Искусство. 8 класс 3 урок по теме "Прямые линии и организация пространства"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, класс) на тему
Урок разработан по программе Б.М.Неменского. Обучающиеся научатся приемам построения композиции, с использованием прямых линий; ознакомятся с творчеством К.С.Малевича
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8-3_pryamye_linii_i_organizatsiya_prostranstva.doc | 57.5 КБ |
8-3._pryamye_linii_i_organizatsiya_prostranstva.ppt | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Искусство 8 класс
3 урок
Тема: Прямые линии и организация пространства
Цели:
- дать представление о прямой линии как средстве выразительности;
- научить приемам построения композиций с использованием прямых линий;
- способствовать формированию творческого воображения;
- воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира.
Ход урока
- Организационный момент. Постановка темы
Среди элементов плоскостной композиции важное место занимают линии. Сочетание различных прямоугольников и линий придает композиции большее разнообразие и зрелищность. Многие выдающиеся художники использовали в своих работах композиции с использованием прямых линий.
- Актуализация знаний.
- Как вы думаете, какого художника я имею ввиду? (К. Малевича)
- Сегодня мы познакомимся с творчеством этого необыкновенного человека и попробуем свои силы в создании не менее интересных композиций.
- Работа по теме урока.
а) Знакомство с жизнью и творчеством К.Малевича (1878 - 1935)
Казими́р Севери́нович Мале́вич— российский и советский художник-авангардист, основатель супрематизма — направления в абстрактном искусстве.
Родители Малевича и сам он были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе. Мать Людвига Александровна была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе. В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма.
Позже Малевич стал одним из активных участников футуристических выставок. В 1913 году оформлял футуристическую оперу «Победа над Солнцем». Согласно воспоминаниям самого художника, именно во время работы над постановкой оперы к нему пришла идея «Чёрного квадрата» — задник декорации одной из сцен представлял из себя квадрат, наполовину закрашенный чёрным.
В 1919—1922 годах Казимир Малевич преподавал в Народной художественной школе «нового революционного образца» в Витебске, которую возглавлял Марк Шагал. В Витебске вокруг художника складывается группа преданных учеников — УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Здесь же, под влиянием Эль Лисицкого, Малевич обращается к архитектуре. В 20-е годы участвовал в оформлении спектаклей В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф».
Входит в состав «Объединения современных архитекторов» (ОСА).
В 1930 году произведения художника экспонируются на выставках в Берлине и Вене.
Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года. Под арестом на долгие годы в СССР оказались его картины. В 1931 году работает над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде. В 1932 получает должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее. Входил в группу молодых художников «Ослиный хвост».
Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг» и «Чёрный крест». 1933 год — начало тяжелой болезни.
В 1935 году поздние портреты Малевича экспонируются на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине — вплоть до 1962 года). Скончался в Ленинграде в 1935 году. По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический бетонный монумент с изображённым чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена. В настоящее время её местонахождение было установлено энтузиастами с достаточной точностью. Могила находится недалеко от Советского проспекта в Немчиновке, восточнее пруда. На месте могилы установлен небольшой монумент.
б) Анализ картин К.Малевича (работа с презентацией) «Черный квадрат» Существует версия, что «Квадрат» был написан к выставке — поскольку огромный зал надо было чем-то заполнить. Эта интерпретация основана на письме одного из организаторов выставки Малевичу: «Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только». Изначально знаменитый квадрат Малевича впервые возник в декорациях к опере «Победа над Солнцем» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга. Это была знаменитая декорация к пятой сцене 1-го действия, представляющая собой квадрат в квадрате, поделённый на две области: чёрную и белую. Затем из декораций этот квадрат перекочевал в станковое произведение. «Черный круг», «Черный квадрат» и «Черный крест» являются частью одного триптиха. «Красный квадрат» В 1920 году Малевич писал об этой картине, что «в общежитии он получил ещё значение» «как сигнал революции». Ксана Бланк сравнивает супрематизм Малевича с творчеством Льва Толстого. В частности, В рассказе Толстого «Записки сумасшедшего» описывается комната, где Фёдор начинает испытывать смертельную тоску: «Чисто выбеленная квадратная комнатка. Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой — красной». То есть, красный квадрат на белом фоне является, по сути, символом тоски. Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Чёрного квадрата», что «квадрат — чувство, белое пространство — пустота за этим чувством». Ксана Бланк приходит к выводу, что, как и в рассказе Толстого, красный квадрат на белом фоне графически изображает страх смерти и пустоты.
