Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 2 класс. ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:
- пояснительную записку;
- учебно-тематический план изучения предмета;
- содержание программы;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения предмета;
- планируемых результатов освоения предмета;
- описание материально – технического обеспечения образовательного процесса;
- календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.doc | 323.5 КБ |
Предварительный просмотр:
02.20
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании Директор школы:
педагогического Калюжная К.К.___
совета школы. Приказ № 43
Протокол № 9 от31.08.2015
от 29.08.2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Искусство» (изобразительное искусство)
(УМК «Школа России»)
2 класс
Составитель рабочей учебной программы:
Радченкова Тамара Ивановна,
учитель начальных классов, ВКК,
МКОУ Куйбышевская ООШ
х. Индычий
2015
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса представляет собой целостный документ, включающий 8 разделов:
1. пояснительная записка;
2. учебно – тематический план изучения предмета;
3. содержание программы;
4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5. система оценки достижения планируемых результатов освоения
предмета;
6. планируемые результаты освоения предмета;
7. описание материально – технического обеспечения образовательного
процесса;
8. календарно – тематическое планирование.
- Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.); Примерной программы по изобразительному искусству. 1-4 классы. -М.: Просвещение, 2011 г.; Авторской программы для общеобразова-тельных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» под руководством Б.М.Неменского: М.: Просвещение, 2011
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказа Минобр науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (ред. Приказов Минобр науки России от 26.11.2010 № 124, от 22.09.2011 № 2357).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (начальная школа) (М. Просвещение, 2011).
- Приказа Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении
регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
- Письма МОиН РФ от 16.08.10г №03-48 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования»
- Письма МОиН РФ от 10.02.11г №03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»
- Учебного плана МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области на 2015-2016 учебный год
Цели и задачи курса:
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Предмет реализует цели:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» во втором классе представлены содержательными блоками: «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чём говорит искусство», «Как говорит искусство». Второй год обучения развивает представления детей о трёх формах художественной деятельности, изучаемых в первом классе. По мере углубления этих знаний меняется понимание связи этих форм деятельности с жизнью искусства, с жизнью человека.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой работы, освоение учениками различных художественных материалов, постоянную смену художественных материалов.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
- использование различных художественных материалов, приемов и техник;
- изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
- передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
- выражение настроения художественными средствами;
- компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
- использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
- использование знаний графической грамоты;
- использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
- передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Учебно-методический комплект
- Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса /Под ред. Б. М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011г
- Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы (стандарты второго поколения) -М.: Просвещение, 2011 г.
- Б.М.Неменский. Рабочие программы. Изобразительное искусство. 1-4 классы (стандарты второго поколения) -М.: Просвещение, 2011
Место учебного предмета в учебном плане
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре.
Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины.
На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на
уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Структура программы
- Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
- Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
- Изучение каждой темы завершается выполнением какого-либо творческого задания.
- Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
2.Учебно – тематический план изучения предмета
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов в программе: | |
в примерной | в рабочей | ||
1 | Чем и как работают художники | 8 | 9 |
2 | Реальность и фантазия | 7 | 7 |
3 | О чём говорит искусство | 11 | 10 |
4 | Как говорит искусство | 8 | 8 |
Изменение количества часов на изучение отдельных тем предмета обусловлено рекомендацией автора программы Б.М.Неменским планировать на каждую учебную четверть - новую тему. В виду того, что четвертная нагрузка детей составляет в I четверти-9 ч, во II – 7 ч, в III -10 ч, а в IV-8 ч, я сочла необходимым внести коррективы в тематическое планирование.
3.Содержание программы «Изобразительное искусство» 2 класс
ТЫ И ИСКУССТВО (34 ч)
Как и чем работает художник (8ч)
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий (1ч).
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и оставными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой
гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).
Белая и чёрная краски (1ч).
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое(смешение цветных красок с черной и белой).
Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.
Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности(2ч).
Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности
этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы.
Выразительные возможности аппликации(1ч).
Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение
за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.
Выразительные возможности графических материалов(2ч).
Что такое графика? Образный язык графики.Разнообразие графических материалов.
Красота и выразительность линий. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.
Выразительность материалов для работы в объеме(1ч).
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности
глины, дерева, камня и других материалов.
Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.
Выразительные возможности бумаги(1ч).
Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.
Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надре-
зание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр,«лесенка»,
«гармошка»).
Обобщающий урок «Неожиданные материалы» (1ч).
Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Содство и различие ма-
териалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники. Итоговая
выставка работ.
Реальность и фантазия (7ч)
Изображение и реальность(1ч).
Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть.Рассма-
триваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.
Изображение и фантазия(1ч).
Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы.Соединение элемен-
тов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.
Украшение и реальность(1ч).
Мастер Украшения учится у природы.Природа умеет себя украшать.Умение видеть красоту природы, разнообразие ее фрм, цвета (иней,
морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.).
Развитие наблюдательности.
Украшение и фантазия(1ч).
Мастер Украшения учится у природы, изучает ее.Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих
предметы быта.
Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с
помощью фантазии.
Постройка и реальность(1ч).
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.п.), их
функциональность, пропорции.
Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.
Постройка и фантазия(2ч).
Мастер Постройки учится у природы.Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции,
необходимые для жизни человека.
Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
О чём говорит искусство(11ч)
Изображение природы в разных состояниях(2ч).
Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное.
Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.
Выражение характера животных(1ч).
Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произ-
ведения В.Ватагина.
Выражение характера человека в изображении: женский образ(1ч).
Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.
Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его
средствами искусства.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ(1ч).
Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.
Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для
передачи характера персонажа.
Образ человека в скульптуре(1ч).
Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего.
Изображения, созданные в объеме,- скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.
Человек и его украшения(1ч).
Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой, (например, смелый воин-защитник или агрессор).
Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.
О чём говорят украшения(1ч).
Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем
себя, в будний день одеваемся по-другому.
Образ здания(2ч).
Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий
Обобщающий урок «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства,
мысли, настроение, свое отношение к миру»(1ч).
Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.в окружающей жизни.
Как говорит искусство(8ч)
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного(1ч).
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и
холодных цветов.
Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.
Тихие и звонкие цвета(1ч).
Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета.
Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Что такое ритм линий?(1ч)
Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы.
Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.
Характер линий(1ч).
Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.
Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая
суровая мощь старых дубовых сучьев).
Ритм пятен(1ч).
Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается
на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.
Пропорции выражают характер(1ч).
Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого.
Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности(1ч).
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастера Изображения,
Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
Обобщающий урок года «Искусство и ты»(1ч).
Выставка детских работ, репродукций художников – радостный праздник, событие школьной жизни. Игра – беседа, в которой вспоминают все
основные темы года.
Братья-Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки – главные помощники художника, работающего в области изобразительного
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
5.Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания
работ являются следующие параметры:
- оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов),
- техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения),
- техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Формы контроля знаний обучающихся:
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум.
Нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся по изобразительному искусству
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
Оценка "1"
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».
6. Планируемые результаты освоения учебного предмета
К концу обучения во втором классе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности.
Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, Дымково);
- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Познавательные УУД:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами
изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
7. Описание материально – технического обеспечения образовательного
процесса
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для проведения демонстраций учителем или для постоянной экспозиции в кабинете начальных классов.
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса).
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся), Данное оборудование используется при проведении фронтальных ученических работ.
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Наличие |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241. | Д |
2. | Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2012. | Д |
3. | Б.М.Неменский. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Короте ева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011. | Д |
4. | Б.М.Неменский. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011. | Д |
5. | Б.М.Неменский. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 3 класс. Рабочая тетрадь для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2013. | Д |
Печатные пособия | ||
1. | Портреты русских и зарубежных художников. | Д |
2. | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству. | Д |
3. | Серия таблиц «Стили архитектуры, одежды, предметов быта». | Д |
4. | Серия схем « Правила рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека». | Д |
5. | Серия таблиц « Народные промыслы, русский костюм, декоративно-прикладное искусство». | Д |
Технические средства обучения | ||
1. | Ноутбук. | Д |
2. | Мультимедиа проектор. | Д |
3. | Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций. | Д |
4. | Экран (на штативе или навесной). | Д |
5. | Фотоаппарат. | Д |
Экранно-звуковые пособия | ||
1. | Видеофильм « Памятники архитектуры». | Д |
2. | Видеофильм «Художественные музеи». | Д |
3. | Видеофильм «Виды изобразительного искусства». | Д |
4. | Видеофильм «Творчество отдельных художников». | Д |
5. | Видеофильм «Народные промыслы». | Д |
Учебно-практическое оборудование | ||
1. | Краски акварельные. | К |
2. | Краски гуашевые. | К |
3. | Тушь. | К |
4. | Бумага А3, А4. | К |
5. | Бумага цветная. | К |
6. | Фломастеры. | К |
7. | Восковые мелки. | К |
8. | Пастель. | К |
9. | Уголь. | К |
10. | Кисти беличьи № 5, 10, 20. | К |
11. | Кисти щетина № 3, 10, 13. | К |
12. | Емкости для воды. | К |
13. | Пластилин / глина. | К |
14. | Клей. | К |
15. | Ножницы. | К |
16. | Рамы для оформления работ. | К |
Модели и натурный фонд | ||
1. | Муляжи фруктов (комплект). | Д |
2. | Муляжи овощей (комплект). | Д |
3. | Гербарии. | Ф |
4. | Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. | Д |
5. | Гипсовые геометрические тела. | Д |
6. | Гипсовые орнаменты. | Д |
7. | Керамические изделия (вазы, кринки и др.). | Д |
8. | Предметы быта (кофейники, блюдо, самовары, подносы …). | Д |
Единые образовательные ресурсы | ||
1. | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru | |
2. | Электронные образовательные ресурсы. http://eorhelp.ru | |
3. | Российский образовательный портал. http://www.school.edu.ru | |
4. | Начальная школа - детям, родителям, учителям. Библиотека ресурсов для учителя начальной школы. http://www.nachalka.com | |
5. | ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки. http://pedsovet.org/m | |
6. | Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов. http://www.it-n.ru | |
Специализированная учебная мебель | ||
1. | Столы ученические. | К |
2. | Стулья. | К |
3. | Стулья. | К |
4. | Стеллажи для книг и оборудования. | Д |
5. | Мебель для проекционного оборудования. | Д |
6. | Мебель для хранения таблиц и плакатов. | Д |
8. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала в соответствии с ФГОС | ||||||||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||||||||
«Чем и как работают художники»(9 часов) | |||||||||||||||
1 | «Цветочная поляна». Три основные краски, строящие многоцветье мира. | Урок введения в новую тему | Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии её цветовой гаммы. Наблюдать и делать выводы о значении трёх красок. Работать с кистью. | Знание правил работы с кистью, смешивания красок. Умение строить свою работу с разной последова тельностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений. | Познавательные: участвовать в практической работе, анализировать, изображать по памяти и впечатлению. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя Коммуникативные: уметь слу шать и вступать в диалог, участ вовать в коллективном обсужде нии проблем | Анализировать работы; проявлять потребность в общении с искусством. | |||||||||
2 | «Радуга на грозовом небе». Пять красок - всё богатство цвета и тона. | Комбинированный урок. | Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии её цветовой гаммы. Знакомство с полотнами известных художников, наблюдение за природой, изображённой мастерами. Работа в группах без предварительного рисунка. | Знание художников, изображающих природу. Умение изображать настроение природы, природных стихий, работать с инструментами и материалами художника. Понимать разницу в изображении природы. | Познавательные: различать и сравнивать, анализировать результаты, самостоятельно создавать различные творческие работы. Регулятивные: принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения | Проявлять эстетические чувства | |||||||||
3 | «Осенний лес». Пастель, цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. | Урок-сказка. | Познакомиться с другими материалами для изображения: мелки, пастель. Узнать о вариантах построения композиции, о законе «ближе- дальше», «больше-меньше». | Знание понятия «композиция». Умение наблюдать за природой, различать её характер и эмоциональное состояние. Умение пользоватся мелками и пастелью и реализовывать с их помощью свой замысел. | Познавательные: использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами Регулятивные: находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собст венную художественную деятель ность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы | Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. | |||||||||
4 | «Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации. | Урок-проект. | Познакомиться с новым видом выразительности изображения. Соотнести личные наблюдения со стихотворениями Тют чева и музыкой Чайковс кого. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. | Знание видов вырази тельности, правил техники безопасности при работе с ножницами. Умение передавать настрое ние композиции цветом, работать в группе, распределять обязанности | Познавательные: овладевать тех никой и способами аппликации, развивать чувство цвета и компо зиции Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать художественную деятельность, сотрудничать в совместном решении поставленной учебной задачи | Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. | |||||||||
5 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | Урок- Удивле ние. | Познакомиться с другими материалами выразительностями: тушь и уголь. Наблюдать за природой зимнего леса. Учиться изображать линии разной выразитель ности. Овладение приёмами работы с тушью и углём. | Знание о вырази тельных возможнос тях линии, точки, тёмного и белого пятен. Умение поль зоваться новыми материалами для выразительности изображения. | Познавательные: определять характер предложенных линий, способы создания линий; сравни вать выразительные возможности графики и живописи Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с постав ленной задачей Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения | Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, анализировать работы. | |||||||||
6 | «Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объёме. | Урок-сказка. | Сопоставить изобра жение на плоскости и объёмное. Наблюдение за скульптурой, её объём. Закрепить навыки работы с пластилином. Самостоятельно составить план работы по изготовлению работы. | Знание понятия «скульптура», пра вил работы с пласти чными материалами. Умение различать произведения искус ства на плоскости и в пространстве | Проявлять эстетические чувства при рассмотрении произведений искусства; анализировать работы. | ||||||||||
7 | «Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги. | Комби нированный урок. | Освоить работу с бумагой: сгибание, разрезание, перевод плоскости листа в разно образные объёмные формы - цилиндр, конус, лесенки, гармошки. Конструировать из бумаги различные сооружения. | Знание понятия «макет», этапов постройки сооруже ний. Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом, работать в группе. | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы работы с пером и палочкой для решения учебной задачи; Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников | проявлять художественно-творческое мышление при рассматривании картин; обсуждать работы. | |||||||||
8 | «Композиции из сухих трав и цветов». Для художника любой материал может стать выразительным. | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок- выстав ка. | Сделать вывод о способах выразитель ности в художественных произведениях. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. | Знание способов выразительности в художественных произведениях. Уме ние использовать различные приёмы и способы выразитель ности в изображении природы и животных | Познавательные: применять технологическую карту для решения поставленной задачи, создавать объемное изображение животного с передачей характера. Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль для соблюдения форм и пропорций работы; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие по ходу работы с учетом предложений учителя Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников | обсуждать и анализировать выполненные работы. | |||||||||
9 | «Композиции из сухих трав и цветов». Для художника любой материал может стать выразитель ным. | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок- выстав ка. | Сделать вывод о способах выразительности в худо жественных произведениях. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. | Знание способов выразительности в художествен ных произведениях. | |||||||||||
«Реальность и фантазия» (7 часов) | |||||||||||||||
10 | «Наши друзья - птицы». Изображение и реальность. | Урок-игра. | Рассказывать о красоте природы, о животных. Наблюдать за изображениями животных: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластика переходов одной части тела в другую. Выделять особенности животных. | Знание понятия «пропорция». Умение соблюдать пропорции при изображении жи вотного, передавать характерные черты изображаемого объек та. Умение пользо ваться правилами художника (начинать изображение с общего абриса). | Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопро сов по теме урока Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; плани ровать действие в соответствии Коммуникативные: уметь слу шать и вступать в диалог, участво вать в коллективном обсуждении проблем | проявлять наблю дательность и фантазию, анализировать выполненные работы. | |||||||||
11 | «Сказочная птица». Изображение и фантазия. | Урок-сказка. | Осознать связь фантазии с реальной жизнью. Наблюдение за фантастическими образами. Выводы о связи реальных и фантастических объектов. Правила изображения фантастических образов. | Знание правил рисования натуры. Умение выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц. | Познавательные: участвовать в беседе, придумывать элементы фантастических образов Регулятивные: рационально строить самостоятельную деятельность Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать и сотрудни чать со сверстниками и взрослы ми, выражать свои мысли | проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы. | |||||||||
12 | «Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность. | Комбинированный урок. | Наблюдать за разнообра зием объектов природы. Осознать красоту и неповторимость этих объектов. Высказываться и приводить примеры из личного опыты.Изобра жать при помощи линий. | Знание правил рисо вания с натуры. Уме ние рисовать ветку хвойного дерева, точ но передавая её харак терные особенности – форму, величину, расположение игл; правильно разводить гуашевые краски. | Познавательные: участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства своих суждений. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; плани ровать действие в соответствии Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других | проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы с позиций творческих задач | |||||||||
13 | «Кокошник». Украшение и фантазия. | Урок совместного творчества. | Наблюдение за конструк тивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Анализировать орнаменты различных школ народно-прикладного творчества. Создать собственный орнамент кокошника. | Знание понятия «орна мент»; приёма выполнения узора на предметах декора тивно- прикладного искусства; известных центров народных художественных промыслов. | Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в при роде, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собствен ного образа Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы | проявлять эстетические чувства, чувство гордости за культуру Родины; анализировать работы. | |||||||||
14 | «Подводный мир». Постройка и реальность. | Комбинированный урок. | Наблюдение за построй ками в природе. Определять форму, материал. Учиться самостоятельно, по своим представлениям, конструировать из бумаги, используя основные приёмы работы с этим материалом. | Знание основных приёмов работы с бумагой. Умение выполнять моделирование форм подводного мира, планировать свою работу и следовать инструкциям. | Познавательные: участвовать в беседе, которая поможет собрать информацию для самостоятель ного решения учебной задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | обсуждать и анализировать выполненные работы. | |||||||||
15 | «Фантастический замок». Постройка и фантазия. | Урок- фанта зия. | Сопоставлять современные постройки и сказочные. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм. | Знание основных приёмов работы с бумагой. Умение выполнять моделирование фантастических зданий, передавать настроение в творческой работе. | Познавательные: анализировать и сравнивать различные варианты реальных и фантастических зданий, участвовать в обсужде нии проблемных вопросов. Регулятивные: рационально строить самостоятельную дея тельность, осуществлять итого вый и пошаговый контроль Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контро лировать действия партнера | владеть навыками коллективной деятельности под руководством учителя; анализировать работы. | |||||||||
16 | Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе. | Урок- обобще ние. | Наблюдать за разнообра зием форм новогодних украшений, конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека. Работать в группах. | Умение различать осноные и составные, тёплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. | |||||||||||
« 0 чём говорит искусство» (10 часов) | |||||||||||||||
17 | «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. | Урок введе ния в новую тему. | Познакомиться с иллюстрациями. Наблюдать за настроением животных. Выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в рисунке. Рассказывать о своих домашних питомцах: поведение, игры, внешний вид. | Знание понятия «художник- анима лист»; творчества художников В. Серова, И. Ефимова, Т. Мавриной, М. Кукунова, В. Ватагина. Умение рисовать силуэты жи вотных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения. | Познавательные: рассматривать репродукции картин художников-анималистов и участвовать ленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль Регулятивные: рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми | проявлять эстетические чувства; обсуждать и анализировать выполнение работы. | |||||||||
18 | «Сказочный мужской образ». Изображение доброго и злого сказочного мужского образа. | Комби нированный урок. | Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. Познако миться с понятием «внутренняя красота». Работать в группах вариативно. | Знание понятия «внутренняя красота». Умение изображать мужской образ; выполнять творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел. | Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта Регулятивные: принимать и сохра нять учебную задачу; планировать действие в соответствии с постав ленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы | проявлять эстетические чувства, наблюдатель ность; анализировать работы. | |||||||||
19 | Женский образ русских сказок. Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. | Комби нированный урок. | Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. Закрепить понятие «внутренняя красота». | Знание понятия «внутреняя красота». Умение изобра жать женский образ; выполнять творчес кую работу; передавать в рисунках пространственные отношения. | |||||||||||
