Пояснительная записка и КТП по искусству (изо) в 1классе
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Пояснительная записка и КТП по искусству (изо) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_.docx | 54.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
- в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;
- в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира;
- в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору
в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные:
- получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;
- узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;
- определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;
- интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;
- имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;
- применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.
Литература
Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (1-4 класс). И.Э. Кашекова, А.Л.Кашеков
Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство. Учебник.1 кл.
Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 1 кл.
Методическое пособие для учителя. 1 кл.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | УУД | Дата план | Дата факт | Примечание |
Мой дом в искусстве (16 часов) | ||||||
1-2 | Мой дом в искусстве. Дом, в котором я живу . | 2 | Личностные (мотивация учения, смыслообразование) Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Познавательные (выбор оснований и критериев для сравнения, моделирование) Регулятивные (постановка учебной задачи, самооценка) | |||
3 | Моя мама | 1 | Регулятивные (постановка учебной задачи, удерживание цели) Коммуникативные (строить понятные собеседнику высказывания) Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) | |||
4 | Моя мама | 1 | Регулятивные (составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Познавательные (действие по готовому алгоритму, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя) | |||
5 | Семья – «семь – я» | .1 | Регулятивные (коррекция – сравнение своей работы с образцом) Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование) Коммуникативные (слушать и слышать учителя, строить понятные высказывания) Личностные (проявление активности) | |||
6 | Семья – «семь – я» | 1 | Регулятивные (работа по плану, удерживание цели) Познавательные (сравнивать объекты по критериям, моделирование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя) | |||
77 | Семья за обедом | 1 | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям) Коммуникативные (понимание принятие различных позиций и точки зрения на предмет) | |||
88 | «Красна изба пирогами» | 1 | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (устанавливать причинно-следственные связи, осознанное построение композиции) Коммуникативные (построение оценочных высказываний, участие в коллективном создании замысла) Личностные (принятие позиции учащегося) | |||
9 | Мои игрушки | 1 | Регулятивные (принятие учебной задачи) Познавательные (выделение существенных и несущественных признаков) Личностные (подчинение своих желаний сознательно поставленной цели) | |||
10 | Мои книжки | 1 | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям, моделирование) Коммуникативные (понимание принятие различных позиций и точки зрения на предмет) Личностные (формирование основ гражданской идентичности личности) | |||
11 | Одежда | 1 | Регулятивные (принятие учебной задачи, определение границы умения и неумения, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя, нахождение общего решения) Личностные (проявление активности) | |||
12 | Одежда). | 1 | Регулятивные (принятие учебной задачи, определение границы умения и неумения, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя, нахождение общего решения) Личностные (проявление активности) | |||
13 | Мебель | 1 | Регулятивные (составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Познавательные (действие по готовому алгоритму, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя) | |||
14 | Животные у нас дома | 1 | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (устанавливать причинно-следственные связи, осознанное построение композиции) Коммуникативные (участие в коллективном создании замысла) Личностные (принятие позиции учащегося) | |||
15 | Все дома | 1 | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям) Коммуникативные (принятие различных позиций и точки зрения на предмет) Личностные (проявление активности) | |||
16 | Отдых семьей | 1 | Регулятивные (принятие учебной задачи, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (выдвижение гипотезы и её обоснование) Коммуникативные (принятие различных позиций и точки зрения на предмет) Личностные (стремление к получению новых знаний) | |||
Мои друзья всегда со мной (6 часов) | ||||||
17 | Мой самый лучший друг | 1 | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям) Коммуникативные (принятие различных позиций и точки зрения на предмет) Личностные (проявление активности) | |||
18 | Мы вместе учимся и играем | 1 | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям) Коммуникативные (принятие различных позиций и точки зрения на предмет) Личностные (Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор) | |||
19 | Мы мечтаем | .1 | Регулятивные (постановка учебной задачи, удерживание цели) Коммуникативные (строить понятные собеседнику высказывания) Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) | |||
