Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 - 4 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для начальной школы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, на основе примерной  программы начального общего образования, примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа), примерной программы по математике и на основе авторской программы Б.М.Неменского, «Изобразительное искусство».

Программа по предмету «Изобразительное искусство» рассчитана на учащихся 1-4 классов начальной школы. На изучение предмета отводится согласно Федеральному базисному образовательному плану 135 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_izo_1-4_klassy.docx129.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Утверждаю

Директор

____________ 

«___»_____________2015 г.

Рабочая программа по изобразительному искусству.

1-4 классы

Составитель:

Москва

2016 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ        

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ        

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УУД        

1 КЛАСС        

2 КЛАСС        

3 КЛАСС        

4 КЛАСС        

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ        


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для начальной школы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, на основе примерной  программы начального общего образования, примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа), примерной программы по математике и на основе авторской программы Б.М.Неменского, «Изобразительное искусство».

Основными целями начального обучения математике являются:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Изобразительное искусство» в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Таким образом, художественно-эстетическое развитие учащегося является важным условием социализации личности, способом его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время способом самопознания и самоидентификации.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Изобразительное искусство» является частью предметной области «Искусство». Программа по предмету «Изобразительное искусство» рассчитана на учащихся 1-4 классов начальной школы. На изучение предмета отводится согласно Федеральному базисному образовательному плану 135 часов: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часов, 3 класс – 34 часов, 4 класс – 34 часов, таким образом, на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа по математике составлена в тесной связи с программами по другим учебным дисциплинам начального образования, особенно с программами по окружающему миру и ручному труду.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Приоритетная  цель  художественного  образования  в  школе  —  духовно-нравственное  развитие

ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное  отношение  к  культуре  и  искусству  других  народов  нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого

отдельного человека;

  • сформированность        эстетических        чувств,        художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение  навыками  коллективной  деятельности  в  процессе  совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение  сотрудничать  с  товарищами  в  процессе  совместной  деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно- прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопла- стики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Ты учишься изображать

1.

Изображения всюду вокруг нас. Изображения в жизни человека.

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит

2.

Мастер Изображения учит видеть. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма».

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях, деталях природы рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать по форме различные листья и выявлять ее геометрической основы. Использовать этот опыт в изображении разных по форме деревьев.

Сравнивать пропорции частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).

Изображать на плоскости  заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).

3.

Изображать можно пятном.  Пятно как способ изображения на плоскости.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т. е. дорисовывания пятна (кляксы).

4

В гостях у Золотой осени. .П.Поленов «Осень в Абрамцеве».

5

Изображать можно в объеме. Объемные изображения.

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т.д.).

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).

Овладевать первичными навыками изображения в объеме (пластилин).

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

6

Изображать можно линией.

Линейные изображения на плоскости

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

7

Разноцветные краски..

Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т.д.), приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешения и наложения цветовых пятен при создании красочных ковриков.

Изображать методом смешивания и наложения цветных пятен красочный коврик. Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика).

8.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Выражение настроения в изображении.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т.д.).

Изображать радость или грусть.

9

Художники и зрители (обобщение темы).

Цвет и краски в картинах художников.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

Ты украшаешь

10.

Мир полон украшений.

Цветы.

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

11.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры на крыльях. Ритм пятен (симметрия).

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Понимать простые основы симметрии.

Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре.

Изучать технику монотипии (отпечаток красочного пятна).

Изображать (декоративно) бабочек, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

12

Красоту надо уметь замечать.

Рыбы.

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре.

Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах.

Освоить простые приемы техники монотипии.

Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.

13.

Красоту надо уметь замечать.

Птицы.

Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.

Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность.

Овладеть первичными навыками работы в объемной аппликации и коллаже.

14

Узоры, которые создали люди. Орнамент.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Получать первичные навыки декоративного изображения.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

15

Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине.

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. 

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т.д.).

Ты строишь

16.

Мастер Украшения помогает сделать.

Подготовка к Новому году.

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику.

Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

17

18

Постройки в нашей жизни

Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы

19

20.

Дома бывают разными.

Составные части дома и разнообразие их форм.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. 

Анализировать, из каких основных частей состоят дома.

Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков»).

21.

Домики, которые построила природа.

Наблюдать постройки в природе. Анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Изображать (лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов.

