Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра детских голосов"
рабочая программа по музыке на тему

Через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к пению и исполнительские  вокальные навыки,    приобщить их   к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palitra_detskih_golosov.doc157 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                   Г.    Донецк

         Муниципальное       бюджетное        общеобразовательное       учреждение

                            Средняя    общеобразовательная    школа       №   13

                                                                                                        «Утверждаю»

                                                                                          Директор МБОУ  СОШ №  13_________

                                                                                          Приказ    от_________№_______________

                                                                                          ____________(Горелова  О. В. )

                      РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА  по  внеурочной  

                      деятельности    

       «Палитра   детских   голосов»

                                 1,   2,  3   класс

                       

         

                            Учитель       музыки        Кузнецова   Ю. А.

                         

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Актуальность программы

 Современный россиянин – это  уникальная по своей  сущности  личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место  в обществе  и принимает активное участие в решении  задач преобразования. Система российского образования  ориентирована на стратегические государственные  задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме:   современная образовательная среда  - это условия,  в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

 Голос  - это  особое богатство,  природный дар, который  дан человеку от бога.

 Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое  способствует развитию творческой фантазии.  Каждый ребенок находит  возможность для творческого самовыражения личности через сольное и  ансамблевое пение,  пение  народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Именно для того, чтобы ребенок,  наделенный способностью  и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей,  мог  овладеть умениями и навыками  вокального искусства,  самореализоваться в творчестве,   научиться  голосом передавать внутреннее эмоциональное  состояние,    разработана  программа «Палитра детских голосов», направленная  на духовное  развитие  обучающихся.

Программа отличается тем,  что:

- позволяет в  условиях дома детского творчества  через дополнительное образование  расширить  возможности  образовательной области «Искусство»;

-  она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных  способностей  школьников    разных возрастных групп    в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно  личной индивидуальности;

-  содержание  программы  «Палитра детских голосов»  может быть  основой для  организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории,   развития  вокальных умений и навыков   как групп  обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

-  программа дополнительного образования  имеет  четкую содержательную структуру на основе постепенной  (от простого к сложному) реализации задач тематического блока,  а  не  общепринятое описание  системы работы.

Цель программы –    через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к пению и исполнительские  вокальные навыки,    приобщить их   к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

        Задачи:

  • Расширить знания обучающихся о музыкальной  грамоте и искусстве вокала,   различных жанрах  и стилевом многообразии  вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
  • Воспитать у обучающихся уважение  и признание певческих традиций,  духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному  искусству;
  • Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость,  способность   сопереживать,  творческого воображения,  Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
  • Помочь учащимся овладеть практическими  умениями и навыками в  вокальной  деятельности.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии

            Развитие  творческих  вокальных  способностей  и духовное воспитание   личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и  сообщества деятелей культуры.  Как   и  какими средствами решать проблему развития  детского голоса и  воспитывать  душу?  Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять?  Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

 На эти вопросы  искали ответы   многие   педагоги-вокалисты и  мастера вокального искусства прошлого и современности. Этот вопрос попыталась решить и я при разработке данной программы.

            В основу программы  «Палитра детских голосов»   для  организации  творческого процесса воспитания вокалистов  в условиях детского дома творчества положены,   в первую очередь,  практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные  основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки,  который рекомендовал специальные  этюды и упражнения  для развития певческих  навыков,    предостерегал от  увлечения темпом обучения и учил осторожному  подходу к молодому голосовому аппарату.

        Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова  принят мной как один из основополагающих.  По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых    поют   странные  забавные упражнения,  и  это имеет положительный результат  для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

        Интересен и используется в практике работы вокальной студии «Мелодия» многолетний опыт Н.Б.Гонтаренко, педагога отделения музыки и пения Крымского государственного института им. М.И.Фрунзе.  

         В основе   программы  рекомендации  по развитию певческого голоса П.В.Голубева, заслуженного деятеля искусств УССР,  профессора Харьковской консерватории         и методика обучения вокалу Дмитрия Огороднова  (алгоритмы  вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя), правила вокального пения, рекомендованные учащимся  Н.И. Журавленко.      

        Классические методики, которые используются при реализации программы,  позволяют научить обучающихся  слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами  и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый  обучающийся  есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

           Принципы педагогического  процесса:

-   принцип единства художественного и технического развития пения;

-   принцип гармонического воспитания личности;

-  принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

-   принцип успешности;

- принцип соразмерности  нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

-   принцип  творческого  развития;

-   принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности  - природосообразности ребенка;

-   принцип индивидуального подхода;

-   принцип практической направленности.

В  концептуальной основе  программы  важно   особо подчеркнуть  главное отличие   эстрадного  пения -  многообразие  индивидуальных исполнительских манер и жанровой  многоплановости.

           В основу разработки программы  «Палитра детских голосов» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

        - технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностного и деятельностного подхода.                                                Программа  определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая  работа и концертно-исполнительская деятельность. Первое направление состоит из 12 тематических  блоков,   объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые    реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется  на  2 и 3 годы обучения). Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности -  это  обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все  практические занятия, на которых  основное внимание уделяется  постановке голоса и сценическому искусству.                                                                 Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является  вокальная студия. Вокальная студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы),  особенности звуковедения.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца.  Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

При разучивании песенного и  репертуара я обращаюсь  к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, и соблюдать правильную интонацию при их произношении; на уроках литературы –  формируется начальное понятие  художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.

            Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей  на  групповых и  индивидуальных занятиях. 

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий,  анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри,  анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Педагогическая целесообразность программы в том, что  программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование  специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.),  навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

           Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют  произведения   в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам.  Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Календарно- тематический  план занятий 1 класса:

       

1

Вводное занятие. Первоклашка-разучивание.

1б - 1.09

1а-3.09

2

Первоклашка-разучивание  слов, мелодии.

8.09

10.09

3

Первоклашка-разучивание слов, мелодии. Рисунки.

15.09

17.09

4

Солнечные зайчики- слушание, разучивание.

Рыжий, рыжий конопатый- рисунки.

22.09

24.09

5

Солнечные зайчики- разучивание песни. Рисунки.

Жили у бабуси- слушание, беседа, разучивание

29.09

1.10

6

Солнечные зайчики- разучивание мелодии.

Жили у бабуси- разбор, разучивание.

6.10

8.10

7

Жили у бабуси- исполнение  с движениями.

Солнечные зайчики- закрепление,  повторение.

13.10

15.10

8

Повторение изученного.

20.10

22.10

9

Солнечные зайчики- закрепление, повторение.

Земляничное  варенье-слушание, разучивание слов.

3.11

5.11

10

Земляничное  варенье-закрепление слов, разуч . мелодии.

Человечки- разучивание.

10.11

12.11

11

Земляничное  варенье –закрепление песни.

Человечки- работа над чётким произношением.

17.11

19.11

12

Человечки- повторение.  Желтеют  листья- напевное пение.

24.11

26.11

13

Желтеют листья- закрепление. Человечки- исполнение в  характере

1.12

3.12

14

Новогодняя песня-пение в характере.

8.12

10.12

15

Новогодняя песня- пение  в характере.

15.12

17.12

16

Повторение, закрепление.

22.12

24.12

17

Песенка Умки,   Колыбельная медведицы- беседа, разучивание.

12.01

14.01

18

Песенка  Умки, Колыбельная медведицы- напевное пение.  Рисунки.  Пин  и  Гвин - разучивание.

19.01

21.01

19

Песенка  Умки, Колыбельная-закрепление. Пин  и Гвин-разучивание, исполнение.

26.01

28.01

20

Прощай, букварь-разучивание  слов, мелодии;   дыхание.

2.02

4.02

21

Прощай , букварь-закрепление.

9.02

11.02

22

Мама-слушание, повторение  слов .

23.02

25.02

23

Мама –закрепление, повторение. В каждом маленьком ребёнке- разучивание.

2.03

4.03

24

Повторение изученных песен

9.03

11.03

25

Том и Джерри –слушание, беседа, рисунки.

16.03

18.03

26

Том и Джерри- повторение, исполнение в характере.

20.03

1.04

27

В доме 8\16-слушание , беседа о героях, текст.

27.03

8.04

28

В  доме 8\16-закрепление, работа над дыханием.

4.05

15.04

29

Учись и пой, Что всего нужнее детям- работа по фразам слов и мелодии.

11.05

22.04

30

Учись и пой, Что  всего нужнее детям- повторение слов, мелодии.

18.05

29.04

31

Учись и пой,  Что всего нужнее детям- закрепление.

25.05

6.05

32

Учись и пой, Что всего нужнее детям- исполнение в характере.

13.05

33

Повторение  ,  исполнение по желанию учащихся.

20.05

                                 

Учебно – тематический  план  :2 класс

1

Что такое дети? –разбор песни , слов.

2

Что  такое  дети?- разучивание   мелодии, повторение слов.

3

Что  такое дети? –закрепление, выразительное  исполнение.

4

Что такое дети? – повторение песни,  чистое интонирование, чёткое произношение  текста.

5

По лужам  - слушание, разбор песни, слов

6

По лужам – разучивание мелодии

7

По лужам  - работа над ритмом в мелодии

8

По лужам – работа над  характером  исполнения

9

Что такое дети, По лужам –повторение, закрепление песен

10

Бибика – разбор песни, герои.

11

 Бибика – разучивание  мелодии, работа  над ритмом.

12

Бибика – закрепление, работа над нюансами.

13

 Том и Джерри – разучивание, беседа о героях песни

14

Бибика, Том и Джерри – закрепление, повторение , работа над исполнением в характере.

15

Бибика,  Том и Джерри – исполнение  в характере, чистота интонирования.

16

Исполнение по желанию учащихся

17

Зимняя сказка –разучивание песни, беседа о характере исполнения.

18

Зимняя сказка- разучивание  слов песни

19

Зимняя  сказка – закрепление слов, разучивание мелодии, мягкий звук.

20

Айболит-разбор песни,беседа о героях, рисунки

21

Айболит-закрепление  слов , разучивание мелодии

22

Айболит-закрепление  слов, исполнение в характере.