20 | Четвероногий друг | 1 | Регулятивные (работа по плану, удерживание цели) Познавательные (сравнивать объекты по критериям, моделирование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя) | |||
21 | Праздник с друзьями | 1 | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) Коммуникативные (принятие различных позиций и точки зрения на предмет) Личностные (проявление активности) | |||
22 | Праздник с друзьями | 1 | Регулятивные (составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Познавательные (действие по готовому алгоритму, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя) | |||
Природа - лучший учитель художника (11 часов) | ||||||
23 | Природа Земли | 1 | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (устанавливать причинно-следственные связи, осознанное построение композиции) Коммуникативные (участие в коллективном создании замысла) Личностные (принятие позиции учащегося) | |||
24 | Природа Земли | 1 | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по алгоритму, коррекция ошибок в своей работе) Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, осознанное построение композиции) | |||
25 | Посмотри на небо | 1 | Регулятивные (работа по плану, удерживание цели, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям, моделирование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя, стремление к получению новых знаний) | |||
26-27 | Поля, луга, поляны. Море и горы | 1 | Регулятивные (составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Познавательные (действие по готовому алгоритму, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя) | |||
28 | Деревья | 1 | Регулятивные (работа по плану, удерживание цели, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям, моделирование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя, стремление к получению новых знаний) | |||
29 | Деревья | 1 | Регулятивные (постановка учебной задачи, удерживание цели) Коммуникативные (строить понятные собеседнику высказывания) Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) | |||
30 | Насекомые | 1 | Регулятивные (работа по плану, удерживание цели, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям, моделирование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя, стремление к получению новых знаний) Личностные (стремление к получению новых знаний) | |||
31 | Домашние животные на природе | 1 | Регулятивные (принятие учебной задачи, определение границы умения и неумения, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя, нахождение общего решения) Личностные (проявление активности) | |||
32 | Дикие животные | 1 | Регулятивные (работа по плану, удерживание цели, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям, моделирование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя, стремление к получению новых знаний) Личностные (Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор) | |||
33 | Обобщающий урок. Мы все - жители планеты Земля | 1 | Регулятивные (работа по плану, удерживание цели, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям, моделирование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя, стремление к получению новых знаний) Личностные (Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор) |
Содержание учебного предмета
1-й класс (33 часа)
Мой дом в искусстве (16 часов)
Мой дом в искусстве. Дом, в котором я живу (2 часа).
Опыт восприятия окружающего мира. Внешний вид зданий разного предназначения. Отличие жилого дома от дворца, замка, общественного здания (величина, украшение). Описание дома, оперируя понятиями: большой, маленький, красивый, обычный, необычный, старый, новый, высокий, низкий, многоэтажный, деревянный, каменный, нравится, не нравится. Найти в домах на фотографиях черты, сходные с собственным домом, определить, что нравится, что не нравится; объяснить, почему. Понимание того, что прежде чем построить дом, его надо нарисовать. Художественные материалы: цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, цветная бумага.
Художественная деятельность.
1. Предлагается дорисовать дома, фрагментарно изображенные в рабочей тетради (цветные карандаши, фломастеры).
2. Изображение своего дома таким, каким ребенку хочется его увидеть (восковые мелки, аппликация, пластилин или конструирование из бумаги).
Характеристика деятельности учащихся.
Воспринимать и эмоционально оценивать окружающие здания. Сравнивать предметы, находить в них общие черты. Понимать, что работа над созданием любого нового здания начинается с его зарисовки. Воссоздавать целое по его части. Конструировать здание в объеме из пластилина или бумаги, украшать его.
Моя мама (2 часа).
Представление о своем доме в первую очередь ассоциируются с образом матери. Изображение матери и дитя художниками разных стран в разные времена (в иконе – Богоматерь Владимирская, в живописи - Леонардо да Винчи, Рембрандт, П. Пикассо, А. Дейнека, Г. Климт, К. Петров-Водкин, А. Пластов). Качества мамы, которые выделяют художники в своих произведениях. Сравнение образов матери и дитя у разных художников. Описание отношения матери к ребенку, выявленное по ее взгляду, жесту.
Сравнение Образа Богоматери с иконы Богоматерь Владимирская и Мадонны Бенуа Леонардо да Винчи. Качества мамы, которые выделяют художники в своих произведениях.
Слова для справки: ласковая, добрая, заботливая, спокойная, строгая, весёлая, отзывчивая, нежная, счастливая, грустная, печальная, радостная, усталая, встревоженная, любящая.
