Учебно-методический конспект по изобразительному искусству 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебно-методический конспект по изобразительному искусству 4 класс | 25.23 КБ |
Раздаточный материал | 14.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.
Цель:Сформировать у детей представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и народного костюма.
Задачи: Создать атмосферу для понимания учащимися символики народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты. Закрепить у четвероклассников навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением.
Тип урока: смешанный
Планируемые результаты:
- Метапредметные: формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и про странственной среды и понимании красоты человека; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной па мяти.
- Личностные: осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие ви зуальных образов реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как сферы материально го выражения духовных ценностей, представленных в про странственных формах.
- Предметные: художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности .
Этап | Время | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД |
1. Орг. момент | 2 мин. | Доброе утро, ребята!Меня зовут Полина Максимовна, и сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства. | Приветствуют учителя | Приветствует учащихся | |
2.Знакомство с новым материалом | 10 мин | -Ребята, посмотрите на экран, что вы видите?(Дом,народный костюм). -Верно, ребята! Как вы думаете какая наша тема урока?(народный костюм и крестьянский дом) -Наша тема звучит так: Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. На этот раз речь идет об образе мира, заключенном в облике и орнаментики крестьянского жилища и народного костюма. Полюбуйтесь общей конструкцией дома изображенного на экране. Применительно к дому нас может особенно интересовать архитектурная домовая резьба, древние орнаменты. -Ребята, как вы думаете, что такое орнамент?(Орнамент (от лат.— украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.) Давайте сравним ваш ответ с экраном. Молодцы! Посмотрите на дом, 1)передняя его часть -это крыша называется «фронтон», украшалась причелинами и лобовой доской, а на них вырезали орнамент. 2)Нижняя часть дома называется «сруб». -Ребята, кто-нибудь знает, что это такое?(конек на крыше), -Ребята, окна украшались наличниками,как вы думаете зачем окнам наличники?(чтобы защитить от ветра, дождя), светелка, карниз, ставни, полотенце. Защищали дома оберегами. Прежде всего были доброжелательные символы, размещенные на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание на то, что не только в архитектуре был последовательно проведен один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента, но и в одежде он тоже присутствовал. Как вы думаете, а зачем люди наносили символы на свою одежду?(для того, чтобы защитить себя от злых духов) В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане. Головной убор в костюме считался идеей неба,изображения солнца, изображение птиц. Сами названия женских головных уборов являются «птичьими»: кокошник (от слова «кокошь»-петух, кур), кика, качка(утка) , сорока и т.п. «Гривная утварь»-ожерелья, украшения шеи и груди.Есть так же изображение луны, крестовидные подвески, подвески с изображением зверей и птиц. | Наблюдают за картинами, активно слушают, анализируют, отвечают на вопросы, аргументируют свои выводы | Рассказывает, задает вопросы | овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью. Коммуникативные: выражение и аргументирование своего мнения в позиции коммуникации |
3.Работа с определениями | 3 мин | Для того, чтобы изобразить орнамент нам нужно с вами знать, что такое ритм и симметрия. Ребята как вы думаете, что такое симметрия?Ритм? Ритм — это чередование элементов композиции и интервалов между ними. Симметрия -(от греческого symmetria — "соразмерность")-понятие означающие повторяемость, одинаковость. Ребята, а как ритм и симметрия изображается в орнаменте? Именно из ритма и симметрии состоит орнамент. | Осмысливают и запоминают | ||
4. физ.минутка | 5 мин | Видеоролик. | Повторяют движения за видеороликом. | ||
5. Пед.показ | 5 мин | А теперь внимательно послушайте и посмотрите, в какой последовательности мы будем выполнять работу. На каждой парте лежит шаблон -барыня. Вы по очереди переводите его. Рубаха остается белой мы наносим только орнамент на рукава и плечи он должен быть симметричен. Следующем шагом идет сарафан. Для его окраски можете взять цвета такие как бордовый, темно синей, фиолетовый, зеленый, красный. Головной убор- кокошник, цвет можно взять желтый, голубой, розовый, нежно зеленый. Ребята я вам показала аппликативно, а вы будите украшать гуашью. | Наблюдают за учителем, слушают внимательно учителя | Осознают и запоминают | |
6Постановка творческой задачи | И так, ребята, вы будите изображать народный костюм, украшать его символами, оберегами, пользуясь своей фантазией и новыми знаниями. Ребята, с чего вы начнете?Что мы будем делать первым шагом? 1)Мы переведем шаблон. 2)Украшаем костюм, рисуем орнаменты. 3)Раскрашиваем костюм. 4)Вывешиваем на поляну. | ||||
6.Практическая самостоятельная творческая работа | 15 мин | В процессе самостоятельной работы учитель в случае затруднения оказывает детям индивидуальную помощь. Ребята, кто закончил, тихонько выходите к доске и мы с вами найдем место для вашей замечательной барыни на нашей поляне. | Работают самостоятельно | Выполняют задание по составленному под контролем учителя плану. | |
7. Итоги урока Рефлексия | 5 мин | Приклеиваем работы детей на общее панно. Ребята вы такие молодцы!У всех получились очень красивые барыни. -Что вы нового узнали на уроке? -Что входит в орнамент костюма? (обереги, символы). А как связан народный костюм и украшение жилища?Какая связь?(одни и те же символы) -Какое у вас впечатление оставил урок? На этом наш урок закончен. До новых встреч. | Подводят итог занятия | Личностные: нравственно- эстетическое оценивание Предметные: рефлексия способов и условий действий Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Предварительный просмотр:
План работы:
1)Обвести шаблон.
2)Украсить костюм орнаментами.
3)Раскрасить.
4)Расположить барыню на поляне.
Используемые цвета:
- Рубаха остается белой, на рукава и плечи мы наносим орнамент, он должен быть симметричен.
- Сарафан. Для его окраски можете взять цвета:
бордовый, темно-синий, фиолетовый, зеленый, красный.
- Головной убор- кокошник, цвет можно взять желтый, голубой, розовый, нежно-зеленый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.Планируемые результаты:личностные:...
Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 4 класс. Тема: "Вода - живительная стихия"
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: продолжать знакомить детей с архетипами искусства на примере природной стихии - воды, раскрывая ее роль в жизни человека и место в искусстве.Планируе...
Учебно-методический комплект к уроку изобразительного искусства "Городецкая роспись"
Городецкая роспись...
Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»
Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...
Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и...
Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе на тему "Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусства"
Тема: Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусстваТип урока: открытие новых знанийЦель урока: создать условия для изготовления эск...
Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»
Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...