Учебно-методический комплект по изобразительному искусству на тему "Изразцовая русская печь"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 2
Тема урока: изразцовая русская печь
Цели урока: способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы; создать условия для развития потребности детей в творчестве; ввести в активный словарь учащихся термины: опечье, печурка, устье, шесток, дымоход; содействовать формированию художественно-графических умений в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.
Планируемые результаты:
• Предметные: приобретут практические умения и навыки в изобразительной деятельности; научатся осуществлять толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; проявят интерес к искусству, художественным традициям своего народа.
• Личностные: овладеют художественным (эстетическим) вкусом; увидят и поймут проявления художественной культуры вокруг; проявят способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; овладеют навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.
Тип урока: формирование новых знаний (урок-импровизация)
Основные понятия и термины: опечье, печурка, устье, шесток, дымоход, лежанка.
Оборудование: -для учителя: учебник и рабочая тетрадь по ИЗО «Перспектива», 2 класс; презентация «Изразцовая печь»; композиционные схемы; -для уч-ся: учебник и рабочая тетрадь по ИЗО «Перспектива», 2 класс; фломастеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._izraztsovaya_russkaya_pech.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
изобразительного искусства
Шарыкина Анастасия Андреевна
Челябинск, 2016
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 2В
Тема урока: изразцовая русская печь
Цели урока: способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы; создать условия для развития потребности детей в творчестве; ввести в активный словарь учащихся термины: опечье, печурка, устье, шесток, дымоход; содействовать формированию художественно-графических умений в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.
Планируемые результаты:
- Предметные: приобретут практические умения и навыки в изобразительной деятельности; научатся осуществлять толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; проявят интерес к искусству, художественным традициям своего народа.
- Личностные: овладеют художественным (эстетическим) вкусом; увидят и поймут проявления художественной культуры вокруг; проявят способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; овладеют навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.
Тип урока: формирование новых знаний (урок-импровизация)
Основные понятия и термины: опечье, печурка, устье, шесток, дымоход, лежанка.
Оборудование: -для учителя: учебник и рабочая тетрадь по ИЗО «Перспектива», 2 класс; презентация «Изразцовая печь»; композиционные схемы; -для уч-ся: учебник и рабочая тетрадь по ИЗО «Перспектива», 2 класс; фломастеры.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организацион-ный момент
| 1 мин | - Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. Сегодняшнее занятие необычное. | Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку. | Л: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку. |
Актуализация знаний Словесн.: беседа. | 3 мин | - О каком народном искусстве вы говорили на прошлом уроке? - Конечно об изразцах. Давайте вспомним, что же такое изразцы? (Керамические (глиняные) плитки, предназначенные для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий) - Какую форму они имеют? (Квадрат, прямоугольник) - Какие изразцы вы знаете? (Муравленые, гжельские) Чем они отличаются? - Что изображено на изразцах? (Зверей, птиц, травушку, цветы) | Закреплять знания прошлого урока. | Р: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи | 2 мин | - Отгадайте загадку: Зимой много ест, А летом много спит; Тело тёплое, А крови нет; Сесть на нее – сядешь, А с места тебя не свезет. (Печь) - Предположите, какую тему мы будем изучать? (Предположения детей) - Сегодня мы с вами поговорим о русской печи, тема нашего занятия: «Изразцовая русская печь». -Кто может сформулировать задачу нашего урока? Смотрите на опору. (Познакомимся с устройством русской печи (конструкцией); научимся выполнять печь, которую в старину украшали изразцами) | Самостоятельно или с помощью опоры формулировать тему, цель урока. | К: Слушать других и пытаться принять другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение. |