Художественная деятельность. Изобразить себя рядом с мамой.
Характеристика деятельности учащихся. Воспринимать и сравнивать образы матери у разных художников. Понимать, что тема материнства привлекала художников в разные времена. Находить среди заданных слов для справки те, которые помогут раскрыть собственные ощущения от образа. Изображать себя рядом с мамой.
Семья – «семь – я» (2 часа).
Интерпретация смысла поговорки «Семья – это семь «Я». Изображение художниками разных семей и взаимоотношений внутри них (например, семья Эхнатона со спинки трона, «Семья молочницы» Л. Ленена, «Святое семейство» Рембрандта). Описание сюжета картины по плану: Кто изображён на картине? Что делают герои картины? Что выражают лица героев? Как природа и окружающая среда отражают настроение людей? Варианты размещения фигур на листе. Рассказ о картине Рембрандта «Святое семейство».
Слова для справки: дружный, заботливый, трудолюбивый, нежный, безмятежный безразличный, спокойный, сосредоточенный, любящий, тихий, теплый, ласковый, уютный. Варианты размещения фигур на листе.
Художественная деятельность. Нарисовать свою семью (карандаш, фломастеры или восковые мелки).
Характеристика деятельности учащихся. Сравнивать и давать оценку разным семьям с картин художников. Давать описание сюжета художественного произведения по плану. Использовать слова для справки и подбирать новые для описания сюжета. Осознанно рассматривать художественное произведение и разгадывать смысл деталей, используемых художником, для раскрытия содержания произведения. Получить элементарные сведения о способах размещения фигур на листе. Создавать элементарную композицию на заданную тему из нескольких фигур на плоскости.
Семья за обедом (1 час).
Наблюдение художниками жизни разных семей. Обед - как важное семейное действо. Показатель особенностей быта и взаимоотношений между членами семьи (семьи – богатые или бедные, городские или сельские; отношения дружные или напряженные; о чем они могут разговаривать между собой). Предметы, расположенные художниками на столе, рассказывают о людях, которые ими пользуются, об образе их жизни.
Художественная деятельность. Нарисовать предметы, которые могут рассказать об образе жизни их хозяина.
Характеристика деятельности учащихся. Внимательно рассматривать и интерпретировать сюжет, давать описание художественного произведения. Понимать роль деталей картины (предметов, элементов природы, костюмов персонажей и т.п.) в создании целого образа произведения. Осознавать связь между предметами, изображенными в картине с человеком. Придумывать и рассказывать истории об образе жизни человека по предметам, которыми он пользуется в быту. Изображать предметы быта и орудия труда простой формы
«Красна изба пирогами» (1 час).
Изображение художниками предметов, используемых во время чаепития: чайников, чашек, самовара, и разнообразных лакомств. Особое отношение на Руси к пряникам. Способы изготовления пряников в старинных русских городах. Пряники лепные и печатные. Формы и украшения пряничных досок.
Художественная деятельность. Слепить «пряник», придав ему такую форму и вид, чтобы было понятно, для кого он предназначен (пластилин, пластик или скульптурная глина).
Характеристика деятельности учащихся. Понимать значение слова «красный» как синоним «красивого» в Древней Руси. Иметь представление о традиции чаепития на Руси и в других странах. Знать способы изготовления пряника на Руси. Выполнять художественное задание в рельефе. Передавать в образе предмета характер человека, которому он предназначен.
Мои игрушки (1 час).
Из истории развития куклы. Самодельные куклы из деревяшек, соломы, тряпочек. Современные куклы, изготавливаемые фабричным способом. Игрушки должны быть добрыми и создавать у детей хорошее настроение. В производстве игрушек важную роль играет работа художника. Этапы работы с бумагой.
Художественная деятельность. Сделать игрушку. Её основой будет цилиндр из белой или цветной плотной бумаги.
Характеристика деятельности учащихся. Искать и находить в книгах, журналах, Интернете материал на заданную тему. Понимать, какими должны быть хорошие детские игрушки. Давать оценку разнообразным игрушкам. Понимать роль художника в производстве игрушек. Конструировать и украшать игрушку из бумаги.
