Рабочая программа по изобразительному искусству. УМК "Гармония". 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые предметные результаты, планируемые УУД, развёрнутое тематическое планирование с основными элементами содержания учебного материала, домашними заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu._2_klass._umk_garmoniya.docx | 80.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы «Изобразительное искусство» 1-4 кл. для общеобразовательных учреждений (Т. А. Копцева, Смоленск Ассоциация XXI век, 2013г.) и в соответствии с ООП НОО МБОУ СОШ №4.
Учебники имеют гриф: «Рекомендовано Министерством образования и науки».
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных
ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира;
формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью, пластилином, углём, тушью, пастелью, цветной бумагой и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
Общая характеристика учебного курса.
Программа «Природа и художник» по предмету «Изобразительное искусство» для 1–4 классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также
примерной программе по изобразительному искусству для начальной школы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
- Формирование основ гражданственности;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Место учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по IV класс.
Продолжительность учебного года во 2 классе составляет 34 недели. Курс рассчитан на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год, но будет проведено 33 урока, так как в соответствии с расписанием на 2015-2016 учебный год уроки приходятся на праздничные дни, в связи с этим количество часов сокращается на 1 час. Программа курса в полном объёме будет реализована за счёт блоковой подачи материала по некоторым темам.
Учебно-методический комплект.
Учебные пособия для учащихся
- Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2012 и послед.
- Копцева Т. А. Творческая папка для учащихся к учебнику для 2 класса. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2012 и послед.
Учебно-методические пособия для учителя
- Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2012 и послед.
Содержание начального общего образования по учебному предмету ««Изобразительное искусство»
Название раздела | Содержание |
«Значимые темы искусства» | В программе каждого класса предполагает четыре модуля: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусств», содержание которых помогает ученику начальной школы представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей его действительности – живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка. |
«Эстетическое восприятие» | Раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия проявляется в умении: – выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства; – различать основные жанры пластических искусств (портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.); понимать их специфику; – участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения; – понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии; – различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу. |
«Виды художественной деятельности» | Компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с: – живописными материалами и техниками: акварелью, гуашью, пастелью (сухой и масляной) и др.; – графическими материалами (простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки) и техниками (граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.); – скульптурными материалами (пластилин или глина); – конструктивными материалами (бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.). |
«Язык изобразительного искусства» | Компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник начальной школы научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет,объём, фактуру как средства художественного выражения. |
Распределение учебного времени прохождения программного материала
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Оценка планируемых результатов |
1 | Художник и мир природы | 8 | Деятельность учащихся Портфолио Самоанализ результата Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу Групповая работа Творческая работа |
2 | Художник и мир животных | 9 | |
3 | Художник и мир человека. | 13 | |
4 | Художник и мир искусств | 3 | |
ВСЕГО: | 33 |
Требования ФГОС
Планируемые результаты по предмету «Изобразительное искусство»
№ п/п | Содержательные линии | Базовый уровень Ученик начнёт учиться: | Повышенный уровень Ученик получит возможность научиться: |
