Рабочая программа по ИЗО 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования, авторской программы Б.М.Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 62.31 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Петровского
Уржумского района Кировской области
Рассмотрена: на заседании МС протокол № _____ «___» _______20__ года | Согласовано: заместитель директора по УВР ______________ ФИО «___» _______20__ года | Утверждаю:
Директор МКО ООШ с. Петровского Уржумского района Кировской области _______________ ФИО Приказ № _____ от _________20__года |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 3 класса
(базовый уровень)
Рабочую программу составил Копанева Галина Алксеевна Учитель начальных классов квалификационная категория - первая образование – среднее специальное стаж работы – 26 лет |
с. Петровское 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3 класс (1 час в неделю, 34ч.)
Рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования, авторской программы Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (базовый уровень Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» .
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения ИЗО:
• Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения ИЗО, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
На основании требований Государственного образовательного стандарта . в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение знаний основ художественной грамотности;
• овладение способами использования приобретенных знаний и умений;
• освоение компетенций: ценностно-смысловая, ценностно-ориентационная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков художественного творчества. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной компетенций учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение предмета включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития художественных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культуры и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
В настоящем тематическом плане реализуется модифицированная программа «Искусство вокруг нас», Б. М. Неменский, 34 часа.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО и с учетом направленности классов, реализуются программы следующих уровней: базисный – в 3 классах, продвинутый – в 3 классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса изобразительного искусства.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об искусстве будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Для гуманитарного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, что отражает важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса изобразительного искусства.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об ИЗО будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики (деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.).
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка.
Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации художественные сведения, участвовать в дискуссиях по проблемам искусства, видов искусства и др.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 3 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: ЭЭ, электронная версия музеев мира.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год,
во 2 — 4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Формы контроля уровня достижений и критерии оценки
Программой предусмотрено:
устный опрос учащихся;
выполнение практических и творческих работ;
различные викторины, конкурсы;
выставки творческих работ.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.
Критерии и система оценки творческой работы
как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности
№ п/п | Кол-во час. | Тема урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности обучающихся | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Искусство в твоем доме (8 ч.) | ||||||||
1. | Твои игрушки придумал художник. Лепка игрушки из пластилина или глины. Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен. | Разнообразие формы и декора игрушек. Рассматривать с детьми игрушки современные и игрушки прошлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские) Связь внешнего оформления игрушек и его формой. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективнойтворческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместнойдеятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Создавать выразительную и пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек. | |||
2. | Посуда у тебя дома. Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Зависимость формы и декора посуды от материала. Образцы посуды, созданные мастерами промыслов. Работа Братьев – Мастеров по созданию посуды: конструкция - форма, украшение, роспись. Придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов. | Понимать обусловленность формы, украшения посуды ее назначением. Зависимость формы и декора посуды от материала. | Уметь выделять конструктивный образ и характер декора, украшения. Характеризовать связь между формой и декором. Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением. | |||||
3. | Мамин платок. Знакомство с искусством росписи тканей. Создание эскиза платка для мамы, девочки, бабушки. Выражение в художественном образе платка: платок праздничный или повседневный и т. д. | Знать и объяснять основные варианты композиционного решения платка от того кому он предназначен. Различать растительный и геометрический узоры на платке. Овладевать ритмикой и единым цветовым решением в создании эскиза. | Различать постройку (композицию), украшение (характер декора) изображение(стилизацию) в процессе создания платка. Обрести опыт творчества и художественно практические навыки в создании эскиза росписи платка(фрагмента), выражая его назначение. | |||||
4-5 | Обои и шторы у тебя дома. Создание эскиза обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). | Понимать роль цвета обоев в настроении комнаты. Характеризовать роль художника в создании обоев и штор. | Рассказывать о роли художника и этапах его работы ( постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно – практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным значением. | |||||
6. | Твои книжки. Разработка детской книжки игрушки с иллюстрациями. (Или конструирование обложки для книжки- игрушки). | Понимать роль художника и Братьев мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы) Узнавать и называть произведения нескольких художников иллюстраторов детской книги. | Создавать проект детской книжки или обложки. Понимать роль художника в создании книг. (Т. Маврина ,Ю. Васнецов, И. Билибин, Е. Чарушин.) Знать и называть отдельные элементы оформления книги(обложка, иллюстрации, буквицы) | |||||
