пояснительная записка по предмету изобразительное искусство
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Чувахина Светлана Владимировна

Пояснительная записка по предмету "Изобразительное искусство". УМК "Школа России". АвторБ.М. Неменский   . 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.docx40.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена в соответствии: 

- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);

-  Основной образовательной программой начального общего образования ООП НОО МКОУ Талалихинская начальная школа – детский сад; 

- Сборник рабочих программ «Школа России». Рабочая программа по изобразительному искусству

- Программа соответствует учебнику: Б.М. Неменского «Искусство вокруг нас» - Москва: «Просвещение», 2013г.

         Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Реализует цели и задачи ООП НОО МКОУ Талалихинской начальной школы – детского сада.

Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

 - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре  и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

 - овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

 Задачи, решаемые при изучении предмета:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

   Место в учебном плане.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования на изучение искусства во 2 классе  отводится  34 часа из расчета 1 ч в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  1. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  2. уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  3. понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  4. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  5. сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  7. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
  8. умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
  9. умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  2. овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  3. формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  6. овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  7. использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  8. умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  9. умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  10. осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты:

  1. сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  2. сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  3. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  4. овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  5. знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
  6. •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  7. понимание образной природы искусства;
  8. •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
  9. применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  10. способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  11. умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
  12. выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  13. усвоение названий ведущих художественных музеев России
  14. и художественных музеев своего региона;
  15. умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  16. способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  17. способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  18. умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
  19. освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  20. овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  21. умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА,

« Чем и как работают художники » (8 часов: 8 - практ. работа)

(художественные свойства материалов)

Здесь основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала. Тема коллективной композиции «Цветы». Задание: Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры. Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка). Цветок в раскрытом состоянии.  «Радуга на грозовом небе». Пять красок — богатство цвета и тона: гуашь. Задание:  изобразить природные стихии на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день)  «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов. (графические: пастель, мелки). Задание: Изображение осеннего леса пастелью, мелками. Материалы: бумага суровая (оберточная), мелки, пастель, цветные карандаши. Зрительный ряд:  слайды осеннего леса и репродукции работ художников на эту тему: И. Шишкин «Осень», «Перед грозой», «Дождь в дубовом лесу», И. Левитан «Золотая осень», В. Поляков «Осень в Абрамцево», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»; наглядное пособие по работе с разными красками и материалами; практический показ техники графического рисунка. Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина. Музыкальный ряд: П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).  «Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации. Задание:  сделать несколько ковриков аппликаций на тему «Осенний листопад». «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. Задание:  Придумать зимний лес, нарисовать несколько маленьких эскизов-композиций на тему «Графика зимнего леса». «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме.   Задание: Изобразить животных родного края (или привычных домашних) по впечатлению и памяти (лепка).Лепка дополнительного элемента - дерева происходит на втором уроке. «Игровая площадка» - для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. Выполнение макета игровой площадки . Задание: Изготовление игровой площадки для зверей из бумаги. На площадке будут горки, качели, мостики, фонтаны из плотной бумаги.  Материалы: бумага, ножницы, тонкий картон, клей. Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макет, выполненный учителем; таблица, показывающая приемы работы с бумагой.

«Реальность и фантазия» (7часов: 7- практ. работа)

На этих уроках дети получают представление о природных истоках творчества художника и о значении в этом процессе фантазии и воображения. Необходимо помочь ученикам осознать, что фантазия всегда опирается на реальные жизненные источники. На уроках и вне урока учащиеся должны научиться вычленять в окружающей действительности украшение (человека, здания, предметы, а значит, и замечать, видеть их), а также владеть приемами построения и изображения, видеть их соединение даже в одном предмете. «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность. Задание: Дети рисуют с натуры — чучела или с рисунка в методическом пособии, иллюстрации в книге (птица должна быть видна вся). В течение урока выполнить 3-4 наброска с натуры птиц в различных положениях или один подробно проработанный рисунок, крупно. «Сказочная птица». Изображение и фантазия. Задание: Изобразить птицу — фантазию, сказочную птицу. Особое условие при выполнении работы: изображают дети птицу либо в холодном, либо втеплом колорите, а фон в противоположном цвету птицы колорите (птица в «теплом» цвете — фон в «холодном», и наоборот). «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе. Задание: Дети изображают паутинки с помощью принесенных ими материалов. Возможны несколько вариантов рисунка:

