Рабочая программа по ИЗО для 4 класса по программе 2100
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана на основе:

         •       Закона  РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 года,

•       Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования (Приказ Минобрнауки   России № 373 от 06.10.2009  «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального образования»;

•        Требований примерной  основной образовательной программы ОУ по искусству (ИЗО) для начальных классов;

•       Образовательной программы МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля НМР РТ по ФГОС,

•        учебного плана  работы МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля НМР РТ на 2015/2016 учебный год;

•       Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля, утвержденного приказом№  73\1 от 28 августа 2015г.

•        С авторской программой курса «Изобразительное искусство» О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа, 2011 г.

Учебно-методический комплект представлен:                                                                                                                                                                                                      Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4 класс. – М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство «Разноцветный мир». – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).

Программа по изобразительному искусству для 4 класса направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц четвероклассники получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе.

             Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование художественного вкуса.

   Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами

Основные задачи курса

 

В сответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1.  Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные  темы  каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2.  Воспитание зрительской  культуры,  умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно   рассказать  об  этом   на   языке  изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу  мастера»);

3.  Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4.  Освоение изобразительных  приёмов с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5.  Создание простейших  художественных  образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6.  Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из  рубрики «Наши проекты»);

7.  Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши  проекты»,  подготовка театральных постановок).

При  изучении каждой темы, при  анализе произведений искусства   необходимо постоянно  делать  акцент  на   гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и  человеческой жизни.

   По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено, в основном, на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием  становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_dlya_4_klassa.docx76.25 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                               Согласовано                                                     Утверждаю

Руководитель МО ____А.Ф. Мустафина        Заместитель  директора по ВР                Директор

        МБОУ «Гимназия № 1»                 МБОУ «Гимназия № 1»

Протокол №  1  от        имени Мусы Джалиля                имени Мусы Джалиля НМР РТ                

 «29» августа 2015 г.        _______  / Э.М.Гиздатуллина                __________  / А.С. Ахметзянова

        «01» сентября  2015 г.                Пр. № 74/3 от  «01»сентября 2015 г. 

        

        

        

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету изобразительное искусство                                                                                                                                        начального общего образования (4 А класс)

базового уровня

учителя  начальных  классов

первой квалификационной категории

Шайдуллиной Эльвиры Исмагиловны

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Гимназия № 1» имени Мусы Джалиля Нижнекамского муниципального района РТ

                                    Рассмотрено на заседании

                                    педагогического совета

                                    протокол  №       1    от

                                 « 28 » августа  2015 г.

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана на основе:

         •       Закона  РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 года,

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования (Приказ Минобрнауки   России № 373 от 06.10.2009  «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального образования»;
  •  Требований примерной  основной образовательной программы ОУ по искусству (ИЗО) для начальных классов;
  • Образовательной программы МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля НМР РТ по ФГОС,
  •  учебного плана  работы МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля НМР РТ на 2015/2016 учебный год;
  • Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля, утвержденного приказом№  73\1 от 28 августа 2015г.
  •  С авторской программой курса «Изобразительное искусство» О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа, 2011 г.

Учебно-методический комплект представлен:                                                                                                                                                                                                      Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4 класс. – М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство «Разноцветный мир». – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).

Программа по изобразительному искусству для 4 класса направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц четвероклассники получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе.

           Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование художественного вкуса.

   Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами

Основные задачи курса

В сответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1.  Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные  темы  каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2.  Воспитание зрительской  культуры,  умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно   рассказать  об  этом   на   языке  изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу  мастера»);

3.  Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4.  Освоение изобразительных  приёмов с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5.  Создание простейших  художественных  образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6.  Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из  рубрики «Наши проекты»);

7.  Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши  проекты»,  подготовка театральных постановок).

При  изучении каждой темы, при  анализе произведений искусства   необходимо постоянно  делать  акцент  на   гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и  человеческой жизни.

   По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено, в основном, на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием  становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности

Общая характеристика предмета

Теоретической основой данной программы являются:

системно- деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.                                                                                                                                      Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционального, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.

Использование большего числа вариативных тем и творческих заданий, связанных с различными видами художественной деятельности позволит закрепить знания основ языка искусств, навыки художественной деятельности и восприятия искусства.