20 | Образ сказочного героя, выраженный в объёме. | Урок-проект. | Анализировать скульптуры. Наблюдать за средствами выразительности в изображении добрых и злых героев. Выполнить работу из пластилина или глины. Вспомнить правила работы с пластичными материа лами. | Знание основных жанров и видов произведений изобра зительного искус ства. Умение передавать образ человека и его характер, используя объём; передавать в рисунках пространственные отношения. | Познавательные: выявлять особен ности объемного изображения мужского образа, применять технологическую карту для решения поставленной задачи Регулятивные: рационально строить самостоятельную деятельность Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения | обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. | |||||||||
21 | «Море». Изображение природы в разных состояниях. | Комби нированный урок. | Рассказывать по своим наблюдениям о различных состояниях природы. Анализировать на основе сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» разные состояния моря. Рассмотреть картины художников- маринистов. | Знание понятия «художник- маринист». Умение изображать природу в разных состояниях; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, пере давать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел. | Познавательные: воспроизводить по памяти информацию для решения учебной задачи; рассматривать иллюстрации, участвовать в их обсуждении; предлагать свои варианты решения поставленной задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; плани ровать действие в соответствии Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения | обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. | |||||||||
22 | «Человек и его украшения» Выражение характера человека через украшение. | Комби нированный урок. | Рассмотреть предметы с элементами декора. Опре делить причину желания людей украшать свои вещи. Изучить, какими средствами выразитель ности пользуются народные умельцы. Выяснить причины разли чия украшений одних и тех же предметов | Знание правил выражения характера человека через украшение. Умение сравнивать виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декора тивно- прикладное искусство); узнавать отдельные произ ведения выдающих ся отечественных и зарубежных художников | Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать свои варианты решения поставленной задачи, опираться на имеющиеся знания о цвете, ритме, характере. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою | обсуждать и анализировать работы; проявлять эстетические потребности. | |||||||||
23 | «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений человека через украшение. | Урок-игра. | Учиться выражать намерения через украше ния. Выяснить, какими средствами пользуются художники для выражения своих намерений. Закрепить знания по составлению орнамента. Делать выводы. | Знание правил составления орнаментов; тёплые и холодные цвета. Умение определять форму, размер,после довательность выполнения работы; оценивать результат. | Познавательные: анализировать архитектурные образы в окружающей жизни, возможность перенесения частей образа из реального мира в сказочный; участвовать в обсуждении вариантов решения поставленной учебной задачи, в ходе самостоятельной деятельности выбирать наиболее эффективные способы и приемы работы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную Коммуникативные: уметь слушать собеседник признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. | |||||||||
24 | «В мире сказочных героев».В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Наблюдать за конструкциями зданий. Делать выводы о взаимосвязи Мастеров- Постройки, Изображения и Украшения. Проектировать сказочный город, учитывая материалы. | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы; выбирать и применять выра зительные средства для реализации замысла в работе. | |||||||||||
25 | «Замок Снежной королевы» Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. | Урок введе ния в новую тему. | Наблюдать за цветом в картинах художников. Понимать, с помощью каких художественных средств художник добивается того, чтобы нам стало понятно, что и зачем он изображает. | Знание средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные цвета. Передавать свои наблюдения и переживания в рисунках; переда вать в тематических рисунках пространственные отношения. | проявлять эстетические чувства, потребности; обсуждать выполненные работы. | ||||||||||
26 | «Замок Снежной королевы». Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | Урок введе ния в новую тему. | Беседовать о возможностях цвета в создании настроения. Подобрать цвета для изображения грусти, печали, тревоги, нежности. Про вести параллель с музыкой. | Знание средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные, звонкие и глухие цвета. Умение высказывать простейшие суждения о картинах | |||||||||||
«Как говорит искусство» (8 часов) | |||||||||||||||
27 | «Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | Урок введе ния в новую тему. | Наблюдать за цветом в картинах художников. Понимать, с помощью каких художественных средств художник добивается того, чтобы нам стало понятно, что и зачем он изображает. Делать выводы о том, что цвет придает дополнитель ную эмоциональную выразительность произведению. | Знание средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные цвета. Умение выска зывать простейшие суждения о карти нах; передавать свои наблюдения и пере живания в рисунках; передавать в тематических рисунках пространственные отношения | Познавательные: использовать имеющиеся знания о теплых и холодных цветах в ходе практичес кой работы; участвовать в беседе, обсуждении репродукций картин. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планиро вать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятель ность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников | проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные творческие работы. | |||||||||
28 | «Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | Комбинированный урок. | Подобрать цвета для изображения грусти, печали, тревоги, нежности. Про вести параллель с музы кой. Выяснить, какой от рывок соответствует образу нежному и светло му, а какой - тревожный и тяжёлый. | Знание средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные, звонкие и глухие цвета. Передавать свои наблюдения и переживания в рисунках | |||||||||||
29 | «Весенний ручеёк». Линия как средство выражения: ритм линий. | Комбинированный урок. | Сравнивать фотографии с видами весны в разные месяцы. Определять понятие ритма в природе. Соотнести свои представления с музы кальным произведением, с отрывками описания весны в рассказе Пришвина. Изобразить ручьи на рисунке с предыдущего урока. | Знание понятий: «пейзаж», «ритм»; творчества худож ников-пейзажистов. Умение самостоя тельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тема тических рисунках пространственные отношения | Познавательные: участвовать в анализе использования линий на картинах художников, применять имеющиеся знания о линии в самостоятельной работе. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответст вии с поставленной задачей; рационально строить самостоя тельную деятельность, осущест влять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | ||||||||||
30 | «Ветка». Линия как средство выражения: характер линий. | Комбинированный урок. | Рассмотреть и сравнить предложенные ветки, сделать выводы: у берёзы ветки нежные, гибкие, а у дуба - мощные, похожие на лапы дракона. | Умение различать основные и состав ные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобрази тельного искусства | |||||||||||
31 | «Птички».Ритм пятен как средство выражения. | Комбинированный урок. | Познакомиться с ещё одним выразительным средством - это ритм и движения пятна. | Знание понятий: «ритм и движения пятна», «апплика ция»; техники выпол нения аппликации | владеть навыками коллективной деятельности, сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности; анализировать работы. | ||||||||||
32 | «Смешные человечки». Пропорции выражают характер. | Комби нированный урок. | Наблюдать за пропор циями - тела, массы, дли ны рук и ног. Соотно сить части тела по размеру | Знание понятия «пропорция»; приё мов обработки плас тичных материалов. | |||||||||||
33 | «Весна. Шум птиц». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. | Урок обобщения | Обобщить свои знания о средствах выразительнос ти. Планировать свои действия и следовать плану. | Знание средств выразительности. Умение применять средства | |||||||||||
34 | Обобщающий урок за год. «В гостях у Братьев Мастеров» | Урок-выстав ка. | Обобщить свои знания по теме года «Искусство и ты». Назвать ведущие идеи каждой четверти. Использовать свои знания в выражении своих ответов. деятельности. | Знание основных жанров и видов произведений изобразительного искусства; ведущих художественные музеев России; художников. | Познавательные: выбирать и обосновывать средства художест венной выразительности для решения поставленной учебной задачи Регулятивные: планировать действие в соответствии с постав ленной задачей Коммуникативные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность | обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 1 класса по ФГОС второго поколения
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 1 класса по ФГОС второго поколения по всем предметам...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"
Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...
Программа "Начальная школа XXI века». Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 4 классе.
Папка содержит рабочие программы и календарно-тематическое планирование в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века» Пояснительная записка.Рабочая программа курса...
Рабочие программы и календарно - тематическое планирование для 1 класса . УМК "Гармония"
Данные рабочие программы и календарно - тематическое планирование, предназначеные для обучения 1 класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработаны и составлены с учётом Федер...
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 2 класса ("Школа России")
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология для учащихся 2 класса ("Шко...
Рабочие программы с календарно-тематическим планированием для 1 класса УМК "Школа России"
Рабочие программы для 1 класса с планированием....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 1 класс
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена Кузнецовой Надеждой Викторовной, учителем изобразительного искусства Гимназии №1516 ВАО г. Москвы, в соответствии с требовани...