1. | «ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА И ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» | • различать основные виды и жанры пластических искусств (рисунок, живопись, скульптура, архитектура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство), понимать их специфику; • участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно-образного языка; • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; | • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре; • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих человека, природу и окружающую жизнь, реальные и фантастические сюжеты; |
2. | «Азбука искусства. Как говорит искусство?» | • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла (в том числе возможности графического и растрового редактора, видео- и фотокамеры, графического планшета); • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании, в том числе на компьютере; • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). | • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, живых существ и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики, в том числе используя готовые фрагменты изображений (аппликацию |
3. | «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? | • осознавать значимые темы искусства и жизни, отражать их в собственной художественно-творческой деятельности; • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия; • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая к нему свое отношение. | • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, явлений действительности; • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, делать фотографии, снимать видеосюжеты, выражая в них свои эмоции; • изображать композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы (в том числе снимать натурную мультипликацию как цепочку многофигурных композиций). |
Планируемые результаты освоения предмета
«Изобразительное искусство» на конец 2-го класса
Личностные результаты: | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
способствовать накоплению у учащегося опыта эмоционально-ценностных отношений к миру, проявлять авторский неповторимый изобразительный стиль, развивать умения использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объём, фактуру и др. для достижения своих творческих замыслов, развивать навыки моделирования новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка); способствовать коллекциони-рованию творческих работ: уникальным достижением ученика является его Творческая папка (альбом), где он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности. | Познавательные УУД: сообщать с учётом возрастных особенностей детей знания в области изобразительного искусства, развивать представления детей о видах пластических искусств: живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве (дизайне); об основных жанрах изобразительного искусства (портрете, пейзаже, натюрморте, анималистическом жанре), о региональных (краеведческом, художественном) и ведущих художественных музеях страны (Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее и др.). Регулятивные УУД: приумножать опыт творческой деятельности, развивать умения второклассников в создании оригинальных замыслов творческой работы, в постановке целей и задач деятельности, в поиске оптимальных путей их решения; оценивать этапы и результаты творческой деятельности. Коммуникативные УУД: развивать умение общаться в процессе диалога; расширять навыки общения во время выполнения индивидуальных и коллективных форм деятельности, в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.; развивать коммуникативный опыт в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека; в умении обсуждать результаты своей художественно-творческой деятельности и сверстников; развивать умения использовать возможности ИКТ и справочной литературы. | обучать изобразительным, конструктивным и декоративным видам творческой деятельности, развивать навыки работы с различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, восковыми мелками, тушью, пером, гелевыми (шариковыми) ручками, фломастерами, маркерами, пластилином, цветной бумагой и др.; развивать навыки художественного восприятия произведений изобразительного искусства различных видов пластических искусств: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ХУДОЖНИК И ПРИРОДА ЗЕМЛИ В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
Тема, № урока | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту | Основные элементы содержания учебного материала | Планируемые предметные и личностные результаты | Способы проверки достижений учащихся |
Художник и мир природы - 8ч. | ||||||
Урок №1 1. Творческая папка художника | С. 3-7 | 7.09 | Форма хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка). Художественные материалы. Рисунок на свободную тему отражает сферу интересов ученика. Обложка творческой папки или альбома для рисования - визитная карточка художника. Творческое задание. Рисунок на свободную тему или на тему «Как я провёл лето» любым графическим материалом, например, чёрной шариковой или гелевой ручкой с последующим расцвечиванием цветными карандашами на четверти альбомного листа или цветными фломастерами на ½ альбомного листа. Оформление рисунка на обложку творческой папки. | Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Выполнять рисунок по собственному замыслу. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева). Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
