рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Савенкова Наталья Александровна

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования образовательной области «Изобразительное искусство».

Цель программы– разностороннее художественно-творческое развитие учащихся; формирование целостного, гармонического восприятия мира; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_3_klass.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка 

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования образовательной области «Изобразительное искусство».

 Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №4» ,с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы  1-4 класса, авторы: Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская  2011 г, ». Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век», с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.

Программа для учащихся 3-го класса   рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

В авторскую программу изменения не внесены.

Определяющей характеристикой данной программы – интеграция искусства и полихудожественное  развития школьника.

Цель программы– разностороннее художественно-творческое развитие учащихся; формирование целостного, гармонического восприятия мира; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.

  Задачи курса:

-воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.

-развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность  воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.

-формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.

В программе представлены три направления художественного развития учащихся.

-развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир)Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт).

-развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя  в каком-либо виде художественной деятельности      

-художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.

Методическая основа преподавания предмета: 

опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;

 подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;

активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития. 

Планируемые  результаты освоения курса «изобразительное искусство»

Личностные результаты: 

-целостное, гармоничное развитие мира;

-умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

-способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;

 -самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

-способность работать индивидуально и в малых группах;

-готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;

 Метапредметные результаты:

-постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;

-принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;

-самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

-умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

Предметные результаты:

-формулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне

-умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;

-умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

-способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства; 

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны  знать: 

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  • известные центры народных художественных ремесел России (Полохов-Майдан, Гжель, Хохлома, Каргополь, Жостово);
  • ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. Пушкина);

уметь:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.

Учебно- тематический план

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия)

Количество часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

17ч

+

2

Развитие фантазии и воображения

11ч

+

3

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

6 ч

+

+

Итого

34 ч

20%

10 %

Основное содержание тематического плана

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

1 Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) 

Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение. Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму.

Зависимость цветовой гаммы от темы.

Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет

17 ч

2Развитие фантазии и воображения

Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения

 Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха

 Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки,        отрывков из произведений поэзии и прозы

Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.

11 ч

3 Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

Искусство и человек. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства.

Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве

Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования

Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России

Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем.

6 ч

Итого

34 ч

Календарно-тематическое планирование

Планируемые результаты

№. п/п

Тема урока

Кол-во часов

Календарные  сроки

Основные понятия и термины

Предметные

Метапредмет-ные

Личностные

план

факт

Овладевать основами языка живописи и графики.

Передавать разнообразие и красоту природы

Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины).
Отделять главное от

второстепен-

ного.

Передавать графическими средствами воздушную перспективу. Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания.

Умение  изображать листья, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги.

Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства.

Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.

Умение доводить работу до конца.

Умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.

Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

 

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения к учению Способность работать в коллективе.

Умение работать индивидуально и в малых группах.

Готовность слушать собеседника, вести диалог.

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. «Букет из осенних листьев».

17ч

09.09

натюрморт

2

Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства.

16.09

живопись

3

Открытое и закрытое пространство.  «Облака и птицы в небе». Работа в технике акварели «по сырому».

23.09

акварель

4

Ритм и орнамент в жизни и в искусстве. Природный ландшафт: горы, реки, леса, поля.

Исследование ландшафта родной природы.

30.09

орнамент

5

Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции. «Закат солнца, сумерки».

07.10

формат

6

Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива».

 Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца».

14.10

перспек-

тива

7

Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работа в малых группах.  «Яхты в море».

8

Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика).

21.10

графика

9

Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями:  лето – сенокос, купание, езда на велосипеде; осень — сбор урожая, начало учебного года.

28.10

изображение

Овладевать приёмами самостоятель-ного составления натюрморта. Изображать с натуры предметы конструктивной формы.

Способность работать в коллективе.

Умение работать индивидуально и в малых группах.

10

Освоение разнообразных видов штриха. Рисунок с натуры одного предмета округлой формы — яблока, чашки.

11.11

штрих

Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве.

11

Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. Выполнение набросков  насекомого.

18.11

стилиза-ция

Способность работать в коллективе.

11

Представление о контрасте объёмных формах.

25.11

контраст

Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина).

12

Освоение приёмов лепки фигуры человека. «Артисты на арене цирка».