Мои книжки (1 час). Детские книги красивы и нарядны. В детских книгах всегда много иллюстраций, которые художник рисует к тесту. Одних и тех же персонажей разные художники изображают по-своему. Сравнение изображения медведя, лисицы, волка или других зверей, выполненные разными художниками. Определение художника по его художественной манере. Понимание того, что художник, передавая главные черты героя, придает ему определенную индивидуальность. Портрет – это изображение реального человека или литературного героя. Работу над портретом начинают с размещения фигуры в центре листа, цветом намечают пятно лица и шею. Особенности работы цветным мелком – плашмя и кончиком.
Художественная деятельность. Изобразить гуашью или цветными мелками на тонированной бумаге портрет главного героя любимой книжки.
Характеристика деятельности учащихся. Рассматривать детские книги, их оформление. Находить книги с знакомыми произведениями (дома, в библиотеке, в книжном магазине), но в другом оформлении. Понимать, что иллюстрация отражает текст книги, но каждый художник создает свои образы одних и тех же персонажей. Знать популярных художников – иллюстраторов детской книги (Е. Рачев, В. Чижиков, Е.Чарушин, Ю. Васнецов, В. Сутеев), различать их художественную манеру. Понимать что такое портрет в искусстве. Уметь размещать на листе фигуру человека. Иметь представление о способах работы над портретом гуашью или пастелью. Изображать портрет главного героя любимой книжки.
Одежда (2 часа).
Одежда не только украшает человека, она оберегает его от непогоды. Удобная и красивая одежда создает хорошее настроение самому человеку и тем, кто на него смотрит. Определение, какая одежда подойдет для праздника, а какая для спорта, учебы, загородной прогулки. Модную одежду создают художники-модельеры.
Художественная деятельность. Придумай разные фасоны одежды и «одень» куклу-модель, нарисованную в рабочей тетради.
Мода на одежду существует очень давно. Раньше люди носили одежду совсем не похожую на современный костюм. Костюмы людей разных стран в разное время. Люди, одетые в старинные костюмы, напоминают героев разных сказок. Определение костюмов героев одной сказки.
Художественная деятельность. Нарисовать костюм для своего любимого сказочного героя (акварель, гуашь).
Характеристика деятельности учащихся. Определять, какая одежда подходит для праздника, а какая для спорта, учебы, загородной прогулки. Иметь представление о том, что одежду конструируют художники-модельеры. Понимать, что для того, чтобы создать одежду, ее надо сначала нарисовать. Уметь изображать разные фасоны одежды для куклы-модели. Иметь представление о разнообразии одежды в различные времена. Соотносить образы персонажей сказок со временем, которое в них отражается по костюмам эпохи. Находить книги со сказками Ш. Перро, Х. Андерсена, братьев Гримм и др., рассматривать иллюстрации и описывать особенности костюма героев. Определять по сходным элементам костюма героев из одной сказки. Придумывать и изображать одежду для сказочного персонажа.
Мебель (1 час).
В каждом доме есть мебель: столы, стулья, кровати, диваны, шкафы. Мебель может быть очень разнообразной по форме, цвету, материалу. Рассмотреть разнообразие форм и стилей мебели на примере стула или стола. Красота и удобство мебели. Выбрать среди изображений стульев и столов разной формы и декора, те, что подходят друг другу по стилю. Декор – украшение. Стиль – сходные черты
Художественная деятельность. Сконструировать стул или скамеечку для сказочного персонажа. Стул должен быть удобным, красивым и подходить герою, которому он предназначен (белая и цветная бумага, ножницы, клей, краски или фломастеры).
Характеристика деятельности учащихся. Видеть разнообразие форм и стилей мебели на примере стула или стола. Понимать, что ценность мебели в ее красоте и удобстве. Познакомиться с понятиями «декор», «стиль». Соотносить предметы друг с другом по форме и декору, по стилю. Конструировать из бумаги стул или скамеечку. Освоить этапы и приемы работы с бумагой. Понимать связь между предметами мебели и вкусом, характером того, для кого она предназначена.
Животные у нас дома (1 час).
Наблюдение за жизнью, домашних животных, их движениями, привычками. Художники, изображая животное, передают его характер и настроение (веселый, добродушный, дружелюбный или злобный, сварливый, агрессивный). Рассмотреть рисунки художников (В. Сутеева, В. Чижикова, Е. Чарушина и др.). Рассказать, какой характер у зверей.