Урок №2
| С.8-11 | 14.09 | Содержание учебника. Произведения изобразительного искусства, в которых образ солнца представлен оригинально. Детские рисунки, выразительные качества рисунка: умение детей по-своему изобразить солнечные лучи. | Различать изобразительные возможности разных худо- жественных материалов. Анализировать выразительность произведений изобра- зительного искусства. Выполнять оригинальный рисунок на тему «Лучезарное солнце». Использовать композицию рисунка в выразительных целях (солнце — крупно, лучи напоминают волнистые или ломаные линии, точки, штрихи или др.). Оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности | ||
Урок №3 3. Деревья – долгожители | С.12-15 | 21.09 | Деревья-долгожители планеты: дуб и баобаб и др., поражающие своими размерами. В Древней Руси дуб считался священным деревом, благодаря своей прочности и долголетию. Рекордсменом в продолжительности жизни (5 тыс. лет) является баобаб, который растет в Африке. Окружность ствола 25-40 метров. Человек рядом с деревом-великаном, кажется крохотным. Образ дуба в творчестве разных художников: живописцев, графиков и в детском изобразительном творчестве. Анализ иллюстрации художников к строкам стихотворения А.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…» и Н.Заболоцкого «Одинокий дуб». Приёмы изображения дерева-великана углём (сангиной, соусами или пастелью): торцом, плашмя, растирка. Творческое задание: Изображение дерева-великана с использованием выразительных средств графических материалов. | Оценивать выразительность необычных природных форм. Высказывать суждения о деревьях-великанах. Использовать сравнение, как средство выражения своего отношение к большим размерам дерева: большой-маленький. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика. Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | портфолио | |
Урок №4 4. Необычные цветы | С.16-18 | 28.09 | Разнообразие растительных форм в природе. Цветы-гиганты: «тёплый цветок», «красная чаша» или др. Сравнение размера гигантских цветов с человеческим ростом. Анализ иллюстраций сказок, в которых человек изображается меньше цветка: Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», Л-Керолл «Алиса в Стране чудес», С.Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями» или др. Творческое задание: Изображение иллюстрации к любой сказке, в которой главный герой меньше цветка. | Оценивать выразительность необычных природных форм. Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказок о маленьких человечках. Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
Урок №5 5. Камни-самоцветы | С.19-22 | 5.10 | Природная красота уральских самоцветов. Иллюстрации к сказке П.Бажова «Каменный цветок». Многообразие зелёных оттенков малахитового камня: светлые и темные, тёплые и холодные. Приёмы получения малахитовых переливов цвета: в технике акварели по-сырому или в результате смешения разноцветных жгутиков пластилина. Творческое задание: Создание образа малахитовой вазы. | Оценивать выразительность уральских самоцветных камней. Различать тёплые и холодные цвета. Получать разные оттенки цвета в технике акварели по-сырому или в результате смешения разных цветов пластилина. Выполнять симметричное изображение вазы. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Деятельность учащихся | |
Урок №6 6. Бусы из ягод и гирлянды цветов | С.23-29 | 12.10 | Ритмическое чередование природных форм: ягоды, листья или цветы на ветке. Ритм – выразительное средство декоративной композиции. Ювелир – художник, который создаёт декоративные украшения: бусы, серьги, кольца, браслеты. Выразительность цветового оформления ювелирного украшения: тёплая и холодная цветовая гамма. Бусы, выполненные на основе цветового круга. Творческое задание: Изготовление бус с использованием тёплой и холодной цветовой гаммы. | Различать тёплые и холодные цвета. Создавать ритмично организованную композицию. Вычленять своеобразие образного языка декоративно-прикладного искусства (стилизация, ритм, симметрия, цветовая гармония). Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
