Учебно-методический комплект по изобразительному искусству на тему "Русская масленица - саночки"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Владимирова Анастасия Андреевна

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 2

Тема урока: Русская масленица - саночки

Цели урока: ввести детей в мир яркого народного праздника - Масленицы; углубить представления второклассников о знаках – символах солнца в украшении праздничных саночек для катания с гор; содействовать формированию художественно-графических умений в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.

Планируемые результаты:

•        Предметные: приобретут практические умения и навыки в изобразительной деятельности; научатся осуществлять толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; проявят интерес к искусству, художественным традициям своего народа.

•        Личностные: овладеют художественным (эстетическим) вкусом; увидят и поймут проявления художественной культуры вокруг; проявят способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; овладеют навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

Тип урока: формирование новых знаний (урок-импровизация)

Основные понятия и термины: масленица

Оборудование: -для учителя: учебник и рабочая тетрадь по ИЗО «Перспектива», 2 класс; презентация «Русская масленица»; композиционные схемы; -для уч-ся: учебник и рабочая тетрадь по ИЗО «Перспектива», 2 класс; гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

изобразительного искусства

        

      Шарыкина Анастасия Андреевна

     

Челябинск, 2016

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 2В

Тема урока: Русская масленица: саночки

Цели урока: ввести детей в мир яркого народного праздника - Масленицы; углубить представления второклассников о знаках – символах солнца в украшении праздничных саночек для катания с гор; содействовать формированию художественно-графических умений в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.

Планируемые результаты:

  • Предметные: приобретут практические умения и навыки в изобразительной деятельности; научатся осуществлять толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; проявят интерес к искусству, художественным традициям своего народа.
  • Личностные: овладеют художественным (эстетическим) вкусом; увидят и поймут проявления художественной культуры вокруг; проявят способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; овладеют навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

Тип урока: формирование новых знаний (урок-импровизация)

Основные понятия и термины: масленица.

Оборудование: -для учителя: учебник и рабочая тетрадь по ИЗО «Перспектива», 2 класс; презентация «Русская масленица»; композиционные схемы; -для уч-ся: учебник и рабочая тетрадь по ИЗО «Перспектива», 2 класс; гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организацион-ный момент


Словесн.: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся.

Сегодняшнее занятие необычное.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.

Л: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Актуализация знаний

Словесн.: беседа.

3 мин

- О каком народном искусстве вы говорили на прошлом уроке?

- Конечно об изразцах. Давайте вспомним, что же такое изразцы? (Керамические (глиняные) плитки, предназначенные для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий)

- Какие изразцы вы знаете? (Муравленые, гжельские) Чем они отличаются?

- Что изображено на изразцах? (Зверей, птиц, травушку, цветы)

- Что мы украшали изразцами на прошлом уроке?

- Какую роль играла печь раньше?

В каких произведениях она встречается главной героиней?

Закреплять знания прошлого урока.

Р: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности.

Постановка учебной задачи

 
Словесн.: беседа.

2 мин

- Как называют самый веселый и всенародный весенний праздник, когда провожают зиму и встречают теплое время года? (Масленица)

- Сформулируйте тему урока.

- Сегодня мы с вами и поговорим о таком празднике, как Масленица. Тема нашего занятия: «Русская масленица. Саночки».

- Какую роль саночки играли на этом празднике?

- Украшали ли как-то саночки?

- Сформулируйте цель урока.

Самостоятельно или с помощью опоры формулировать тему, цель урока.

К: Слушать других и пытаться принять другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение.

Знакомство с новым материалом

Словесн.: беседа

Словес.: слово учителя.

Наглядно- иллюстративный: просмотр иллюстраций, презентации.

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: пед. показ

6 мин

2 мин

Изучение нового материала

- Масленица - один из самых любимых народных праздников. Масленица - проводы зимы и встреча весны. Скажите, пожалуйста, кто знает, сколько дней праздновали масленицу? (По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю).

- Чем занимался народ в масленичную неделю? (На Масленицу народ веселился: устраивались катания на лошадях, катания с горок на санках, уличные гуляния и пляски, проводились многочисленные спортивные состязания, в которых принимало участие в основном, население мужского пола)

- Ребята, посмотрите на слайд. Как вы думаете, что это? (Чучело) Что с ним делали на Масленицу? (Сжигали)

- Чучело служило олицетворением праздника, который начинался на самом высоком месте в деревне. Соломенную или деревянную куклу наряжали в старые платья и ставили на самом видном месте.

