Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

В качестве основы художественного воспитания отечественная педагогика рассматривает художественное творчество детей как процесс их приобщения ко всем видам искусства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.docx_izo.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по изобразительному искусству

Пояснительная записка

  1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

В качестве основы художественного воспитания отечественная педагогика рассматривает художественное творчество детей как процесс их приобщения ко всем видам искусства.

В соответствии с приоритетными направлениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена цель данного курса:

Духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи курса:

- развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;

- воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;

- реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;

- воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;

-   расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;

- знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;

- развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности. 

Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между теоретическими и практическими аспектами изучения изобразительного искусства.

В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику

проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности.  Это:

      - восприятие произведений искусства, которое развивает эмоциональную отзывчивость, способность к эмоциональному оцениванию увиденного не только в искусстве, но и в жизни, а также способность одномоментного восприятия сложных объектов и явлений; в дальнейшем

это позволит позитивно воспринимать мир, испытывать положительные чувства и эмоции в процессе его познания (по всем разделам учебников);

    - рисунок - постепенный переход от знакомства и овладения простыми линиями разной формы, их изобразительно-выразительными возможностями, через приобретение навыка различного нажима на карандаш и тонирования поверхности бумаги графитным карандашом к основам построения и передачи объема и пространства на листе бумаги. В совокупности эти действия не только формируют художественный взгляд на окружающий мир, но и обеспечивают качественное пространственно-образное мышление, способность к быстрым зарисовкам, выполнению несложных чертежей и планов (первый раздел учебников), а также зарисовок портретов знакомых, друзей, родственников (четвертый раздел учебников);

  - живопись - наблюдения детей за цветовыми сочетаниями в природе дополняются сначала их представлением о том, как они отражаются в картинах художников, а затем непосредственной деятельностью учащихся с цветом на основе различных материалов, включая эксперименты.

               Развитие чувствительности к цвету вообще и цветовым сочетаниям в частности облагораживает эмоциональную сферу школьников, способствует более точной эмоциональной оценке явлений и состояний в природе и в окружающей жизни, что в будущем станет, в частности, базой для гармонизации пространства и жизненной среды на работе и дома (второй раздел учебников);                

           -композиция  учит понимать целое, состоящее из различных частей, оценивать и понимать их роль в пространстве картины, рисунка, изделия, выделять главное и второстепенное, видеть соподчиненность элементов, выстраивать последовательность планов «ближе - дальше», «больше -меньше», «выше-ниже» (третий и четвертый разделы учебников);

        -декоративно-прикладное искусство раскрывает самобытность народной культуры, знакомит с традициями и обрядами разных народов, их бытом и образом жизни, показывает разнообразие и единство культур разных народов (третий раздел учебников);

        -скульптура и дизайн наглядно показывают пространственные особенности изучаемых предметов и объектов, показывают соотношение частей и целого, развивают пространственное мышление, знакомят с формообразованием, приобщают к красоте (третий раздел учебников).

               Каждый из этих видов деятельности постепенно и последовательно усложняется от класса к классу как в отношении изобразительного материала, так и в плане навыков его усвоения.

                 Выполнение проектно-творческих заданий в групповой и парной работе позволяет обобщать полученные знания и творчески применять их на практике, а также успешно развивать коммуникативные умения - задавать вопросы друг другу и взрослому, расспрашивать о чем-либо, понимать речь собеседника и др. (коллективные работы в конце каждого раздела учебников).

                 Разнообразие видов практической деятельности младших школьников и вариативность заданий, рассчитанных на разный уровень освоения учебного материала, нацелены на реализацию индивидуально- личностного подхода к учащимся. Этому способствуют и дифференцированные задания для мальчиков и девочек, варианты выполнения заданий с подробным описанием в учебниках этапов работы.

Наглядность и доступность изложения материала создает возможности для индивидуальной, в

том числе самостоятельной деятельности школьников разного уровня подготовленности, а также помогает учителю в объяснении темы урока.            

Тематический принцип структурирования учебного материала, при котором необходимые инструменты и соответствующие техники выполнения концентрируются вокруг предметных тем, придает содержанию уроков художественное единство.

               Формирование у учащихся целостной картины мира достигается наличием внутрипредметных содержательных линий и межпредметными связями. Тематизм дает возможность строить урок на материале произведений не только изобразительного, но и музыкального искусства, поэзии, художественной прозы, привлекать исторический и научный материал, усиливая межпредметные связи.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

  1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа составлена на основании:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012.  N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010)
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
  • Закона Тамбовской области от 4 июня 2007 г. N 212-З
    "О региональном компоненте государственного образовательного
    стандарта начального общего, основного общего и среднего
    (полного) общего образования Тамбовской области"
  • Учебного плана МАОУ СОШ №4 на 2013-2014 учебный год. (утвержден приказом №_____от_______ ) 

  1. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

 Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе     авторской программы  С.Г.Ашиковой (Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова / Сост. Н.В.Нечаева, С.В. Сабина. – Ч. 2. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.- 80 с.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2011).  