Урок №7 7. День и ночь | С.30-33 | 19.10 | Природа-художница создаёт выразительные «небесные картины». Выразительность ночных пейзажей. Стихи о ночи, звёздах и луне. Контраст белого и чёрного цвета. Выразительность графических техник: тушь с пером, палочкой на белой бумаге; белыми, серебряными, золотыми гелевыми ручками на чёрном листе бумаги (чёрным - по белому, белым – по чёрному). Творческое задание: Выполнение композиции «Ночь», «Лунный свет», «Ночь-день» или др. с использованием графических материалов. | Высказывать эмоциональные суждения о красоте ночного пейзажа. Выполнять графическую композицию, используя выразительность чёрно-белого контраста. Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя выразительные возможности графических материалов: точку, линию, штрих, пятно. Оценивать выразительные качества чёрно-белых изображений, придумывать оригинальные названия своим рисункам. | ||
Урок №8 8. Мир природы дарит нам материалы для творчества | С.34-38 | 26.10 | Богатства Земли: камень, земля, глина, дерево – природные экологические строительные материалы. Животные – искусные строители (соты, муравейник, гнездо, берлога и др.). Традиционные жилища жителей разных широт: из снега – иглу, из глины – хата, из бревна – изба. Творческое задание: изготовление (плетение) гнезда из веточек деревьев, возможно лепка из глины или изображение композиции на тему «Дом-гнездо», «Сказочный дом», «Дом, в котором я бы хотел жить». | Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Различать основные виды изобразительного искусства: архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Выражать замысел через композицию на тему «Дом». Оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам. | портфолио | |
Художник и мир животных- 9ч. | ||||||
Урок №9
| С.40-45 | 9.11 | Богатство природных форм подводного мира: кораллы, медузы, морские звёзды и др. Необычные формы раковин моллюсков: «Наутилус», «Рог тритона» и др. Загадки про обитателей подводного мира: краб, рак, улитка или др. Архитектурные постройки, напоминающие форму раковин, гротов, морских звёзд или др. Грот в усадьбе Кусково. Творческое задание: изображение сказочного подводного дворца для Русалочки или изображение с натуры разных по форме раковин моллюсков. | Оценивать необычность форм обитателей подводного мира. Проявлять смекалку при разгадывании загадок про обитателей подводного царства. Анализировать выразительность архитектурных построек. Выполнять иллюстрацию, используя средства художественной выразительности: цвет, линию, ритм или др. Оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам. | ||
Урок №10
| С.46-50 | 16.11 | Динозавры – вымершие пресмыкающиеся. Путешествие на машине времени в прошлое, к динозаврам. Сочинение сказки «Я в царстве динозавров». Хищные и травоядные динозавры. Самый большой динозавр – диплодок - был 30 метров в длину и 15 - в высоту. Палеонтологический музей хранит окаменелые останки динозавров и их гигантских яиц. Творческое задание: создание композиции на тему «У динозавров тоже есть мамы и папы». | Высказывать суждения по поводу необычного роста и внешнего вида динозавров. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров». Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре и крупно, ближе – больше, дальше – меньше. Оценивать результаты творческой работы на тему «У динозавров тоже есть мамы и папы», отражающей идею любви и дружбы. | ||
Урок №11 3. Черепахи | С.51-54 | 23.11 | Черепахи – животные долгожители, живущие до 300 лет. Загадки, рассказы, сказки и мифы о черепахах. Три черепахи – символ единства семьи и крепости родственных связей трёх поколений: старшего, среднего и младшего. Выразительность графических и объёмных изображений черепах. Влияние разных размеров и форм листа на замысел рисунка. Творческое задание: иллюстрирование литературных произведений о черепахах (загадок, рассказов, мифов, сказок) или лепка композиции «Три поколения черепах». | Проявлять смекалку при разгадывании загадок про черепах. Различать основные виды художественной деятельности (графика, скульптура). Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Использовать выразительные свойства разных материалов для достижения замысла. Оценивать основную идею композиции: черепаха – символ крепости семьи; три черепахи – три поколения или др. | портфолио | |
Урок №12 4.Насекомые-гиганты | С.55-58 | 30.11 | Путешествие на машине времени в прошлое, к динозаврам. Сочинение сказки «Я в царстве динозавров». Меганевра – насекомое гигант, размах крыльев до 1 метра. Сравнение больших объектов с маленькими. Иллюстрации разных художников к произведению Д.Свифта «Путешествие Гулливера», к сказке Я.Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Использование формата листа в выразительных целях (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и др.). Выразительные средства графики: линия, точка, штрих, пятно. Приёмы изображения ажурных крыльев стрекозы. Творческое задание: сюжетной композиции «Я в царстве динозавров». | Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений, в которых человек меньше насекомого. Высказывать свои суждения по поводу рассматриваемых иллюстраций. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия к своим рисункам. Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров». Высказывать суждения о влиянии формы листа (круглый, квадратный, ромбовидный, треугольный или др.) на замысел рисунка. Выполнять ажурный рисунок крыльев насекомых, используя разнохарактерные линии, точки и штрихи. Оценивать выразительные качества детских рисунков, выполненных тушью, пером или гелевыми ручками. | ||