7. | Поздравительная открытка. Создание художником поздравительных открыток. (и другой мелкой тиражной графики). Многообразие открыток. Создание эскиза открытки или декоративной закладки. | Овладевать навыками работы с графическими материалами. Понимать роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики. Эксперементировать с разными материалами (цветной бумагой, фломастерами, карандашами). | Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку. Приобретать навыки выполнения лаконичного и выразительного изображения
| |||||
8. | Что сделал художник в нашем доме. (обобщение) Роль Братьев – Мастеров в создании формы предмета и его украшения. Выставка творческих работ. Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских работ. | Понимать роль художника в создании всех предметов в доме. Осознавать неразрывную связь всех сторон жизни человека с трудом художника. | Осознавать важную роль художника, его труда, в создании среды жизни человека. Участвовать в творческой обучающей игре, организованно на уроке, в роли зрителей, художников экскурсоводов, Братьев _ Мастеров. | |||||
Искусство на улицах твоего города (7 ч.) | ||||||||
9. | Памятники архитектуры –наследие веков. Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города. Образное воздействие архитектуры на человека. Изучение и изображение одного из архитектурных памятников. | Учиться видеть архитектурный образ городской среды. Различать и оценивать в архитектурном образе работу каждого из Братьев – Мастеров. Понимать что памятники архитектуры - достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядочность. Раскрывать особенности архитектурного образа города. | |||
10. | Парки, скверы, бульвары.. Изображение парка, сквера. (Возможен коллаж). Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов. | Знать разновидности парка (парки для отдыха, детские парки, парки музеи.) и особенности их устроения. Эстетически воспринимать парк как единый, целостный ансамбль. Познакомиться с традициями создания парков в нашей стране – Петергофе, Павловске, Санкт – Петербурге. | Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно – пространственную композицию. Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения. | |||||
11. | Ажурные ограды Чугунные ограды в Санкт – Петербурге и других городах. Создание проекта ажурной ограды или ворот – вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой. Монтируется в композицию «Парки, скверы, бульвары» | Понимать роль и назначение ажурных оград в украшении города. Наблюдать в природе аналоги ажурных оград (снежинки, конструкция паутин, крылья стрекоз, жуков). Осваивать вырезание из цветной бумаги сложенной гармошкой. | Находить в природных мотивах прообразы для орнаментального оформления ажурной решетки. Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт – Петербурге и Москве. Фантазировать, создавая проект ажурной решетки. | |||||
12. | Фонари на улицах и в парках. Графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. | Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшения. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях. Связь образного строя фонаря с природными аналогами. | Различать фонари разного эмоционального звучания. Изображать необычные фонари , используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей. Уметь объяснять роль художника при создании нарядных обликов фонарей. | |||||
13. | Витрины магазинов. Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрина как украшение города. Создание проекта оформления витрины любого магазина. | Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Понимать связь оформления витрины с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города. | Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. | |||||
14. | Транспорт в городе. Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Придумать и нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин. | Наблюдать связь конструкции автомобиля с природными прообразами (жук, стрекоза, паук) Сравнивать автомобили разных времен. Уметь видеть образ в форме машины. | Фантазировать, создавать образы фантастических машин. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. | |||||
15. | Что сделал художник на улицах моего города (села). (обобщающий урок) Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города. Создание коллективного панно. | Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения. | Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода. Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течении четверти, коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. | |||||
Художник и зрелище (11 ч.) | ||||||||
16-17 | Художник в цирке. Цирк – образ яркого развлекательного зрелища. Роль художника в цирке. Выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления | Понимать роль художника в цирке. Знать элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены. Учиться передавать яркую красочность, зрелищность циркового искусства. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций , костюмов) Учиться изображатьяркое, веселое, подвижное. Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления. | |||
18-19 | Художник в театре. Истоки театрального искусства. Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Художник создатель сценического мира. Создание театра на столе – создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. | Понимать взаимосвязь театра с изобразительным искусством. Овладевать навыками создания объемно- пространственной композиции « Театр на столе». Знать истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр.) | Сравнивать объекты, элементы театрально сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать «Театр на столе» картонный макет с объемными или плоскостными декорациями. | |||||
20 | Маски. Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маски как образ персонажа. Маски – характеры, маски-настроения. Условность языка масок и их декоративная выразительность. Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные) Конструирование выразительных острохарактерных масок. | Понимать условность языка масок и их декоративную выразительность. Уметь конструировать выразительные острохарактерные маски. Знать историю создания масок и их назначение. | Понимать взаимосвязь конструкции, образного начала куклы и костюма. Уметь передавать выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто – утрированные черты. Придумывать характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу. Применять для работы пластилин , бумагу, нитки, ножницы Куски ткани. | |||||
21-22 | Театр кукол. Истоки развития кукольного театра. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы – марионетки. Работа художника над куклой. Образ куклы и ее конструкция и костюм. Создание куклы к кукольному спектаклю. | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки). Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие образу куклы.) Уметь применять и комбинировать в работе разные материалы. | Иметь представление о разных видах масок. Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению и празднику. | |||||
23-24 | Афиша и плакат. Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражение в афише образа спектакля. Композиционное единство изображений, и текстов в плакате. Эскиз плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению. | Понимать особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм. Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах плакатах изображение, украшение, лаконизм. | Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; Добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения. | |||||
25. | Праздник в городе. Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейрверки, флаги. Выполнение рисунка «Праздник в городе». | Понимать роль художника в создании праздничного облика города. Создавать в рисунке праздничную атмосферу используя элементы праздничного украшения города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы, Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным и красивым. | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Знать основные элементы украшения праздничного города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, и т. д. Уметь передавать образ праздничного праздничного города. | |||||
26. | Школьный карнавал. Организация театрализованного представления или спектакля с использованием сделанных на уроках масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т. д. | Понимать роль праздничного украшения для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. | Участвовать веселом представлении или веселом карнавале.театрализованном представлении. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. | |||||
Художник и зрелище (9 ч.) | ||||||||
27. | Музеи в жизни города. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов – хранители великих произведений мирового и русского искусства. Разнообразие музеев( художественные литературные, исторические, игрушек, космоса и т. д.) Крупнейшие художествен ныемузеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей. Рассказ учителя и беседа. | Знать крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании экспозиции. | Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России. | |||||
28. | Картина – особый мир. Картина пейзаж. Картины создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Мир в картине. Роль рамы для картины. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением. | Иметь представление, что картина – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами, переживаниями. Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Уметь рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. | Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом. Выражать цветом настроение в пейзаже. Знать картины и имена крупнейших русских художников пейзажистов И. Левитан, А. Саврасов Ф. Васильев, А. Куинджи. | |||||
29. | Картина - портрет Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники портретисты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Создание портрета кого либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрета. | Иметь представление об изобразительном жанре – портрете. Уметь создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Знать знаменитых художников портретистов (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин) и их картины портреты. Уметь передавать настроение, позу, характер изображаемого. Развивать живописные навыки гуашью. | |||
30. | Картина - натюрморт. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жанре натюрморта. Создание натюрморта по представлению с ярко выраженным настроением. | Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом. Воспринимать картину натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах. Знать знаменитых русских и западноевропейских художников работавших в жанре натюрморта. Изображать натюрморт с настроением используя роль цвета. | Развивать живописные и композиционные навыки. Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П., КончаловскийМ.Сарьян, В. Ван Гог). Изображать натюрморт с ярко выраженным настроением. | |||||
31. | Картины исторические и бытовые. Изображение в картинах событий из жизни людей. Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра. Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра. Изображение сцены из своей повседневной жизни в картинах бытового жанра. | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах, об их сюжете и настроении. Осваивать новую технику (восковые мелки и акварель). | Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из повседневной жизни, выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками, акварель). | |||||
32-33 | Скульптура в музее и на улице. Скульптура – объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного(в движении) для парковой скульптуры. | Понимать отличие скульптуры от живописи и графики. Знать основные скульптурные материалы (камень, металл, дерево, глина). Называть основные виды скульптуры: скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. | Объяснять роль скульптурных памятников. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать. Знать и уметь объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Уметь лепить фигуру человека или животного в движении. | |||||
34. | Художественная выставка. Обобщение темы. Выставка лучших детских работ за год. Выставка как событие и праздник общения. | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, и проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. |
.
Календарно-тематическое планирование по ИЗО 3 класc
№п/п | Дата | Тема урока | Практическая работа | |
план | факт | |||
1. | 03.09 | Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение. | Работа гуашью. Твои игрушки придумал художник. Конструирование и украшение матрешки. | |