Слова для справки: нежный, преданный, злой, коварный, трогательный, веселый, любопытный, хитрый, храбрый, трусливый, забияка, шалун.
Изображение общей формы животного «от пятна» с последующим добавлением деталей. Выбор размера пятна и размещение фигуры на листе.
Художественная деятельность. Изобразить домашнее животное, например, кошку. Передать её характер (гуашь, пастель, сангина, уголь, роллер). Фоном может служить стена комнаты или окно.
Характеристика деятельности учащихся. Наблюдать за жизнью, домашних животных, их движениями, привычками. Понимать, что домашние животные нуждаются в любви, заботе и защите. Осознавать, что животное имеет свой характер. Описывать характер животных, изображенных художниками, опираясь на слова для справки и используя другие слова. Изображать домашнее животное разными художественными материалами.
Все дома (1 час).
В выходные дни вся семья собирается дома. Совместная работа по дому (уборка, приготовление пищи) и совместный отдых (чтение, просмотр фильма, игра в шахматы, прогулка за город и т.д.). Изображение художниками отдыха разных семей и оценка ситуаций, представленных в произведениях искусства.
Слова для справки: добрый, весёлый, уютный, тоскливый, солнечный, заботливый, умный, требовательный, суровый, осторожный, чуткий, надменный, шутливый, капризный, будничный, праздничный, ленивый, трудолюбивый, бедный, состоятельный, строгий.
Художественная деятельность. Описать содержание картин на темы семейного отдыха и придумать им название.
Характеристика деятельности учащихся. Описывать разные семьи, изображенные художниками, различать их характер и взаимоотношения членов семьи между собой, используя слова для справки. Описывать содержание картин по плану. Придумывать название для картин.
Отдых семьей (1 час).
Художников во все времена привлекала тема отдыха в семейном кругу. Сюжеты картин П. Кончаловского, А. Дейнеки, Матисса, Ренуара и др. на темы семейного отдыха. Размещение изображения на всей плоскости листа.
Художественная деятельность. Изобразить, как семья провела Рождественские каникулы или помечтать о лете и придумать эпизод летнего отдыха со своей семьей.
Характеристика деятельности учащихся. Описывать картины, пользуясь планом. Находить в альбомах по искусству или в Интернете картины художника на заданную тему. Изображать семью на отдыхе. Размещать изображение на всей плоскости листа.
Мои друзья всегда со мной (6 часов)
Мой самый лучший друг (1 час).
Рассмотреть рисунки и картины художников, изображающие детей (В. Серов, З. Серебрякова, А. Пластов и др.). Сосредоточить внимание на том, как художник относится к изображенным детям, какие черты и качества подчеркивает. Прочитать отрывки из стихотворений о друзьях, сравнить с образами, представленными художниками и соотнести с образами своих друзей.
Художественная деятельность. Нарисовать своего лучшего друга или подружку. Отразить, чем они увлекаются. Возможно их изображение в костюмах сказочных героев или с любимой игрушкой в руках.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать особенности изображения детей художниками. Соотносить образ друга в живописи, графики и поэзии. Проявлять личностное эмоционально-ценностное отношения к образам детей, изображенных художниками. Нарисовать своего лучшего друга или подружку. Отразить, чем увлекается герой портрета.
Мы вместе учимся и играем (1 час).
Человек учится всегда, когда получает новую, полезную информацию: на уроке в школе, читая книгу, просматривая фильм, беседуя с другим человеком. Художники, изображая, как люди общаются друг с другом, показывают взаимоотношения между людьми, их характеры и привычки.
Художественная деятельность. Коллективная работа на одну из тем: «Урок в школе», «Веселая переменка», «На прогулке». Каждый ученик рисует одну фигурку ребенка. Все изображения наклеиваются на лист, подготовленный учителем, чтобы получилась общая картина. Предварительно в тетради можно потренироваться порисовать фигурки детей в разных поворотах.
Характеристика деятельности учащихся. Давать оценку бытовым ситуациям, изображенным художником, с точки зрения их пользы для приобретения нового опыта. Принимать позитивный опыт общения, отраженный в произведениях искусства. Участвовать в выполнении коллективной художественной работы. Изображать фигурку ребенка в разных поворотах, соблюдая основные пропорции.