Урок №13 5. Мамонт | С.59-61 | 7.12 | Путешествие на машине времени в прошлое. Сочинение сказки «Я в царстве мамонтов». Мамонт – вымершее млекопитающее, покрытое длинной и плотной шерстью, достигающее 5 метров в высоту. Одна из версий исчезновения мамонта – охота на него человека. Наскальные рисунки со сценами охоты на мамонта. Останки мамонта хранятся в палеонтологическом музее. Ювелирные украшения из бивней мамонта. Иллюстрации разных художников, воспроизводящих образ мамонта. Творческое задание: иллюстрация сказки «В царстве мамонтов» или стихотворения Г.Дядиной «Мамонт». Возможно выполнение эскизов ювелирных украшений (гребень, браслет или др.) | Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений о мамонтах. Выражать своё отношение к исчезающим видам животных. Продумывать замысел, сочиняя небольшие рассказы, раскрывающие сюжет будущей композиции, или придумывая оригинальные названия к своим рисункам. Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров». Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла рисунка (брошенный мамонтёнок, гордый вожак, заботливая мама-мамонтиха, лохматый мамонт, семья мамонтов на прогулке, мамонты купаются в реке или др.). Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Деятельность учащихся | |
Урок №14 6. Следы на снегу | С.62-66 | 14.12 | Природные ритмы: смена времен года, дней, часов, минут, секунд. Ритм – чередование, повторение чего-либо. Следы на снегу – ритмические цепочки. Выразительность иллюстраций разных художников к стихотворению С.Маршака «Белая страница». Творческое задание: иллюстрация стихотворения С.Маршака «Белая страница» или стихотворения Леры Габович «Был зайка серенький…». | Высказывать эмоциональные суждения о природных ритмах. Использовать выразительные возможности графических материалов и ритм для достижения замысла. Высказывать суждения о выразительных качествах ритмически организованных композиций. Выполнять иллюстрацию к стихотворению С.Маршака «Белая страница» или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
Урок №15 7. Животные в зоопарке | С.67-71 | 21.12 | Заповедники, национальные парки, зоопарки – места сохранения животных от вымирания. Красная книга. Наброски с натуры животных, выполненных В.Ватагиным. Иллюстрации разных художников к рассказу «Лев и собачка» Л.Н.Толстого. Выразительность детских иллюстраций о животных в зоопарке. Творческое задание: иллюстрация стихотворения или создание рисунка по представлению, о посещении зоопарка. | Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений о животных в зоопарке. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности. Выражать своё отношение к исчезающим видам животных. Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (гордый, печальный, радостный зверь или др.). Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
Урок №16 8.Фантастические животные | С.72-76 | 28.12 | Образы дракона в творчестве разных художников: И.Билибин, В.Васнецов или др. Борьба Георгия Победоносца со змеем в иконографии. Дракон – символ тёмных сил зла. Образ дракона в китайской культуре. Дракон – символ счастья. Цвет как средство выражения: светлый-тёмный. Приёмы создания образа дракона из проволоки. Творческое задание: создание использованием проволоки или других материалов, например, гуаши или фломастеров. | Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Сравнивать и выделять выразительные средства изображения дракона, олицетворяющего зло или добро. Создавать индивидуально или в группе образ фантастического животного, используя свойства разных художественных материалов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | портфолио | |
Урок №17 9. Новогодний подарок | С.77-83 | 11.01 | Животные – символы Нового года по восточному и славянскому календарю. Выразительность праздничных упаковок для новогодних подарков. Этапы выполнения сумочки или упаковки для новогоднего подарка. Приёмы украшения новогоднего подарка. Творческое задание: изготовление сумочки для новогодних подарков или открыток. | Высказывать эмоциональные суждения о выразительности упаковок для новогодних подарков. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство (дизайн). Создавать оригинальную упаковку для новогодних подарков, используя конструктивные возможности листа бумаги. Уметь выражать своё отношение к празднику через цветовое оформление новогодней упаковки. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
Художник и мир человека – 13ч. | ||||||
Урок №18 1.Ты-художник | С.84-89 | 18.01 | Афиша – вывешиваемое объявление о выставке. Название рисунка на афише отражает основную идею выставки. Пригласительный билет. Персональная и коллективная выставка детского изобразительного творчества. Творческое задание: создание пригласительного билета или афиши для выставки детского рисунка (праздника, концерта, спектакля, театральной постановки, циркового представления, КВНа, игры «Где? Что? Когда?», дня рождения или др.). | Участвовать в обсуждении содержания и выразительности афиши или пригласительного билета. Придумывать вариативные названия персональной или коллективной выставки детского рисунка. Работать над замыслом и его воплощением индивидуально или в группе. Использовать выразительные возможности художественных материалов для создания эскиза афиши или пригласительного билета. Отражать в рисунке основную идею выставки, её тему. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
Урок №19 2. Семейный праздник | С.90-95 | 25.01 | День рождения – важный семейный праздник. Именины. Рождество – государственный праздник. Образ Богоматери и младенца в изобразительном искусстве: Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле» и др. Икона. Национальные праздники проводов зимы и встречи весны. Выделение в рисунке главного средствами композиции: ближе - больше, дальше – меньше, первый, второй план. Творческое задание: изображение сюжетной композиции «Любимый семейный праздник». | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Различать основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и др. Выражать своё отношение к праздничному событию: семейным, народным и государственным праздникам. Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник). Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
Урок №20 3. Портрет | С.96-98 | 1.02 | Портер – жанр изобразительного искусства. Автопортрет. «Глаза – зеркало души». Фаюмский портрет. Выражение отношения к портретируемому через изображение крупных глаз, улыбку, красивую причёску и др. Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. Приёмы изображения портрета. Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица. Творческое задание: изображение портрета человека или автопортрета, предметное окружение свидетельствует об интересах и увлечениях портретируемого.
| Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к портретируемому, используя предметное окружение (девочка любит читать, мальчик любит играть в футбол, мама в нарядной шляпе на даче, подруга с попугайчиком на плече и др.). Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши или др.) для передачи замысла. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
Урок №21 4. Парный портрет | С.99-101 | 8.02 | Образа жениха и невесты в изобразительном искусстве: А.Матвеев «Автопортрет с женой», Ю.Пименов «Свадьба на завтрашней улице» или др. Изображение человека во весь рост или погрудно в детских рисунках. Основные пропорции человеческой фигуры. Композиция фотокадра: ближе – больше, дальше – меньше. Выражение отношения к портретируемым через жесты, изображение крупных глаз, улыбку и др. Цвет как средство выражения в портрете. Творческое задание: изображение жениха и невесты. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к парному портрету, на котором изображены любящие друг друга люди. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (гуашь, фломастеры, пастель или др.) для передачи замысла («Серебряный юбилей», «Молодожёны», «Весёлые жених и невеста», «Золотой юбилей» или др.). Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Деятельность учащихся | |
Урок №22 5. Портрет пожилого человека | С.102-105 | 15.02 | Международный праздник – День пожилого человека. Психологический портрет. Портреты Рембрандта «Старик в красном», «Портрет старой женщины». Выражение отношения к портретируемому через композицию, выделение главного при помощи света, изображение крупных глаз, доброго или уставшего взгляда или др. Цвет как средство выражения в портрете. Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. Приёмы изображения портрета пожилого человека, лицо которого в морщинках. Основные пропорции фигуры человека. Творческое задание: изображение пожилого человека. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён пожилой человек (морщинки – символ мудрости). Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками или др.) для передачи замысла (любимый прадед, добрый дед, красивая бабушка, мудрая прабабушка или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица и фигуры. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