2. | 10.09 | Назначение посуды. Работа по изготовлению посуды: конструкция, форма, украшение, роспись. | Работа пластилином. Посуда у тебя в доме. Лепка посуды. | |
3. | 17.09 | Посуда из различных материалов. Элементы гжельской росписи. | Работа гуашью. Посуда у тебя в доме. Конструирование и роспись посуды. | |
4. | 24.09 | Знакомство с искусством росписи тканей. Выражение в художественном образе платка его назначения. | Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни. Работа гуашью. Мамин платок. Эскиз платка. | |
5. | 01.10 | Роль цвета обоев в настроении комнаты. Построение ритма. | Работа гуашью. Обои и шторы в твоем доме. Эскиз обоев. | |
6. | 08.10 | Многообразие форм и видов книг. Роль обложки. Шрифт, буквица. | Использование в коллективной деятельности различных художественных материалов: работа гуашью, фломастерами, цветной бумагой. Твои книжки. Разработка детской книжки – игрушки с иллюстрациями. | |
7. | 15.10 | Форма открытки. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии. | Основы изобразительного языка: цвет, композиция. Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: граттаж, акварель, гелевая ручка (по выбору). Поздравительная открытка, создание эскиза открытки. | |
8. | 22.10 | Организация выставки работ учащихся. Роль художника в создании всех предметов в доме. | Обобщение по теме «Искусство в твоем доме». Выставка работ учащихся. | |
9. | 29.10 | Знакомство с архитектурой. Бережное отношение и охрана лучших произведений архитектуры. | Жанры изобразительных (пластических) искусств, их связь с жизнью. Памятники архитектуры – наследие веков. Работа гуашью, пастелью, восковыми мелками. | |
10. | 12.11 | Архитектура садов и парков. Парки для отдыха, музеи, детские. | Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских художников: И. И. Левитан «Сокольники». Работа гуашью. Парки, скверы, бульвары. Изображение парка отдыха. | |
11. | 19.11 | Чугунные ограды, их назначение, роль в украшении города. | Работа с цветной бумагой. Ажурные ограды. Проект ажурной решетки. | |
12. | 26.11 | Фонари -украшение города. Художественные образы фонарей. | Работа с цветной бумагой. Фонари на улицах и в парках. Конструирование фонарей. | |
13. | 03.12 | Витрины как украшение города. | Работа с цветной бумагой. Витрины на улицах нашего города. Создание проекта оформления витрины любого магазина. | |
14. | 10.12 | Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме автомобиля. | Работа с цветной бумагой. Транспорт в городе. Конструирование образа фантастических машин (на основе коробки). | |
15. | 17.12 | Роль художника в создании облика города. | Что сделал художник на улицах моего города. Выставка работ учащихся. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании. | |
16. | 24.12 | Маска как образ персонажа. Маски разных времен и народов. | Работа с цветной бумагой. Театральные маски. Конструирование театральной маски с ярко выраженным характером. | |
17-18. | 14.01 21.01 | Многообразие мира театра кукол. | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой. Работа с цветной бумагой, кусочками ткани, нитками. Театр кукол. Конструирование куклы цилиндра к спектаклю. | |
19. | 28.01 | Художник – создатель сценического мира. | Работа гуашью. Художник в театре. Эскиз костюма театрального героя. | |
20. | 04.02 | Процесс создания театрально-сценического оформления. | Работа гуашью, цветная бумага. Эскиз театральной декорации. | |
21-22. | 10.02 17.02 | Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, театром. Работа с гуашью, с цветной бумагой Афиша и плакат. Эскиз театральной афиши и шрифтовой композиции к ней. | |
23. | 24.02 | Элементы праздничного украшения города. | Передача настроения в творческой работе (живописи) с помощью цвета. Работа гуашью. Праздник в городе. Выполнение эскиза украшения города к празднику. | |
24. | 04.03 | Цирк – образ радостного, искрометного и волшебного зрелища. | Работа графическими материалами по выбору. Художник в цирке. Изображение циркового представления в набросках, замысел изображения. | |
25. | 11.03 | Тема цирка продолжается. | Художник в цирке. Изображение циркового представления. | |
26. | 18.03 | Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. | Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Музеи в жизни города. | |
27. | 01.04 | Пейзаж-жанр изобразительного искусства. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. | Изображение по памяти и воображению (пейзаж). Работа гуашью. Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. | |
28. | 08.04 | Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. | Работа гуашью. Картина-портрет. Создание портрета. | |
29. | 15.04 | Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. | Изображение с натуры (натюрморт). Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. Работа гуашью. Картина-натюрморт. Изображение натюрморта. | |
30. | 22.04 | Скульптура и окружающее ее пространство. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина. | Работа пластилином. Скульптура в музее и на улице. Лепка фигуры человека или животного для парковой скульптуры. | |
31-32. | 29.04 06.05 | Исторические и бытовые картины. Художники В. М. Васнецов, В. И. Суриков, А. А. Пластов, А. А. Дейнека. | Работа гуашью. Картины исторические и бытовые. Изображение сцены из своей повседневной жизни. | |
33-34. | 13.05 | Роль художественных выставок в жизни людей. | Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении. Художественная выставка, ведущие художественные музеи России. Обобщение темы. |
Ресурсное обеспечение:
Для реализации целей и задач обучения изобразительному искусству по данной программе используется УМК «Школа России» издательства «Просвещение»:
Неменская Л.А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2011
Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. /Неменский Б.М. – М.: Просвещение, 2011
Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Методическое пособие к учебникам под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2011
Компьютерные презентации по УМК «Перспективная начальная школа»:
www.rusedu.ru/ detaie 2216htme.
www.openclass.ru/tags/18/39511.
www.pedsovet.su>
Центральные Образовательные Ресурсы по УМК «Перспективная начальная школа»:
www.shatalovchools.ru.
Gmo.miass.edu/nach/p9aa1/ntml.
hilkovo.narod.ru/obrresvrs.html.
www.den-za-dnem.ru/page.php?artlcfe.
metod-uch@bk.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....