Рабочая программа по изобразительному искусству (1 - 4 классы)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с приказом МО и Н РФ от 31.12.2015 №1576. Структура рабочей программы: планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo_bez_uud.doc | 360.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
для 1 – 4 классов
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Личностные результаты освоения учебного предмета изобразительное искусство
Освоение учебного предмета «Изобразительное искусство» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню;
- установка на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской индентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета изобразительное искусство
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
- обработка информации (определение основной и второстепенной информации;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- сериация;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения;
- обобщение.
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Выпускник научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, чв том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнеров;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- слушать собеседника;
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Чтение. Работа с текстом.
Поиск информации и понимание прочитанного.
У выпускника будут сформированы:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность для формирования:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Преобразование и интерпретация информации.
У выпускника будут сформированы:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность для формирования:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Оценка информации.
У выпускника будут сформированы:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность для формирования:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.
У выпускника будут сформированы:
-использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
-выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
-организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных.
У выпускника будут сформированы:
-вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т.д.), сохранять полученную информацию;
-владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке;
-набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;
рисовать изображения на графическом планшете;
-сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность для формирования:
-использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
У выпускника будут сформированы:
-подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
-описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
-собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
-редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений;
-пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
-заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность для формирования:
-искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; -составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);.
-грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
-критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
У выпускника будут сформированы:
-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
-создавать сообщения в виде аудио и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
-готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
-создавать диаграммы, планы территории и пр.;
-создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
-размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;
-пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность для формирования:
-представлять данные;
-создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
У выпускника будут сформированы:
-создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах;
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
-планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность для формирования:
-проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;
-моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты освоения учебного предмета изобразительное искусство
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»
Выпускник научится:
- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»
Выпускник научится:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»
Выпускник научится:
- осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цвето-ведения, усвоенные способы действия;
- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
II. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
ИСКУССТВО И ТЫ
Чем и как работают художники
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
Искусство в твоем доме
Твои игрушки придумал художник.
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры — наследие веков.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины магазинов.
Транспорт в городе.
Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Художник в театре.
Маски.
Театр кукол.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музеи в жизни города.
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.
Образ красоты человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
III. Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Примечание |
Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 ч) Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч) | ||||
1. | Экскурсия «Изображения всюду вокруг нас». | 1 | НРЭО | |
2. | Тематическая прогулка «Мастер Изображения учит видеть». | 1 | ||
3. | Экскурсия в детскую библиотеку «Изображать можно пятном». | 1 | ||
4. | Тематическая прогулка «Изображать можно в объеме». | 1 | ||
5. | Рисунок на асфальте «Изображать можно линией».
| 1 | ||
6. | Экскурсия «Разноцветные краски». | 1 | ||
7. | Рисование на асфальте. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | 1 | ||
8. | Художники и зрители (обобщение темы). | 1 | НРЭО | |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч) | ||||
9. | Тематическая прогулка «Мир полон украшений». | 1 | ||
10- 11 | Красоту надо уметь замечать. | 2 | ||
12- 13 | Узоры, которые создали люди. | 2 | НРЭО | |
14 -15 | Как украшает себя человек. | 2 | ||
16. | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 1 | ||
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч) | ||||
17. | Постройки в нашей жизни. | 1 | НРЭО | |
18-19 | Дома бывают разными. | 2 | ||
20-21 | Домики, которые построила природа. | 2 | ||
22-23 | Дом снаружи и внутри. | 2 | ||
24 . | Строим город. | 1 | ||
25. | Все имеет свое строение. | 1 | ||
26. | Строим вещи. | 1 | ||
27. | Город, в котором мы живем (обобщение темы). | 1 | ||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) | ||||
28. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | 1 | ||
29. | «Сказочная страна». Создание панно. | 1 | ||
30. | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. | 1 | НРЭО | |
31-32. | Урок любования. Умение видеть. | 2 | ||
33. | Здравствуй, лето! (обобщение темы) | 1 |
Национальные, региональные и этнокультурные особенности Южного Урала
1 класс
№п/п,
| № урока в КТП | Раздел | Тема |
1 | 1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | Экскурсия «Изображения всюду вокруг нас». |
2 | 8 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | Художники и зрители (обобщение темы). |
3 | 12 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. | Узоры, которые создали люди. |
4 | 13 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. | Узоры, которые создали люди. |
5 | 17 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. | Постройки в нашей жизни. |
6 | 30 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ | Дата | Тема | Ко - во часов | Примечание | |
Как и чем работает художник? (9 ч) | |||||
1 | Три основных цвета -желтый, красный, синий Задание: изображение цветов (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа) | 1 | |||
2 - 3 | Белая и черная краски. Задание изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман) (без предварительного рисунка). | 2 | |||
4 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Задание: изображение осеннего леса. | 1 | НРЭО | ||
5 | Выразительные возможности аппликации. Задание: создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. | 1 | НРЭО | ||
6 | Выразительные возможности графических материалов Задание: изображение зимнего леса (по впечатлению и памяти). | 1 | НРЭО | ||
7 | Выразительность материалов для работы в объеме. Изображение животных. Передача характерных особенностей животных родного края по впечатлению, памяти). | 1 | |||
8 | Выразительные возможности бумаги. Задание: сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (коллективно; работа по воображению). | 1 | |||
9 | Неожиданные материалы (обобщение темы) Задание: изображение ночного праздничного города. | 1 | |||
Реальность и фантазия (7 ч) | |||||
10 | Изображение и реальность. Задание: изображение любимого животного. | 1 | НРЭО | ||
11 | Изображение и фантазия. Задание: изображение фантастического животного путем соединения элементов разных животных, птиц и даже растений. | 1 | |||
12 | Украшение и реальность. Задание: изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий (индивидуально по памяти). | 1 | |||
13 | Украшение и фантазия. Задание: изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги. | 1 | |||
14 | Постройка и реальность. Задание: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа). | 1 | |||
15 | Постройка и фантазия. Задание: создание макетов фантастических зданий, фантастического города (индивидуально-групповая работа по воображению). | 1 | |||
16 | Братья-Мастера изображения, Украшения и постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Задание: конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. | 1 | |||
О чем говорит искусство (10 часов) | |||||
17 | Изображение природы в различных состояниях. Задание: изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т.д.). | 1 | |||
18 | Изображение характера животных. Задание: изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. | 2 | |||
19 | Изображение характера человека: женский образ. Задание: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. | 1 | |||
20 | Изображение характера человека: мужской образ. Задание: изображение доброго и злого героев из знакомых сказок. | 1 | |||
21 | Образ человека в скульптуре. Задание: создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба яга и т. д.) | 1 | |||
22 | Человек и его украшения. Задание: украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников. | 1 | НРЭО | ||
23- 24 | О чем говорят украшения. Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). | 1 | |||
25 | Образ здания. Задание: создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т.д.). | 2 | |||
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Выставка творческих работ. | 1 | |||
Как говорит искусство (8 ч) | |||||
27 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Задание: изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) | 1 | |||
28 | Тихие и звонкие цвета. Задание: изображение весенней земли (по памяти и впечатлению). | 1 | |||
29 | Что такое ритм линий? Задание: изображение весенних ручьев. | 1 | НРЭО | ||
30 | Характер линий. Задание: изображение нежных или могучих веток, передача их характера и настроения. | 1 | |||
31 | Ритм пятен Задание: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа. | 1 | |||
32 | Пропорции выражают характер Задание: конструирование или лепка птиц с разными пропорциями (большой хвост — маленькая головка — большой клюв). | 1 | |||
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности Задание: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». | 1 | |||
34 | Обобщающий урок года. Выставка детских работ. | 1 |
Национальные, региональные и этнокультурные особенности Южного Урала
2 класс
№ п/п | № урока в КТП | Раздел | Тема |
1 | 4 | Как и чем работает художник? | Природа родного края. |
2 | 5 | Как и чем работает художник? | Выразительность материалов для работы в объёме. |
3 | 6 | Как и чем работает художник? | Украшение и реальность. |
4 | 9 | Реальность и фантазия. | Образ здания. |
5 | 22 | О чем говорит искусство. | Человек и его украшения. |
6 | 29 | Как говорит искусство. | Ритм линий. |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Примечание | |
Искусство в твоем доме (8часов) | |||||
1 | Твои игрушки. Задание: создание игрушки из любых подручных материалов. | 1 | |||
2 | Посуда у тебя дома. Задание: лепка посуды с росписью по белой грунтовке. | 1 | |||
3 | Обои и шторы у тебя дома. Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). | 1 | |||
4 | Мамин платок. Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного). | 1 | |||
5 | Твои книжки. Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями. | 1 | |||
6-7 | Открытки. Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки . | 2 | |||
8 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы). Задание: проблемная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ. | 1 | |||
Искусство на улицах твоего города (7 ч) | |||||
9 | Памятники архитектуры. Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест. | 1 | НРЭО | ||
10 | Парки, скверы, бульвары. Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж). | 1 | НРЭО | ||
11 | Ажурные ограды. Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот — вырезание из цветной бумаги. | 1 | НРЭО | ||
12 | Волшебные фонари. Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. | 1 | |||
13 | Витрины. Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина | 1 | |||
14 | Удивительный транспорт. Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). | 1 | |||
15 | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). Задание: создание коллективного панно «Наш город» | 1 | |||
Художник и зрелище (11 часов) | |||||
16 | Художник в цирке. Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления. | 1 | НРЭО | ||
17 | Художник в театре. Задание: театр на столе создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. | 1 | НРЭО | ||
18 | Театр кукол. Задание: создание куклы к кукольному спектаклю. | 1 | НРЭО | ||
19-20 | Маски. Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок. | 2 | |||
21-22 | Афиша и плакат. Задание: создание эскиза плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению. | 2 | |||
23-24 | Праздник в городе. Задание: выполнение рисунка проекта оформления праздника. | 2 | НРЭО | ||
25-26 | Школьный карнавал (обобщение темы). Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства . | 1 |
| ||
Художник и музей (8 часов) | |||||
27 | Музей в жизни города. Рассказ учителя и беседа. | 1 | |||
28 | Картина -особый мир. Картина-пейзаж. Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением (радостный или грустный, мрачный или нежный, певучий). | 1 | |||
29 | Картина-портрет. Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (одного из родителей, друга, подруги) | 1 | |||
30 | Картина-натюрморт. Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта | 1 | |||
31 | Картины исторические и бытовые. Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события. | 1 | НРЭО | ||
32-33 | Скульптура в музее и на улице. Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. | 2 | |||
34 | Художественная выставка (обобщение темы). Экскурсия по выставке и праздник искусств | 1 |
Национальные, региональные и этнокультурные особенности Южного Урала
3 класс
№ п/п | № урока в КТП | Раздел | Тема |
1 | 9 | Искусство на улицах твоего города. | Памятники архитектуры |
2 | 10 | Искусство на улицах твоего города. | Парки, скверы, бульвары |
3 | 11 | Искусство на улицах твоего города. | Ажурные ограды. |
4 | 16 | Художник и зрелище | Художник в цирке. |
5 | 17 | Художник и зрелище | Художник в театре. |
6 | 18 | Художник и зрелище | Театр кукол. |
7 | 24 | Художник и зрелище | Праздник в городе. |
8 | 31 | Художник и музей | Картины исторические и бытовые. |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Примечание | |
Истоки родного искусства (8ч) | |||||
1 -2 | Пейзаж родной земли. Задание: изображение российской природы (пейзаж). | 2 | НРЭО | ||
3-4 | Деревня — деревянный мир. Задание: Конструирование избы. | 2 | НРЭО | ||
5 | Красота человека. Задание: Изображение женских и мужских образов в народных костюмах. | 1 | НРЭО | ||
6 | Красота человека. Задание Изображение сцен труда из крестьянской жизни. | 1 | |||
7-8 | Народные праздники (обобщение темы). Задание: создание коллективного панно на тему народного праздника «Праздник» | 2 | НРЭО | ||
Древние города нашей земли (7 ч) | |||||
9 | Родной угол. Вариант задания: изобразительный образ города-крепости. | 1 | НРЭО | ||
10 | Древние соборы. Вариант задания: изображение храма. | 1 | |||
11 | Города Русской земли. Задание: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города (коллективная работа). | 1 | |||
12 | Древние воины-защитники. Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. | 1 | |||
13 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Вариант задания: живописное изображение древнерусского города. | 1 | |||
14 | Узорочье теремов. Задание: изображение интерьера теремных палат. | 1 | НРЭО | ||
15 | Пир в теремных палатах (обобщение темы) Задание: создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» | 1 | |||
Каждый народ художник (11ч). | |||||
16-17 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Задание 1. Изображение природы через характерные детали. Задание 2. Изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры. Задание 3. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни-сакуры» | 2 | |||
18-19 | Народы гор и степей. Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). | 2 | |||
20-21 | Города в пустыне. Задание: создание образа древнего среднеазиатского города | 2 | |||
22-23 | Древняя Эллада. Задание: Конструирование храма. | 2 | |||
24-25 | Европейские города Средневековья. Задание: поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города» | 2 | |||
26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) Выставка работ и беседа. | 1 | |||
Искусство объединяет народы (8 ч) | |||||
27-28 | Материнство. Задание: изображение (по представлению) матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу. | 2 | |||
29 | Мудрость старости. Задание: изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир. | 1 | |||
30-31 | Сопереживание. Задание: создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). | 2 | |||
32 | Герои-защитники. Задание: лепка эскиза памятника герою. | 1 | НРЭО | ||
33 | Юность и надежды. Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. | 1 | |||
34 | Искусство народов мира (обобщение темы). Творческий отчет для родителей, учителей. | 1 |
Национальные, региональные и этнокультурные особенности Южного Урала
4 класс
№ п/п | № урока в КТП | Раздел | Тема |
1. | 1. | Истоки родного искусства. | Пейзаж родной земли. |
2. | 3. | Истоки родного искусства. | Русское деревянное зодчество Урала. |
3. | 5. | Истоки родного искусства. | Национальный костюм. |
4. | 7. | Истоки родного искусства. | Дружба народов России в произведениях искусства. |
5. | 9. | Древние города нашей земли. | Родной угол. |
6. | 14. | Древние города нашей земли. | Применение металла в декоре. |
7. | 32. | Искусство объединяет народы. | Мой прадед – защитник Родины. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.
Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....