Урок №23 6. Художник рисует высоких людей | С.106-109 | 22.02 | Иллюстрации к стихотворению С. Михалкова «Дядя Стёпа». Люди-великаны в сказках разных народов мира. Сравнение высокого человека с человеком среднего роста и предметным окружением в рисунках детей. Выражение отношения к поступкам человека через его добрые дела. Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. Приёмы изображения человека во весь рост. Основные пропорции при изображении фигуры очень высокого человека. Творческое задание: иллюстрация к стихотворению С.Михалкова «Дядя Стёпа». | Участвовать в обсуждении иллюстраций к известным литературным произведениям. Выражать своё отношение к трудовой деятельности людей высокого роста (баскетболист, волейболист и т.п.). Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла в процессе иллюстрация литературного произведения («Дядя Стёпа-милиционер», «Дядя Степа достаёт воздушного змея», «Дядя Стёпа у врача», «Гулливер в окружении маленьких человечков» или др.). Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Деятельность учащихся | |
Урок №24-25 7-8.Чудеса света | С.110-113 С.114-115 | 29.02 7.03 | Семь чудес света древнего мира: Египетские пирамиды, Висячие сады Семирамиды, Александрийский маяк, Мавзолей в Галикарнасе, Храм Артемиды, Статуя Зевса, Колосс Родосский. Восьмое чудо света. Чудеса света разных стран мира. Самая длинная в мире железная дорога находится в России, она соединяет два континента Европу и Азию. Выделение главного в композиции: ближе больше, дальше–меньше, загораживание, первый и второй планы. Цвет – средство выражения. Тёплая и холодная гамма цветов. Творческое задание: изображение чуда света или композиции на тему «Мы едем, едем, едем в далёкие края…» | Высказывать суждения о чудесах света, как о значительных достижениях человечества. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Выражать своё отношение к необычной постройке или сооружении, подчёркивая её значительность. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла («Величественный храм Василия Блаженного», «Красный мост», «Пагода» или др.). Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Групповая работа | |
Урок №26 9.Необычные скульптуры | С.116-121 | 14.03 | Колосс Родосский, статуя – маяк, посвященная древнегреческому богу Солнца. Монументальная скульптура: «Родина-мать зовёт!» (Россия), «Родина-мать» (Украина), «Свобода» (США), «Статуя Христа» (Бразилия) и др. Выразительные средства монументальной скульптуры: большой размер, величественная поза или жест и др. Ярило – бог Солнца в древней Руси. Приёмы создания каркаса памятника с использованием пластиковых коробок. Основные пропорций фигуры человека. Творческое задание: лепка сказочного или мифологического героя, олицетворяющего Солнце (Ярило, Гелиос) – мужской образ; победу, защитницу (Ника) – женский образ или др., в качестве основы можно использовать пластиковую или стеклянную бутылку. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Различать основные виды изобразительного искусства: скульптуру, живопись, графику. Выражать своё отношение к монументальной скульптуре, олицетворяющей победу, свободу или др. Использовать приёмы работы пластилином для изготовления скульптурного изображения с применением пластиковой бутылки. Использовать выразительные свойства объёма для передачи замысла (радость, восторг или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры в объёме. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | портфолио | |
Урок №27 10.Башня до небес | С.122-127 | 21.03 | Вавилонская башня. Эйфелева башня. Останкинская башня. Дубайский небоскрёб. Вертикальный вытянутый формат листа даёт возможность показать выразительность высокого здания. Творческое задание: иллюстрация библейского сюжета «Вавилонская башня» или изображение чудо-баши до небес. | Участвовать в обсуждении библейской истории о Вавилонской башне. Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное – на дальнем плане). Использовать выразительные возможности вертикального узкого формата. Выбирать и использовать способы работы графическими материалами (маркер, фломастер, уголь, сангина или др.) для передачи замысла («Высокая башня», «Величественная башня», «Телевизионная башня» или др.). Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
Урок №28-29 11-12.Каждый народ – художник | С.128-129 С.130 | 4.04 11.04 | Каждый народ создаёт своё искусство, материальную и духовную культуру. Местный краеведческий музей. Россия – многонациональное государство, в нём проживает 180 народов. Выразительность национального костюма. Творческое задание: изображение рисунка на тему «Национальный танец» или создание коллективной композиции «Все народы в гости к нам», «Мы – дружная семья разных народов», «Мы празднуем Масленицу» или др. | Осознавать роль музеев в жизни общества. Участвовать в обсуждении природного своеобразия серных, центральных или южных широт нашей страны. Высказывать суждения по поводу сходства и различия (всеобщего и уникального) в образах национальных костюмов. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами в процессе индивидуальной и коллективной деятельности. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Деятельность учащихся | |