Разделы курса:

Восприятие искусства и виды деятельности. (раскрывает содержание учебного материала)

Азбука искусства. Как говорит искусство? (дает инструментарий для практической реализации курса).

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий)

Опыт художественно-творческой деятельности (содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт.

Все разделы об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке.

Виды деятельности учащихся:

Рисование с натуры (рисунок, живопись) –

Рисование на темы

Декоративная работа

Лепка

Аппликация

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Описание места учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане  на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится  по одному часу в неделю, всего 35 часов.

Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

   Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

   Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, науке, искусству и культуре в целом.

 Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение  окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

   Метапредметные результаты:

  • умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
  • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

   Предметные результаты:

  • в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
  • в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
  • в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств  изобразительного искусства и компьютерной графики)

Контроль по курсу изобразительное искусство

Изобразительное искусство – предмет особый, поэтому нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимися продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. Выполнить продуктивные задания – это умение применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники.

Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объем заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий.

Все выполненные учеником творческие задания, содержащие не только отметку (бал), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков) копятся в течение года у учителя.

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Содержание учебного курса

Виды художественной деятельности:

  • восприятие произведений искусства
  • рисунок
  • живопись
  • скульптура
  • художественное конструирование и дизайн
  • декоративно-прикладное искусство

           Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

  • композиция
  • цвет
  • линия
  • форма
  • объём
  • ритм

           Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

  • Земля – наш общий дом;
  • Родина моя – Россия;
  • Человек и человеческие взаимоотношения;
  • Искусство дарит людям красоту

        Опыт художественно-творческой деятельности

Основное содержание учебного предмета

Занятие 1 (1 ч).

Вспомни то, что уже знаешь.

Занятия 2-3 (2 ч).

Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.

Рождение монументальной живописи. 

Что такое фреска. Особенности этой техники. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва.

Что такое мозаика и витраж.

Занятие 4 (1 ч).

Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ.

Занятие 5 (1 ч).

Монументальная скульптура. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.

Занятие 6 (1 ч).

Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе.

Виды фотографий. Художественная фотография.

Занятие 7 (1 ч).

Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению.

Занятие 8 (1 ч).

Как передать объём предмета, работая цветными карандашами.

Занятия 9-10 (2 ч).

Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета.

Занятия 11-12 (2 ч).

Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки». Оформление панно подходящей рамкой.

Занятия 13-14 (2 ч).

Зарисовки животных. От зарисовки к иллюстрации. Нарисовать животное (по выбору ученика).

Занятия 15-16 (2 ч).

Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна.

Занятие 17 (1 ч).

Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли. 

Занятия 18 (1 ч).

Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.

Занятия 19-20 (2 ч).

Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Полезно понаблюдать с учениками перспективные сокращения на улице (уходящая вдаль дорога, уменьшающиеся по мере удаления от зрителя предметы и т.п.).

Получение представления о воздушной перспективе.

Занятия 21-22 (2 ч).

Эти занятия проводятся перед Днём Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне.

Разработка макета альбома Славы. Выполнение каждым учеником своей странички альбома. Эта страничка может быть посвящена как истории семьи учащихся, так и какому-то эпизоду из истории Отечественной войны.

Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.

Занятия 23-26 (4 ч).

Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. 

Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее».

Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя

Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».

Занятие 27 (1 ч).

Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о китайском рисунке кистью).

Занятия 28-31 (4 ч).

Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре).

Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

Занятия 32-33 (2 ч).

Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.

Занятия 34-35 (2 ч).

Проектная деятельность (открытки или панно к праздникам, дизайнерские проекты, шрифтовая композиция)

Требования к уровню подготовки

            Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства;
  •    видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства и т.д.);
  •    высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях;
  •    пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы, участвовать в коллективных работах на эти темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства; понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям гравюры;
  • построения растительного орнамента с  использованием раз- личных видов его композиции;
  • различных приёмов работы акварельными  красками;
  • работы гуашевыми красками

    Углублять понятие  о некоторых  видах  изобразительного искусства:

  • живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
  • графика (иллюстрация);

народные промыслы (городецкая роспись)

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

 к концу четвёртого года обучения

«Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

Обучающийся научится:

  • Различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно- прикладное искусство) и участвовать в художественно- творческой деятельности, используя различные  художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • Различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • Эмоционально- ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение  к ним средствами языка;
  • Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

     Обучающийся получит возможность научиться:

  • Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств. Объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
  • Видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
  • Высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

« Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

  • Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности;
  • Создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции  лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшения человека;
  • Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной  формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • Использовать декоративные элементы, геометрические растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России ( с учётом местных условий)

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, художественного конструирования в собственной творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации, путём трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства.

     « Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?»

Обучающийся научится:

  • Осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно- творческой деятельности;
  • Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
  • Решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
  • Передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления ит.д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.

В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
  • способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  • навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

   Список литературы для обучающихся:

  • Изобразительное искусство. «Разноцветный мир». 4 класс О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская –   М.: Баласс, 2014
  • Рабочая тетрадь к учебнику Изобразительное искусство. «Разноцветный мир». 2 класс О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская – М.: Баласс, 2014

   Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту:

  • Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных  предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011. – 432с. - (Образовательная система «Школа 2100»);

Примерные программы  по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по изобразительному искусству);

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка "5" 

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" 

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2" 

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
  • не справляется с поставленной целью урока.

Оценка "1"

Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды

учебной деятельности

Виды контроля и измерители

Планируемый результат (УУД)

Дата проведения

план

факт

1.

Вспомни то, что уже знаешь. Рисунок на выбор по темам: "Как я провёл лето", "1 сентября - День знаний", "Нижнекамск - мой любимый город"

1

Вспомнить основные понятия, изученные в 3 классе

Рисование по памяти

Предметные:

знать:

- основные понятия, направления в живописи, изученные в 3 классе.

Уметь:

_ нарисовать рисунок по заданным темам на выбор, используя разные техники.

Познавательные: структурирование знаний;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Личностные: формирование духовных и эстетических потребностей

развитие самостоятельности

07.09

2.

Монументально-декоративное искусство. Рождение монументальной живописи

1

Иметь представление:

- о некоторых видах монументально-декоративного искусства;

- о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж.

Рассказывать:

- о происхождении монументальной живописи;

- о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв

Тематическое рисование

Предметные:

знать:

- особенности фресковой живописи;

- изучить фрески Джотто.

Познавательные: структурирование знаний;

Коммуникативные:  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: формирование духовных и эстетических потребностей

развитие самостоятельности

14.09

3.

Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж.

1

Тематическое рисование

21.09

4.

Русская икона. Звенигородская находка

1

Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым.

Прослушать «Епитимью» в исполнении Ф. Шаляпина и сравнить эмоции от музыкального произведения и от икон.

Рассказывать об истории иконы на Руси.

Тематическое рисование

Предметные:

знать:

- историю иконы на Руси;

- особенности звенигородских икон, написанных А. Рублёвым. Познавательные: структурирование знаний;

Коммуникативные:  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Личностные: формирование духовных и эстетических потребностей

развитие самостоятельности

28.09

5.

Монументальная скульптура

1

Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры.

Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведённые в учебнике.

Прослушать песню «Вставай, страна огромная» и эмоционально связать памятники с музыкой.

Тематическое рисование

Предметные:

знать: задачи монументальной скульптуры.

Познавательные: структурирование знаний;

Коммуникативные:  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: формирование духовных и эстетических потребностей

развитие самостоятельности

05.10

6.

Новые виды искусств: дизайн и фотография

1

Иметь представление о различных видах фотографии. Отличать художественные фотографии от других видов этого искусства.

Рассказывать:

- о происхождении дизайна;

- целях работы художников-дизайнеров

Тематическое рисование

Предметные:

знать:

- происхождение дизайна;

- задачи дизайна;

- виды фотографии.

 Познавательные: структурирование знаний;

Коммуникативные:  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные:

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей

12.10

7.

На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. И. Левитан «Печальная, но дивная пора». Изучаем работу мастера

1

Иметь представление и рассказывать о творчестве И. Левитана. Проанализировать его картины об осени. Подобрать к ним подходящие стихи. Написать осенний пейзаж по воображению или с натуры.

Тематическое рисование

Предметные:

знать:

- творчество И. Левитана;

- особенности изображения пейзажа.

Познавательные: структурирование знаний;

Коммуникативные:  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей

15.10

8.