Изображать (лепить) удобные домики для слона, жирафа и крокодила.

Выявлять форму, конструкцию, взаимосвязь частей домиков.

22.

Какие можно придумать дома.

23.

Дом снаружи и внутри.

Внутреннее устройство дома, его наполнение.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

24.

Строим город.

Конструирование игрового города.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка.

25.

Все имеет свое строение.

Конструкция предмета.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

26.

Строим вещи.

Конструирование предметов быта.

Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

27.

Город, в котором мы живем.

Создание образа города

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.

Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.

Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

28.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

29

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Различать три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): украшение, изображение, постройка.

Анализировать, в чем состояла работа Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

30

«Сказочная страна». Создание панно. Изображение сказочного мира.

Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Моделировать в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни.

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять  свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

31.

«Праздник весны».

Конструирование из бумаги.

Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.

Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.

Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей художественных материалов.

32.

Урок любования.

Времена года.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя

Учиться поэтическому   видению мира, развивая фантазию и творческое воображение.

Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами.

Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью.

Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно.

Овладеть приемами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами.

Овладевать навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования.

33.

Здравствуй, лето!

Образ лета в творчестве российских художников.

Любоваться красотой природы.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и желательно подлинных произведений в художественном музее или на выставке.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!».


2 класс

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Как и чем работают художники (6ч)

1

Три основных краски, строящие многоцветие мира.

Наблюдать цветовые сочетания в природе.

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».

Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах

2

Пять красок – все богатство цвета и тона.

Различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.

Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита.

Развивать навыки работы гуашью.

Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий.

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Расширять знания о художественных материалах.

Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.

Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.

Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше).

Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

4

Выразительные возможности аппликации.

Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.

Овладевать техникой и способами аппликации.

Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.

Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.

Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.

Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).

Изображать, используя графические материалы, зимний лес.

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые при- меняются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Овладевать приёмами работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление)

5

Выразительные возможности графических материалов.

6

Выразительность материалов для работы в объеме

О чём говорит искусство 13ч

7

Выражение  характера изображаемых животных

Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.

Давать устную зарисовку-характеристику зверей.

Входить в образ изображаемого животного.

Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.

Развивать навыки работы гуашью.

8

Изображения характера человека: мужской образ

Характеризовать доброго и злого сказочных героев.

Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов.

Учиться изображать эмоциональное состояние человека.

Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи).

Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.

Изображать человека, выражая своё отношение к нему, своё понимание этого человека.

9

Изображение характера человека: женский образ

10

Украшения и реальность

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.

Эмоционально откликаться на красоту природы.

Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).

Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.

Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.,  

11

Украшения и фантазия

Рассматривать придуманные узоры, анализировать их формы, пропорции.

Эмоционально откликаться на красоту различных изображений.

Осваивать навыки работы с применением различных техник.

Участвовать в создании коллективной работы.

Распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы

12

Постройка и реальность

Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.

Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе.

Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).

Конструировать из бумаги формы подводного мира.

Участвовать в создании коллективной работы.

13

Постройка и фантазия

Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.

Осваивать приемы работы с бумагой.

Придумывать разнообразные конструкции.

Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.

Участвовать в создании коллективной работы.

Осваивать приемы работы с бумагой.

Придумывать разнообразные конструкции.

Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.

Участвовать в создании коллективной работы.

14

15

Братья-Мастера Изображения. Украшения и Постройки всегда работают вместе.

Проект.

Придумывать разнообразные конструкции.

Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.

Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.

Участвовать в создании коллективной  работы.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников

16

Художник в цирке.

Художник в театре.

Маски.

Театр кукол.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций , костюмов)

Понимать взаимосвязь театра с изобразительным искусством.

Понимать условность языка масок и их декоративную выразительность.

Конструировать выразительные острохарактерные маски.

Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления

Участвовать в веселом театрализованном представлении.

Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

Создавать объемно- пространственной композиции « Театр на столе».

Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

17

18

19

О чем говорит искусство (6 ч)

20

Афиша и плакат.

Иметь творческий опыт  создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; Добиваться образного  единства изображения и текста.

Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного  изображения.

Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

Организовывать место занятий.

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

21

22

Праздник в городе.

(Праздник Великой Победы.)

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Знать основные элементы украшения праздничного города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, и т. д.