02.12

компози-

ция

Осваивать профессиональную лепку.

13

Композиция «Детский городок».

09.12

Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространствен-ной композиции.

Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.

14

Создание композиции по мотивам литературных произведений  «Цветочный город».

16.12

Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм
(по описанию в сказках).

Умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения .

15

Создание вазы из «камня». Лепка из цветного пластилина.

23.12

Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе.

16

Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание кораллового острова.

13.01

Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.

17

Композиции на передачу контраста в рисунке. «Дюймовочка в жилище полевой мыши».

20.01

контраст

Передавать индивидуаль-ную манеру письма.

18

Развитие фантазии и воображения

Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, птиц.

11ч

27.01

Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы.

Находить индивидуальную манеру изображения.

Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Самостоятель-ная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.

19

Чтение художественных произведений, их передача в графических образах. (иллюстрации)

03.02

иллюстра-

ция

Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы.

Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

20

Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах.

10.02

буквица

Создавать сюжетные объёмные композиции по мотивам театральной постановки.

21

Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок .

17.02

эскиз

Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

22

Выполнение эскизов архитектурных сооружений. «Архитектура в стране снов — домик, в котором живёт твой сон».

24.02

архитекту

ра

Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство .

23

Создание предметов декоративно-прикладного искусства. Декоративная лепка: кувшин.

03.03

Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов.

Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов .

24

Путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам. Изготовление игрушек в технике бумажной пластики.

17.03

пластика

Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета в народном искусстве.

Умение работать индивидуально и в малых группах.

Готовность слушать собеседника, вести диалог.

Формирование положительного отношения к учению Способность работать в коллективе.

25

Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома.

07.04

Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве.

Умение проводить самостоятельные исследования.

26

Цвет, форма, ритм и символика в украшениях. Изготовление бус в подарок  Царевне-лягушке на основе ритма (чередования форм бусин).

14.04

ритм

Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства .

Умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.

27

Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

21.04

скульптура

Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства.

Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.

Формирование положительного отношения к учению Способность работать в коллективе.

28

Восприятие произведений разных видов искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик произведений живописи, графики.

28.04

Воспринимать, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства.

29

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Выполнение этюдов, набросков. Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) .

05.05

этюд

пятно

Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах.

Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Формирование положительного отношения к учению Способность работать в коллективе.

30

Выполнение творческих  работ. Пейзаж «Дом на горе».

05.05

Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам.

Называть ведущие художественные музеи России .

Умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, оценивать их с точки зрения эмоционального содержания.

31

Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники В.М. Васнецов, И.И. Шишкин.

12.05

Представлять и понимать связь архитектуры с природой.

Называть архитектурные памятники региона, знать их историю.

Сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знании архитектурных памятников своего региона, их истории.

Формирование положительного отношения к учению Способность работать в коллективе.

32

Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города.

19.05

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Формирование положительного отношения к учению Способность работать в коллективе.

33

Смотри на мир широко открытыми глазами.

Рисование гуашью «Летние зарисовки».

19.05

зарисовки

Информационно-методическое обеспечение

Литература для учителя

  1. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф,  2012.
  2. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф,  2013.
  3. Савенкова, Н.В. Богданова . Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф,  2012.
  4. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М: Просвещение, 1984.

  1. Алехин, А. Д. Когда начинается художник. -М: Просвещение, 1984.

  1. Алексахин, Н. Матрешка. -М.: Просвещение, 1988.

  1. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. - СПб., 2004.

  1. Басина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. — М.: Линка-Пресс, 1997.

  1. Дорожкин, Ю. Г. Городецкая роспись. -М.: Мозайский, 1999.

Литература для учащихся

  1. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф,  2013.
  2. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 3 класс: тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф,  2013.

Электронные образовательные ресурсы:

  1. Мультимедийная обучающая программа «Картинная галерея »
  2. Электронный  образовательный  ресурс.  Изобразительное искусство. М.: Вентана- Граф, 2011 г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. Проект "Начальная школа XXI века" под руководством Н. Ф. Виноградовой....

Рабочая программа курса "Изобразительное искусство" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Изобразительное искусство" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование...

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС и рассматривает: планируемые результаты по математике, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, мате...

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год

Рабочая программа  по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...