Знакомство с новым материалом Словесн.: беседа Словес.: слово учителя. Наглядно- иллюстративный: просмотр иллюстраций, презентации. Словесн.: слово учителя Практич.: пед. показ | 6 мин 2 мин | Изучение нового материала - Видели ли вы где-нибудь русскую печь? Где её можно увидеть? (В деревне у бабушек) Почему печь нужна была в каждом доме? (В старину печь была всему хозяйкой в доме; она и кормила людей, и обогревала их в зимние морозы, и спать укладывала; без печи изба - не изба; затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно). - Издревле людей лечили на нагретом на печи кирпиче. Отсюда и пошло выражение: «Греть косточки на печи». - Кроме того, что печь кормила и грела, она еще и украшала жилище. Что же делало ее нарядной? (Изразцы) Посмотрите, какими нарядными были печи. - Давайте рассмотрим, как выглядит русская печь? Из чего выполнялась? (Печь строили из кирпичей (камней), скрепленных между собой глиной, а затем покрывали известью) - Давайте рассмотрим, как утроена русская печь. Рассмотрите схему на слайде. Прочитайте названия частей печи: Дымоход – печная труба. Печурки – отверстия, из которых выходит тёплый воздух. Устье – самое узкое отверстие в русской печи, через него закладываются дрова. Шесток – ровная подставка для печной посуды. Опечье – деревянные брёвна, служившие фундаментом печи. Лежанка - печи была любимым местом для сна и отдыха. - Посредине зимы существовала особая неделя, которую в народе называли «Емелина неделя». По обычаю зимними долгими вечерами в доме рассказывали сказки. Нередко в них и сама печь становилась героиней. - В каких сказках печь была героиней? Назовите эти сказки. («По щучьему велению», «Гуси-лебеди») - Как ведет себя печь в русских народных сказках? (Верно, в трудные и моменты, когда героям грозит опасность, печь выручает их из беды) Педагогический показ - Рассмотрите композиции. -Чем я их нарисовала? -Что изображено в центре? - Рассмотрите, какие части печки я изобразила? - Какие бытовые предметы вы видите около печки? - Чем я её украсила? -Можно дополнить композицию рисунком Емели или фигуркой девочки. | Воспринимать новую информацию Слушать рассказ учителя, анализировать. Аргументировать своё мнение под руководством учителя. Определять особенности композиции. Наблюдать и усваивать приёмы и порядок выполнения работы. | К: участвовать в учебном диалоге. П: формировать умение наблюдать, делать выводы, внимательно следить за материалом. К: Слушать других и пытаться принять другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение. П: формировать умение следить и усваивать практические приемы работы. |
Практическая работа Словесн.: инструктаж Практич.: выполнение работы | 1 мин 23 мин | Постановка творческой задачи - Ребята, а сейчас послушайте учебную задачу: придумать сюжет из сказки, где главным героем является печь. Выполнять работы вы будите сразу фломастерами. А простым карандашом вы можете изобразить только контур печки. - Печь должна находиться в центре, изображаться крупно и ярко. Не забывайте, что в сказках многие окружающие нас предметы, в том числе и печь, могут передвигаться, разговаривать и многое другое. Фантазируйте! Во время работы звучать аудио-сказки « Гуси лебеди» и «По щучьему велению». Практическая часть - А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим заданием. | Планировать деятельность на уроке. Воспринимать учебную задачу. Выполнять практическую работу. | Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Итог урока. Рефлексия Словесн.: беседа.
Практич.: выставка работ, выявление ошибок. | 2 мин | Выставка работ -Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Приносим свои работы и вывешиваем на доску. - Что нового вы узнали о конструкции русской печи? Давайте полюбуемся работами друг друга. Внимательно посмотрите на работы. Чьи работы вам кажется наиболее творческими? У кого получились наиболее яркие работы? - Я очень довольна вашей работой! Молодцы, ребята! Сегодня вы сделали настоящую сказку. У вас получились настоящие русский печки. Спасибо за урок! | Подводить итог урока. Отвечать на вопросы. Оценивать свои достижения. | Р: выделять и осознавать, что усвоено на уроке, анализировать качество и уровень усвоенного. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.Планируемые результаты:личностные:...
Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 4 класс. Тема: "Вода - живительная стихия"
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: продолжать знакомить детей с архетипами искусства на примере природной стихии - воды, раскрывая ее роль в жизни человека и место в искусстве.Планируе...
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Русская зима. Графика." 3 класс (конспект + презентация)
Конспект урока и призентация по изобразительному искусству на тему: " Русская зима. Графика". 3 класс....
Учебно-методический комплект по изобразительному искусству на тему "Русская масленица - саночки"
Предмет: изобразительное искусствоКласс: 2Тема урока: Русская масленица - саночкиЦели урока: ввести детей в мир яркого народного праздника - Масленицы; углубить представления второклассников о знаках ...
Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и...
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: "Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок" (2 класс).
Цели деятельности учителя:формирование эмоционально-ценностного восприятия учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянин, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространс...