Программа. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства. 3 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Школа 2100.3 класс.
Программа. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._tematicheskoe_planirovanie_urokov_izobrazitelnogo_iskusstva._3_klass.doc | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Изобразительное искусство»
- Пояснительная записка
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствующие уровню класса.
Основные цели курса
- Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
- Воспитание в детях эстетического чувства.
- Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
- Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
- Развитие воображения и зрительной памяти.
- Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
- Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
- Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
- Расширение художественно-эстетического кругозора
- Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства
- Приобщение к достижениям мировой художественной культуры
- Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике
- Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики
- Освоение простейших технологий дизайна и оформительского
- Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа
В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов. Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе школьной программы соответствующего класса. При создании кукольных спектаклей используются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом возрасте навыки работы в команде.
II. Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.
Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается в 3 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
-Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
-Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
VI. Результаты освоения программы
3-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
• понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, бук вица;
• знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
• знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер
различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
• рисования цветными карандашами;
• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
• выполнения декоративного панно в технике аппликации;
• выполнения декоративного панно из природных материалов;
• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
• овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
• работой гуашевыми красками;
• постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).
6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.
Содержание учебного предмета
3-й класс (34 ч)
Занятия 1–4 (4 ч), стр. 4–15 и 45–47, 50–57 учебника.
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).
Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 5 и 50).
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6–7 и 45–47).
Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 9 и 51).
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10–11 и 54–57). Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 12–13).
Желательно проводить занятия 1–3 с соответствующим музыкальным сопровождением.
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 15 и 52–53). Рисование животного в характерном для него движении (стр. 22–23 рабочей тетради).
Занятия 5–7 (3 ч), стр. 16–18 учебника, стр. 2–3 рабочей тетради. Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 16–17).
Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 18).
Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной С. Чехонина.
Занятия 8–10 (3 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 4–7 рабочей тетради.
Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации (стр. 4–5 рабочей тетради).
Выполнение декоративного панно с использованием природного материала (стр. 6–7 рабочей тетради).
Занятия 11–13 (3 ч), стр. 22–23 учебника, стр. 8–13 рабочей тетради.
Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 8–11) и в учебнике (стр. 22–23).
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры (стр. 12–13 рабочей тетради).
Занятия 14–16 (3 ч), стр. 24–29 учебника, стр. 24–29 рабочей тетради.
Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 25–27) и в рабочей тетради (стр. 24–27).
Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет».
Занятия 17–18 (2 ч), стр. 28–29 учебника, стр. 30–33 рабочей тетради.
Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 29). Этапы выполнения различных видов хохломской росписи (стр. 30–31 рабочей тетради).
Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью (стр. 32–33 в рабочей тетради).
Занятие 19 (1 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 34–35 рабочей тетради.
Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.
Занятие 20 (1 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 36–37 рабочей тетради.
Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.
Занятия 21–23 (3 ч), стр. 34–37 и 58–59 учебника, стр. 42–43 рабочей тетради.
Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение заданий на стр. 34–35 учебника и графического панно
«Фантастическое дерево» с использованием различных видов штриховки.
Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Занятия 24–25 (2 ч), стр. 38–39 учебника, стр. 46–47 рабочей тетради.
Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике на стр. 39. Выполнение заданий учебника и в рабочей тетради. Коллективная работа «Кириллица».
Занятия 26–29 (3 ч), стр. 40–43 учебника, стр. 14–19 и 63 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учебнике. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы).
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Занятие 30 (1 ч), стр. 48–57 учебника.
Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой.
Занятия 31–34 (4 ч). По желанию детей можно факультативно выполнить проектные задания (открытки или панно) к праздникам.
Контроль образовательных результатов
Требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.
- Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
- Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
- Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
VII. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства
3 класс
№ урока п/п, дата урока | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Инструментарий оценки | ||||||
предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
Обучаемый научится | Обучаемый получит возможность научиться | ||||||||||
1 | Жанры живописи. Что такое натюрморт. Набросок натюрморта с натуры в любой технике (альбом). (с.4-7, У.) | уонм | Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают, анализировать произведение искусства | Реализовывать задуманную творческую идею | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения, задавать вопросы для организации собственной деятельности | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов | Изучение натюрмортов | Деятельность учащихся | |||
2 | Жанры живописи. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит в произведениях А.Грабаря, А. Остроумовой – Лебедевой, Р.Кента. Рисование зимнего пейзажа по воображению или с натуры. (с.20-21, РТ) (с.8-13, У.) | уруин | Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме. Знать, в чём особенности метода живописи импрессионистов. Писать зимний пейзаж по воображению. | Объяснять, в чем особенности метода живописи импрессионистов | Планировать свое действие в соответствии с поставленной целью, осуществлять анализ объектов | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний | Определение на примере картин особенностей зимнего колорита | Деятельность учащихся | |||
3 | Портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные (с.14-21, У.) Рисование портрета друзей или близких в старинном костюме (альбом). | уонм | Рассказывать об особенностях портретного и исторического жанров в живописи | Анализировать и изучать произведения изобразительного искусства | Оценивать собственную успешность выполнения заданий, планировать последовательность практических действий | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве | Уточнение понятия «портрет», «исторический жанр» | Деятельность учащихся | |||
4 | Исторический и батальный жанры живописи в произведениях Н.Рериха и И.Айвазовского. Бытовой и анималистический жанры (с.20-25, У.) Рисование с натуры любого животного в движении, наиболее характерном для него. (с.22-23, РТ) | уонм | Рассказывать об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров в живописи | Рисовать с натуры любое животное в движении | Оценивать собственную успешность выполнения задания, планировать последовательность практических действий | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний | Анализ произведений изобразительного искусства различных жанров | Деятельность учащихся | |||
5 | Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. (с.26-27, У.) Рисуем цветовую гамму (альбом) | уонм | Объяснять, что такое цветовой круг, пользоваться цветовым кругом, находить с его помощью дополнительные и родственные цвета | Реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей | Планировать последовательность практических действий, осуществлять анализ объектов | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве | Уточнение знаний о цвете, определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу | Деятельность учащихся | |||
6 | Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон. (с.28, У.) «Цветик – семицветик) (с.2-3 РТ) | уруин | Иметь представления о цветовой гамме живописного произведения | Использовать приемы штриховки цветными карандашами | Оценивать собственную успешность выполнения задания, планировать последовательность практических действий | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний | Работа цветными карандашами, штриховка | Деятельность учащихся | |||
7 | Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера. Портрет неизвестной С.Чехонина. (с.19,У.) Рисуем цветными карандашами. | уруин | Иметь представления о цветовой гамме живописного произведения, Использовать приемы штриховки цветными карандашами | Анализировать изучаемое произведение изобразительного искусства | Оценивать собственную успешность выполнения задания, планировать последовательность практических действий | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов | Изучение и анализ рисунка С.Чехонина цветными карандашами | Деятельность учащихся | |||
8 | Декоративное панно. Твоя мастерская: коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации «Веселые попугайчики». (с.4-5, РТ) | уруин | Изготавливать декоративное панно в технике аппликации, панно из природного материала, заготовленного летом | Реализовывать творческий замысел на основе жанровой закономерности | Планировать последовательность практических действий, осуществлять анализ объектов | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве | Иметь представление о декоративном панно | Деятельность учащихся | |||
9 - 10 | Твоя мастерская: панно из природного материала. «День учителя». (с.6-7, РТ), (с.30-31, У.) | уруин | |||||||||
11 | Тон, форма, светотень на различных поверхностях. Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). «Уроки волшебного карандаша» (штриховка). (с.32, У.) (с.8-9, РТ) | уонм | Объяснять, как распределяется цветотень на различных поверхностях, выполнять различные виды штриховки | Передавать объем с помощью штриховки | Оценивать собственную успешность выполнения задания, планировать последовательность практических действий | Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей | Выявление объема и формы граненых и округлых поверхностей и простых геометрических тел | Деятельность учащихся | |||
12 | Тон, форма, светотень на различных поверхностях. Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). «Уроки волшебного карандаша» (светотень) (с.10-11, РТ) | уруин | |||||||||
13 | Твоя мастерская: рисование натюрморта из геометрических тел с натуры. (с.33, У.) (с.12-13, РТ) | уруин | Использовать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел, распределять светотень на различных поверхностях | Передавать объем с помощью штриховки | Оценивать собственную успешность выполнения задания, планировать последовательность практических действий | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве | Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры | Деятельность учащихся | |||
14 | Люди и их лица. Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей. «Такие разные лица» (пропорции). (с.34-35, У.) (с.24-25, РТ) | уруин | Иметь представления о том, что такое пропорции и соразмерность, делать наброски простым карандашом, прорисовывать детали. Изучить основные пропорции человеческого лица и уметь ими пользоваться. Знать, как изменяется лицо человека с возрастом или со сменой настроения. | Использовать в изготовлении элементов панно теплые и холодные цвета | Оценивать собственную успешность выполнения задания, планировать последовательность практических действий | Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей | Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношения целого и его частей, идеального соотношении частей человеческого лица, мимике | Деятельность учащихся | |||
