Рабочие программы 3 класс ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Наливкина Елена Анатольевна

Рабочие программы для 3 класса (5-ка)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.свх. Прибытковский

Грязинского муниципального района Липецкой области

«Согласовано»

На заседании МО

____________ Е.А.Наливкина

Протокол № 1от

«28»августа 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________

Г.В. Лесникова

«28»августа 2016 г.

«Утверждено»

Директор школы

_____________

Ж.И. Пониткова

Приказ № 111 от «31 »августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству для 3 класса

на 2016-2017 уч. год

                                                                                                              Составитель: учитель начальных  классов

                                                                                                высшей квалификационной                                                                     категории

                                                                                                        Наливкина Елена                                                                                                           Анатольевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской   программы  «Изобразительное искусство» : Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы. 1-4 класс/под ред Б.М.Неменского. М.: «Просвещение», 2011 г.  Учебник/Под редакцией Б.Неменского М.: «Просвещение», 2012г, УМК «Школа России»

           Нормативно – правовая база.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

 • Закон об образовании Российской Федерации от 29.12.2012  № 273  

•  Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

•  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016 / 2017  учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих  государственную аккредитацию, на 2016 / 2017 учебный год»;

•  Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03–1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

•  Учебный план МБОУ СОШ п.свх. Прибытковский на 2016/2017 учебный год;

            Место учебного предмета  в учебном плане

На изучение предмета отводится во 2 классе — 34 ч в год ( 1 ч в неделю).  

1четверть- 9ч.

2 четверть- 7 ч.

3 четверть- 11 ч.

4 четверть- 7ч..

1.Планируемые  предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

 

       Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры:

-представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.

- начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус.

- учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.

- выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности.

- они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».

Выпускник научится:

• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».

Выпускник научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».

Выпускник научится:

• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

       

2. Содержание  учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов

                учебной деятельности.

п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

Формы организации

учебных занятий

                                             Искусство в твоём доме (8 часов)

1

Вводный урок Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы.

Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Использование различных художественныматериалов.

Понимать, что создание вещи - это большая работа, в которой участвуют рабочие, инженеры и художники.

Составление плана и последовательности действий. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

 

 

2

Твои игрушки.

Характеризовать и эстетически оце- нивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Называть народные игрушки: дымковские, филимоновские, городецкие, богородские. Создавать игрушки из любых подручных материалов.

Составление плана и последовательности действий. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата.

 

3

Посуда у тебя дома.

Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).

Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением.

Понимать зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло).

Узнавать образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома).

Выполнять лепку посуды с росписью по белой грунтовке.

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

 

4

Обои и шторы у тебя дома.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Создавать эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение (спальня, гостиная, детская).

Понимать значение слова «ритм».

Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

 

5

Мамин платок.

Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента).

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.

Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Создавать эскиз платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного).

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

 

 

6

Твои книжки.

Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.

Создавать проект детской книжки- игрушки.

Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Разрабатывать детскую книжку-игрушку с иллюстрациями.

Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

 

7

Открытки.

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.

Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.

Создавать эскиз открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии).

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.

 

8

Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

Представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев- Мастеров. Участвовать в выставке и обсуждении детских работ.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формулировать собственное мнение и позицию.

 

Искусство на улицах твоего города (7 часов)

9

Памятники

архитектуры.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных мест.

Понимать значение слов «памятники архитектуры».

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

 

10

Парки, скверы, бульвары.

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).

Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.

Называть разновидности парков. Изображать парк, сквер (возможен коллаж) или строить игровой парк из бумаги.

Овладевать приемами коллективной творческой работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

 

 

11

Ажурные ограды.

Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград.

Понимать назначение и роль ажурных оград в украшении города. Создавать проект ажурной решетки или ворот.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

 

12

Волшебные

фонари.

Различать фонари разного эмоционального звучания.

Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей.

Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги.

Воспринимать, сравнивать, анализировать объекты, отмечать особенности формы и украшений.

 

13

Витрины.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.

Объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.

Создавать проект оформления витрины любого магазина.

Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

 

14

Удивительный

транспорт.

Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин.

Видеть образ в облике машины. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Обретать новые навыки в конструировании из бумаги. Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.

 

15

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).

Беседа о роли художника в создании облика города.

Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своём городе, о роли художников, которые создают художественный облик города (села). Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию.

Создавать коллективное панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации(панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей).

Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.

.

                                              Художник и зрелище (11 часов)

16

Художник в цирке.

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Выполнять рисунок или аппликацию на тему циркового представления.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формулировать собственное мнение и позицию.

 

17

Художник в театре

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Понимать значения слов «декорация», «макет».

Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных рисунков и учебника, выделять этапы работы.

 

18

Театр на стол

Создавать «Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно-пространственной композиции.

Создавать театр на столе: картонный макет и персонажей сказки для игры в спектакль. Строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать театр на столе и давать оценку итоговой работе.

 

19

Театр на стол

Беседа об истоках развития кукольного театра (Петрушка - герой ярмарочного веселья), о разновидностях кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Познакомиться с куклами из коллекции

С. Образцова.

Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

 

20

Мы - художники

кукольного        театра.

Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.

Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

Создавать куклу к кукольному спектаклю.

Пользоваться пластилином, тканью и реализовывать с их помощью свой замысел.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

 

21

Конструирование сувенирной куклы.

Придумывать и создавать сувенирную куклу; применять для работы различные материалы.

Создавать сувенирную куклу. Пользоваться различными материалами.

Видеть и понимать многообразие видов и форм кукол; конструировать различные формы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.

 

22

Театральные        маски.

Беседа о масках разных времён и народов. Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике.

Понимать значение слова «грим». Называть виды масок: театральные, обрядовые, карнавальные.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

 

23

Конструирование        масок.

Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Конструировать выразительные и острохарактерные маски. Пользоваться, различными материалами.

Видеть и понимать многообразие видов й форм масок; конструировать различные формы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.

24

Афиша и плакат.

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.

Понимать значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).

Создавать эскиз-плакат к спектаклю или цирковому представлению.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

 

25

Праздник в городе.

Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.

Создавать в рисунке проект оформления праздника.

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Выполнять рисунок проекта оформления праздника.

Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.

26

Школьный карнавал (обобщение темы).

Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

Понимать, какую роль играет праздничное оформление для организации праздника.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; моделировать.

 

               

                     Художник и музей (8 часов)

27

Музей в жизни города.

Беседовать о самых значительных музеях искусств России - Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Эрмитаже, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Понимать значения слов «музей», «экспозиция», «коллекция». Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

28

Картина - особый мир.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Понимать значение словосочетания «музей искусства». Иметь представление о том, что картина - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

 

29

Картина-пейзаж.

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Называть имена крупнейших русских художников- пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению. Выражать настроение в пейзаже цветом. Понимать значение словосочетаний «настроение природы», «оттенки цвета».

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

 

30

Картина-портрет.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.

Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах.

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрет (по представлению).

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

 

31

Картина-

натюрморт.

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).

Развивать живописные и композиционные навыки.

Понимать значение слова «натюрморт». Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Называть имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта.

Создавать натюрморт по представлению с выражением настроения.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.

 

32

Картины исторические и бытовые.

Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Создавать в рисунке сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображать яркое общезначимое событие.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи  простых суждений об объекте, его строении.

 

33

Скульптура в музее и на улице.

Рассуждать, эстетически относиться к произведению искусства (скульптуре), объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптуры в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Вылепливать фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; моделировать.

 

34

Художественная выставка (обобщение темы).

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. дневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Понимать значение слов: «пьедестал», «скульптура-памятник», «парковая скульптура». или изображать яркое общезначимое событие.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. простых суждений об объекте, его строении.

 

Содержание курса

Мир изобразительных (пластических) искусств.

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание  искусства.  Отражение  в  произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ван Рейна); пейзаж (на примере произведений А. К. Саврасова, И. А. Шишкина, И. Э. Грабаря, И. И. Левитана, К. Ф. Юона, К. Моне, В. Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В. М. Васнецова, А. А. Дейнеки, А. А. Пластова и др.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.