1.   на белой бумаге, тушь, пастель, уголь, гуашь;

2.   тем же, но на тонированной бумаге;

3.   на черной бумаге белым мелом с закреплением (лак для волос, сладкая вода).

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность. Коллективная композиция «Подводный мир». Задание: Школьники класса делятся на 2 группы. Учащиеся первой группы изображают морских рыбок на отдельных листочках, а учащиеся  второй группы изображают силуэты водорослей на цветной бумаге и вырезают их. В конце урока ученики собирают свои работы в панно. «Кружевные узоры». Украшения и фантазия. Задание: придумать кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги и т. д.). Работа в технике «граттаж» (процарапывание).. «Подводный мир». Постройка и реальность.  Для создания коллективной композиции «Подводный мир» учащиеся делятся на две группы: флора и фауна подводного мира.  Задание: Учащиеся первой группы выполняют фон для общей работы: изображают воду, морское дно, вырезают из цветной бумаги водоросли. Ученики второй группы выполняют объемные изображения жителей подводного мира в технике бумажной пластики, используя цветную бумагу. (Работа этих групп ведется по технологическим картам). Постройка и фантазия. Конструктивное строение из бумаги.  Задание: Создание макетов фантастических зданий, конструкций (сгибание, подклеивание бумаги).

«О чем говорит искусство» (11 часов: 11 часов — практ. работа)

Это – центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие подводят к ней. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. "Братья – Мастера", то есть искусство, выражает человеческие чувства и мысли, понимание, то есть отношение к тому, что люди изображают, к тому, кого или что украшают, постройкой выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать очередным и важнейшим открытием. Все последующие четверти и годы обучения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания. Каждое задание должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе. «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись.  Задание:  изображение животного с показом его характера и настроения.. Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»). Задание: Изобразить доброго и злого воина (например, богатыря и его врага). Можно воспользоваться другим сюжетом «Веселый и грустный клоуны (Арлекин и Пьеро) в цирке». Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении.   Задание: Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме. Задание: Детям предлагается изобразить в объеме конкретные мужские и женские сказочные образы — выполнение скульптуры. Лепка сказочных героев с ярко-выраженными характерами. «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях. Задание: Изобразить контрастные состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т.д.) индивидуально, с помощью подбора цветовой гаммы. «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения. Задание:  1) Украсить кокошник заданной формы (предварительно вырезать по трафарету воротника), дополнительно можно вырезать из плотной бумаги зеркальце, сумочку, гребешок и тоже украсить. 2) Украсить богатырские доспехи (предварительно вырезать по трафарету из плотной бумаги щит, шлем, меч) так, чтобы было видно, что они принадлежат воину, который защищает, и воину, который угрожает. «Морозные узоры». Украшение и реальность. Задание: Вырезать элемент морозного узора, в основе технологии вырезания узоров из бумаги лежат приемы работы мастеров народного искусства в технике «вырезанки». Ученики наклеивают свои элементы узора на общий фон (белый, цветной). «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение. Задание: Украсить два сказочных флота — добрый и злой. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения — добрые и злые. . «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев. На данном уроке предлагается работа в смешанной технике (фон — пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование). Задание: 1) Конструирование из альбомных листов разные домики.  2) Фон — заставка для сказочного города (или домика).