23

Айболит –закрепление, повторение песни

24

Мамочке моей-разучивание мелодии, слов

25

 Мамочке моей- работа над кантеленным пением

26

Мамочке  моей-работа  над чистотой интонирования, закрепление пасни

27

Про дружбу-разучивание песни,  нарисовать героя песни.

28

Про  дружбу- работа  над чётким произношением согласных

29

Про дружбу- работа над  характером, закрепление, исполнение, звуковедение

30

Песня  про следы(Маша и медведь)- работа над текстом песни, нарисовать следы животных

31

Песня про следы – мелодия , повторить слова- перевёртыши

32

Песня  про  следы –исполнение в шуточном характере

33

Каникулы-выучить мелодию, слова

34

Каникулы- повторить песню, Про дружбу, исполнение

Учебно-тематический план  занятий 3 класса:                    

                                                                                                                      3а                3б

1

Что такое дети?- повторение песни, исполнение в характере. Волна- показ песни, рисунки

1.09

1.09,2.09

2

Волна-разучивание слов, мелодии, скачки мелод.

8.09

8.09,9.09

3

Волна-работа  над четким произношением, Про дружбу-повторение  песни, исполнение в характ. Страна чудес-закрепление

15.09

15.09 16.09

4

Волна-закрепление песни,  Про  дружбу-исполнение. Страна чудес-повторение.  

22.09

22.09,23.09

5

Что такое дети, Про дружбу, Волна-исполнение.

29.09

29.09,30.09

6

По лужам – повторение, работа над дикцией

6.10

6.10,7.10

7

По лужам- исполнение, Чудная пора-разучивание

13.10

13.10,14.10

8

Чудная  пора- напевное пение, рисунки.

20.10

20.10,21.10

9

Чудная пора- закрепление мелодии

3.11

3.11,4.11

10

Фиксики(Мульт.)-показ  песни, беседа о героях. Разуч 1 к.

10.11

10.11,11.11

11

Фиксики- закрепление мелодии, разуч 2 к., Чудная пора- повторение.

17.11

17.11,18.11

12

Фиксики, Чудная пора- закрепление

24.11

24.11,25.11

13

Новогодние  песни- повторение, закрепление

1.12

1.12,2.12

14

Новогодние песни- повторение, закрепление

8.12

8.12,9.12

15

Новогодние песни-исполнение  по желанию

15.12

15.12,16.12

16

Новогодние песни – исполнение по   желанию

22.12

22.12,23.12

17

Танцовщица зима-показ  песни, разуч. мелодии, рисунки.

12.01

12.01,13.01

18

Танцовщица зима-разучивание  текста, закрепление.

19.01

19.01,20.01

19

Танцовщица зима-повторение.

26.01

26.01,27.01

20

Детские лица- разучивание , нюансы.

2.02

2.02,3.02

21

Детские лица- работа над выразительностью

9.02

9.02,10.02

22

Детские лица- работа над дикцией, выразительным исполнением

16.02

16.02,17.02

23

Песня о маме- показ, беседа. Разучивание 1 к.

2.03

2.03,3.03

24

Песня о маме-работа над плавным исполнением

16.03

16.03,17.03

25

Долгожданная весна-показ песни, беседа.Рисунки. Детские лица-закрепление.

30.03

30.03,31.03

26

Долгожданная весна-работа над дыханием, чётким произношением.

6.04

6.04,7.04

27

Долгожданная весна-исполнение в характере.

13.04

13.04,14.04

28

Долгожданная весна, Детские лица,Фиксики-повторение, закрепление.

20.04

20.04,21.04

29

Лимонадный дождик- показ, разучивание.

27.04

27.04,28.04

30

Лимонадный  дождик-закрепление песни

18.05

18.05,19.05

31

Исполнение  по  желанию учащихся.

25.05

25.05,26.05

32

33

34

     Согласовано                                                              Согласовано

Протокол  заседания                                        Заместитель директора по УВР

методического совета                                      __________(Пилипенко С. В. )

МБОУ СОШ  №  13                                             __   ___________2013года

От_______2013года №____

________    ___________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. "Детская вокальная группа".

Программа внеурочной деятельности по формированию эмоционально эстетического восприятия окружающего мира студии «Детская вокальная группа» разработана в соответствии с требованиями Федерального ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Звонкие голоса"

    Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоцион...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Детская риторика в рассказах и картинках" Т. А. Ладыженская. 1 класс. Школа 2100.

Рабочая программа по риторике составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начальног...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Детский фитнес"

Программа «Детский фитнес» для обучающихся рассчитана на 4 года обучения  (270 часов).  Программа предполагает проведение занятий со школьниками 2 часа в неделю.  Продолжительность заня...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детской общественной организации «Добро»

В ходе реализации программы « Добро» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.Первы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Детская риторика.2 класс ( Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках».)

Детская риторика34 часа, 1 час в неделюТ.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская«Детская риторика в рассказах и рисунках», 2 класс Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности детского объединения «Бумагопластика».

Цель программы :  развитие мелкой моторики у обучающихся с интеллектуальным нарушением посредством техники бумагопластики.Задачи программы:Обучающие: знакомить с основными понятиями и базовыми фо...