Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра Хакасии" (ИЗО,1-4 класс).
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра Хакасии" (ИЗО,1-4 класс). Данное пособие предлагается как помощь в работе учителю начальных классов с использованием регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya.docx | 36.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Бюрская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
учителя начальных классов
Валегжаниной Татьяны Евгеньевны
по курсу внеурочной деятельности
«Палитра Хакасии»
1-4 класс
Пояснительная записка.
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения через культуру наших предков и современников.
Преподавание изобразительного искусства через внеурочную деятельность просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческих часов на базе школ. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь детям в этих стремлениях призвана программа «Палитра Хакасии», которая рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста.
Особенностью дополнительной образовательной программы «Палитра Хакасии» заключается во взаимосвязи занятий по национальному рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели. Ознакомление с традициями хакасского изобразительного искусства должно подаваться в доступной для учащихся форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать иллюстрации к книгам иллюстрирующих детский фольклор.
Актуальность. Образовательная программа хакасского изобразительного искусства ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Цели и задачи программы
Цель: ознакомление учащихся с хакасским народным изобразительным искусством, привитие любви к нему, формирование чувства самоуважения, и уважения к хакасской национальной культуре, к культуре народов, населяющих республику, развитие творческих способностей у детей, привлечение детей к творчеству.
Задачи:
образовательные:
- дать детям представление об искусстве Хакасии, как источнике народного творчества, красоты и жизненной силы;
- обеспечить знание традиционного хакасского художественного творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
воспитательные:
- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
- прививать навыки работы в группе;
- поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
развивающие:
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение.
- развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
- формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания художественного и прикладного творчества хакасского народа.
Программа данного курса рассчитана на реализацию среди учащихся начальной школы и призвана формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников, дает возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий.
При изучении курса особое внимание уделяется ценностной значимости материалов национально- регионального компонента, также для формирования у учащихся представлений о современном поликультурном и многоязычном мире, об общечеловеческих и национальных ценностях, культурном наследии родной земли.
Планируемый результат:
-Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;
-Эмоционально-волевое развитие, обогащение и активизация словаря, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира, развитие воображения, развитие творческих способностей, развитие игровой деятельности, развитие навыков общения и партнерства, знакомство с сокровищами мировой культуры;
-Оформление выставки хакасские орнаменты и рисунки к хакасским сказкам, натюрморта, пейзажа.
Формы и методы обучения.
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
-словесные (рассказ, беседа),
-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),
практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
-2) По характеру познавательной деятельности:
-репродуктивные (воспроизводящий)
-частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
-3) По степени самостоятельности:
-работа под непосредственным руководством педагога;
-совместная работа;
-самостоятельная работа.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства хакасского народа, изучают классическое и народное искусство разных эпох.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов. Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для концентрации внимания на различных этапах занятия привлекаются персонажи хакасских сказок. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Основной формой работы являются творческие занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Занятия проводятся в неделю по 1 часу
. Содержание курса
1-2 классы (по 34 часа)
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с усложнением учебных заданий.
Знакомство с искусством (7 час)
Виды деятельности: рисование, лепка, декоративное рисование.
Основные понятия: приемы, холодные, теплые тона. Овалы, треугольник, прямоугольник, узоры, сюжетная композиция. Конструктивный способ лепки.
Практическая работа: рисование животных, лепка грибов, птиц, декоративное рисование, краски радуги, орнамент в полосе.
Краткое знакомство видом искусства: аппликационно-орнаментировка предметов быта. И.Кизласов "Многие памятники" Знать: об узорах, орнаменте в полосе
В мире много интересного (6 час)
Виды деятельности: аппликация, лепка, рисование.
Основные понятия: скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки. Овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Животное в скафандре (игровой прием). Творческий подход, фантазия, композиция. Знакомство с фольклором. Сказки «Тасха и Камат», «Храбрый козлик», «Белый заяц»
Практическая работа: лепка животных, коллективная работа (плакат). Рисование наскального рисунка, подводного речного царства.