 «Как говорит искусство» (8часов: 7 – практ. работа, 1 - обобщение)

Начиная с этой четверти на выразительность средств нужно обращать внимание постоянно. Ты хочешь это выразить? А как, чем? На уроках идет разговор о языке искусства, рассматривается, какими же средствами достигается выражение отношения, каким образом художник добивается выражения своего отношения в работе. На доступном уровне идет знакомство с элементами профессионального языка художников: с линией, цветом, пятном, объемом, а также ритмом как средствами композиции. Это пока первое знакомство, первые представления о методах и средствах художественного языка. В последующих классах эта тема будет углубляться. «Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета.  Задание: Дети рисуют костер на фоне ночного неба. «Мозаика». Цвет как  средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («весенняя земля»). Задание: Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению). Если есть дополнительные уроки, их можно дать на сюжеты создания "теплого царства" (Солнечного города), "холодного царства" (Снежной королевы), добиваясь колористического богатства внутри одной цветовой гаммы. Графические упражнения. Линия как средство выражения. Ритм линий.   Задание: Изображение весеннего лесного пейзажа с использованием графическихупражнений. Обязательно в рисунке должны быть ручьи. «Дерево». Линия как средство выражения. Характер линий. Задание: Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной. «Птицы». Ритм пятен как средство выражения. Задание: Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная). «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация). Задание: Каждый из учеников рисует самый красивый цветок. За 10 минут до конца урока ученики вырезают свой цветок и приклеивают свой цветок на общий фон. «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка). Задание: Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв.. «Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. Задание: Создание коллективного панно по теме "Весна. Шум птиц". «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.

Обучающийся научится:

- понимать , что такое деятельность художника(что может изобразить, с помощью каких материалов художник изображает- бумага, холст, карандаш, кисть, краски и т.д.)

-узнавать основные жанры (натюрморты, пейзаж, портрет) и виды произведений(живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

- называть известные центры народных художественных ремёсел России( Хохлома, Городец, Дымково);

- различать основные(красный, синий, жёлтый) и составные(оранжевый, зелёный, фиолетовый) цвета;

- различать тёплые(красный, жёлтый, оранжевый) и холодные(синий, голубой, фиолетовый) цвета;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства(графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

- использовать художественные материалы(гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, бумага);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре(с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах-иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

- пользоваться простейшими приемами лепки;

- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

- оценивать произведения искусства(выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества;

- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.

Содержание учебного предмета.

п/п

Наименование раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1

 Чем и как работают художники.

8

8

2

Реальность и фантазия.

7

7

3

О чём говорит искусство.

11

11

4

Как говорит искусство.

8

8

Итого.

34

34

Учебно – методический комплект:

Е.И. Коротеева, под редакцией Б.М.Неменского«Искусство и ты».Учебник для 2 класса-М. Просвещение, 2011г..

Дополнительные материалы:

1.Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред. Б.М. Неменского . 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2011.

«Просвещение», 2013 год.

2. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения.  М.  «Просвещение», 2011 год.

3. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: «Просвещение», 2011.

4. Л.Ю. Бушкова «Поурочные разработки по изобразительному искусству», 2 класс, М: «ВАКО», 2011.

Рассмотрено

На заседании ШМО_____

Протокол №____ от «___»_____________2015г.

СОГЛАСОВАНО

ЗАМ.директора по УВР

_____________/ ______/

«___»_________2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по предмету Русский язык 2 класс в коррекционной школе 8 вида

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферыдеятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей....

Пояснительная записка. Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 1-4 классов

Данная рабочая программа разработана в логике изучения предмета «Искусство» в начальной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 1-4 классов, раскрывает специфику и своеобраз...

Пояснительная записка и КТП по искусству (музыка) в 1классе

Пояснительная записка и КТП по музыке в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Изобразительное искусство» 1-4 КЛАССЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы  начального...

Пояснительная записка и КТП по искусству (изо) в 1классе

Пояснительная записка и КТП по искусству (изо) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа"...

Пояснительная записка по предмету изобразительное искусство. 1 класс

В данном документе содержится пояснительная записка по предмету изобразительное искусство для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...

Пояснительная записка по предмету "Изобразительное искусство" 2 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Изобразительное искусство" 2 класс. УМК "Школа России"...