Рабочая программа по ИЗО 3 класс (ОС "Школа 2100")
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Маркелова Надежда Викторовна

Рабочая программа по ИЗО 3 класс (ОС "Школа 2100")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Rabochaya_programma_po_IZO_3_kl.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/Н.В.Маркелова/

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ- СОШ  с.Калининское       »

_________________/А.А.Горохова/

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ  с.Калининское    

________________/О.В.Айсина/

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Маркеловой Надежды Викторовны,

 высшей категории

по изобразительному искусству,  3 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______20_ г.

2011 - 2012  учебный год


Рабочая программа по изобразительному искусству

 3класс

Автор-составитель: Маркелова Надежда Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе:

  1. федерального  государственного стандарта начального общего образования;
  2. учебного плана МОУ-СОШ с.Калининское на 2011-2012 учебный год;
  3. в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100»
  4. авторской программы курса «Изобразительное искусство» О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская

Общая характеристика учебного предмета:

        Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.

        Основные положения курса согласуются с концепцией Образовательной системы «Школа 2100» и решают задачи, связанные с:

  1. формированием общего представления о культурно-материальной среде;
  2. формированием эстетического компонента личности;
  3. начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира – трудовой художественно-творческой деятельностью.

     Программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

Цели, задачи и содержание курса технологии  в начальной школе

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность, обще эстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.

Цель определяет следующие задачи:

  1. расширение художественно-эстетического кругозора;
  2. приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
  3. освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
  4. создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
  5. освоение простейших технологий дизайна и оформления;
  6. воспитание зрительской культуры.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу третьего класса обучающиеся должны уметь:

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);

• понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;

• знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

• знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;

• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;

• уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

рисования цветными карандашами;

рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

• выполнения декоративного панно в технике аппликации;

• выполнения декоративного панно из природных материалов;

• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;

• овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);

• работой гуашевыми красками;

• постановки и оформления кукольного спектакля.

4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

графика (иллюстрация);

народные промыслы (хохломская роспись).

5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного

искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).

6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой

Руси.

Содержание тем учебного курса

Количество часов на изучение программы           34

Количество часов в неделю                                       1

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

Знакомство с цветовой гаммой (4 часа)

Передача объема (3 часа)

Наш театр (4 часа)

Основы композиции (3 часа)

«Такие разные лица» (4 часа)

Декоративно – прикладное искусство (7 часов)

Графический рисунок (1 час)

Работа с разными материалами (2 часа)

Шрифт (3 часа)        

Повторение пройденного (3 часа)

Занятия 1–4 (4 ч), стр. 4–15 и 45–47, 50–57 учебника.

Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).

Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 5 и 50). Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6–7 и 45–47).

Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря,  А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 9 и 51).

Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10–11 и 54–57). Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.

Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и  И. Айвазовского. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 12–13).

Желательно проводить занятия 1–3 с соответствующим музыкальным сопровождением.

Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 15 и 52–53). Рисование животного в характерном для него движении (стр. 22–23 рабочей

тетради).

Занятия 5–7 (3 ч), стр. 16–18 учебника, стр. 2–3 рабочей тетради.

Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 16–17).

Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 18).

Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной С. Чехонина.

Занятия 8–10 (3 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 4–7 рабочей тетради.

Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.

Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации (стр. 4–5 рабочей тетради).

Выполнение декоративного панно с использованием природного

материала (стр. 6–7 рабочей тетради).

Занятия 11–13 (3 ч), стр. 22–23 учебника, стр. 8–13 рабочей тетради.

Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради

(стр. 8–11) и в учебнике (стр. 22–23).

Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры (стр. 12–13 рабочей тетради).

Занятия 14–16 (3 ч), стр. 24–29 учебника, стр. 24–29 рабочей тетради.

Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.

Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 25–27) и в рабочей тетради (стр. 24–27).

Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет».

Занятия 17–18 (2 ч), стр. 28–29 учебника, стр. 30–33 рабочей тетради.

Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 29).

Этапы выполнения различных видов хохломской росписи (стр. 30–31 рабочей тетради).

Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью (стр. 32–33 в рабочей тетради).

Занятие 19 (1 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 34–35 рабочей тетради.

Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.

Занятие 20 (1 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 36–37 рабочей тетради.

Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.

Занятия 21–23 (3 ч), стр. 34–37 и 58–59 учебника, стр. 42–43 рабочей тетради.

Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина.

Выполнение заданий на стр. 34–35 учебника и графического панно «Фантастическое дерево» с использованием различных видов штриховки.

Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».

Занятия 24–25 (2 ч), стр. 38–39 учебника, стр. 46–47 рабочей тетради.

Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике на стр. 39.

Выполнение заданий учебника и в рабочей тетради. Коллективная работа «Кириллица».

Занятия 26–29 (3 ч), стр. 40–43 учебника, стр. 14–19 и 63 рабочей тетради.

Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы).

Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учебнике. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы).

Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».

Занятие 30 (1 ч), стр. 48–57 учебника.

Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой.

Занятия 31–32 (2 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить проектные задания (открытки или панно) к праздникам.

Учебно-тематическое планирование

уроков изобразительного искусства в 3 классе

Рабочая тетрадь «Разноцветный мир» О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская

Программа «Школа 2100»

34 часа, 1 раз в неделю

№ п/п

№ в теме

Тема урока

Использование ИКТ

Домашнее задание

Дата

Коррекция

План

Факт

        Знакомство с цветовой гаммой (4 часа)        

1

1

Знакомство с цветовой гаммой. Радуга

С.2-3, выучить цвета радуги

2

2

Цветик –семицветик

С. 4-5, подготовить фон в технике акварели

3

3

Веселые попугайчики

С.6-7,принести засушенные растения

4

4

Составление композиции ко Дню Учителя

Подписать открытку

Передача объема (3 часа)

5

1

Уроки волшебного карандаша (штриховка)

С.8-9, закончить штриховку

6

2

Уроки волшебного карандаша (светотень)

С.10-11, выучить  этапы выполнения штриховки

7

3

Уроки волшебного карандаша (натюрморт)

С.12-13, закончить  работу над натюрмортом

Наш театр (4 часа)

8

1

Наш театр. Проект по сказке П.Бажова «Серебряное копытце»

С.14-15, изготовить декорации к сказке

9

2

Изготовление декораций к сцене 1 «Кокованя, Даренка и Муренка в избе»

С.16-17, изготовить фигурки  персонажей сказки к сцене 1

10

3

Изготовление декораций к сцене 2 «По дороге на заимку»

С.18-19, изготовить фигурки  персонажей сказки к сцене 2

11

4

Изготовление декораций к сцене 3 «Встреча Даренки с Серебряным копытцем»

подготовиться к показу спектакля

Основы композиции (3 часа)

12

1

«Зимушка -зима»  (пейзаж)

Презентация

С.20-21, завершить работу над пейзажем

13

2

«Зимние забавы» - рисунок на тему

Понаблюдать за домашними животными, их повадками

14

3

«Наши друзья»

презентация

С.22-23, завершить работу над композицией

«Такие разные лица» (4 часа)

15

1

«Такие разные лица» (пропорции)

С.24-25, знать пропорции лица человека

16

2

«Такие разные лица» (возраст и мимика)

С.26-27, задание    № 4

17

3

«Такие разные лица» (автопортрет)

Дорисовать автопортрет

18

4

Проект «Семейный портрет»

С.28-29, задание    № 5

Декоративно – прикладное искусство (7 часов)

19

1

Золотая хохлома

презентация

С.30-31, завершить работу над орнаментом

20

2

Хохломские сувениры

презентация

С.32-33, задание    № 3 закончить

21

3

Кельтские узоры

С.34-35, задание

№ 4 закончить

22

4

Чудеса акварели

С.36-37, закончить рисунок

23

5

Военный парад

С.38-39, закончить оформление открытки

24

6

Военный парад

Закончить работу над стенгазетой

25

7

Поздравляем мам!

С.40-41, закончить оформление открытки

Графический рисунок (1 час)

26

1

Фантастическое дерево

С.42-43, закончить работу над композицией

Работа с разными материалами (2 часа)

27

1

Древнерусский витязь

С.44, завершить работу над композицией

28

2

Девица-красавица

С.45, завершить работу над композицией

Шрифт (3 часа)

29

1

Знакомство со шрифтом

С.46-47, задание    № 2

30

2

Веселый шрифт

С.47, задание № 3

31

3

Кириллица

Завершить работу над композицией

Повторение пройденного (3 часа)

32

1

Салют Победы (открытка).

Завершить оформление открытки

33

2

Я – модельер (проект летнего ансамбля для детей)

Закончить работу над проектом летнего ансамбля

34

3

«Здравствуй, лето!»  (пейзаж)

Повторить пройденный материал

Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Рабочая тетрадь «Разноцветный мир» О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская для 3 класса.

М.: Баласс, 2010

 2. Прекрасное рядом с тобой: учебник для 3 класса. – М.: Баласс, 2009.

  3. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 3 класса. – М.: Баласс, 2009.

3. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Прекрасное рядом с тобой». – М.: Баласс, 2006.

  1. Ж. «Начальная школа плюс до и после…»
  2. Ж. «Начальная школа»

Список литературы:

1. Рабочая тетрадь «Разноцветный мир» О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская для 3 класса.

М.: Баласс, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина

рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"

Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...

Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...

Рабочая программа для 2 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа  содержит пояснительную записку, содержание программы, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, методическое обеспечение и тематическое пла...

рабочие программы 1-4 класс "Школа 2100"

рабочие программы 1-4 классы "Школа 2100"...