в) Введение нового термина «супрематизм» (от лат. supremus — наивысший) — одно из направлений абстрактной живописи, созданное в середине 1910-х гг. К. Малевичем. Цель супрематизма — выражение реальности в простых формах (прямая, квадрат, треугольник, круг), которые лежат в основе всех других форм физического мира.
- Практическая работа
а) Прямая линия как средство выразительности Прямые линии — простой, но очень выразительный элемент. В этом вы убедитель, анализируя представленные композиции и создавая свои. Прежде чем приступим к работе, определим роль линии в композиции. Прежде всего линия делит плоскость на отдельные части. Линии помогают объединить элементы в изобразительное целое. Обратите внимание, что линия — это не «похудевший» прямоугольник, а самостоятельный изобразительный элемент.
б) Создание композиций (фронтальной и глубинной) с использованием прямых линий (работа с бумагой 2 цветов)
в) Анализ творческих работ. Какой смысл вы вложили в свои работы? Придумайте им название.
- Домашнее задание Рассказать о своем любимом цвете и подумать, какое значение имеют цвета.
- Итог урока. С каким новым термином вы познакомились? А какой смысл вы вкладываете в термин «супрематизм». Что в творчестве К.Малевича вас больше всего удивило? Какое значение для современного искусства имеют картины, выполненные в стиле супрематизма?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каземир Северинович Малевич
Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — одно из направлений абстрактной живописи, созданное в середине 1910-х гг. К. Малевичем. Цель супрематизма — выражение реальности в простых формах (прямая, квадрат, треугольник, круг), которые лежат в основе всех других форм физического мира.
«Черный супрематический квадрат» 1915 г
«Черный круг» 1915 г.
«Черный крест» 1915 г.
«Красный супрематический квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях» 1915 г.
«Супрематизм» 1915 — 1916 гг.
«Супрематическая живопись» 1916 г.
«На бульваре» 1930 г.
«Крестьянка с вёдрами» 1912 — 1913 гг.
РОЛЬ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ Линия делит композицию на части Линия помогает объединить элементы или части плоскости в их изобразительное целое. Линии, своей направленностью, сгущенностью, пересечениями определяют движение и экспрессию всего изображения. Линии влияют на ритмическое построение композиции
Линия изображенная от края до края листа делает композицию открытой . Различная толщина и длина линий создает ощущений движения и ритма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс по теме: «Ритм линий, пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Ваза с цветами» УМК "Школа России"
Конспект урока по изобразительному искусствупо теме: «Ритм линий, пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Ваза с цветами» Цели деятельности учителя: формирование умени...
«Изобразительное искусство» для 4-го класса. Тема урока: «Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно».
Проверочная работа и теоретический материал....
Конспект урока математики в 1 классе. Тема урока: «Точка. Прямая линия. Кривая линия. Отрезок. Луч».
Урок освоения новых знаний с использованием Цифровой образовательной платформы Учи.ру....
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: "Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев" (2 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисунке.Планируемые результаты:Предметные: - знать, что такое ритм;- уметь воспринимать п...
Технологическая карта по изобразительному искусству .Тема урока: "Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение" УМК "Перспектива" (2 класс)
Дата: 13.04.2022Школа: Академический лицей №95Класс: 2-3Урок: 12:50Кабинет: 111...
Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" на тему ""Весенний ручеёк". Линия как средство выражения: ритм линий" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: Ознакомление учащихся с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисунке. Задачи урокаДидактические:1. познако...