Уметь передавать образ праздничного праздничного города.

Создавать в рисунке праздничную атмосферу используя  элементы праздничного украшения города.

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Знать основные элементы украшения праздничного города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, и т. д.

Уметь передавать образ праздничного праздничного города.

Рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

Организовывать место занятий.

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

23

24

Школьный праздник-карнавал.

Музеи в жизни города

Участвовать веселом представлении  или веселом карнавале. театрализованном представлении.

Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

25

Как говорит искусство 9ч

26

Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Составлять тёплые и холодные цвета.

Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов.

Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.

Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).

Развивать колористические навыки работы гуашью.

Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная, жар-птица и т.п.).

Распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

27

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.

Смешивать различные цвета с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета.

Передавать состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов.

Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета - глухого и звонкого.

Наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природы.

Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.

Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.

Закреплять умения работать кистью.

Обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Рационально строить самостоятельную творческую деятельность

28

Линия как средство выражения: ритм линий

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Получать представление об эмоциональной выразительности линии.

Изменять ритм линий в связи с изменением содержания работы.

Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение весенней земли).

Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками.

Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.

Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ.

Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.

Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением.

Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, Рационально строить самостоятельную творческую деятельность

29

Линия как средство выражения: характер линий.

30

Ритм пятен как средство выражения.

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое ритм.

Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.

Развивать навыки творческой работы в техники обрывной аппликации.

Обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

31

Пропорции выражают характер

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое пропорции.

Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

32

Работа над проектом «История одной картины»

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях.

Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, Рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников.

33

Для художника любой материал может стать выразительным

34

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти) Защита проектов.


3 класс

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Искусство в твоем доме

1.

Твои игрушки придумал художник.

Создавать выразительную и пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек.

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала

2.

Посуда у тебя дома.

Уметь выделять  конструктивный образ и характер декора, украшения.

Характеризовать связь между формой и декором.

Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением.

Распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

Использовать средства информационных технологий

3.

Мамин платок.

Различать постройку (композицию), украшение (характер декора) изображение (стилизацию) в процессе создания платка.

Создавать эскиз росписи платка(фрагмента), выражая его назначение.

Различать растительный и геометрический узоры на платке.

Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Организовывать рабочее место.

4.

Обои и шторы у тебя дома.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

Создавать эскиз обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным значением.

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

5.

Твои книжки.

Проект.

Называть произведения нескольких художников иллюстраторов детской книги.

Создавать проект  детской книжки или обложки.

Понимать роль художника в создании книг.

Знать и называть отдельные элементы оформления книги(обложка, иллюстрации, буквицы).

Обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

6.

Поздравительная открытка

Проект.

Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку.

Приобретать навыки выполнения лаконичного и выразительного изображения.

Рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

7.

Художник в цирке.

Осознавать  важную роль художника, его труда, в создании среды жизни человека.

Участвовать в творческой обучающей игре, организованно на уроке, в роли зрителей, художников экскурсоводов, Братьев Мастеров.

8.

Маски

Искусство на улицах твоего города

9.

Парки, скверы, бульвары. Практическая работа.

Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность.

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая  объемно – пространственную композицию.

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения.

Находить в природных мотивах прообразы для орнаментального оформления ажурной решетки.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт – Петербурге и Москве.

Фантазировать, создавая проект ажурной решетки.

Различать фонари разного эмоционального звучания.

Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей.

Уметь объяснять роль художника при создании нарядных обликов фонарей.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины.

Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.

Объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.

Фантазировать, создавать образы фантастических машин.

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта.

Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода.

Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течении четверти, коллективную композицию.

Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.

Обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д

Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Организовать место занятий.

10.

Ажурные ограды Практическая работа.

 

11.

Фонари на улицах и в парках.

Практическая работа.

12.

Витрины магазинов Практическая работа.

13.

Транспорт в городе.  

Практическая работа.

14.

Что сделал художник на улицах моего города (села).

Художник и зрелище

15.

Выражение характера изображаемых животных.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов).

Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления.

Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

Сравнивать объекты, элементы театрально сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Создавать «Театр на столе» картонный макет с объемными или плоскостными декорациями.

Понимать взаимосвязь конструкции, образного начала куклы и костюма.

Уметь передавать выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто – утрированные черты.

Придумывать характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу.

Применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы Куски ткани.

Отмечать характер, настроение, выраженные в объёме, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.

Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению и празднику.

Придумывать и создавать выразительный образ (характерную мимику, характерные детали костюма, соответствующие образу).

Уметь применять и комбинировать в работе разные материалы.

Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; Добиваться образного единства изображения и текста.

Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного  изображения.

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Знать основные элементы украшения праздничного города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, и т. д.

Уметь передавать образ праздничного праздничного города.

Придумывать и создавать украшения, которые могут рассказать о мыслях и чувствах человека.

Участвовать веселом представлении  или веселом карнавале. театрализованном представлении.

Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

Создавать тематическую афишу, несущую необходимую информацию.

Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Организовать место занятий.

16.

Выражение характера человека в образе мужчины

17

Выражение характера человека в образе женщины.

18.

Образ человека и его характера выраженного в объёме.

19.

Выражение характера через украшения.

20.

21

Афиша и плакат.

Выражения чувств и мыслей с помощью братьев-Мастеров.

22.

23

Тёплые и холодные тона Практическая работа.

24

Колорит в картине.

Художник и музей

25

Музеи в жизни города.

Объяснять  роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения  искусства являются национальным достоянием.

Называть самые значительные музеи искусств России.

Называть картины и имена крупнейших русских художников пейзажистов И. Левитан, А. Саврасов Ф. Васильев, А. Куинджи

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом.

Выражать цветом настроение в пейзаже Выражать цветом настроение в пейзаже.

Знать картины и имена крупнейших русских художников пейзажистов И. Левитан, А. Саврасов Ф. Васильев, А. Куинджи.

Знать  знаменитых художников портретистов (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин) и их картины портреты.

Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта Ж.-Б. Шарден, К.Петров-Водкин, П.,Кончаловский, М.Сарьян, В. Ван  Гог).

Уметь передавать настроение, позу, характер изображаемого.

Развивать живописные навыки гуашью.

Обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей

Развивать живописные и композиционные навыки.

Изображать натюрморт с ярко выраженным настроением. Вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Развивать композиционные навыки.

Изображать сцену из повседневной жизни, выстраивая сюжетную композицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками, акварель).

Называть основные виды скульптуры: скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура.

Знать основные скульптурные материалы (камень, металл, дерево, глина). Лепить фигуру человека или животного, передавая  выразительную пластику движения.

Объяснять роль скульптурных памятников.

Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать. Знать и уметь объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Уметь лепить фигуру человека или животного в движении.

определять последовательность работы над проектом. Правильно ставить цель, и следовать ей

26

Картина – особый мир.

Картина пейзаж.

27

Картина – портрет.

28

Картина - натюрморт.

29

Картины исторические и бытовые.

30

Скульптура в музее и на улице.

31

Скульптура в музее и на улице.

32

Жанровая композиция.

33

Работа над картиной.

34

Работа над картиной.


4 класс

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Истоки родного искусства

1

Пейзаж родной земли.

Беседа: «Красота природы в произведениях русской живописи» (И.Шишкин, А.саврасов, И.Левитан, Ф.Васильев)

Характеризовать красоту природы родного края.

Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.

Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Овладевать живописными навыками работы гуашью.

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.

Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни.

Овладевать навыками конструирования – конструировать макет избы.

Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений.

Овладевать навыками коллективной деятельности.

Работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

Приобретать представления об особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского на- родного костюма.

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.

Создавать женские и мужские народные образы (портреты ).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников

Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.

2

Деревня - деревянный мир

3

Деревня - деревянный мир (коллективное панно «Деревня»

4

Красота человека. Образ русского человека (женский образ, мужской образ).

(Беседа: «Образ русского человека в произведениях художников» (А.Веницианов, И.Аргунов, В.Суриков, В.Васнецов и др)

5

Красота человека. Женский, мужской праздничный костюм.

6

Воспевание труда в искусстве

(Беседа: Воспевание труда в произведениях русских художников»

7

Народные праздники

Беседа: «Образ народного праздника в изобразительном искусстве» (Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин)

8

Народные праздники (обобщение темы)

Древние города нашей земли

9

Родной угол. Древнерусский город крепость

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.

Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).

Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.

Знать картины художников, изображающие древнерусские города.