15 | Приметы возраста. Мимика. Получение представления о идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике. (с.36-37, У.), (с.26-27, РТ) | уруин | |||||||||
16 | Приметы возраста. Мимика. Выполнение декоративного панно «Семейный портрет». (с.28-29, РТ) | уруин | |||||||||
17, 18 | Народные промыслы. «Золотая Хохлома» (выполнение различных видов хохломской росписи). (с.38-39, У.), (с.30-31, РТ). Роспись тарелки или шкатулки в технике хохломской росписи. «Хохломские сувениры». (с.32-33, РТ) | уруин | Знать историю и особенности хохломской росписи и уметь отличать ее от других народных промыслов Изучить этапы выполнения различных хохломских узоров. | Реализовывать творческий замысел на основе жанровой закономерности | Планировать последовательность практических действий, осуществлять анализ объектов | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве | Расписывание тарелки или шкатулки в технике хохломской росписи | Деятельность учащихся | |||
19 | Плетёные орнаменты. Звериный стиль. «Кельтские узоры». (с.40-41, У), (с.34-35, РТ) | уонм | Иметь представление о плетеном орнаменте и орнаментах звериного стиля | Понимать, какие изображения являются элементами орнаментов | Оценивать собственную успешность выполнения задания, планировать последовательность практических действий | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов | Продолжение изучения орнаментов. | Деятельность учащихся | |||
20 | Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Твоя мастерская: техника отпечатка. «Чудеса акварели». (с.42-43, У.), (с. 36-37, РТ) | уонм | Работать акварелью, совмещая различные техники, использовать технику отпечатка | Реализовывать творческий замысел на основе жанровой закономерности | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. | Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей | Совмещение нескольких техник в работе с акварелью | Деятельность учащихся | |||
21, 22, 23 | Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Графическое панно «Фантастическое дерево». (с. 44-45, У.), (с.42-43, РТ) Иллюстрации к сказкам: рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица». (с. 46-49, У.), (с. 44-45, РТ) | уруин | Иметь представления о творчестве И. Билибина, объяснять, в чем состоят особенности билибинского стиля, визуально определять работы этого художника | Объяснять, что такое композиция иллюстрации | Планировать последовательность практических действий, осуществлять анализ объектов | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов | Выполнение графической работы «Фантастическое дерево», анализ иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина | Деятельность учащихся | |||
24, 25 | Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги. Коллективный проект «Кириллица». (с.50-51, У.) (с.46-47, РТ) | уонм | Иметь преставление о том, что такое буквица, лицевая рукопись, рассказывать об истории книг в Древней Руси | Реализовывать творческий замысел на основе жанровой закономерности | Планировать последовательность практических действий, осуществлять анализ объектов | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов | Коллективный проект «Кириллица» | Деятельность учащихся | |||
26, 27 | Для любознательных: художник и театр. Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П.Бажова «Серебряное Копытце». (с.52- 53, У.), (с.14-15, РТ) | уруин | Иметь представление о том, как создается театральный спектакль, о работе различных театральных художников | Использовать в работе обработки различных материалов | Воспринимать учебное задание, планировать последовательность практических действий, осуществлять анализ объектов | Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов | Самостоятельное изучение темы | Деятельность учащихся | |||
28, 29 | Для любознательных: художник и театр. Наш театр. Павел Бажов «Серебряное копытце). (с.52- 53, У.), (с.16-19, РТ) | уруин | Иметь представление о работе различных театральных художников, Реализовывать творческий замысел на основе жанровой закономерности, выполнять заготовки для кукол | Использовать в работе обработки различных материалов. Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе. Высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства | Воспринимать учебное задание, планировать последовательность практических действий, осуществлять анализ объектов, составлять план работы и согласовано действовать в коллективе | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека | Коллективный проект: кукольный театр по сказу П. Бажова «Серебряное копытце» | Деятельность учащихся | |||
30 | Учимся видеть. Русский музей. (с.54- 55, У.) | виртуальная экскурсия | Знать историю основания Русского музея в Петербурге, рассказывать о картинах русского музея | Понимать значение музеев для сохранения культурного наследия | Планировать последовательность практических действий, осуществлять анализ объектов | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека | Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём | Деятельность учащихся | |||
31 - 34 | Проекты Выполняем своими руками подарки родным и близким к праздникам (с. 38–41 рабочей тетради) | урок-проект | Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам, проводить анализ задания с опорой на схему, соблюдать аккуратность выполнения работы | Реализовывать творческий замысел на основе жанровой закономерности | Планировать последовательность практических действий, осуществлять анализ объектов | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека | Творческая деятельность | Деятельность учащихся |
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы ОС «Школа 2100» (Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011) и на основе авторской программы О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской.
Обеспечена УМК:
- Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
Учебник «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 3 класса. – М.: Баласс; 2013.
- Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 3 класса «Разноцветный мир». – М.: Баласс; Школьный дом, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе составлено Финько Ниной Николаевной учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петровск...
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе
Данное календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе составлено в соответствии с учебным планом по УМК "Школа России" из расчёта 1ч Х 34недели, вс...
Рабочая программа и тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе
Рабочая программа по ИЗО к УМК "Школа Рссии" 2 класс...
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 4 класс. ФГОС
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 2 класс. ФГОС
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...
Программа. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства. 4 класс
школа 2100. 4 класс.Программа. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства. 4 класс...
программа и календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства 5 класс 2018-2019уч. год
Программа и планирование адаптированы для работы в 5 классе при отсутствии учебников....