Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2012г., авторской программы Б.М. Неменского. Возможности предмета «Изобразительное искусство » позволяют гораздо больше, чем просто формировать у обучающихся картину мира с технологической направленностью. Учебный предмет «Изобразительное искусство » имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности( при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.doc | 204.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №9
г. Химки Московской области
Рабочая программа по изобразительному искусству
(базовый уровень)
4 «Б» класс
Составитель: Гущенская Ирина Петровна
учитель начальных классов высшей категории
2015 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОИУ ИСКУССТВУ
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2012г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2012г. Возможности предмета «Изобразительное искусство » позволяют гораздо больше, чем просто формировать у обучающихся картину мира с технологической направленностью. Учебный предмет «Изобразительное искусство » имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности( при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий.
Практическая деятельность на уроках является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения предмета «Изобразительное искусство »:
-приобретение личного опыта как основы обучения и познания
-приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью
-формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство » в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2012г.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности обучающихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления обучающихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс 135часов.
Предмет изучается: в 1 классе — 33ч в год, во 2-4 классах – 34 часа в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в в различных видах художественной деятельности (рисенке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
- приобретение первоначальных знаний по работе с информацией: рисунок, схема, таблица, текст.
Программа «Изобразительное искусство » является целостным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративное искусство, зрелищные и экранные искусства. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности – изобразительной, декоративной, конструктивной.
Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя». Осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме, выполнение декоративной и конструктивной работы, восприятие явлений действительности и произведений искусства и т.п.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. работа по проектной деятельности.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать обучающимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Планируемые результаты
В результате изучения искусства у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства ;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, художественный вкус;
- появится способность к реализации творческого потенциала, в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом»;
обучающиеся:
- овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства, смогут понимать образную природу искусства, давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России,
- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно- творческого замысла.
Содержание программы
Тема 4 класса «Каждый народ - художник» -34 часа
Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Истоки родного искусства (8 часов)
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются, украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках.
Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир.
Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
- Пейзаж родной земли
- Деревня – деревянный мир
- Красота человека
- Народные праздники
Древние города нашей земли (7 часов)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей, при формировании образа.
- Родной угол
- Древние соборы
- Города Русской земли
- Древнерусские воины-защитники
- Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва
- Узорочье теремов
- Пир в теремных палатах
Каждый народ – художник (11 часов)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира.
Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человека и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
- Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
- Народы гор и степей
- Города в пустыне
- Древняя Эллада
- Европейские города средневековья
- Многообразие художественных культур в мире
Искусство объединяет народы (8 часов)
Внутренний мир человека. Чувства человека. Героическая тема в искусстве разных народов.
Произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы. Тема детства, юности в искусстве.
- Материнство
- Мудрость старости
- Сопереживание
- Герои-защитники
- Юность и надежды
- Искусство народов мира
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня 'интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, исполнение им требований нового образовательного стандарта. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- «удовлетворительно/неудовлетворительно», т.е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
- «хорошо», «отлично» - оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Объектом оценки результатов служит, в полном соответствии с требованиями нового стандарта, способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения этих результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых детьми с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний курса «Изобразительное искусство».
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Важно то, чтобы комплект работ третьеклассника демонстрировал нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров изобразительной деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудио - записи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии, презентации, интерактивные материалы и др.
Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то отдельную неудачу и способствует пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Критерии оценивания детских работ
Оформление: оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов.
Техника выполнения: оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения.
Техническая реализация: сложность организации работы; соответствие рисунка заданной теме; название рисунка.
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое сопровождение (оборудование)
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
- портреты русских и зарубежных художников;
- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
- схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
- открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов, животных и птиц, насекомых;
- разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.
Электронно-программное обеспечение:
- электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;
- записи классической и народной музыки;
- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
- презентации по изобразительному искусству.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор , DVD-плееры, MP3-плееры;
- компьютер с художественным программным обеспечением;
- музыкальный центр;
- демонстрационный экран;
- демонстрационная доска для работы маркерами;
- цифровой фотоаппарат;
- сканер, ксерокс и цветной принтер.
