Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и труда.
статья на тему

Увашкаева Саглара Давидовна

В материале говорится о методах и приемах развития творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и труда.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение (и в рисовании тоже) имеет процесс.

Если маленький художник уже способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может, рисуя, выплескивать свои переживания: радость, любовь и страх… выплескивая их на листе бумаги, ребенок как бы освобождается от них, выпускает их на волю – и в этом состоит элемент психотерапевтического эффекта рисования.

В 1 классе дети знакомятся с различными видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкус детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Занимаясь на уроках изобразительной деятельностью, учащиеся имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.

Как сделать урок изобразительного искусства для учащихся значимым, таким же, как и основные уроки?

Не так уж много дисциплин, на которых можно уделить внимание эстетическому и художественному развитию, воспитанию чувств. Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Им можно учить, учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять.

Одной из главных целей преподавания становится задача развития у детей творческого потенциала, интереса к внутреннему миру человека. На уроках изобразительного искусства мы имеем возможность говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе, к людям. На уроках искусства мы можем передавать опыт наших предков детям и делать их наследниками тех духовных ценностей, которые достались нам от предков.

Прежде всего, учитель должен создать на уроке атмосферу взаимопонимания, доверия, доброжелательности, т.к. искусство предполагает духовное общение учащихся с учителем. Интерес к урокам изобразительного искусства следует формировать уже в 1 классе, когда учащиеся только начинают приобщаться к искусству. Часто на урок дети приносят свои любимые игрушки, и они хотят, чтобы урок провела их игрушка. Например, на уроке по теме «Какие бывают дома?» «пришли Вини Пух и Пятачок». От их имени учитель рассказывает, что они остались без жилья, что ураган разрушил их домик. Им негде жить. Дети предлагают построить им домики. Вместе с учителем они рассматривают разные постройки, обсуждают, кто в них может жить. В конце урока герои сказок благодарят детей за их помощь.

Метод перевоплощения в различных героев и метод одушевления различных предметов развивает творческое воображение. На таких занятиях дети представляют себя зрителями, мастерами-художниками, героями. В руках у них волшебные палочки и карандаши, которые разговаривают, обижаются, танцуют. Одним из отличий детского творчества от взрослого является ограниченность опыта детей. Творческие уроки-практикумы в начальной школе ориентированы на создание  условий в обучении для выявления и развития творческих способностей учащихся, приобретения опыта прикладной и творческой деятельности. Важно, чтобы содержание программы соответствовало этнографическим особенностям региона (местным традициям, обрядам, музыкальному фольклору, особенностям рукоделия).

Приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству представляется в наши дни очень важным. Ведь причиной падения нравов, проявления грубости и зла явилось отлучение в прошлом учащихся от национальных традиций, обычаев и родной культуры.

Уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям необходимо воспитывать с раннего возраста. Поэтому задачей современной школы является «передача будущим поколениям человеческого опыта в его национальной форме», воспитание высоконравственных, образованных людей, обладающих чувством национального достоинства, гражданского долга и любовью к Родине. Это значит, что основной задачей должно стать воспитание национального самосознания.

Калмыцкая народная культура обладает уникальным воспитательно-развивающим потенциалом. Благодаря необычной емкости народное искусство представляет интерес не только с художественной, исторической, этнографической точек зрения, но и воспитывает в учащихся определенную культуру восприятия материального мира, развивает творческие способности личности, готовность наследовать духовные ценности народной культуры.

Литературный ряд уроков изобразительного искусства включает в себя доступный возрасту учащихся познавательный материал произведениях искусства, художниках, декоративном искусстве; зрительный ряд – демонстрацию репродукций слайдов, видеофильмов об искусстве, просмотр книг, журналов, альбомов, наглядных пособий.

Игра в сказку.

Одень куклу.

Разноцветный листопад.

Иллюстрации к сказке.

Рисование животных и птиц Калмыкии.

Цаhан өвгн – каким я его представляю.

Такие разные праздники.

Интегрированные уроки.

Доклад на тему:

«Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства».

Подготовила: Увашкаева С.Д.

БСШ, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Детский рисунок специалисты называют графической речью. В пластической, изобразительной форме детям легче и свободнее передавать свои ощущения, впечатл...

Формирование творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Творчество наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество детей возможно в восприятии читаемых художественных произведе...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (из опыта работы)

Как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе? Я стремлюсь организовать учебный процесс так, чтобы пробудить заложенное в каждом ребён...

Личностно ориентированная направленность в формировании творческих способностей младших школьников на уроках русского языка. (из опыта работы)

В данной статье говорится о роли учителя начальных классов в развитии творческих способностей учащихся, о том, как пробудить в ребёнке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выраз...

Развитие воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

        Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость ...

Упражнения направленные на развитие художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

Упражнения направленные на развитие художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства           Развитие художествен...

Статья ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СКАЗОК

Еще одна интерпретация статьи про сказки и их влияние на развитие творческих способностей....