Рабочая программа по ИЗО 3 класс (ОС "Школа 2100")
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Рабочая программа по ИЗО 3 класс (ОС "Школа 2100")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Rabochaya_programma_po_IZO_3_kl.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО ___________/Н.В.Маркелова/ Протокол № ___ от «__» ____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ- СОШ с.Калининское » _________________/А.А.Горохова/ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ-СОШ с.Калининское ________________/О.В.Айсина/ Приказ № ___ от «__»____20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Маркеловой Надежды Викторовны,
высшей категории
по изобразительному искусству, 3 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20_ г.
2011 - 2012 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству
3класс
Автор-составитель: Маркелова Надежда Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе:
- федерального государственного стандарта начального общего образования;
- учебного плана МОУ-СОШ с.Калининское на 2011-2012 учебный год;
- в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100»
- авторской программы курса «Изобразительное искусство» О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская
Общая характеристика учебного предмета:
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.
Основные положения курса согласуются с концепцией Образовательной системы «Школа 2100» и решают задачи, связанные с:
- формированием общего представления о культурно-материальной среде;
- формированием эстетического компонента личности;
- начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира – трудовой художественно-творческой деятельностью.
Программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Цели, задачи и содержание курса технологии в начальной школе
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность, обще эстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
- расширение художественно-эстетического кругозора;
- приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
- освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
- создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
- освоение простейших технологий дизайна и оформления;
- воспитание зрительской культуры.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу третьего класса обучающиеся должны уметь:
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
• понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;
• знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
• знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
• рисования цветными карандашами;
• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
• выполнения декоративного панно в технике аппликации;
• выполнения декоративного панно из природных материалов;
• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
• овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
• работой гуашевыми красками;
• постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного
искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).
6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой
Руси.
Содержание тем учебного курса
Количество часов на изучение программы 34
Количество часов в неделю 1
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Знакомство с цветовой гаммой (4 часа)
Передача объема (3 часа)
Наш театр (4 часа)
Основы композиции (3 часа)
«Такие разные лица» (4 часа)
Декоративно – прикладное искусство (7 часов)
Графический рисунок (1 час)
Работа с разными материалами (2 часа)
Шрифт (3 часа)
Повторение пройденного (3 часа)
Занятия 1–4 (4 ч), стр. 4–15 и 45–47, 50–57 учебника.
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).
Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 5 и 50). Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6–7 и 45–47).
Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 9 и 51).
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10–11 и 54–57). Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 12–13).
Желательно проводить занятия 1–3 с соответствующим музыкальным сопровождением.
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 15 и 52–53). Рисование животного в характерном для него движении (стр. 22–23 рабочей
тетради).
Занятия 5–7 (3 ч), стр. 16–18 учебника, стр. 2–3 рабочей тетради.
Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 16–17).
Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 18).
Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной С. Чехонина.
Занятия 8–10 (3 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 4–7 рабочей тетради.
Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации (стр. 4–5 рабочей тетради).
Выполнение декоративного панно с использованием природного
материала (стр. 6–7 рабочей тетради).
Занятия 11–13 (3 ч), стр. 22–23 учебника, стр. 8–13 рабочей тетради.
Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради
(стр. 8–11) и в учебнике (стр. 22–23).
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры (стр. 12–13 рабочей тетради).
Занятия 14–16 (3 ч), стр. 24–29 учебника, стр. 24–29 рабочей тетради.
Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 25–27) и в рабочей тетради (стр. 24–27).
Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет».
Занятия 17–18 (2 ч), стр. 28–29 учебника, стр. 30–33 рабочей тетради.
Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 29).
Этапы выполнения различных видов хохломской росписи (стр. 30–31 рабочей тетради).
Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью (стр. 32–33 в рабочей тетради).
Занятие 19 (1 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 34–35 рабочей тетради.
Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.
Занятие 20 (1 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 36–37 рабочей тетради.
Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.
Занятия 21–23 (3 ч), стр. 34–37 и 58–59 учебника, стр. 42–43 рабочей тетради.
Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина.
Выполнение заданий на стр. 34–35 учебника и графического панно «Фантастическое дерево» с использованием различных видов штриховки.
Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Занятия 24–25 (2 ч), стр. 38–39 учебника, стр. 46–47 рабочей тетради.
Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике на стр. 39.
Выполнение заданий учебника и в рабочей тетради. Коллективная работа «Кириллица».
Занятия 26–29 (3 ч), стр. 40–43 учебника, стр. 14–19 и 63 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы).
Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учебнике. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы).
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Занятие 30 (1 ч), стр. 48–57 учебника.
Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой.
Занятия 31–32 (2 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить проектные задания (открытки или панно) к праздникам.
Учебно-тематическое планирование
уроков изобразительного искусства в 3 классе
Рабочая тетрадь «Разноцветный мир» О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская
Программа «Школа 2100»
34 часа, 1 раз в неделю
№ п/п | № в теме | Тема урока | Использование ИКТ | Домашнее задание | Дата | Коррекция | |
План | Факт | ||||||
Знакомство с цветовой гаммой (4 часа) | |||||||
1 | 1 | Знакомство с цветовой гаммой. Радуга | С.2-3, выучить цвета радуги | ||||
2 | 2 | Цветик –семицветик | С. 4-5, подготовить фон в технике акварели | ||||
3 | 3 | Веселые попугайчики | С.6-7,принести засушенные растения | ||||
4 | 4 | Составление композиции ко Дню Учителя | Подписать открытку | ||||
Передача объема (3 часа) | |||||||
5 | 1 | Уроки волшебного карандаша (штриховка) | С.8-9, закончить штриховку | ||||
6 | 2 | Уроки волшебного карандаша (светотень) | С.10-11, выучить этапы выполнения штриховки | ||||
7 | 3 | Уроки волшебного карандаша (натюрморт) | С.12-13, закончить работу над натюрмортом | ||||
Наш театр (4 часа) | |||||||
8 | 1 | Наш театр. Проект по сказке П.Бажова «Серебряное копытце» | С.14-15, изготовить декорации к сказке | ||||
9 | 2 | Изготовление декораций к сцене 1 «Кокованя, Даренка и Муренка в избе» | С.16-17, изготовить фигурки персонажей сказки к сцене 1 | ||||
10 | 3 | Изготовление декораций к сцене 2 «По дороге на заимку» | С.18-19, изготовить фигурки персонажей сказки к сцене 2 | ||||
11 | 4 | Изготовление декораций к сцене 3 «Встреча Даренки с Серебряным копытцем» | подготовиться к показу спектакля | ||||
Основы композиции (3 часа) | |||||||
12 | 1 | «Зимушка -зима» (пейзаж) | Презентация | С.20-21, завершить работу над пейзажем | |||
13 | 2 | «Зимние забавы» - рисунок на тему | Понаблюдать за домашними животными, их повадками | ||||
14 | 3 | «Наши друзья» | презентация | С.22-23, завершить работу над композицией | |||
«Такие разные лица» (4 часа) | |||||||
15 | 1 | «Такие разные лица» (пропорции) | С.24-25, знать пропорции лица человека | ||||
16 | 2 | «Такие разные лица» (возраст и мимика) | С.26-27, задание № 4 | ||||
17 | 3 | «Такие разные лица» (автопортрет) | Дорисовать автопортрет | ||||
18 | 4 | Проект «Семейный портрет» | С.28-29, задание № 5 | ||||
Декоративно – прикладное искусство (7 часов) | |||||||
19 | 1 | Золотая хохлома | презентация | С.30-31, завершить работу над орнаментом | |||
20 | 2 | Хохломские сувениры | презентация | С.32-33, задание № 3 закончить | |||
21 | 3 | Кельтские узоры | С.34-35, задание № 4 закончить | ||||
22 | 4 | Чудеса акварели | С.36-37, закончить рисунок | ||||
23 | 5 | Военный парад | С.38-39, закончить оформление открытки | ||||
24 | 6 | Военный парад | Закончить работу над стенгазетой | ||||
25 | 7 | Поздравляем мам! | С.40-41, закончить оформление открытки | ||||
Графический рисунок (1 час) | |||||||
26 | 1 | Фантастическое дерево | С.42-43, закончить работу над композицией | ||||
Работа с разными материалами (2 часа) | |||||||
27 | 1 | Древнерусский витязь | С.44, завершить работу над композицией | ||||
28 | 2 | Девица-красавица | С.45, завершить работу над композицией | ||||
Шрифт (3 часа) | |||||||
29 | 1 | Знакомство со шрифтом | С.46-47, задание № 2 | ||||
30 | 2 | Веселый шрифт | С.47, задание № 3 | ||||
31 | 3 | Кириллица | Завершить работу над композицией | ||||
Повторение пройденного (3 часа) | |||||||
32 | 1 | Салют Победы (открытка). | Завершить оформление открытки | ||||
33 | 2 | Я – модельер (проект летнего ансамбля для детей) | Закончить работу над проектом летнего ансамбля | ||||
34 | 3 | «Здравствуй, лето!» (пейзаж) | Повторить пройденный материал |
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Рабочая тетрадь «Разноцветный мир» О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская для 3 класса.
М.: Баласс, 2010
2. Прекрасное рядом с тобой: учебник для 3 класса. – М.: Баласс, 2009.
3. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 3 класса. – М.: Баласс, 2009.
3. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Прекрасное рядом с тобой». – М.: Баласс, 2006.
- Ж. «Начальная школа плюс до и после…»
- Ж. «Начальная школа»
Список литературы:
1. Рабочая тетрадь «Разноцветный мир» О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская для 3 класса.
М.: Баласс, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...
Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....
Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"
Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...
Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100
Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...
Рабочая программа для 2 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, методическое обеспечение и тематическое пла...
рабочие программы 1-4 класс "Школа 2100"
рабочие программы 1-4 классы "Школа 2100"...