Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе авторской программы УМК «Школа России» и Регионального компонента начального образования Архангельской области «Морянка». Программа включает проектную и исследовательскую деятельность обучающихся и УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Брин-Наволоцкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов протокол № от Руководитель МО …………Выдрина З.А. | Согласовано. с зам.директора по УВР ……............ Выручаева Л.В. | Утверждаю. Директор МБОУ «Брин- Наволоцкая СОШ» ………………. Юркина С.В. Приказ № от . .2014г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 3 класса
Выдриной Зои Анатольевны,
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «Брин-Наволоцкая СОШ»
п. Брин-Наволок
2014 – 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования);
• Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Брин-Наволоцкая СОШ» муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области;
• Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.2. – М., 2009;
• Авторская программа Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». – М., 2012;
• Региональный компонент;
• Учебный план МБОУ «Брин-Наволоцкая СОШ»;
• Федеральный перечень учебников.
Цели и задачи
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели начального общего образования по «Изобразительному искусству»:
- Развитие личности обучающихся средствами искусства;
- Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования на изучение изобразительного искусства в 3 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю, что соответствует УП МБОУ «Брин-Наволоцкая СОШ». На региональный компонент отводится 3 часа.
Срок реализации программы учебного предмета «Изобразительное искусство. 3 класс» – один учебный год (34 часа, 1 час в неделю).
Структура курса
Материал курса сгруппирован в четыре раздела.
Первый тематический раздел «Искусство в твоем доме» знакомит обучающихся, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Школьники приходят к выводу, что без участия Мастеров Изображения, Украшения и Постройки не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Материал второго раздела «Искусство на улицах твоего города» рассказывает о том, что все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Архангельск, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.
Третий раздел «Художник и зрелище» дает представление о зрелищных искусствах, в которых принимали участие Братья-Мастера с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. Обучающиеся под руководством педагога последовательно выполняют занавес, декорации, костюмы, куклы, афишу для театрализованного представления.
Четвертый раздел «Художник и музей» знакомит обучающихся с музеями – хранителями великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. В данном разделе дети узнают, что бывают и домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• Сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
• Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
• Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
• Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
• Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Предметные результаты:
• Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• Понимание образной природы искусства;
• Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• Умение видеть изуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• Освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
• Овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• Умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
• Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;
• Умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
• Выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
• Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Изменения, внесённые в рабочую программу
В рабочую программу не внесены изменения, она полностью соответствует ФГОС НОО и авторской программе.
Используемый УМК
• Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
• Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Просвещение, 2014.
• Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Методическое пособие к учебникам под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2011.
• Уроки изобразительного искусства: поурочные разработки.1-4 классы. Под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России;
• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;
• что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.
Обучающиеся должны уметь:
• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;
• использовать элементарные приемы изображения пространства;
• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;
• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.
Обучающиеся должны быть способны использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.;
- владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Учебно-тематический план
№ темы | Название темы по программе | Количество часов | Контрольные работы | Практическая часть | Региональное содержание | ||
Авторская программа | Рабочая программа | Пр.р./Р.р. | Л.р./Вн.чт. | ||||
1 | Искусство в твоём доме. | 8ч | 8ч | 1 | |||
2 | Искусство на улицах твоего города. | 7ч | 7ч | 1 | |||
3 | Художник и зрелище. | 11ч | 11ч | ||||
4 | Художник и музей. | 8ч | 8ч | 1 | |||
Всего | 34 ч | 34 ч | 3 |
Содержание учебного предмета
Искусство в твоем доме (8ч)
Твои игрушки. Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка и роспись игрушки из глины.
Посуда у тебя дома. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа «Мастеров Постройки, Украшения и Изображения» в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
Обои и шторы в твоем доме. Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
Мамин платок. Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.
Твои книжки. Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка. Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города (7ч)
Памятники архитектуры – наследие веков. Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
Парки, скверы, бульвары. Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
Фонари на улицах и в парках. Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины магазинов. Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
Транспорт в городе. В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы).
Художник и зрелище (11ч)
Театральные маски. Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре. Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол. Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Театральный занавес. Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2-4 человека).