Красота в умелых руках (11 час)
Виды деятельности: лепка, рисование.
Основные понятия: сюжетная композиция, строение головы. Строение человека. Открытка. Роспись, декоративное рисование. Маленькое и большое. Дальше, ближе. Беседа об истории происхождения и формирования хакасского народа. К.Копкоев «Первоначальное заселение русскими» Э.Севостьянова «Легенда о горе Сундук», И.Кызласов «Салбыкский курган»,М.Чебодаев «Курган», К.Сухарев «Хыспынах»
Практическая работа: рисование зимнего пейзажа, деревьев, человечков, людей. Лепка, человека, животных, сказочного сюжета. Декоративное рисование вазочек, платка, бубна.
Природа вокруг нас (10 час)
Виды деятельности: лепка, рисование.
Основные понятия: композиция из овалов, кругов, прямоугольников. Творческая работа.
Практическая работа: рисование весеннего пейзажа Хакасии. Творческая работа на свободную тему.
Предполагаемые результаты.
Учащиеся должны
Знать:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.
О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.
Сочетание холодных, теплых тонов.
Об узорах, орнаменте в полосе.
О сюжетной композиции.
О конструктивном, скульптурном способах лепки.
Уметь:
Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.
Изображать маленькое и большое, дальше и ближе.
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином.
3-4 классы (по 34 часа)
Монументально – декоративное искусство (3 часа)
Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Особенности этой техники. Петроглифы горы «Сорок зубьев» (участок «Оглахты» заповедника Хакасский).Фрес. Изображения на предметах быта. Монументальная скульптура. Памятники на территории Хакасии, посвящённые Великой Отечественной войне.
Новые виды искусства (5 часов)
Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Виды фотографий. Художественная фотография. Календари. фотокаллажи, видеофильмы, презентации о прошлом и настоящем Хакасии и с.Усть-Бюр.
Тема «Родная история и искусство. Народные промыслы: хакасский орнамент (резьба по дереву, вышивка, чеканка) . (2ч)
Знакомство с творчеством хакасских мастеров.
Народные промыслы. Изучение особенностей хакасской резьбы по дереву и вышивки, выполнение чеканки.
Тема «Хакасия в творчестве русских и зарубежных художников 18-20 веков» (3 часа)
Изучение пейзажей А.В.Вощакина, А.Ф.Ефремова, И каратанова. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение пейзажа «По таёжным просторам Хакасии» с натуры или по воображению
Тема «Хакасия в творчестве художника В.И. Сурикова» (2 часа)
Изучение пейзажей Хакасии в творчестве В.И. Сурикова. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение пейзажа «Хакасия-земля, где я живу». Разнообразие пейзажа.
Тема «Графика Хакасии. Иллюстрации Хакасских сказаний и мифов» (1 час).Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Закрепление изображения на предметах быта хакасского орнамента. Иллюстрации Сказаний и мифов.
Тема «Наш театр» (7ч)
Занятие для любознательных (поисковая работа о театрах Хакасии, знакомство с профессией художника театра). Знакомство с творчеством П.И. Сарычева. Эскизы декораций, костюмов хакасских сказок.
Коллективная работа: подготовка и постановка спектакля по хакасской сказке.
Посещение музея, художественных выставок. (2 часа)
Предполагаемые результаты.
Учащиеся должны
Знать:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.
О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.
Сочетание холодных, теплых тонов.
Об узорах, орнаменте в полосе.
О сюжетной композиции.
О конструктивном, скульптурном способах лепки.
Уметь:
Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.
Изображать маленькое и большое, дальше и ближе.
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином.
Таблица диагностики, средства контроля.