Первичные  навыки  рисования  с  натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение навыками бумагопластики. Моделирование предметов бытового окружения человека (игровой площадки, микрорайона, города, мебели для пластилиновых человечков, елочных игрушек, посуды, машин и др.) – связь с Технологией.

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий)

3. Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

                                                                  Искусство в твоём доме (8 часов)

1

7.09

Вводный урок Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы.

 

 С.3-6 рабочей тетради.

2

14.09

Твои игрушки.

 Закончить рисунок в рабочей тетради.

3

21.09

Посуда у тебя дома.

Работа с пластилином-посуда.

4

28.09

Обои и шторы у тебя дома.

 Составить узор.

5

5.10

Мамин платок.

Придумать узор в красках.

6

12.10

Твои книжки.

 Подготовить проект детской книжки.

7

19.10

Открытки.

 Подарить открытку родственникам.

8

26.10

Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

 Фантазия «Ты художник» -рисунок.

Искусство на улицах твоего города (7 часов)

9

9.11

Памятники

архитектуры.

 Работа с пластилином- скульптура.

10

16.11

Парки, скверы, бульвары.

 

 Закончить рисунок.

11

23.11

Ажурные ограды.

 Составить свой узор.

12

30.11

Волшебные

фонари.

Изобразить свой вариант фонаря.

13

7.12

Витрины.

Закончить рисунок.

14

14.12

Удивительный

транспорт.

Машина будущего- подготовить проект.

15

21.12

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).

 Составить речь экскурсовода.

                                                                                 

                                              Художник и зрелище (11 часов)

16

28.12

Художник в цирке.

 Любимое животное - рисунок.

17

11.01

Художник в театре.

 Декорация к сказке по выбору.

18

18.01

Театр на столе.

Закончить расписного героя.

19

25.01

Театр кукол.

Наряд для любимой игрушки- эскиз.

20

1.02

Мы - художники

кукольного

театра.

Выучить слова к сценке.

21

8.02

Конструирование сувенирной куклы.

Закончить сувенир.

22

15.02

Театральные

маски.

Сделать «золотую» маску.

23

22.02

Конструирование

масок.

Закончить работу.

24

1.03

Афиша и плакат.

Плакат по выбору- придумать свой.

25

15.03

Праздник в городе.

Украсить  свою комнату.

26

22.03

Школьный карнавал (обобщение темы).

Ответы на вопросы учебника

 Праздничное украшение.

                                                                                                   

        Художник и музей (8 часов)

27

5.04

Музей в жизни города.

Закончить рисунок.

28

12.04

Картина - особый мир.

Составить рассказ о красоте мира

 Подарить свою работу.

29

19.04

Картина-пейзаж.

 Закончить «картину».

30

26.04

Картина-портрет.

 Нарисовать портрет друга.

31

3.05

Картина-

натюрморт.

 Закончить рисунок.

32

10.05

Картины исторические и бытовые.

 Закончить рисунок в красках.

33

17.05

Скульптура в музее и на улице.

 Закончить работ в рабочей тетради..

34

24.05

Художественная выставка (обобщение темы).

 1ч

Нарисовать рисунок на выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ФГОС 1 класс

Рабочая программа составлена с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по ФГОС 1 класс (система Занкова)

Прграмма по технологии, кубановедению, окружающему миру, система Занкова, в соответствии с новыми ФГОС....

Рабочая программа по фгос 1 класс УМК Школа 2100

Рабочая программа  по всем предметам, соответствует новым стандартам. 1 класс УМК Школа 2100...

Рабочие программы по ФГОС 1 класс

Рабочие программы 1 класс...

Рабочие программы по ФГОС 2 класс "Школа 21 века"

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование ("Школа 21 века, Н.Ф. Виноградова) по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, ИЗО и физ-ре....

Рабочая программа по ФГОС 3 класс по программе "Школа 2100"

Данная программа будет полезна для учителей начальных классов работающих по программе "Школа 2100"...

Рабочие программы Музыка ФГОС 1-4 классы

Программы содержат развернутое календарно-тематическое планирование по музыке для 1-4 классов...