Мы мечтаем (1 час).
Рассмотреть картины, изображающие беседующих между собой детей (например, В.Серов «Дети. Саша и Юра», З. Серебрякова «Девочки», А. Дейнека «Будущие летчики» и др.). Предложить ребенку представить себя среди этих детей и рассказать, о чем идет разговор, о чем дети мечтают.
Слова для справки: мечтатель, фантазёр, задумчивый, героический, находчивый, выдумщик, сильный, добрый, умный.
Характеристика деятельности учащихся. Представлять себя на месте героев художественного произведения, давать оценку их характерам, жестам, додумывать, о чем они думают, мечтают. Рассказывать, о чем мечтают герои картины, используя слова для справки.
День рождения друга. Каждый человек отмечает свой день рождения и дни рождения близких ему людей. Принято поздравлять друзей с днем рождения, дарить подарки. Рассмотреть варианты оформления поздравительных открыток. Приемы стилизации в изображении растений, животных, птиц. Особенности поздравительной открытки: красочность, нарядность, праздничность. План работы над открыткой:
1. Придумать, что было бы другу приятно получить в подарок.
2. Подготовить нужный по размеру и форме лист бумаги.
3. Выбрать художественный материал – краски, цветную бумагу, цветные карандаши или фломастеры.
4. Определить цвет фона.
5. Вырезать элементы изображения и наклеить их на фон.
6. Цветным фломастером можно написать поздравление другу.
Художественная деятельность. Сделать в подарок другу поздравительную открытку.
Характеристика деятельности учащихся. Рассмотреть варианты оформления поздравительных открыток. Освоить простейшие приемы стилизации в изображении растений, животных, птиц. Понимать специфику оформления поздравительной открытки. Создавать поздравительную открытку в подарок другу. Выполнять работу по плану, вносить свои идеи в выбор сюжета, конструкцию, декор изделия.
Четвероногий друг (1 час).
Многие люди дома имеют животных. Самым преданным другом может быть собака. Рассмотреть фотографии разных собак и рисунки художников, изображающие взаимоотношения детей с четвероногим другом. Рассказать, о своем четвероногом друге.
Слова для справки: веселый, добрый, радостный, забавный, красивый, непослушный, кусачий, преданный, любящий, мохнатый, нежный, отважный.
Художественная деятельность. Слепить из пластилина или глины себя и свою собаку. Если собаки нет, придумать ее. Показать отношения между друзьями – человеком и собакой.
Характеристика деятельности учащихся. Рассмотреть и прокомментировать фотографии разных собак и рисунки художников, изображающие взаимоотношения детей с четвероногим другом, используя слова для справки. Показать отношения между друзьями – человеком и собакой в собственной художественной деятельности. Слепить из пластилина или глины себя и свою собаку.
Праздник с друзьями (2 часа).
Настоящие друзья всегда рядом – и в будни и в праздники. Вспомнить, какие праздники ребенок встречал вместе с твоими друзьями. Подготовка к празднику. Исполнение ролей сказочных персонажей. Характер и внешний вид персонажа.
Художественная деятельность. Сделать из бумаги головной убор для любимого героя сказки.
Характеристика деятельности учащихся. Вспомнить, какие праздники встречал вместе с друзьями. Подготовиться к встрече праздника (стихи, костюмы и т.д.). Представить себя в роли сказочного персонажа и придумать костюм для праздника. Сделать из бумаги головной убор для своего персонажа.
Природа - лучший учитель художника (11 часов)
Природа Земли (2 часа).
Человек живёт на большой и прекрасной планете Земля. Природа Земли разнообразна: равнины, степи, леса, моря, горы. Рассказать, что привлекает в разных природных ландшафтах, чем нравятся горы, море, леса, равнины и др. Рассмотреть изображения природы художниками в разное время года и в разную погоду. Вспомнить какие места видел на картинах, по телевизору или побывал сам. Сравнить соответствует ли изображение этих мест на картине впечатлениям. Определить, какие цвета художники используют для изображения листвы, травы, неба, воды. Какие цвета художники используют для изображения зимы, весны, лета, осени. Пейзаж - изображение природы в искусстве.
Характеристика деятельности учащихся. Рассказывать, что привлекает в разных природных ландшафтах, чем нравятся горы, море, леса, равнины и др. Рассматривать и комментировать на основании личностной оценки ландшафты разных географических зон Земли. Рассматривать и комментировать изображения природы художниками в разное время года и в разную погоду. Понимать разницу и находить в журналах, интернете фотографии с особенностями природы севера и юга, запада и востока. Делать зарисовки природы. Понимать термин «пейзаж». Определять, какие цвета художники используют для изображения листвы, травы, неба, воды. Определять, какие цвета, используют художники для изображения зимы, весны, лета, осени.
Посмотри на небо (1 час).
Небо бывает приветливым и нежным, бывает грозным и страшным. Художники любят изображать разные его состояния. Иногда по небу плывут пушистые белые облака. Рассмотреть изображения облаков на картинах художников (например, Н. Рериха). Разнообразие формы облаков. Вспомнить, как летом в солнечную погоду смотрел на облака и представлял, на что они похожи.
Художественная деятельность: Пофантазировать и изобразить белые пушистые облака на чистом небе (пастель или белый мел, фон -голубая, синяя или фиолетовая бумага). Приемы работы пастелью.
Характеристика деятельности учащихся. Наблюдать небо в разную погоду, видеть разные состояния, разный характер. Искать и представлять по очертаниям облаков изображения птиц, животных. Фантазировать и создавать придуманные образы. Получить опыт работы мелками, пастелью.
Поля, луга, поляны (1 час).
Равнинная местность может быть совсем не скучной, если увидеть ее глазами художника. Соотнести фрагменты с изображением поля, луга, листвы с картинами художников и найти, откуда они. Пейзажи И. Левитана, И. Шишкина, И. Куинджи, М. Нестерова с изображением степи, полей, луга.
Художественная деятельность: Изобразить фрагмент поля, луга или полянки гуашью или пастелью.
Характеристика деятельности учащихся. Соотносить фрагменты картин с изображением поля, луга, листвы с картинами художников и находить, откуда они. Изображать фрагмент поля, луга или полянки гуашью или пастелью.
Море и горы (1 час).
Рассмотреть изображения моря и гор в картинах художников. Рассказать какие они. Вспомнить литературные произведения (стихи, сказки, рассказы), где действие происходит на море или в горах. Как авторы описывают море и горы.
Художественная деятельность: Изобрази море или горы в технике аппликация.
Характеристика деятельности учащихся. Рассматривать изображения моря и гор в картинах художников. Рассказывать, какими предстают моря и горы в картинах художников. Соотносить образы морей и гор в живописи и в произведениях литературы. Изображать моря или горы в технике аппликация.
Деревья (2 часа).
На Земле много разнообразных деревьев. Они большие или маленькие, толстые или тонкие, мощные или нежные. Породы деревьев и их внешний вид. Изображение деревьев в произведениях художников. Характер деревьев.
Художественная деятельность: Изобразить тонкое, нежное, молодое деревце или большое, крепкое, мощное дерево (уголь или роллер). Выполнить пейзаж в технике аппликации (цветная бумага, разноцветные кусочки ткани, фантики от конфет).
Характеристика деятельности учащихся. Соотносить породу дерева, его внешний вид с его характером. Находить изображения деревьев в пейзажах художников, описывать их характер. Изображать графическими средствами деревья разного характера. Создавать пейзаж в технике коллажа.
Насекомые (1 час). На природе в теплое время года обитает множество насекомых: бабочки, стрекозы, жуки, осы, мухи и т.д. Одни насекомые безвредные и красивые, другие – страшные и опасные или надоедливые.
Вспомнить, каких насекомых видел, и чем они е запомнились. Героями, каких сказок были насекомые. Какими они были, добрыми или злыми, красивыми или уродливыми. Рассмотреть внимательно фотографии жуков и бабочек, их формы и украшения. Определить из каких простых элементов состоят их украшения (полоски, кружки, треугольники).
Художественная деятельность: Выполнить с друзьями коллективную работу. Сначала подготовить фон: на большом листе бумаги изобразить небо, землю, ствол дерева или радугу. Каждому нарисовать бабочку или жука, гусеницу или стрекозу. Вырезать и наклеить индивидуальные работы на подготовленный фон.
Характеристика деятельности учащихся. Вспоминать и представлять зрительный образ предмета, явления, давать характеристику по впечатлению. Давать оценку образам литературных персонажей. Внимательно рассматривать изображения на фотографиях, находить общие и специфичные черты. Анализировать декор предмета. Участвовать в коллективной работе. Изображать и украшать изображения насекомых. Создавать из элементов целостную уравновешенную композицию.
Домашние животные на природе (1 час).
За городом на природе под заботой человека живут разнообразные домашние животные и птицы: лошади, коровы, овцы, козы, утки, гуси, куры, индюки. Они обычно пасутся недалеко от дома своего хозяина на полянке или на лугу. Рассмотреть, как художники изобразили домашних животных. Рассказать, какие они.
Слова для справки: добрый, забавный, задиристый, непослушный, кусачий, опасный, нежный, сильный, упрямый, уставший, пугливый.
Художественная деятельность: Изобразить домашнее животное. Подобрать технику, которая отвечает замыслу. Передать его облик и характер.
Характеристика деятельности учащихся. Знать домашних животных, живущих в крестьянских хозяйствах, и понимать, что они требуют ухода и заботы. Рассматривать изображения животных в живописи, графике, скульптуре, давать оценку их характера, используя слова для справки. Изображать домашних животных в различных техниках, передавать их облик и характер. Подбирать художественную технику сообразно замыслу работы.
Дикие животные (1 час).
В лесах, степях, горах живут дикие животные. Дикие животные бывают травоядными и хищниками. Вспомнить, качества свойственны диким животным. Определить, какие качества животных подчеркнули художники в своих произведениях (Дюрер, В. Ватагин, П. Пикассо и др.). Вспомнить сказки, героями которых были животные.
Художественная деятельность: Изобразить дикое животное: доброго пугливого зайчика или смелую, гибкую пантеру, быструю, легкую лань или разъяренного тигра (гуашь, или пастель).
Характеристика деятельности учащихся. Давать характеристику качеств, свойственных диким животным. Определять, какие качества животных подчеркивали художники в своих произведениях. Вспомнить сказки, героями которых были дикие животные. Передавать облик и характер дикого животного в живописи или графике.
Обобщающий урок. Мы все - жители планеты Земля (1 час).
Обобщение материала. Ребенок в этом учебном году познакомился с изобразительным искусством и узнал, что произведения художников посвящены самым важным для каждого человека темам: семье, родному дому, дружбе, любви к природе и к животным. Одним словом тому, что человека постоянно окружает, к чему он привыкает и поэтому не всегда замечает. Художник, изображая окружающий мир, обязательно выражает свое отношение - восхищение или разочарование, удивление или недоумение, восторг или тревогу. Художник учит каждого человека видеть и ценить то обыденное, что всегда находится рядом с ним.
Научись и ты ценить свой дом, свою семью, свой город или село, где ты живёшь и наш общий дом - планету Земля.
Художественная деятельность: Выполнить коллективную работу на тему «Мы все жители планеты Земля!».
Характеристика деятельности учащихся. Понимать, что искусство учит каждого человека видеть и ценить то обыденное, что всегда находится рядом с ним. Осознавать важность для человека научиться ценить свой дом, свою семью, свой город или село и общий дом человечества - планету Земля. Участвовать в выполнении коллективной работы. Освоить основы языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Изобразительное искусство. 1 класс ФГОС
Пояснительная записка. Изобразительное искусство. 1 класс ФГОС...
Пояснительная записка. Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 1-4 классов
Данная рабочая программа разработана в логике изучения предмета «Искусство» в начальной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 1-4 классов, раскрывает специфику и своеобраз...
пояснительная записка по предмету изобразительное искусство
Пояснительная записка по предмету "Изобразительное искусство". УМК "Школа России". АвторБ.М. Неменский . 2 класс....
Пояснительная записка и КТП по искусству (музыка) в 1классе
Пояснительная записка и КТП по музыке в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа"...
Пояснительная записка по предмету изобразительное искусство. 1 класс
В данном документе содержится пояснительная записка по предмету изобразительное искусство для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению. 1класс
Программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного разв...
Пояснительная записка по предмету "Изобразительное искусство" 2 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Изобразительное искусство" 2 класс. УМК "Школа России"...
- Мне нравится (1)