Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Рабочая программа разработана на основе авторской программы УМК «Школа России» и Регионального компонента начального образования Архангельской области «Морянка». Программа включает проектную и исследовательскую деятельность обучающихся и УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Брин-Наволоцкая средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании

МО учителей начальных классов

протокол №      от  

Руководитель МО

…………Выдрина З.А.

Согласовано.

с зам.директора по УВР

……............ Выручаева Л.В.

Утверждаю.

 Директор МБОУ «Брин-

 Наволоцкая СОШ»                    

     ……………….  Юркина С.В.

Приказ №        от      .   .2014г

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по  изобразительному искусству

для 3 класса

Выдриной Зои Анатольевны,

учителя начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ «Брин-Наволоцкая СОШ»

п. Брин-Наволок

2014 – 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые документы

• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки  РФ от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования);

• Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Брин-Наволоцкая СОШ» муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области;

• Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.2. – М., 2009;

• Авторская программа Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». – М., 2012;

• Региональный компонент;

• Учебный план МБОУ «Брин-Наволоцкая СОШ»;

• Федеральный перечень учебников.

Цели и задачи

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели начального общего образования по «Изобразительному искусству»:

  • Развитие личности обучающихся средствами искусства;
  • Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи курса:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования на изучение изобразительного искусства в 3 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю, что соответствует УП МБОУ «Брин-Наволоцкая СОШ». На региональный компонент отводится 3 часа.

Срок реализации программы учебного предмета «Изобразительное искусство. 3 класс» – один учебный год (34 часа, 1 час в неделю).

Структура курса

Материал курса сгруппирован в четыре раздела.

Первый тематический раздел «Искусство в твоем доме» знакомит обучающихся, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Школьники приходят к выводу, что без участия Мастеров Изображения, Украшения и Постройки не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Материал второго раздела «Искусство на улицах твоего города» рассказывает о том, что все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Архангельск, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.

Третий раздел «Художник и зрелище» дает представление о  зрелищных искусствах, в которых  принимали участие Братья-Мастера с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. Обучающиеся под руководством педагога последовательно выполняют занавес, декорации, костюмы, куклы, афишу для театрализованного представления.

Четвертый раздел «Художник и музей» знакомит обучающихся с музеями – хранителями великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. В данном разделе дети узнают, что бывают и домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры.

            Планируемые результаты

Личностные результаты:

• Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

• Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

• Понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

• Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

• Сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

• Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

• Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

• Умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку   деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

• Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.

• Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Предметные результаты:

• Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

• Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

• Понимание образной природы искусства;

• Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

• Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

• Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

• Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 

• Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

• Умение видеть изуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

• Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

• Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

• Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

• Освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

• Овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 

• Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

• Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

• Изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

• Умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

• Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;

• Умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

• Выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

• Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Изменения, внесённые в рабочую программу

         В рабочую программу не внесены изменения, она полностью соответствует ФГОС НОО и авторской программе.

Используемый УМК

• Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

• Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Просвещение, 2014.

• Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Методическое пособие к учебникам под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2011.

• Уроки изобразительного искусства: поурочные разработки.1-4 классы. Под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2014.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

•        имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • названия наиболее крупных художественных музеев России;
  • названия известных центров народных художественных ремесел России;

• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;

• что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.

Обучающиеся должны уметь:

• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;

• использовать элементарные приемы изображения пространства;

• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;

 правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.

 

Обучающиеся должны быть  способны использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.;
  • владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Учебно-тематический план

№ темы

Название темы по программе

Количество часов

Контрольные работы

Практическая часть

Региональное содержание

Авторская программа

Рабочая программа

Пр.р./Р.р.

Л.р./Вн.чт.

1

Искусство в твоём доме.

1

2

Искусство на улицах твоего города.

1

3

Художник и зрелище.

11ч

11ч

4

Художник и музей.

1

Всего

34 ч

34 ч

3

Содержание учебного предмета

Искусство в твоем доме (8ч)

Твои игрушки. Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка и роспись игрушки из глины.

Посуда у тебя дома. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа «Мастеров Постройки, Украшения и Изображения» в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

Обои и шторы в твоем доме. Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

Мамин платок. Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

Твои книжки. Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Поздравительная открытка. Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города (7ч)

Памятники архитектуры – наследие веков. Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

Парки, скверы, бульвары. Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».

