Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.
Планируемые результаты:
личностные:
- развитие художественного вкуса детей;
- понимание значения рассмотренных понятий в искусстве;
- овладение навыками самостоятельной работы.
предметные:
-развитие эстетического и колористического вкуса, художественного мышления обучающихся; воспитание интереса к произведениям художников;
- развитие способности анализировать произведения художников, колористическое решение картин;
- применение практических приемов.
метапредметные:
- учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающем мире;
- выбирают средства для реализации художественного замысла.
Оборудование урока:
- для учителя: учебник, презентация, образец изделия, шаблоны;
- для учащихся: учебник, цветной картон, белая бумага, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, цветные карандаши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 1.85 МБ |
simmetriya.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вам понадобится: Клей 4 Цветная бумага 1 Картон 2 Ножницы 3 Простой карандаш, ластик 5
Симметрия – одинаковое расположение двух частей фигуры относительно общей точки или прямой.
Ритм - повтор отдельных элементов и чередование расстояний между ними
Орнамент – повторяющиеся в определенном ритме элементы, которые используются для украшения.
Предварительный просмотр:
№ | Этап урока. Методы и приемы. | Время | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. | Организационный момент Словесный метод (слово учителя) | 1 мин | Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня вам предстоит работать очень эффективно и быстро. Постарайтесь сконцентрировать свое внимание на уроке. | Слушают учителя, настраиваются на предстоящее занятие | Самоопределение |
2. | Мотивационный этап. Постановка учебной задачи. Словесно-наглядный (рассматривание презентации). Практический (чтение учащихся) | 2 мин | Для начала, давайте вспомним, в каком разделе мы сейчас работаем (Общие средства художественной выразительности). Что вы изучали на последних уроках? Перед вами различные изображения и предметы. Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь? Тема урока: «Симметрия. Ритм. Орнамент». Сегодня мы познакомимся с этими понятиями, посетим три студии и выполним творческую работу. | Чтение про себя, вслух. Участвуют в беседе. | Целеполагание. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
3. | Открытие новых знаний. Словесный (беседа, высказывания учеников) Практический (рассматривание картин) Словесно-наглядный (работа с иллюстрациями) | 10 мин | Перед вами первая экспозиция. Рассмотрите работы и предположите, какое понятие мы будем изучать первым. Посмотрите, как расположены объекты. Симметрия – это свойство, присущее многим объектам и живым существам на Земле. Рассматривание наглядности. Приведите свои примеры симметрии. А как же проверить, симметричен ли предмет? Сначала нужно провести посередине прямую линию, а затем сравнить правую и левую половины. Если они одинаковы, то предмет симметричен. Как вы думаете, человек симметричен? Знаете ли вы, что если наше лицо разделить пополам, а каждую сторону отразить, то получится два разных человека? Симметричный предмет выглядит устойчиво. А несимметричные выражают готовность к движению. Перед вами картины художника Каземира Малевича. Фигуры симметричны, устойчивы, но одинаковые ли эмоции они вызывают? Чем это объясняется? | Анализировать и понимать новый материал. Участвовать в учебном диалоге, опираясь на собственные знания и жизненный опыт. | Умение наблюдать и делать выводы, умение слушать |
Рассмотрите материалы следующей студии. О чем пойдет речь дальше? Что вы заметили в каждой из работ? Вы наверняка слышали слово «ритм», где? В искусстве ритм – повтор отдельных элементов и чередование расстояний между ними. Посмотрите внимательно на изображение, повторяются элементы и отступы. Ритм имеет значение не только в живописи, но и в музыке и литературе. Вспомните сказку о золотой рыбке. Сколько раз закидывал старик невод в море? Скольких зверей повстречал на своем пути Колобок? И каждый раз их разговор был похож. Равномерный ритм создает ощущение покоя. Что вы видите перед собой? (косяк птиц, рыб) Неравномерный ритм создает ощущения беспокойства, напряженности. Рассмотрим картину Эшера «День и ночь». Посмотрите сначала на белых птиц, затем на черных. Что меняется? Какие чувства и ощущения вызывает картина? | Анализировать и понимать новый материал. Участвовать в учебном диалоге, опираясь на собственные знания и жизненный опыт. | Умение наблюдать и делать выводы, умение слушать | |||