№ пор | Специальные умения и навыки | Высокий | Средний | Низкий |
1 | Удержание карандаша, кисти. | Самое оптимальное положение руки в центре черенка, кисть, карандаш свободно лежит сверху, опираясь на ложбинку между большим и указательным пальцами. Большой и указательный пальцы придерживают черенок с боков, средний придерживает кисть снизу, безымянный и мизинец расслаблены. Такое расположение пальцев очень напоминает клюв птицы. | Попытка правильного держания, но по привычке во время работы ребенок забывает. | Зажим карандаша, кисти в кулаке или подгибание пальцев. Кисть держат за металлический ворсодержатель или наоборот, за самый кончик черенка – это не правильно. |
2 | Работа с красками и карандашом | Цветовая гамма, правильный нажим карандаша, нет пробелов в штрихе. Правильное пользование салфеткой или тряпочкой, умение ощущать достаточную влажность кисти. | Соответствие цветов, но недостаточно нажима карандаша, небольшие пробелы. | Не соответствие цветов: ребенок использует в основном темные цвета, черный, если даже по рисунку он не присутствует, неправильная штриховка (большие пробелы между штрихами). |
3 | Компоновка листа. | Правильная композиция. Грамотное расположение элементов. Переданы их характерные особенности, например: соотношение маленькое – большое, дальше – ближе, тоньше – толще и т.д. | Изображения мало. правильно закомпоновано, но недостаточно элементов. | Отсутствие грамотного расположения элементов композиции на листе, т.е. его заполнение. Изображение слишком мало и «плавает» в листе, или гигантомания, изображение не помещается на листе. |
4 | Пластические умения. | Улавливание формы фигур. Выдержаны соотношения пропорций. Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.). правильная работа со стеками. | Улавливание формы фигур. Недостаточно выдержаны соотношения пропорций. Помощь педагога. | Нет формы фигур. Не выдержаны соотношения пропорций. Выполнение работы с педагогом. |
5 | Умение вырезания. | Правильное удержание ножниц. Вырезание по контуру. Вырезание сложных фигур. | Правильное удержание ножниц. Вырезание отходя от контура простых фигур. | Не правильное удержание ножниц. Не удержание формы. Срезание контуров. |
6 | Степень самостоятельности | Самостоятельное выполнение работы после ознакомления с материалом. | Работа с подсказками педагога. | Не работает без помощи педагога. |
7 | Творческий подход. | Использование своей фантазии на заданную тему. | Работает по наглядным пособиям, с добавлением своих элементов. | Работает по наглядным пособиям. |
10. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Литература для педагогов
1.Бутанаев В.Я.Хакасская национальная//Российская этнография.-М,1993.-№12
2.Бутанаев В.Я.Традиционная культура и быт хакасского народа.-Абакан,1996
3.Митлянская Г.Ф.Сельскому учителю о народных промыслах Сибири.-М:Просвещение,1993
4.Кидиекова И.К.орнамент хакасского народа.-Абакан,1986
5.Фольклор Саянских тюрков 19века.- в 2-х т./Сост.А.В.Преловский.-М:Новый ключ,2003
6.Звёздный урок учителя./Сост.Панина Л.С.-Усть-Абакан,2004.
2.Литература для детей
1.Атлас республики Хакасия.-Омск.1999
2. Бутанаев В.Я.Традиционная культура и быт хакасского народа.-Абакан,1996
3. Евтюхова Л.А.Археологические памятники Хакасии.-Абакан,1978
4.Знакомьтесь Усть-Абаканский район./Сост.Малюкова Т.В.,1999
5. Кидиекова И.К.орнамент хакасского народа.-Абакан,1986
6.Кызласов Л.Р.Древнейшая Хакасия.-М.:МГУ,1986
7. Пантелеев А.Ф.,Пантелеева Н.н.Рассказы по истории Хакасии.-Абакан,1987
8. Фольклор Саянских тюрков 19века.- в 2-х т./Сост.А.В.Преловский.-М:Новый ключ,2003
9. Чебодаева М.П. Живопись Хакасии.- Санкт-Петербург, 2008
10. Чебодаева М.П. Графика Хакасии в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945.-Санкт-Петербург, 2010
11. Чебодаева М.П. Хакасия в творчестве художника В.И. Сурикова.- Санкт-Петербург, 2011
3.Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска.