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В первом классе на изучение изобразительного искусства отводится 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).

На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

  1. Формы организации образовательного процесса.

-фронтальная

-парная

-групповая

-индивидуальная

-проектная деятельность

   6. Технологии обучения.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Игровые технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.

   7.  Виды и формы контроля.        

-контроль качества выполненной работы ежеурочно.

 Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по изобразительному искусству:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

     - интерес к русской художественной культуре на основе знакомства с произведениями И.И. Шишкина, И.И. Левитана, З.Е. Серебряковой и др.);

  - основа для восприятия художественного произведения, определение его основного настроения;

  -  эмоциональное восприятие образов природы, в том числе растительного и животного мира, отраженных в рисунке, картине;

  - первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;

  - положительное отношение к занятиям изобразительным искусством, интерес к отдельным видам художественно- творческой деятельности;

  - чувство гордости за свой народ через знакомство с народным творчеством;  интерес к человеку, его чувствам, мыслям через восприятие портретов, в том числе детских образов, автопортретов известных художников;

- основа для развития чувства прекрасного через доступные для детского восприятия художественные произведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;

- понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ;

- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности;

- уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательном отношении к людям;

-  мотивации к коллективной творческой работе;  представления о труде художника,

его роли в жизни каждого человека;

-  личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-  принимать учебную задачу;

- оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своей художественно-творческой деятельности;

-  понимать выделенные учителем ориентиры

- адекватно воспринимать предложения учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике;

- на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения;

- осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;

- воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- ориентироваться на первоначальном уровне в информационном и иллюстративном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации в справочном материале;

- использовать рисуночные и простые символические варианты выполнения работы;

-  понимать содержание художественных произведений;

- читать простое схематическое изображение.

Обучающийся получит возможность научиться:

- соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;

-  делать несложные выводы;

 - строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства;

-  соотносить содержание рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение».

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;

-  участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;

-  контролировать свои действия в коллективной работе;

- принимать настроение других людей, их эмоции от восприятия репродукций картин и фотоматериалов.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем;

-  обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты;

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;

-  следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности.

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

- эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;

- группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию;

- владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;

- осознавать, что архитектура и декоративно- прикладные искусства во все времена украшали жизнь человека;

- называть ведущие художественные музеи России.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;

-  принимать условность и субъективность художественного образа;

-  сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;

-  выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

- владеть простейшими основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, дизайна;

- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (рисунок, живопись);

- применять начальные навыки изображения растений, животных, человека, явлений природы;

-  использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи;

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

-  применять на их основе различные материалы для живописи, чтобы передавать образы явлений в природе;

- использовать простые формы для создания выразительных образов человека в скульптуре.

Обучающийся получит возможность научиться:

- создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;

-  выбирать характер линий для изображения того или иного образа;

-  овладевать на практике основами цветоведения;

- использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета;

- использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство

Обучающийся научится:

- выбирать художественные материалы для создания образов природы, человека, явлений;

- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения;

-  передавать характер объекта в живописи, графике и скульптуре.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  создавать средствами живописи эмоционально- выразительные образы природы;

-  видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;

-  изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.

Структура курса.

  1. Знакомство с художественными материалами – 3 часа
  2. Природа – главный художник. (Графика. Основы рисунка. Линия. Штрих. Цветовое пятно. Эскиз) – 7 часов
  3. Мир цвета. (Основы цветоведения. Основные цвета. Составные цвета. Цветовые гаммы. Цветовые оттенки) – 8 часов
  4. Искусство в человеке. (Виды изобразительного искусства. Живописец. Скульптор. Архитектор. Дизайнер) – 8 часов
  5. Человек в искусстве. (Портретный жанр. Пропорции человека. Детский портрет) – 3 часа
  6. Знакомство с музеем – 4 часа

Содержание программы

№п/п

Наименование раздела

Содержание программы

1

Природа _ главный художник.

(Графика. Основы рисунка. Линия. Штрих. Цветовое пятно. Эскиз)

Азбука рисования: Мы -  семья карандашей.

Мы - семья кистей. Мы - семья

красок. А я - бумага. Берем в руки карандаш… Берем в руки кисти… Как хранить

кисти. Как хранить рисунки.

Впечатление. Выражение: Природа

вокруг нас (передача в рисунке пространства неба и земли). Обитатели неба (передача пространства неба и земли другими

материалами + дополнительный рисунок

природных явлений в небе). Обитатели

Земли (простой рисунок форм животного

мира с детальными проработками фактуры

их поверхности). Между небом и землей

(рисунок явлений природы, которые соединяют небо и землю, опускаются с неба на землю; в различных техниках). Природные стихии. Путешествие воды (изображение различных состояний воды, по выбору, простыми средствами). Живое тянется к солнцу (изображение пространства неба и

земли и растительного мира в трех стадиях роста _ динамика развития растений).