Информационные материалы (программно-методическое обеспечение )
Дидактические материалы (сборники тестов, сценарии дидактических игр, обучающие программы )
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе
№ | дата | Тема урока | материал | Возможные виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | |||
предметные | личностные | метапредметные | ||||||
I четверть. «Истоки родного искусства» (8 часов) | ||||||||
1 | 04.09 | Пейзаж родной земли П /р: изображение российской природы. | Гуашь, кисти, бумага | Изображение характерных особенностей пейзажа родной природы. Овладение живописными навыками работы с гуашью. | Расширение представлений о жанре пейзаж, усвоение сути понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция», знакомство с творчеством художников – пейзажистов; умение изображать характерные особенности пейзажа родной природы. | мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, отзывчивости к красоте природы в произведениях русской живописи. | Понимание учебной задачи, отвечают на вопросы, обобщают собственное преставление, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | |
2 | 11.09 | Красота природы в произведениях русских художников. П/р: изображение осеннего пейзажа. | Гуашь, кисти, бумага. | Знакомство с произведениями русской живописи. Использование выразительных средств живописи для создания образов осенней природы. | Расширение представлений о жанре пейзаж, усвоение сути понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция», знакомство с творчеством художников - пейзажистов, овладение живописными навыками работы гуашью | мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, отзывчивости к красоте природы в произведениях русской живописи. | Понимание учебной задачи, отвечают на вопросы, обобщают собственное преставление, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | |
3 | 18.09 | Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы. П.р.: Изображение образа русской избы (изба – богатырь, изба – ель, избушка - бабушка). | Гуашь, кисти, бумага. | Знакомство с особенностями русской избы. Изображение живописными средствами образа русской избы. | Расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, о русском народном жилище, познакомятся с понятиями «асимметрия», «декор», «композиция» | мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, отзывчивости к красоте деревянного зодчества Руси. | Понимание учебной задачи, отвечают на вопросы, обобщают собственное преставление, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | |
4 | 25.09 | Деревня - деревянный мир. | Гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей. | Создание коллективного панно (с объединением индивидуально сделанных деталей). Знакомство с особенностями конструкции русской избы. Овладение навыками конструирования, коллективной деятельности. | Расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, о русском народном жилище, познакомятся с понятиями «асимметрия», «декор», «композиция», | мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, отзывчивости к красоте деревянного зодчества Руси. | Понимание учебной задачи, отвечают на вопросы, обобщают собственное преставление, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | |
5 | 2.10 | Русская красавица. П/р.: портрет женского сказочного персонажа | Бумага, гуашь, кисти | Формирование представления о красоте русского народного костюма, понимание и умение анализировать конструкцию русского народного костюма, овладение навыками изображения фигуры человека. | Расширят свои представления о культуре Руси, усвоят понятия, «декор», «композиция», познакомятся с творчеством выдающихся русских художников | мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, отзывчивости к красоте образа русской красавицы. | Понимание учебной задачи, отвечают на вопросы, обобщают собственное преставление, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | |
6 | 09.10 | Образ русского человека в произведениях художников П.р: рисунок человека в русском народном костюме | Бумага, гуашь, кисти | Формирование представлений о традиционном русском костюме. Характеризовать и оценивать образы человека в произведениях художников. Овладение навыками изображения фигуры человека. | Расширят свои представления о культуре Руси, усвоят понятия, «декор», «композиция», познакомятся с творчеством выдающихся русских художников | мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, отзывчивости к красоте образа русской красавицы. | Понимание учебной задачи, отвечают на вопросы, обобщают собственное преставление, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | |
7 | 16.10 | Календарные праздники. П.Р.: изображение праздника | Бумага, гуашь, кисти | Выполнение индивидуальной композиционной работы на заданную тему, применение полученных знаний в творческой деятельности. | Расширят свои представления о культуре и традициях Руси, познакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города | мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, отзывчивости к красоте народных праздников, обрядов и обычаев. | Понимание учебной задачи, отвечают на вопросы, обобщают собственное преставление, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | |
8 | 23.10 | Народные праздники П.Р.: создание коллективного панно | Гуашь, кисти, бумага | Познакомить с произведениями русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно , овладевать элементарными основами композиции | Расширение представлений о культуре и традициях Руси, усвоение понятия «композиция», работа с художественными материалами и инструментами | Понимание значения знаний для человека, восприятие произведений искусства, связь знаний о народных традициях с оценкой увиденного в произведениях искусства. | Понимание учебной задачи, отвечают на вопросы, обобщают собственное преставление, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | |
«Древние города нашей земли» (7 часов) | ||||||||
9 | 30.10 | Родной угол П.р,: изображение сторожевых башен | Гуашь, кисти, бумага | Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Анализировать роль пропорций в архитектуре. Знакомство с картинами русских художников | Знание картин русских художников, изображающих древнерусские города. Усвоение сути понятий сторожевая башня, ров, композиция, знать особенности укрепления древнерусского города | Умение эстетически оценивать красоту древнерусской архитектуры. | Понимание учебной задачи, отвечают на вопросы, обобщают собственное преставление, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | |
II четверть | ||||||||
10 | 13/11 | Древние соборы Изображение древнерусского храма или собора. | Гуашь, кисти, бумага | Собор – архитектурный и смысловой центр города. Знакомство с конструкцией, символикой древнего каменного храма, смысловое значение его частей. | Получить представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Умение изображать древнерусский храм | Умение эстетически оценивать архитектуру древнего города | ||
11 | 20/11 | Города Русской земли П.р.: коллективное панно «город-крепость» | Гуашь, бумага, клей, ножницы | Организация внутреннего пространства города. Жители древнего города, соответствие их одежды архитектурно-предметной среде. | Знать и называть основные части города, определять их функции и назначение. Изображать и моделировать пространство древнерусского города. | Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны. | Уметь выбирать средства художественной выразительности, слушать собеседника, вступать в диалог, работать в группе | |
12 | 27/11 | Древнерусские воины – защитники П.р.: изображение древнерусского богатыря. | Простой карандаш, бумага | Образ жизни людей древнерусского города. Одежда и оружие воинов. Цвет в одежде. Символическое значение орнаментов. | Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов – защитников Родины. Изображать древнерусских воинов, овладение навыками изображения фигуры человека | |||
13 | 4/12 | Золотое кольцо России П.р.: изображение карты путешествия по Золотому кольцу | Простой карандаш, бумага. | Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Особый облик города, сформированный историей, характером деятельности жителей. Храмы – памятники в Москве. | Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества. Создавать образ древнерусского города. | Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик. | ||
14 | 11/12 | Узорочье теремов П.р.: изображение сказочного терема | Гуашь, кисти, бумага | Терема, княжеские дворцы, боярские палаты. Их внутреннее убранство. Резные украшения. Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство украшений. | Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров. Уметь изображать праздничную нарядность, узорочье интерьера терема. | Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны. | Уметь выбирать средства художественной выразительности, слушать собеседника, вступать в диалог, работать в группе | |
15 | 18/12 | Праздничный пир в теремных палатах П.р.: коллективное панно | Гуашь, кисти, бумага | Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира. | Создавать многофигурные композиции в коллективных панно. | Сотрудничать в процессе создания общей композиции | ||
«Каждый народ – художник» (11 часов) | ||||||||
16 | 25/12 | Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры П.р.: изготовление модели цветущего дерева сакуры. | Пластилин, бумага, гуашь, клей | Знакомство с художественной культурой Японии. Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии. Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты. Традиционные праздники. | Иметь представления о различных художественных культурах., иметь представление об образе традиционных японских построек. Понимать особенности изображения , украшения, постройки в японском искусстве | Освоение новых эстетических представлений о поэтической красоте мира. | ||
III четверть | ||||||||
17 | 15/01/2016 | Оригами П.р. изготовление бумажного журавлика. | Бумага, ножницы. | Оригами – самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных и т.д. | Расширение представлений о культуре Японии, знакомство с искусством оригами. | Формирование эмоционально-ценностного отношения к традициям других народов. | ||
28 | 22/01 | Страна восходящего солнца. Образ человека, характер в японской культуре. П.р.: изображение женского образа - японки | Гуашь, бумага, кисти | Образ женской красоты -изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно. Особенности украшения в японском искусстве. | Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. Приобретать новые навыки в изображении человека, | Осваивать новые представления о красоте мира. | Понимание учебной задачи, отвечают на вопросы, обобщают собственное преставление, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | |
19 | 29/01 | Народы гор и степей П.р.: изображение жизни в степи. | Гуашь, бумага, кисти. | Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Традиции, род занятий людей. | Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту степей и горного пейзажа. Овладение живописными навыками в процессе самостоятельной творческой работы. | мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, отзывчивости к красоте природы в произведениях русской живописи. | ||
20 | 5/02 | Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры. П.р.: изображение степного пейзажа | Гуашь, альбом, кисти | Юрта как произведение архитектуры. Орнамент и его значение в украшении | Понимать и объяснять разнообразие и красоту природу различных регионов нашей страны. Изображать сцены жизни людей в степи. | Понимание учебной задачи, отвечают на вопросы, обобщают собственное преставление, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | ||
21 | 12/02 | Города в пустыне. П.р.: создание образа древнего среднеазиатского города. | Гуашь, бумага, кисти, ножницы, клей | Знакомство с особенностями художественной культуры Средней Азии. Орнаментальный характер культуры | Уметь объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Создавать образ древнего среднеазиатского города. | Учиться понимать красоту древнего города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей. | ||
22 | 19/02 | Древняя Эллада П.р.: пейзаж Эллады | Гуашь, кисти, бумага | Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Древнегреческий храм | Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения, изображать конструкцию древнегреческих храмов | Эстетически воспринимать произведения Древней Греции, выражать свое отношение к ним | ||
23 | 26/02 | Олимпийские игры П.р.: коллективное панно «олимпийские игры» | Гуашь, бумага, кисти, ножницы, клей | Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков. | Изображать олимпийских спортсменов, осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека | Эстетически воспринимать произведения Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Формирование отзывчивости к красоте древнегреческой скульптуры. | Понимание учебной задачи, отвечают на вопросы, обобщают собственное преставление, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | |
24 | 04/03 | Средневековый город П.р.:. «площадь средневекового города» | Гуашь, кисти, бумага | Формирование представлений об архитектуре и искусстве средневековой Европы. Образ готического храма, средневековая скульптура. | Расширение представлений о культуре средневековой Европы, усвоение сути понятий витраж, готика. Уметь организовывать рабочее место, использовать худ. Материалы и инструменты для работы | Мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, отзывчивости к красоте Средневековья. | ||
25 | 11/03 | Образ готического храма в средневековом городе П.р.: изображение готического собора | Гуашь, кисти, бумага | Формирование представлений об архитектуре и искусстве средневековой Европы. Образ готического храма, средневековая скульптура. | Расширение представлений о культуре средневековой Европы, усвоение сути понятий витраж, готика. Уметь организовывать рабочее место, использовать худ. Материалы и инструменты для работы | Мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, отзывчивости к красоте Средневековья. | Понимание учебной задачи, отвечают на вопросы, обобщают собственное преставление, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | |
26 | 18/03 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение. | Гуашь, кисти, бумага | |||||
IV четверть. «Искусство объединяет народы» (8 часов) | ||||||||
27-28 | 01/04 | Материнство П.р. портрет «улыбка мамы», п.р.: портрет на тему «мать и дитя» | Гуашь, кисти, бумага | Знакомство с произведениями художников на тему материнства, | Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства, рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, развивать навыки композиционного изображения. | Мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, отзывчивости к красоте образа женщины-матери в искусстве | Понимание учебной задачи, отвечают на вопросы, обобщают собственное преставление, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | |
29 | 08/04 | Мудрость старости П.р.: портрет бабушки или дедушки | Гуашь, кисти, бумага | Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Красота связи поколений, мудрости и доброты. Выражение мудрости старости в произведениях искусства. | Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека. Усвоение понятий жанр портрета, колорит, композиция | Мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, отзывчивости к красоте и мудрости пожилого человека | Понимание учебной задачи, отвечают на вопросы, обобщают собственное преставление, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | |
30 | 15/04 | Сопереживание. Дорогою добра П.р. авторский рисунок с драматическим сюжетом | Гуашь, кисти, бумага | Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать. | Уметь объяснять, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события. | Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. | Понимание учебной задачи, отвечают на вопросы, обобщают собственное преставление, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | |
31-32 | 22/04 29/04 | Герои – защитники П.р.: памятник герою. П.р.: памятник народному герою | Гуашь, кисти, бумага пластилин | Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монумент славы. | Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа, приводить примеры памятников героям Отечества. | Мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, отзывчивости к красоте в произведениях скульпторов | Понимание учебной задачи, отвечают на вопросы, обобщают собственное преставление, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. | |
33 | 06/05 | Юность и надежда П.р.: изображение образа юности и детства | Гуашь, кисти, бумага | Тема детства в изобразительном искусстве. | Выражение художественными средствами радости, мечты. Развитие композиционных навыков изображения. | Мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, отзывчивости к красоте юности | ||
34 | 13/05 | Искусство народов мира (обобщающий урок ) | Роль искусства в жизни человека. Искусство помогает людям понимать себя и других людей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...