- Дети готовили к Масленице ледяные горки, поливая их водой. Когда горки были готовы, детвора съезжала с них на санках, крича: «Приехала, Масленица!». Катались ли вы на санках с горки? Ребята, а кроме санок, на чем еще катались люди в масленицу? (На санях) Катались ли вы когда-нибудь на санях? Лошадей впрягали в тройки. Ребята, а почему называли «тройкой»? (Потому что было 3 лошади)

- Сегодня мы с вами нарисуем саночки для катания с горки. Посмотрите, какие красивые и расписные саночки были в старину. Из чего делали санки? (Из дерева) Зачем украшали санки? (Для красоты) Как вы думаете, чем украшали саночки? (Ответы детей) Их украшали различными орнаментами. Как вы думаете, что такое «орнамент»? (Это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов)

- Что выражали люди в орнаменте? (Свое представление о мире, изображали природные явления)

Элементы орнамента были похожи на природные явления. Как вы думаете на что похож круг? (Солнце) Ломаная или волнистая линия? (Вода) Прямая линия? (Дорога жизни)

Педагогический показ

- Давайте посмотрим, какими орнаментами люди украшали саночки.

- Я дома нарисовала орнаменты, посмотрите на них. Посмотрите, ребята, с помощью такого орнамента люди изображали землю, пашню. (Показывает на 1 рисунок)

А вот с помощью такого орнамента изображали солнце. (Показывает на 2 рисунок)

А вот как изображали воду, горы, реки. (Показывает на 3 рисунок)

Также для украшения саночек использовали и различные цветы. (Показывает 4 рисунок)

А вот теперь посмотрите, какие красивые саночки я нарисовала. В своей работе я использовала различные орнаменты, посмотрите.

Воспринимать новую информацию

Слушать рассказ учителя, анализировать.

Аргументировать своё мнение под руководством учителя.

Определять особенности композиции.

Наблюдать и усваивать приёмы и порядок выполнения работы.

К: участвовать в учебном диалоге.

П: формировать умение наблюдать, делать выводы,  внимательно следить за материалом.

К: Слушать других и пытаться принять другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение.

П: формировать умение следить и усваивать практические приемы работы.

Практическая работа

Словесн.: инструктаж

Практич.: выполнение работы

1 мин

23 мин

Постановка творческой задачи

- Ребята, а сейчас послушайте учебную задачу: каждому из вас я раздам силуэт саночек для катания на Масленицу. Украсьте его, импровизируя по мотивам народного орнамента. Используйте узоры-символы, прославляющие солнце, землю, возрождение природы. Помните, что в росписи саночек должны преобладать теплые цвета.

Практическая часть

- А сейчас приступайте к работе.

Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим заданием.

Планировать деятельность на уроке.

Воспринимать учебную задачу.

Выполнять практическую работу.

Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: беседа.

 

Практич.: выставка работ, выявление ошибок.

2 мин

Выставка работ

-Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Приносим свои работы и вывешиваем на доску.

Давайте полюбуемся работами друг друга. Внимательно посмотрите на работы. Чьи работы вам кажется наиболее творческими? У кого получились наиболее яркие работы?

- Я очень довольна вашей работой! Молодцы, ребята!

Смотрите, какие замечательные у вас получились саночки! В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце. У вас получились настоящие русский саночки.

Давайте с вами закрепим то, что вы узнали на нашем сегодняшнем уроке.

- Как отмечают проводы зимы и встречу весны на Масленицу?

- Чем человек украшал предметы быта? - Как при помощи цвета передать радостное настроение? Спасибо за урок!

Подводить итог урока.

Оценивать свои достижения.

Отвечать на вопросы.

Р: выделять и осознавать, что усвоено на уроке, анализировать качество и уровень усвоенного.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема: Русская масленица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по Изобразительному искусству на тему "Кимоно" 4 класс (конспект + презентация)

Конспект и презентация на урок Изобразительного искуства на тему "Кимоно" 4 класс ГОС УМК автор Б. М. НЕМЕНСКИЙ 4класс...

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.Планируемые результаты:личностные:...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Постройка и реальность " 2 класс. (Конспект+ презентация)

Цель данного урока: продолжать знакомство учащихся работать с бумажной пластикой; составить коллективную работу "Наш двор"...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "В каждом посаде в своем наряде" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "В каждом посаде в своем наряде" 3 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 4 класс. Тема: "Вода - живительная стихия"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: продолжать знакомить детей с архетипами искусства на примере природной стихии - воды, раскрывая ее роль в жизни человека и место в искусстве.Планируе...

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и...