Фонари на улицах и в парках. Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Витрины магазинов. Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

Транспорт в городе. В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы).

 

Художник и зрелище (11ч)

Театральные маски. Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Художник в театре. Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

Театр кукол. Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Театральный занавес. Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2-4 человека).

Афиша, плакат. Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.

Художник и цирк. Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)

   

Художник и музей (8ч)

Музеи в жизни города. Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

Искусство, которое хранится в этих музеях. Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Картина-пейзаж. Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

Картина-портрет. Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Исторические картины и картины бытового жанра. Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы).


Календарно-тематическое планирование

п/п

/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Результаты

Практическая работа

Дата проведения фактическая

Личностные

Метапредметные

Предметные

Раздел 1. Искусство в твоем доме (8ч)

1

1

Твои игрушки. Создание игрушки из глины.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека.

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение  находить нужную информацию

и пользоваться ею.

Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки.

Умение преобразиться

в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать  и расписывать игрушки.

2

2

Твои игрушки. Роспись игрушки из глины.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека.

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение  находить нужную информацию

и пользоваться ею.

Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки.

Умение преобразиться

в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать  и расписывать игрушки.

3

3

Посуда у тебя дома. Роспись чайного сервиза.

Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками  создания выразительной формы посуды.

Эмоциональная отзывчивость

на произведения ИЗО.

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Знание работы мастеров Постройки, Украшения, Изображения. Знание отличия образцов посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома).

Умение изобразить посуду по своему образцу. Знание понятия «сервиз».

4

4

Обои и шторы у тебя дома. Создание эскиза штор для детской комнаты.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Участвовать в обсуждении  

содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Знание  роли художников

в создании обоев, штор. Понимание роли каждого из Братьев-Мастеров  в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы.

5

5

Мамин платок.

РКм Создание эскиза платка для мамы.

Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Знание основных вариантов композиционного решения росписи платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза  росписи платка.

6

6

Твои книжки. Конструирование обложки для любимой книги.

Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.).

Создавать проект детской книжки-игрушки.

Формирование навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Знание художников, выполняющих иллюстрации. Знание отдельных элементов  оформления книги.  Овладеть навыками коллективной работы.

7

7

Открытки. Создание эскиза открытки ко Дню Матери.

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.

Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Знание  видов графических работ (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике).

Умение выполнить

простую графическую работу.

8

8

Труд художника для твоего дома. Выставка и обсуждение детских работ.

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

Осознавать важную роль художника, его труда  в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Эстетически оценивать работы сверстников.

Раздел 2. Искусство на улицах твоего города (7ч)

9

1

Памятники архитектуры.

РКМ. Изображение памятника погибшим воинам.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание  основных памятников родного края, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного края.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение  находить нужную информацию

и пользоваться ею.

Знание художников – скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры – это достояние народа.

10

2

Парки, скверы, бульвары. Изображение парка.

Сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения.  

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.

Знание, в чем заключается работа художника-архитектора. Знание, понятия «ландшафтная архитектура»; что работа художника-архитектора – работа

целого коллектива. Умение изобразить парк или сквер. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

11

3

Ажурные ограды. Вырезание из бумаги ажурных ворот.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Архангельске. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.

Закрепить приемы работы с бумагой:   складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных форм ажурных сцеплений металла.

Умение  конструировать

из бумаги ажурные решетки.

12

4

Волшебные фонари. Изображение старинного фонаря.

Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным фонарям в Санкт-Петербурге, Москве, Архангельске. Отмечать особенности формы и украшений.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Изображать необычные фонари. Знание  видов и назначение фонарей.

Умение придумать свои варианты фонарей для детского праздника.

13

5

Витрины. Оформление витрины магазина игрушек.

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города.    

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина.

14

6

Удивительный транспорт. Изображение фантастической машины.

Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Видеть, сопоставлять, объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями. Знание разных видов транспорта.

Умение изобразить разные виды транспорта. Обрести новые навыки в конструировании бумаги.

15

7

Труд художника на улицах твоего поселка. Рисунок на тему «Мой посёлок».

Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

Овладеть приемами коллективной творческой деятельности.

Раздел 3. Художник и зрелище (11ч)

16

1

Выполнение рисунка на тему «Я в цирке»

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

Знание отличия и сходство театра и цирка.

Умение создать эскиз циркового представления. Знание элементов оформления, созданных художником в цирке: костюм, реквизит.