Урок №30 13.Красота вещей | С.131-133 | 18.04 | Натюрморт – жанр изобразительного искусства. Жизнь вещей в натюрмортах художников В. Стожарова, М.Сарьяна, А.Головина и в детском изобразительном творчестве. Композиционное размещение предметов на листе. Создание оптимальной композиции. Цвет как средство выражения в натюрморте. Творческое задание: рисование натюрморта с натуры или по представлению «Русские сувениры», «Голубая Гжель», «Пасхальный стол», «Традиционная национальная посуда» или др. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Использовать в выразительных целях композицию: размещение предметов на листе. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками, гуашью или др.) для передачи замысла композиции «Традиционные национальные предметы». Передавать в самом общем виде пропорции предметов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | ||
Художник и мир искусств-3ч | ||||||
Урок №31 1.В мире книг В мире музыки | С.134-145 | 25.04 | Книга – источник информации. Книги-альбомы по искусству. Детские журналы «Весёлые картинки»», «Мурзилка» или др. Творческая папка или альбом для хранения рисунков. Слово-образ на обложке книги, раскрывающее замысел автора. Тёплые и холодные цвета. Контраст светлых и тёмных цветов. Творческое задание: создание шрифтовой композиции, состоящей из букв имени юного художника или др. Колыбельная – это песня с убаюкивающей и нежной интонацией. Картины художников, похожие на сладкий сон. Выразительность акварельных изображений в технике по- сырому. Приёмы получения цветных «сонных», «туманных», «утренних» пятен: нюансный тёплый и холодный колорит. Творческое задание: создание картины «Утро» в технике акварели «по-сырому». | Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики. Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении букв своего имени или фамилии. Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи в слове-образе своего характера. Использовать шрифтовую композицию в оформлении обложки своей творческой папки или альбома. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. Участвовать в обсуждении выразительных музыкальных средств колыбельной песни. Использовать способы работы в технике акварели по-сырому листу для передачи «сонного» настроения. Выражать отношение к утреннему пейзажу через цвет, нюансных тёплый или холодный колорит. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | портфолио | |
Урок №32 2. Кукольный театр теней | С.146-151 | 16.05 | Театр – синтез слова, музыки и изображения. Кукольный театр Сергея Образцова в Москве. Местный кукольный театр, школьные театрализованные постановки с участием кукол. Перчаточные, тростевые и марионеточные куклы. Приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета. Творческое задание: создание куклы для кукольного спектакля. | Участвовать в обсуждении оригинальных кукол, хранящихся в музее С.Образцова. Использовать приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета. Выражать отношение к характеру куклы через украшение её костюма. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | Деятельность учащихся | |
Урок №33 3. Музей под открытым небом Санкт-Петербург - город музей | 23.05 | Кижи. Музей деревянного зодчества во Владимире и других городах. Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Художники-реставраторы. Памятники архитектуры родного селения, края, страны. Приёмы работы в технике аппликации. Коллективные виды деятельности. Творческое задание: изображение местного старого или красивого архитектурного сооружения, возможно коллективное выполнение работы. Санкт-Петербург – «северная столица», «Северная Венеция», город каналов - город музей. Мосты Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость. Иллюстрации литературных произведений, посвященных «северной столице». Выделение главного в композиции: ближе - больше, дальше - меньше. Творческое задание: изображение композиции «Путешествие по Санкт-Петербургу», «Чтобы я хотел посмотреть в Санкт-Петербурге» или др. | Участвовать в обсуждении образного смысла архитектурных строений. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к красоте архитектурных памятников. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами для передачи замысла: «Главный храм моего селения», «Старый дом», «Деревянный теремок», «Здание музея» или др. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (я любуюсь разводным мостом, Казанским собором) или др. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | Самоанализ результата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.
Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....