Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная палитра"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная палитра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_volshebnaya_palitra_3_klass.docx | 38.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 15
«Рассмотрено» Руководитель МО нач. кл. ________ /Евдокимова И. В./ Протокол №1 от «__» ___________ 2014 г. | «Согласовано» Председатель МС Заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 15 _________ /Кравченко И. А./ «__» ______________2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 15 _________ /Ермакова Е. А./ Приказ № ___ от «__» ______________ 2014 г. |
Внеурочная деятельность
Программа кружка «Волшебная палитра»
3 класс
Программа составлена учителем начальных классов МБОУ «СОШ № 15 Евдокимовой И. В.
1 квалификационная категория
.
2014 – 2015 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Волшебная палитра» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения на основании «Примерной программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А.Горского. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Симирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения)).
Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: эксперименты с красками, декоративная работа, игровые упражнения, рассчитанные на развитие у детей познавательного интереса, знакомство с произведениями изобразительного искусства, конструирование, наблюдение за различными явлениями природы и др.
Данная программа направлена на организацию коллективного творчества младших школьников. Коллективная изобразительная деятельность развивает не только творческие способности, но и формирует коммуникативные навыки детей, учит их общаться, радоваться не только результатам своего труда, но и творчеством своих товарищей. Широкая тематика коллективных работ, представленная в программе, во многом определена содержанием школьных программ по изобразительному искусству для начальной школы. Таким образом, осуществляется преемственность обучения, воспитания и развития младшего школьного и среднего школьного периодов жизни детей.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цель программы «Волшебная палитра» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
Задачи:
обучающие:
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами;
воспитательные:
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитать нравственные качества детей;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.
развивающие:
- развивать образное мышление, творческие способности;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.
Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких.
Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа решает различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;
воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень обучения – приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.
Второй уровень обучения - расширение знаний обучающихся, знакомство с проектной деятельностью; углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности.
Третий уровень обучения - закрепление навыков обучающихся, углубление знаний и навыков проектно-исследовательской деятельности.
Программа «Волшебная палитра» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественным творчеством. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю (34 часа). (переработана в соответствии с календарным графиком и расписанием внеурочной деятельности ОУ). Продолжительность занятия 40 минут.
Формы и методы
На занятиях используются методы:
- Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
- Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
- Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
- Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
- Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
- Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).
- Эвристические
Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Основные разделы программы | Количество часов | Требования к уровню подготовки обучащихся по ФГОС (УУД) |
1. | Искусство в твоем доме | 7 ч | Личностные: - формирование социальной роли ученика; - формирование положительного отношения к учению; - представления о ценности природного мира для практической деятельности человека развитие готовности к сотрудничеству и дружбе; - осмысление своего поведения в школьном коллективе; - ориентация на понимание причин успеха в деятельности. - формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников; - формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой; - умение видеть красоту труда и творчества. формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности; - формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности; Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные: Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование) |
2. | Искусство на улицах твоего города | 7 ч | |
3. | Художник и зрелище | 10 ч | |
4. | Художник и музей | 10 ч |
3. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Оборудование | Содержание занятия, виды деятельности | |
1. Искусство в твоем доме. | |||||
1.1 | 05.09 | “Мое впечатления о лете” | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов. | |
1.2 | 12.09 | Изготовление игрушек из пластилина, глины. | Пластилин, стеки, дощечка. | ||
1.3 | 19.09 | Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги. | Альбом, гуашь, кисти. | ||
1.4 | 26.09 | Цвет и ритм узора. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. Б.Кустодиев «Купчиха». «Ярмарка» Л.Малеев «Рязанские девочки» В.Суриков «Сибирская красавица» | ||
1.5 | 03.10 | Обои и шторы у тебя дома | Альбом, гуашь, акварель, кисти, трафарет. | ||
1.6 | 10.10 | Иллюстрирование русских народных потешек. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. М.Врубель «Пан», .Васнецов «Алёнушка» Н.Рерих «Заморские гости» | ||
1.7 | 17.10 | Я - художник | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | ||
2. Искусство на улицах твоего города. | |||||
2.1 | 24.10 | Памятники нашего села. | Альбом, цв. карандаши, пастэль. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины. | |
2.2 | 31.10 | Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | ||