17

2

Художник в театре. Создание персонажей сказки для игры в спектакль.

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям.

Знание истоков театрального искусства.  

Умение создать эпизод

театральной сказки. Придумать эскиз театрального костюма

Знание, каким был древний античный театр.

Умение нарисовать эскиз театрального костюма.

18

3

Создание куклы из бросовых материалов  для кукольного театра.

Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.

Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Знание истоков театрального искусства.  

Умение создать образ героя.

19

4

Создание куклы из бросовых материалов  для кукольного театра.

Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.

Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Знание истоков театрального искусства.  

Умение создать образ героя.

20

5

Конструирование театральной маски.

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям.

Знание истории происхождения театральных масок.

Умение конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

21

6

Конструирование театральной маски.

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям.

Знание истории происхождения театральных масок.

Умение конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

22

7

Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.

Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

Знание  назначения афиши.  

Умение создать эскиз афиши к спектаклю.

Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения.

23

8

Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.

Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

Знание  назначения афиши.  

Умение создать эскиз афиши к спектаклю.

Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения.

24

9

Рисование на тему «Праздник в поселке».

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать, как можно украсить город к празднику Победы, Новому году.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Знание элементов праздничного  оформления, умение использовать художественные материалы, передавать настроение в творческой работе.

25

10

Украшение класса к  праздничному карнавалу.

Понимать, какую роль играет праздничное оформление для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Знание роли художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества.

26

11

Украшение класса к  праздничному карнавалу.

Понимать, какую роль играет праздничное оформление для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Знание роли художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества.

Раздел 4. Художник и музей (8ч)

27

1

Музеи в жизни города. Заочная экскурсия.

Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления  о самых разных видах музеев.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Знания о самых значительных музеях искусства России. Знания о роли художника в создании музейных экспозиций. Умение изобразить интерьер музея.

28

2

Изображение образа Родины в  пейзаже по представлению. РКМ. Архангельская земля богата талантами.

А.Борисов.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы.

Знание художников, изображающих пейзажи. Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета

в пейзаже. Умение  изобразить пейзаж по представлению.

29

3

Создание портрета.

Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Овладевать основами живописи. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Знание картин и художников, изображающих портреты. Умение создатьпортрет кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета.

30

4

Картина-натюрморт на тему «Все профессии важны»

Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Знание, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт.

Умение изобразить

натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). Развитие композиционных и живописных навыков. Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта.

31

5

Рисование на тему «День Победы в посёлке»

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Знание отличия исторических  и бытовых картин.

Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей. Развитие композиционных навыков. Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изображения в смешанной технике.

32

6

Рисование на тему «День Победы в посёлке»

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Знание отличия исторических  и бытовых картин.

Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей. Развитие композиционных навыков. Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изображения в смешанной технике.

33

7

Скульптура в музее и на улице. Лепка фигуры человека.

Рассуждать, эстетически относиться к произведению искусства (скульптуре), объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Знание, что такое скульптура. Знание нескольких знаменитых памятников и их авторов.

Умение смотреть

на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

34

8

Художественная выставка лучших работ за год (обобщение темы).

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ.

Знание   крупнейших музеев страны. Понимание роли художника в жизни каждого человека.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4» («хорошо») - обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«3» («удовлетворительно») - обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

«2» («плохо») - обучающийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Материально-техническое оснащение: 

Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса:

- портреты русских и зарубежных художников;

- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

- схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

- таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству;

- Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями рабочей программы.

- Репродукции картин.

- Книги по декоративно-прикладному искусству.

- Демонстрационные  таблицы по темам урока.

• Модели и натуры:

- гербарии;

- гипсовые орнаменты;

- изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

• Аудиомагнитофон.                                                                                                            

• Мультимедийный проектор и экспозиционный экран.                                                  

• Персональный компьютер с принтером.

2. Литература:

1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. 3-е издание. – М.: Просвещение, 2011.

2. Бабушкины уроки: художественный труд и изобразительное искусство в начальной школе. – Архангельск, 1997.

3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество./ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А.Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2000.

4. Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3ч. 3-е издание.– М.: Просвещение, 2011.

5. Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для учителя / [И.В.Богданова и др.]; отв. ред. И.Ф.Полякова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2012.

6. Начальная школа. Научно-методический журнал. – М.: «Начальная школа и образование».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.

Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...