Учебно-тематический план 3-4 класс
№ п/п | Тема занятий | Дата | |
План | факт | ||
1-2 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. «Моя малая родина» | ||
3 | «Радуга над родным селом». Приемы использования изобразительными материалами. | ||
4-5 | Природа Хакасии. Осень. Холодные и теплые краски. | ||
6-7 | Рисуем птиц Хакасии | ||
8 | Животные на полотнах хакасских художников. Беседа. | ||
9 | Мои любимые животные. Рисунок | ||
10 | Мои любимые животные. Лепка. | ||
11 | Рисунок хакасского узора и орнамента. Орнамент в полосе. Рисунок. | ||
12 | Орнамент в полосе. Аппликация. | ||
13 | По таёжным просторам Хакасии. Лепка диких животных. | ||
14 | По таёжным просторам Хакасии. Рисунок-пейзаж. | ||
15 | По таёжным просторам Хакасии. Проект. | ||
16-18 | В мире Хакасских сказок. Иллюстрирование. | ||
19-20 | Подводные жители Хакасии. Рисунок. | ||
21-22 | Прошлое Хакасии. Наскальные изображения. Графика. | ||
23-24 | Хакасия-земля, где я живу. Разнообразие пейзажа. | ||
25 | Хакасия. Мои фантазии. | ||
26-28 | Красота в умелых руках. Художники Хакасии. | ||
29-30 | Роспись хакасской посуды. | ||
31-32 | Свободная тема (творческая работа). Выставка работ. | ||
33-34 | Посещение музея, художественных выставок. Виртуальные экскурсии по музеям и выставкам Хакасии |
Учебно-тематический план 3-4 класс
№ п/п | Тема занятий | Дата | |
План | факт | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. «Моя малая родина. Прошлое и настоящее». Беседа. | ||
2-3 | «100-летию Усть-Бюр посвящается…». Творческие работы. | ||
4-5 | «Енисей-Батюшка» | ||
6 | «Прошлое Хакасии» (Монументально – декоративное искусство. Наскальные изображения и петроглифы) | ||
7 | «Прошлое Хакасии» (Монументально – декоративное искусство. Изображения на предметах быта) | ||
8 | «Настоящее Хакасии» (Монументально – декоративное искусство. Скульптуры и памятники Хакасии) | ||
9-10 | Родная история и искусство. Народные промыслы: хакасский орнамент (резьба по дереву, вышивка, чеканка) | ||
11 | Хакасия в творчестве русских и зарубежных художников 18-20 веков. | ||
12-13 | По таёжным просторам Хакасии. Рисунок-пейзаж. | ||
14 | Хакасия в творчестве художника В.И. Сурикова. | ||
15 | Хакасия-земля, где я живу. Разнообразие пейзажа. | ||
16 | Графика Хакасии. Иллюстрации Хакасских сказаний и мифов. | ||
17-18 | В мире Хакасских сказок. Иллюстрирование. | ||
19 | Театры Хакасии. Художники театра. | ||
20-21 | Эскизы декораций, костюмов хакасских сказок. | ||
22-26 | Создание кукольного театра по мотивам хакасской сказки | ||
27-30 | «Хакасия в объективе» Фотокаллажи, видеофильмы, призентации. | ||
31 | «Хакасия в дизайне» современный быт и традиция» Календарь. | ||
33-34 | Посещение музея, художественных выставок, виртуальные экскурсии по музеям и выставкам Хакасии, по заповеднику «Хакасский» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по информатике в1-2 классах
Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи , скалендарно-тематическое планирование. программу можно использовать во внеурочной деятельности на любом уровне подготовки учащихся, включая "ну...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...