рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования образовательной области «Изобразительное искусство».
Цель программы– разностороннее художественно-творческое развитие учащихся; формирование целостного, гармонического восприятия мира; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_3_klass.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования образовательной области «Изобразительное искусство».
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №4» ,с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы 1-4 класса, авторы: Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская 2011 г, ». Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век», с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Программа для учащихся 3-го класса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
В авторскую программу изменения не внесены.
Определяющей характеристикой данной программы – интеграция искусства и полихудожественное развития школьника.
Цель программы– разностороннее художественно-творческое развитие учащихся; формирование целостного, гармонического восприятия мира; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Задачи курса:
-воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.
-развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
-формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
В программе представлены три направления художественного развития учащихся.
-развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт).
-развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности
-художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
Методическая основа преподавания предмета:
опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;
активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.
Планируемые результаты освоения курса «изобразительное искусство»
Личностные результаты:
-целостное, гармоничное развитие мира;
-умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
-способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
-способность работать индивидуально и в малых группах;
-готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
Метапредметные результаты:
-постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
-принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
-самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
-умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
Предметные результаты:
-формулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
-умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
-умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
-способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны знать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России (Полохов-Майдан, Гжель, Хохлома, Каргополь, Жостово);
- ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. Пушкина);
уметь:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.
Учебно- тематический план
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия) | Количество часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму | 17ч | + | ||
2 | Развитие фантазии и воображения | 11ч | + | ||
3 | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 ч | + | + | |
Итого | 34 ч | 20% | 10 % |
Основное содержание тематического плана
Тематический блок, тема учебного занятия | Количество часов |
1 Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение. Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму. Зависимость цветовой гаммы от темы. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет | 17 ч |
2Развитие фантазии и воображения Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов. | 11 ч |
3 Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) Искусство и человек. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем. | 6 ч |
Итого | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование | |||||||||
Планируемые результаты | №. п/п | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные понятия и термины | ||||
Предметные | Метапредмет-ные | Личностные | план | факт | |||||
Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины). второстепен- ного. Передавать графическими средствами воздушную перспективу. Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания. | Умение изображать листья, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги. Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства. Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов. Умение доводить работу до конца. Умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин. Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
| Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Способность работать в коллективе. Умение работать индивидуально и в малых группах. Готовность слушать собеседника, вести диалог. | 1 | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. «Букет из осенних листьев». | 17ч 1ч | 09.09 | натюрморт | ||
2 | Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. | 1ч | 16.09 | живопись | |||||
3 | Открытое и закрытое пространство. «Облака и птицы в небе». Работа в технике акварели «по сырому». | 1ч | 23.09 | акварель | |||||
4 | Ритм и орнамент в жизни и в искусстве. Природный ландшафт: горы, реки, леса, поля. Исследование ландшафта родной природы. | 1ч | 30.09 | орнамент | |||||
5 | Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции. «Закат солнца, сумерки». | 1ч | 07.10 | формат | |||||
6 | Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». | 1ч | 14.10 | перспек- тива | |||||
7 | Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работа в малых группах. «Яхты в море». | ||||||||
8 | Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика). | 1ч | 21.10 | графика | |||||
9 | Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: лето – сенокос, купание, езда на велосипеде; осень — сбор урожая, начало учебного года. | 1ч | 28.10 | изображение | |||||
Овладевать приёмами самостоятель-ного составления натюрморта. Изображать с натуры предметы конструктивной формы. | Способность работать в коллективе. Умение работать индивидуально и в малых группах. | 10 | Освоение разнообразных видов штриха. Рисунок с натуры одного предмета округлой формы — яблока, чашки. | 1ч | 11.11 | штрих | |||
Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве. | 11 | Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. Выполнение набросков насекомого. | 1ч | 18.11 | стилиза-ция | ||||
Способность работать в коллективе. | 11 | Представление о контрасте объёмных формах. | 1ч | 25.11 | контраст | ||||
Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина). | 12 | Освоение приёмов лепки фигуры человека. «Артисты на арене цирка». | 1ч | 02.12 | компози- ция | ||||
Осваивать профессиональную лепку. | 13 | Композиция «Детский городок». | 1ч | 09.12 | |||||
Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространствен-ной композиции. | Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов. | 14 | Создание композиции по мотивам литературных произведений «Цветочный город». | 1ч | 16.12 | ||||
Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм | Умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения . | 15 | Создание вазы из «камня». Лепка из цветного пластилина. | 1ч | 23.12 | ||||
Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе. | 16 | Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание кораллового острова. | 1ч | 13.01 | |||||
Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков. | 17 | Композиции на передачу контраста в рисунке. «Дюймовочка в жилище полевой мыши». | 1ч | 20.01 | контраст | ||||
Передавать индивидуаль-ную манеру письма. | 18 | Развитие фантазии и воображения Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, птиц. | 11ч 1ч | 27.01 | |||||
Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы. Находить индивидуальную манеру изображения. | Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. | Самостоятель-ная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов. | 19 | Чтение художественных произведений, их передача в графических образах. (иллюстрации) | 1ч | 03.02 | иллюстра- ция | ||
Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы. | Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение. | 20 | Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах. | 1ч | 10.02 | буквица | |||
Создавать сюжетные объёмные композиции по мотивам театральной постановки. | 21 | Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок . | 1ч | 17.02 | эскиз | ||||
Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний. | 22 | Выполнение эскизов архитектурных сооружений. «Архитектура в стране снов — домик, в котором живёт твой сон». | 1ч | 24.02 | архитекту ра | ||||
Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство . | 23 | Создание предметов декоративно-прикладного искусства. Декоративная лепка: кувшин. | 1ч | 03.03 | |||||
Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. | Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов . | 24 | Путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам. Изготовление игрушек в технике бумажной пластики. | 1ч | 17.03 | пластика | |||
Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета в народном искусстве. | Умение работать индивидуально и в малых группах. Готовность слушать собеседника, вести диалог. | Формирование положительного отношения к учению Способность работать в коллективе. | 25 | Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома. | 1ч | 07.04 | |||
Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. | Умение проводить самостоятельные исследования. | 26 | Цвет, форма, ритм и символика в украшениях. Изготовление бус в подарок Царевне-лягушке на основе ритма (чередования форм бусин). | 1ч | 14.04 | ритм | |||
Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства . | Умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин. | 27 | Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). | 1ч | 21.04 | скульптура | |||
Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства. | Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека. | Формирование положительного отношения к учению Способность работать в коллективе. | 28 | Восприятие произведений разных видов искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик произведений живописи, графики. | 1ч | 28.04 | |||
Воспринимать, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства. | 29 | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Выполнение этюдов, набросков. Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) . | 3ч 1ч | 05.05 | этюд пятно | ||||
Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах. | Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. | Формирование положительного отношения к учению Способность работать в коллективе. | 30 | Выполнение творческих работ. Пейзаж «Дом на горе». | 1ч | 05.05 | |||
Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам. Называть ведущие художественные музеи России . | Умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, оценивать их с точки зрения эмоционального содержания. | 31 | Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники В.М. Васнецов, И.И. Шишкин. | 1ч | 12.05 | ||||
Представлять и понимать связь архитектуры с природой. Называть архитектурные памятники региона, знать их историю. | Сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знании архитектурных памятников своего региона, их истории. | Формирование положительного отношения к учению Способность работать в коллективе. | 32 | Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города. | 1ч | 19.05 | |||
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Формирование положительного отношения к учению Способность работать в коллективе. | 33 | Смотри на мир широко открытыми глазами. Рисование гуашью «Летние зарисовки». | 1ч | 19.05 | зарисовки |
Информационно-методическое обеспечение
Литература для учителя
- Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2012.
- Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2013.
- Савенкова, Н.В. Богданова . Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф, 2012.
- Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М: Просвещение, 1984.
- Алехин, А. Д. Когда начинается художник. -М: Просвещение, 1984.
- Алексахин, Н. Матрешка. -М.: Просвещение, 1988.
- Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. - СПб., 2004.
- Басина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. — М.: Линка-Пресс, 1997.
- Дорожкин, Ю. Г. Городецкая роспись. -М.: Мозайский, 1999.
Литература для учащихся
- Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2013.
- Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 3 класс: тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2013.
Электронные образовательные ресурсы:
- Мультимедийная обучающая программа «Картинная галерея »
- Электронный образовательный ресурс. Изобразительное искусство. М.: Вентана- Граф, 2011 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. Проект "Начальная школа XXI века" под руководством Н. Ф. Виноградовой....
Рабочая программа курса "Изобразительное искусство" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .
Рабочая программа курса "Изобразительное искусство" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование...
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС и рассматривает: планируемые результаты по математике, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, мате...
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК Перспективная начальная школа 3 класс
Данная программа разработана для учащихся 3 класса....