Д. Митрохин «Яблоки». Изучаем работу мастера. Твоя мастерская: использование разных видов штриховки

1

Изучить на примере рисунка Д. Митрохина «Яблоки», как можно передать объём предмета с помощью цветных карандашей.

Тематическое рисование

Предметные:

уметь  использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объёма.

Познавательные: структурирование знаний;

Коммуникативные:  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Личностные:

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей

19.10

9.

Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень

1

Иметь понятие о конструкции предмета.

Расширить понятие  о светотени: хорошо различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень.

Тематическое рисование

Предметные:

знать, где на предмете самое светлое место, а где – самое тёмное.

Уметь определить, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень.

Познавательные: структурирование знаний;

Коммуникативные:  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Личностные:

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей

26.10

10

Твоя мастерская: конструкция предмета

1

Тематическое рисование

09.11

11.

Композиция на заданную тему («Летние зарисовки»)

1

Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы.

Выполнить с помощью опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу.

Тематическое рисование

Предметные:

уметь составлять и использовать для создания композиции опорную схему. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные:  определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Личностные:

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей

16.11

12.

Оформление творческих работ

1

Тематическое рисование

23.11

13.

Зарисовки животных

1

Иметь представление о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ.

Коллективный проект: оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными

Рисование с натуры

Предметные:

знать о значении зарисовок с натуры для создания более значительных работ.

Познавательные: структурирование знаний;

Коммуникативные:  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Личностные:

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей

30.11

14.

Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации

1

Рисование с натуры

07.12

15.

Композиция и её основные законы

1

Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна основные законы композиции.

Нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции.

Рисование с натуры

Предметные:

знать основные законы композиции и уметь их определять в натюрмортах других авторов.

Познавательные: структурирование знаний;

Коммуникативные:  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Личностные:

формирование уважительного отношения к народным традициям и искусству

14.12

16.

А. Куприн  «Натюрморт с тыквой» Изучаем основные законы композиции

1

Рисование с натуры

21.12

17.

Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль

1

Самостоятельно изучить материал и выполнить простой натюрморт в любой из изученных техник.

Рисование с натуры

Предметные:

знать:

- что такое отмывка, гризайль, особенности этих техник.

Познавательные: структурирование знаний;

Коммуникативные: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Личностные:

формирование уважительного отношения к народным традициям и искусству

11.01

18.

Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву

1

Используя простой карандаш превратить сказочную птицу в рельефное изображение, опираясь на изученные особенности нижегородской резьбы по дереву.

Тематическое рисование

Предметные:

знать особенности нижегородской резьбы по дереву.

Познавательные: структурирование знаний;

Коммуникативные: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Личностные:

формирование уважительного отношения к народным традициям и искусству

18.01

19.

Линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта.

1

Иметь представление о линейной, воздушной перспективе, линии горизонта, точке схода.

Выполнить творческие задания по опорным схемам по теме урока.

Тематическое рисование

Предметные:

знать:

- что такое линейная перспектива;

- как влияет на построение перспективы положение линии горизонта;

- что такое точка схода.

Уметь:

- делать простые построения перспективы;

- находить точку схода в произведениях известных художников.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные: определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Личностные:

формирование уважительного отношения к народным традициям и искусству

25.01

20.

Представление о воздушной перспективе.

1

Тематическое рисование

01.02

21.

Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко,

П. Остовский, М. Кугач)

1

Коллективный проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, определить композицию его страниц. Каждый ученик должен создать свою страничку, которая будет затем размещена в общем «Альбоме Славы».

Тематическое рисование

Предметные:

знать:

- художников и их работы, посвящённые Великой Победе.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;  Коммуникативные: определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Личностные:

формирование уважительного отношения к народным традициям и искусству

08.02

22.

Коллективный проект «Альбом Славы»

1

15.02

23.

Пропорции человеческой фигуры Понятие о модуле.

1

Изучить пропорции человеческой фигуры. Сделать несколько набросков с натуры (одноклассников или родственников).

Изготовление своей модели спортсмена в движении.

Коллективная работа «Быстрее, выше, сильнее».

Изготовление фигурки любого сказочного героя, соблюдая пропорцию персонажей.

Коллективная работа «Сказочный мир».

Тематическое рисование

Предметные:

знать:

- понятие пропорции человеческой фигуры, модуль;

- о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании образов сказочных героев.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные: определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Личностные:

формирование уважительного отношения к народным традициям и искусству

22.02

24.

Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее»

1

Тематическое рисование

29.02

25.

С помощью пропорций создаём образ сказочного героя

1

Тематическое рисование

07.03

26.

Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир»

1

Тематическое рисование

14.03

27.

Для любознательных: китайский рисунок кистью

1

Самостоятельно изучить материал.

Нарисовать весеннюю ветку или цветок, соблюдая правильную последовательность действий

Тематическое рисование

Предметные:

знать:

- особенности китайского рисунка кистью;

- композиционное решение рисунков.

Познавательные: структурирование знаний; Коммуникативные:  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные:

формирование уважительного отношения к народным традициям и искусству

04.04

28.

Родная история и искусство – русский народный театр

1

Самостоятельно изучить материал по теме.

Изучить особенность изготовления и индивидуально изготовить модель героя сказки.

Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

Тематическое рисование

Предметные:

знать:

- сказку С. Козлова «Снежный цветок»;

- особенности подготовки и постановки театра.

Уметь:

- самостоятельно изучив материал, подготовить модели своих героев по сказке;

- продумывать необходимые декорации по содержанию сказки.

Познавательные: структурирование знаний;

Коммуникативные:  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные:

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей

11.04

29.

Коллективный проект: подготовка кукол для спектакля по сказке

С. Козлова «Снежный цветок»

1

Проект

18.04

30.

Коллективный проект: подготовка декораций для  кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок»

1

Проект

25.04

31.

Коллективный проект: постановка кукольного спектакля по сказке

С. Козлова «Снежный цветок»

1

Проект

02.05

32.

Учимся видеть: Эрмитаж

1

Изучить историю основания Эрмитажа, живописные произведения, которые там находятся, рассказывать о живописных произведениях на языке искусства.

Тематическое рисование

Предметные:

знать:

- историю основания Эрмитажа.

Уметь:

- рассказывать о живописных произведениях на языке искусства.

Познавательные: структурирование знаний;

Коммуникативные:  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные:

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей

16.05

33.

Учимся рассказывать на языке искусства: Эрмитаж

1

Тематическое рисование

23.05

34.

Проектная деятельность. Открытки или панно к праздникам, дизайнерские проекты или шрифтовая композиция

1

Работа по выбранным темам проекта:

- открытка или панно к праздникам;

- дизайнерские проекты (настенный календарь, декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента);

- шрифтовая композиция.

Проект

Предметные:

уметь, самостоятельно выбрав тему проекта, продумав технику выполнения, изготовить свой творческий проект, рассказать о своей работе, защитить проект.

Познавательные: структурирование знаний;

Коммуникативные:  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 Личностные:

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей

28.05

35.

Проектная деятельность. Открытки или панно к праздникам, дизайнерские проекты или шрифтовая композиция

1

Проект

30.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс УМК школа 2100

Рабочая программа  по математике в 4 классе составлена на основе авторской программы "УМК школа 2100" из расчета 4 часа в неделю....

Рабочая программа по математике 3 класс (ОС "Школа 2100")

Рабочая программа по математике 3 класс (ОС "Школа 2100")  Т.Е. Демидова...

Рабочая программа по ИЗО 3 класс (ОС "Школа 2100")

Рабочая программа по ИЗО 3 класс (ОС "Школа 2100")...

Рабочая программа по математике. 2 класс. (ОС "Школа 2100").

Рабочая программа разработана на основе стандарта начального общего образования 2004 г. (обязательный минимум содержания ), авторской Программы по математике для четырёхлетней начальной школы (авторы:...

Рабочая программа по ФГОС 3 класс по программе "Школа 2100"

Данная программа будет полезна для учителей начальных классов работающих по программе "Школа 2100"...

Рабочая программа по математике 3 класс по программе "Школа 2100" - ФГОС.

В данной программе отражены цели и задачи курса, дана общая характеристика предмета, описаны ценностные ориентиры содержание учебного предмета, показаны метапредметные, предметные и личностные результ...

Рабочая программа по математике 3 класс по программе "Школа 2100" - ФГОС.

В данной программе отражены цели и задачи курса, дана общая характеристика предмета, описаны ценностные ориентиры содержание учебного предмета, показаны метапредметные, предметные и личностные результ...