2.3 | 14.11 | Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград. | Бумага, ножницы, клей. | ||
2.4 | 21.11 | Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки. | Тушь, палочка, перья. | ||
2.5 | 28.11 | Витражи. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации. | Бумага, ножницы, клей. | ||
2.6 | 05.12 | Рисование машин. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, восковые мелки. | Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов. | |
2.7 | 12.12 | Изготовление проекта улицы города. | Бумага, ножницы, клей. | ||
3. Художник и зрелище (10 ч.) | |||||
3.1 | 19.12 | Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке. | Альбом, гуашь, кисти. | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения. Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщённого изображения. Создавать яркие выразительные проекты. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале. | |
3.2 | 26.12 | Моя кукла | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | ||
3.3 | 16.01 | Мы идём в театр.Изготовление эскиза маски | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | ||
3.4 | 23.01 | Театр кукол. Изготовление головы куклы | Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы. | ||
3.5 | 30.01 | Театр кукол. Изготовление костюма куклы | Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы. | ||
3.6 | 06.02 | Изготовление эскиза декораций | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | ||
3.7 | 13.02 | Изготовление макетов декораций. | Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы. | ||
3.8 | 20.02 | Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | ||
3.9 | 27.02 | Масленица. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | ||
3.10 | 06.03 | Место художника в зрелищных искусствах. | Бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов. | ||
4. Художник и музей. | |||||
4.1 | 13.03 | Музеи мира. |
Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. А.Матисс «Синий горшок и лимон» И.Репин «Яблоки и листья» И.Шишкин «Мухоморы.Этюд» В.Ван Гог «Подсолнухи» | Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Называть самые значительные музеи России. Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников. Развивать живописные и композиционные навыки. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Лепить фигуру человека или животного. | |
4.2 | 20.03 | Натюрморт | |||
4.3 | 03.04 | Рисование натюрморта. | Бумага, гуашь, кисть | ||
4.4 | 10.04 | Пейзаж | Альбом, гуашь, кисти. В.Серов «Вечерний звон» И.Шишкин «Лес зимой» В.Поленов «Московский дворик» В.Суриков «Взятие снежного городка» К.Юон, Б.Кустодиев | ||
4.5 | 17.04 | Рисование портрета. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. А.Веницианов «Захарка», И.Серов «Девочка с персиками» Рембранд «Сын Титус за чтением» | ||
4.6 | 24.04 | Картины исторические и бытовые. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | ||
4.7 | 08.05 | Скульптуры из пластилина. | Пластилин, стеки, дощечка. А.Дейнека «Лыжники», «Коньки», | ||
4.8 | 15.05 | Музеи народного декоративно-прикладного искусства. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, гуашь, кисти. | ||
4.9 | 22.05 | Рисование натюрморта. | Бумага, гуашь, кисть | ||
4.10 | 29.05 | Рисование натюрморта. | Бумага, гуашь, кисть | ||
34 ч. | ИТОГО |
4. Информационно-методическое обеспечение
- Кузин В.С.Изобразительное искусство. 1-2 части. Волгоград: И/д. Корифей.-2006;
- Комплект уроков по ИЗО по программам Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я.Диск.
www.IZOCD .ru
- Шпикалова Т.Я..Изобразительное искусство. Поурочное планирование 1 класс: М.: Просвещение.-2000 год;
- Шпикалова Т.Я..Изобразительное искусство. Учебник: М.:Просвещение.-2009год;
- Шпикалова Т.Я.Изобразительное искусство. Тетрадь: М.: Просвещение.-2011 год;
6. Изобразительное искусство. 1–4 классы : программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов, С. Е. Игнатьев, П. Ю. Коваленко. – М. : Дрофа, 2010
7.Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
8.Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
9.Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
10Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
11.Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
12.Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
13.Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
14.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
15.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
16.Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
17.Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
18.Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
- http:www.Nachalka.com.
- http:www.viku.rdf.ru.
- http:www.rusedu.ru.
- http://school-collection.edu.ru/
- www.center.fio.ru
- http://www.maro.newmail.ru
- http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
- http://www.int-edu.ni
- Прогнозируемые результаты курса
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы)
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать простые композиции на заданную тему;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Волшебная палитра"
Художественно-эстетическое направление курса "Волшебная палитра" по внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "ИЗО на английском "Волшебная палитра"
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребё...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая палитра" для начальной школы
Курс занятий полноценно готовит к жизни детей младшего школьного возраста: развивает их нравственные качества, интеллектуальные способности, эстетическое восприятие, повышает уровень развития, в...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра" для учащихся 1-4 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра Хакасии" (ИЗО,1-4 класс).
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра Хакасии" (ИЗО,1-4 класс). Данное пособие предлагается как помощь в работе учителю начальных классов с использованием регионального компо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра детских голосов"
Через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебная палитра»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического сознания...