Перед вами последняя студия. Догадались, как она называется? Что же такое орнамент? Попробуйте сформулировать определение, глядя на примеры. Орнамент – повторяющиеся в определенном ритме элементы, которые используются для украшения. Где вы могли встретить орнамент? (мебель, посуда, одежда и т.д.) В глубокой древности люди верили, что предметы, украшенные орнаментами из простых знаков, будут оберегать их жизнь, помогут добывать пищу. Эти знаки так и называли – обереги. До сих пор в украшении предметов декоративно-прикладного искусства используются знаки, ставшие древними символами добра, плодородия, дождя, солнца. Важными элементами орнамента с древних пор считаются круг, квадрат, зигзаг. Круг с разными линиями внутри означает солнце, небо, свет, покой, добро и красоту. Квадрат устойчив и надежен. Он означает землю. Квадрат с пересекающимися линиями говорит, что земля засеяна. Зигзаг, волнистая линия, змейка означают воду. Давайте попробуем расшифровать орнаменты. Какие знаки вы видите? Заметили, что орнамент очень тесно связан с ритмом? Чем? Посмотрите внимательно на следующее изображение. Что можете сказать о нем? (Если затрудняются, провести вертикальную линию, намекая на симметрию) | Анализировать и понимать новый материал. Участвовать в учебном диалоге, опираясь на собственные знания и жизненный опыт. | Умение наблюдать и делать выводы, умение слушать | |||
4. | Пед. показ, объяснение технологии выполнения работы | 5 мин | Ребята, посмотрите на примеры таких открыток. Скажите, ребята, а с чего мы начинаем? С разметки, правильно. А раз уж это симметричное вырезание, то и разметка будет только половина свечи. Посмотрите, как это выполню я. Беру лист белой бумаги и складываю его пополам. К линии сгиба прикладываю шаблон и обвожу его на листе. Следующий этап – заготовка. Вырезаю ненужное, чтобы получилось, как на шаблоне. А теперь, самое интересное – это украшение дерева и горшка. А затем – самое интересное. Вам необходимо развернуть ваше дерево и приклеить к картону. Ребята, на дереве видны следы от карандаша, что нужно сделать, чтобы их не было видно? Нужно перевернуть свечу и наклеить другой стороной. Ее вид от этого не измениться и карандаша мы тоже не увидим. Посмотрите на доску. Здесь вы видите этапы работы. Кто желает повторить все этапы работы? Хорошо. Прежде чем приступить, назовите мне правила работы с ножницами. 1) Передавать кольцами вперёд. 2) Не размахивать ножницами, резать сидя. 3) Класть в специальную баночку. | Слушать объяснение учителя, запоминать порядок действий. Выполнять творческую работу самостоятельно. | Умение работать самостоятельно, умение сохранять учебную задачу |
5. | Самостоятельная работа | 25 мин | Включайте свое воображение и творите! Если у вас будут вопросы, поднимайте руку. Я подойду. | ||
6. | Оформление выставки. Наглядный (рассматривание рисунков) | 3 мин | -Что вы нового узнали на уроке? (Опрос по каждой студии) Все ли этапы вы соблюдали, когда работали самостоятельно? - Какие мы ставили цели? - Смогли ли мы достигнуть поставленных целей? - Сложно ли вам было? В чем были сложности? - Свои работы вы можете поместить на доску. | Анализируют результаты урока, сопоставляя их с целями. Оценивают свои достижения на уроке. | Самооценка, умение оценивать свою работу и работу других детей, умение подводить итог занятия |
7. | Рефлексия. Заключительный этап |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие образовательная программа по изобразительному искусству "Юный художник"
Программа занятий кружка "Юный художник"...
Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.Планируемые результаты:личностные:...
Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 4 класс. Тема: "Вода - живительная стихия"
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: продолжать знакомить детей с архетипами искусства на примере природной стихии - воды, раскрывая ее роль в жизни человека и место в искусстве.Планируе...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока изобразительное искусство "Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)" 2 класс)
Тема: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»Цель: Помочь детям разобраться в значении формы, цвета и символики п...
Урок по изобразительному искусству на тему "Симметрия"
Урок по изобразительному искусству на тему "Симметрия"...
Урок изобразительное искусство класс 4. Тема:"Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".
Технологическая карта урока ИЗО,4 класс,УМК Школа России...