по выбору учащегося) | с. 78 | Практиче- ский (аппликация) | |||||||||||||||||
29 | Аппликация. Комбинированный урок | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 78), мультимедийную презентацию и наглядные материалы. Художественный анализ произведений декоративно-прикладного искусства. Индивидуальное выполнение аппликации на заданную тему. Сюжетная аппликация к сказке (по выбору учащегося) | С. 78 с. 47 в рабочей тетради | Практический (аппликация) | |||||||||||||||||
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | ||||||||||||||||||||||
30 | Жанры изобрази- тельного искусства. Урок- экскурсия | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.124-131)и мультимедийную презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Самостоятельная работа (тестовый контроль по теме урока). Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства | С. 124-131 | Тестовый контроль | |||||||||||||||||
Рисование на тему (композиция) | ||||||||||||||||||||||
31- 32 | Изображе-ние фигуры человека в жанрах изобрази- тельного искусства. Комбини- рованный урок | 2 | Эвристическая беседа с опорой на учебник (с. 50, 131), мультимедийную презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. Рисунок на тему «Праздник 9 Мая-День Победы» | С. 50, 131 с.75-76 раб.тетр. | Практиче- ский (рисунок) | |||||||||||||||||
Лепка | ||||||||||||||||||||||
33 | Керамика. Керамичес-кие изделия | 1 | Эвристическая беседа с опорой на учебник(с. 72-76, 122-123), мультимедийную презентацию и наглядные пособия. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение скульптуры на заданную тему. Лепка домашних животных | С. 72-76, 122-123 | Практиче- ский (скульп- тура) | |||||||||||||||||
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | ||||||||||||||||||||||
34 | Искусство родного края. Урок- экскурсия | 1 | Эвристическая беседа с опорой на мультимедийную презентацию и наглядные материалы. Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства Художественный анализ произведений изобразительного искусства | Мини-сочи- нение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 класса по УМК "Начальная школа 21 век".
Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второгопоколения и н...
Рабочая программа по изобразительному искусству, ИКТ в 3 классе по УМК "начальная школа 21 века"
Рабочая программа создана на основе интегрированной программы для 3 класса по уебнику Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской в соответсвие с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа Предмет «Изобразительное искусство» для начального общего образования
Изобразительное искусство. Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и в...
Рабочая программа по изобразительному искусству Перспективная начальная школа 4 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе ФГОС начального образования для 4 класса...
Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 3 класса по программе: "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»3-5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...