Афиша, плакат. Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
Художник и цирк. Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)
Художник и музей (8ч)
Музеи в жизни города. Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
Искусство, которое хранится в этих музеях. Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина-пейзаж. Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Картина-портрет. Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра. Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № /п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Результаты | Практическая работа | Дата проведения фактическая | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||
Раздел 1. Искусство в твоем доме (8ч) | ||||||||
1 | 1 | Твои игрушки. Создание игрушки из глины. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека. | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию и пользоваться ею. | Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки. Умение преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки. | ||
2 | 2 | Твои игрушки. Роспись игрушки из глины. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека. | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию и пользоваться ею. | Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки. Умение преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки. | ||
3 | 3 | Посуда у тебя дома. Роспись чайного сервиза. | Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками создания выразительной формы посуды. | Эмоциональная отзывчивость на произведения ИЗО. | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Знание работы мастеров Постройки, Украшения, Изображения. Знание отличия образцов посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Умение изобразить посуду по своему образцу. Знание понятия «сервиз». | ||
4 | 4 | Обои и шторы у тебя дома. Создание эскиза штор для детской комнаты. | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Знание роли художников в создании обоев, штор. Понимание роли каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы. | ||
5 | 5 | Мамин платок. РКм Создание эскиза платка для мамы. | Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Знание основных вариантов композиционного решения росписи платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка. | ||
6 | 6 | Твои книжки. Конструирование обложки для любимой книги. | Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Создавать проект детской книжки-игрушки. | Формирование навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Знание художников, выполняющих иллюстрации. Знание отдельных элементов оформления книги. Овладеть навыками коллективной работы. | ||
7 | 7 | Открытки. Создание эскиза открытки ко Дню Матери. | Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Знание видов графических работ (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике). Умение выполнить простую графическую работу. | ||
8 | 8 | Труд художника для твоего дома. Выставка и обсуждение детских работ. | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Эстетически оценивать работы сверстников. | ||
Раздел 2. Искусство на улицах твоего города (7ч) | ||||||||
9 | 1 | Памятники архитектуры. РКМ. Изображение памятника погибшим воинам. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание основных памятников родного края, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного края. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию и пользоваться ею. | Знание художников – скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры – это достояние народа. | ||
10 | 2 | Парки, скверы, бульвары. Изображение парка. | Сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | Знание, в чем заключается работа художника-архитектора. Знание, понятия «ландшафтная архитектура»; что работа художника-архитектора – работа целого коллектива. Умение изобразить парк или сквер. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. | ||
11 | 3 | Ажурные ограды. Вырезание из бумаги ажурных ворот. | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Архангельске. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | Закрепить приемы работы с бумагой: складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных форм ажурных сцеплений металла. Умение конструировать из бумаги ажурные решетки. | ||
12 | 4 | Волшебные фонари. Изображение старинного фонаря. | Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным фонарям в Санкт-Петербурге, Москве, Архангельске. Отмечать особенности формы и украшений. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Изображать необычные фонари. Знание видов и назначение фонарей. Умение придумать свои варианты фонарей для детского праздника. | ||
13 | 5 | Витрины. Оформление витрины магазина игрушек. | Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина. | ||
14 | 6 | Удивительный транспорт. Изображение фантастической машины. | Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Видеть, сопоставлять, объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями. Знание разных видов транспорта. Умение изобразить разные виды транспорта. Обрести новые навыки в конструировании бумаги. | ||
15 | 7 | Труд художника на улицах твоего поселка. Рисунок на тему «Мой посёлок». | Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Овладеть приемами коллективной творческой деятельности. | ||
Раздел 3. Художник и зрелище (11ч) | ||||||||
16 | 1 | Выполнение рисунка на тему «Я в цирке» | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Знание отличия и сходство театра и цирка. Умение создать эскиз циркового представления. Знание элементов оформления, созданных художником в цирке: костюм, реквизит. | ||
17 | 2 | Художник в театре. Создание персонажей сказки для игры в спектакль. | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям. | Знание истоков театрального искусства. Умение создать эпизод театральной сказки. Придумать эскиз театрального костюма Знание, каким был древний античный театр. Умение нарисовать эскиз театрального костюма. | ||
18 | 3 | Создание куклы из бросовых материалов для кукольного театра. | Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Знание истоков театрального искусства. Умение создать образ героя. | ||