В мастерской художника: Природные стихии (анализ произведений изобразительного искусства с изображением разных явлений природы).

Коллективная работа:  Шире круг (закрепление навыка -  рисунок непрерывной линии, штриховки внутри формы и прорисовка мелких деталей в крупной форме; первый опыт коллективной деятельности и оформления класса).

2

Мир цвета. (Основы цветоведения. Основные цвета. Составные цвета. Цветовые гаммы. Цветовые оттенки)

Азбука рисования: Смешение красок на

палитре. Техника работы кистью. На чем

пишут картины.

Впечатление. Выражение: Краски неба и земли (цвето- тональное изображение пространства неба и земли, рисунок природных явлений). Где ночует радуга (порядок расположения цветов в радуге, цветные рисунки с элементами радужного спектра). Эксперимент И. Ньютона (в лаборатории ученого - наглядное знакомство

с разложением солнечного света на 7 цветов). По законам радуги (знакомство с основными и составными цветами). Зимой и летом - разным цветом (знакомство с теплой и холодной  гаммой и ролью белой гуаши). Весна и осень - в гости просим (составление нежной и сдержанной

цветовых гамм). Ходит солнышко по кругу

(знакомство с цветовыми особенностями

утра, дня, вечера и ночи, составление и

подбор соответствующих цветовых гамм).

В мастерской художника:  Гаммы удивительных оттенков (работа с репродукциями картин художников). Художник, влюбленный в осень (о творчестве

И.И. Левитана).

Коллективная работа:  Оранжевое небо(работа с оттенками оранжевого цвета -

грунтовка поверхности ватмана, вырезание

фигур из подготовленной бумаги, составление композиции из созданных изображений).

3

Искусство в человеке. (Виды

изобразительного искусства. Живописец. Скульптор. Архитектор. Дизайнер)

Азбука рисования: Где пишут картины.

Впечатление. Выражение: Художник- живописец (ученику предлагается роль художника- живописца, который сам выбирает сюжет своей будущей картины). Деревья поведали (изображение леса различными материалами по выбору). Скульптор (моделирование фигуры Снегурочки из соленого теста с помощью вспомогательных форм). Архитектор (рисунок- проект нового дома). Пряничный домик (создание объемной формы здания с помощью пластических материалов). Дизайнер (изготовление веера по выбору из трех вариантов).

Золотая трава хохломы (знакомство с элементами русской росписи по дереву).

В мастерской художника: Художник,

полюбивший лес (о творчестве пейзажиста

И.И. Шишкина). Творческое содружество (рассказ о художнике- скульпторе и художнике- живописце).

Коллективная работа: Изумрудный

город (обобщение знаний, приобретенных

на уроках данного раздела).

4

 Человек в искусстве.

(Портретный жанр. Пропорции человека.  Детский портрет)

Впечатление. Выражение: Человек -  звезда (древний символ человека, пропорции человека в круге). Три возраста (знакомство с изображением человека в раз ном возрасте). Рисуем детский портрет (знакомство с особенностями изображения детского портрета, поэтапное изображение

рисунка).

В мастерской художника: С любовью

к детям (о творчестве З.Е. Серебряковой).

Знакомство с музеем: Государственная

Третьяковская галерея; Всероссийский музей декоративно- прикладного искусства; Дом- музей И.И. Левитана в Плесе.

Описание материально-технической базы

1.Дополнительная литература

1. Ашикова С.Г. Изобразительное искусство : учебник для 1 класса / под ред. А.А.Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».

2. Словари и энциклопедии по изобразительному искусству.

3. Искусство: учебно- методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. М.: Первое сентября.

4. Искусство в школе: общественно- педагогический и научно- методический журнал. М.: Искусство в школе.

5. Юный художник: журнал по изобразительному искусству для детей и юношества. М.: Юный художник

2.Наглядные пособия.

- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

-  портреты русских и зарубежных художников;

- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

-  таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

- схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

-  таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству;

- открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;

-  стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц;

- разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.

3.Электронно - программное обеспечение (по возможности):

-  электронные библиотеки по искусству, DVD- фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;

- записи классической и народной музыки;

-  специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).

4.Технические средства обучения:

-  мультимедийный проектор, DVD- плееры, MP3- плееры;

-  компьютер с художественным программным обеспечением;

-  цифровой фотоаппарат;

- сканер, ксерокс и цветной принтер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.

В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...

рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс

в программе содержится тематическое планирование по предметам 2 класса...

Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс.

Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе:- Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009г;- ...

рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...

Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от ...

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена по программе Неменского Б.М. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД....