Формирование общей культуры школьников на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Гущина Татьяна Александровна

Уроки изобразительного искусства ориентированы на формирование общей культуры учащихся, развитие духовно-нравственного аспекта, посредством не только изобразительного искусства, но и  музыки, литературы, истории, географии. Именно на уроках изобразительного  искусства ученик стремиться понять место художника в обществе, найти свое место в жизни. Атмосфера искусства, царящая на уроках, в значительной степени является условием нравственного воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование общей  культуры школьников на уроках изобразительного искусства.

Можно ли воспитать человека, развить его, не приобщив к богатейшему опыту человеческих чувств, накопленному в искусствах? Конечно же, нет. Именно в детстве формируется или яркая человеческая индивидуальность или безликая стереотипность.

 Формирование общей культуры учащихся происходит  на уроках изобразительного искусства. Искусство приобщает нас к огромному духовному опыту человечества, сконцентрированному в нем. Искусство вводит человека в важнейший, уже накопленный и разрабатываемый дальше опыт человеческих чувств и отношений. Это тот опыт, ради которого искусство и существует, он выражает отношение к природе, труду, любви и дружбе, к детям, родителям, к Родине. Добро, пользу он позволяет оценивать как прекрасное, нарушение – как безобразное.

Уроки изобразительного искусства ориентированы на формирование общей культуры учащихся, развитие духовно-нравственного аспекта, посредством не только изобразительного искусства, но и  музыки, литературы, истории, географии. Именно на уроках изобразительного  искусства ученик стремиться понять место художника в обществе, найти свое место в жизни. Атмосфера искусства, царящая на уроках, в значительной степени является условием нравственного воспитания. Знание лучших  произведений  профессионального искусства, восприятие чужого творчества помогает приобретению собственных творческих навыков, развивает духовно, помогает оформиться художественным впечатлениям,  воспитывает эстетический вкус.

Декоративно-прикладное искусство и национальное искусство наиболее приближено к человеку, тесно связано с его жизнью, каждая вещь занимает определенное место в жизни человека. Народное искусство – это великая память народа, духовный мост, соединяющий день вчерашний и день сегодняшний, прошлое и настоящее. Человек без памяти прошлого лишен своих исторических корней, не способен осмыслить себя, свое место в жизни. Обращение к народному искусству идет на всех этапах обучения. Декоративно-прикладное творчество способствует художественному развитию детей, учит видеть и понимать красоту в реальной действительности, развивает фантазию и воображение, изобразительность и технические навыки, чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии. Народные произведения близки и понятны детям.  Удовольствие, полученное от красочно украшенных народных изделий, так же влияет на  формирование общей культуры школьника.  При изучении декоративно-прикладного искусства дети проходят путь от познания древних корней народного искусства, до знакомства с декоративно-прикладным искусством других стран, что помогает увидеть общность мироощущения людей, специфику зарубежного искусства и через эту связь глубже почувствовать своеобразие искусства  родного  края.

Во время бесед об искусстве, дети проявляют большую активность, учатся сравнивать, анализировать. Ребенок старается выразить свою точку зрения, свое мироощущение и видение жизни. Ребенок видит, слышит и ощущает одновременно. Поэтому, опираясь на чувства детей, их эмоции, нужно активизировать  их мышление в нужном направлении. Важна при этом связь с окружающей природой,  реальным предметным миром, национальными ценностями, через конкретные действия, переживания, сопоставления, анализ. Естественно, что формируя  общую культуру школьника, мы создаем будущее нашей страны.

Недооценка искусства, как важнейшего средства воспитания приводит к дефектам интеллектуального, нравственного и идеологического развития личности. Именно на уроках изобразительного искусства, возможно, формировать общую культуру школьника, при помощи единой системы взаимосвязанных тем, которые раскрывают основы связей изобразительных, декоративных и конструктивных искусств  с  жизнью человека и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое развитие и творческое воображение школьника на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Размышления автора о попытке научить детей изображать пейзаж, об одном из способов как заинтересовать детские души изучением творчества художников...

Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и труда.

В материале говорится о методах и приемах развития творческих способностей....

Развитие творческого воображения и художественного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства

В данной статье говорится о возможностях уроков изобразительного искусства в развитии воображения и художественного мышления младших школьников....

«Развитие творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач....

Развитие общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства

В материале представлены теоретические и практические аспекты развития общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства....

Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Детский рисунок специалисты называют графической речью. В пластической, изобразительной форме детям легче и свободнее передавать свои ощущения, впечатл...

Формирование гражданской идентичности на уроках изобразительного искусства в 4 класс

Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отно...