19 | 4 | Создание куклы из бросовых материалов для кукольного театра. | Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Знание истоков театрального искусства. Умение создать образ героя. | ||
20 | 5 | Конструирование театральной маски. | Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям. | Знание истории происхождения театральных масок. Умение конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | ||
21 | 6 | Конструирование театральной маски. | Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям. | Знание истории происхождения театральных масок. Умение конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | ||
22 | 7 | Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю. | Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Знание назначения афиши. Умение создать эскиз афиши к спектаклю. Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения. | ||
23 | 8 | Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю. | Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Знание назначения афиши. Умение создать эскиз афиши к спектаклю. Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения. | ||
24 | 9 | Рисование на тему «Праздник в поселке». | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать, как можно украсить город к празднику Победы, Новому году. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Знание элементов праздничного оформления, умение использовать художественные материалы, передавать настроение в творческой работе. | ||
25 | 10 | Украшение класса к праздничному карнавалу. | Понимать, какую роль играет праздничное оформление для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Знание роли художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества. | ||
26 | 11 | Украшение класса к праздничному карнавалу. | Понимать, какую роль играет праздничное оформление для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Знание роли художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества. | ||
Раздел 4. Художник и музей (8ч) | ||||||||
27 | 1 | Музеи в жизни города. Заочная экскурсия. | Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления о самых разных видах музеев. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Знания о самых значительных музеях искусства России. Знания о роли художника в создании музейных экспозиций. Умение изобразить интерьер музея. | ||
28 | 2 | Изображение образа Родины в пейзаже по представлению. РКМ. Архангельская земля богата талантами. А.Борисов. | Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. | Знание художников, изображающих пейзажи. Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже. Умение изобразить пейзаж по представлению. | ||
29 | 3 | Создание портрета. | Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Овладевать основами живописи. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Знание картин и художников, изображающих портреты. Умение создатьпортрет кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета. | ||
30 | 4 | Картина-натюрморт на тему «Все профессии важны» | Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Знание, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт. Умение изобразить натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). Развитие композиционных и живописных навыков. Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта. | ||
31 | 5 | Рисование на тему «День Победы в посёлке» | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Знание отличия исторических и бытовых картин. Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей. Развитие композиционных навыков. Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изображения в смешанной технике. | ||
32 | 6 | Рисование на тему «День Победы в посёлке» | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Знание отличия исторических и бытовых картин. Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей. Развитие композиционных навыков. Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изображения в смешанной технике. | ||
33 | 7 | Скульптура в музее и на улице. Лепка фигуры человека. | Рассуждать, эстетически относиться к произведению искусства (скульптуре), объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Знание, что такое скульптура. Знание нескольких знаменитых памятников и их авторов. Умение смотреть на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. | ||
34 | 8 | Художественная выставка лучших работ за год (обобщение темы). | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ. | Знание крупнейших музеев страны. Понимание роли художника в жизни каждого человека. |
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«4» («хорошо») - обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
«3» («удовлетворительно») - обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
«2» («плохо») - обучающийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Материально-техническое оснащение:
• Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса:
- портреты русских и зарубежных художников;
- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
- схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству;
- Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями рабочей программы.
- Репродукции картин.
- Книги по декоративно-прикладному искусству.
- Демонстрационные таблицы по темам урока.
• Модели и натуры:
- гербарии;
- гипсовые орнаменты;
- изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
• Аудиомагнитофон.
• Мультимедийный проектор и экспозиционный экран.
• Персональный компьютер с принтером.
2. Литература:
1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. 3-е издание. – М.: Просвещение, 2011.
2. Бабушкины уроки: художественный труд и изобразительное искусство в начальной школе. – Архангельск, 1997.
3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество./ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А.Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2000.
4. Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3ч. 3-е издание.– М.: Просвещение, 2011.
5. Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для учителя / [И.В.Богданова и др.]; отв. ред. И.Ф.Полякова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2012.
6. Начальная школа. Научно-методический журнал. – М.: «Начальная школа и образование».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.
Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....