Создавать макет древнерусского города.

Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.

Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.

Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.

Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение).

Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение.

Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города

Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной культуры

Интересоваться историей своей страны.

Знать и называть картины художником, изображающих древнерусских воинов - защитников Родины (В.Васнецов, И. Билибин, П. Корин) Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории.

Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов

Рассуждать об общем и особенном  в древнерусской архитектуре разных городов России

Создавать образ древнерусского города  

Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат).

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров ( Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат

Выражать и изображать праздничную нарядность, узорочье интерьера терема

Понимать роль  постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города

Создавать изображение на тему праздничного пира в теремных палатах

Создавать многофигурные композиции в коллективных панно

Сотрудничать в процессе создания общей композиции.

10

Древние соборы

11

Города Русской земли

12

Древнерусские воины – защитники

13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

14

Узорочье теремов

15

Праздничный пир в теремных палатах. Урок – обобщение

Каждый народ – художник

16

Образ японских построек

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.

Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.

Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки.

Создавать женский образ в национальной одежды в традициях японского искусства.

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.

Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых различных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной практической работы.

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.

Объяснять связь художественных построек с особенностями природы и природных материалов

Создавать образ древнего среднеазиатского города

Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним

Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения

Уметь характеризовать отличительные черты конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.

Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.

Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах)

Создавать коллективное панно на тему древнегреческих праздников

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении

Создавать коллективное панно

Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма)

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народом мира.

Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности.

Осознавать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами

17

Образ человека, характер одежды в японской культуре

18

Отношение к красоте природы в японской культуре.

(«Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем»)

19

Народа гор и  степей

20

Города в пустыне

21

Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека

22

Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура

23

Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции

24

Европейские города Средневековья (архитектура)

25

Средневековые готические костюмы

26

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ художник»

Искусство объединяет народы

27

Материнство

(Беседа: «Великие произведения искусства на тему материнства: «Образ Богоматери»)

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.

Развивать навыки композиционного изображения.

Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

Развивать навыки восприятия произведений искусства.

Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений)

Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.

Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия.

Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события.

Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. 

Приобретать творческий композиционный  опыт в создании героического образа.

Приводить примеры памятников героям Отечества

Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре

Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, умение выражать свое отношение к ним.

Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.

Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.

Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.

Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.

Участвовать в обсуждении выставки.

28

Мудрость старости

(Беседа: «Выражение мудрости старости в произведениях искусства» (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко)

29

Мудрость старости

30

Сопереживание великая тема искусства

31

Герои-защитники  

32

Юность и надежды

33

Искусство народов мира. (Обобщение темы)

34

Каждый народ – художник.

 Итоги года


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Книгопечатная продукция

  1. Рабочие программы по изобразительному искусству под редакцией Б. М, Неменского 1-4класс.
  2. Шампарова  Л.В. и др. «Изобразительное искусство» Поурочные разработки по учебнику Л.А. Неменской: 1-4 классы.

Учебники

  1. Неменская Л.А. и др. Искусство и ты:  Учебник: 1 класс.
  2. Коротеева Е.И.  Искусство и ты:  Учебник: 2 класс.
  3. Неменская Л.А. и др. Искусство вокруг нас:  Учебник: 3 класс.
  4. Неменская Л.А. и др. Каждый народ - художник:  Учебник: 4 класс.

Рабочие тетради

  1. Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс;
  2. Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс;
  3. Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс;
  4. Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные учебные пособия:

  1. DVD-фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; народные промыслы
  2. Презентации на CD-дисках: виды изобразительных (пластических)  искусств; жанры изобразительных искусств; стили и направления в искусстве; народные промыслы

Технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  2. Магнитная доска.
  3. Портативный компьютер с ОС Mac.
  4. МФУ.
  5. Мультимедийный проектор.
  6. Телевизор.
  7. Видеомагнитофон.
  8. Магнитола.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Краски акварельные
  2. Краски гуашевые
  3. Бумага цветная
  4. Бумага А4, А3
  5. Фломастеры
  6. Восковые мелкие
  7. Пастель
  8. Кисти беличьи
  9. Ёмкости для воды

Модели и натурный фонд

  1. Муляжи фруктов (комплект)
  2. Изделия декоративно-прикладного искусства
  3. Керамические изделия
  4. Предметы быта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.

Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...