Программа. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства. 4 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
школа 2100. 4 класс.
Программа. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства. 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._tematicheskoe_planirovanie_urokov_izobrazitelnogo_iskusstva._4_klass.doc | 263.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Изобразительное искусство»
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы ОС «Школа 2100» (Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011) и на основе авторской программы О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской.
- Пояснительная записка
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствующие уровню класса.
Основные цели курса
- Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
- Воспитание в детях эстетического чувства.
- Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
- Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
- Развитие воображения и зрительной памяти.
- Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
- Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
- Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
- Расширение художественно-эстетического кругозора
- Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства
- Приобщение к достижениям мировой художественной культуры
- Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике
- Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики
- Освоение простейших технологий дизайна и оформительского
- Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа
В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов. Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе школьной программы соответствующего класса. При создании кукольных спектаклей используются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом возрасте навыки работы в команде.
II. Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.
Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
изучения курса ИЗО
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
-Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
-Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Результаты освоения программы
К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания. Образ как часть и целое. Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные. Театр как синтетический вид искусства. По художественно-творческой изобразительной деятельности должны иметь: – представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения.
Должны знать:
– компоненты композиции и их возможности в создании художественного образа; различные способы организации ритма в живописи, скульптуре, сценографии; основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона.
Должны уметь:
– использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень); создавать произведения по словесным и музыкальным ассоциациям; разрабатывать сценические эскизы для театральных постановок;
– под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;
– под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать оправданные замыслом материалы и техники.
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
• понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник-дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
• рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:
• рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
• рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
• разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
• работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
• композиция, рисунок, цвет для живописи;
• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
VI. Содержание учебного предмета
Занятия 1–2 (2 ч), стр. 4–11 учебника.
Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.
Рождение монументальной живописи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6–7).
Что такое фреска. Особенности этой техники. Выполнение задания на стр. 8 в учебнике. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва.
Что такое мозаика и витраж. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10–11).
Занятие 3 (1 ч), стр. 12–13 учебника.
Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ. Выполнение задания на стр. 13 в учебнике.
Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкальным сопровождением.
Занятие 4 (1 ч), стр. 14–15 учебника.
Монументальная скульптура. Выполнение задания на стр.14 в учебнике. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.
Выполнение задания на стр.15 в учебнике. На этом уроке или во внеурочное время рекомендуется проведение экскурсии к ближайшему такому памятнику.
Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкальным сопровождением.
Занятие 5 (1 ч), стр. 16–19 учебника.
Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Выполнение заданий на стр. 16–17 в учебнике.
Виды фотографий. Художественная фотография. Выполнение задания на стр.19 в учебнике.
Занятие 6 (1 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 6–7 рабочей тетради.
Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Выполнение заданий на стр. 21 в учебнике. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению (стр. 6–7 рабочей тетради).
Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкальным сопровождением и чтением стихов об осени.
Занятие 7 (1 ч), стр. 22–23 учебника, стр. 2–3 рабочей тетради.
Как передать объём предмета, работая цветными карандашами. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради.
Занятия 8–9 (2 ч), стр. 24–25 учебника, стр. 8–11 рабочей тетради.
Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Выполнение заданий в учебнике.
Занятия 10–11 (2 ч), стр. 26–27 учебника, стр. 4–5 рабочей тетради.
Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки». Оформление панно подходящей рамкой (рабочая тетрадь).
Занятия 12–13 (2 ч), стр. 28–29 учебника, стр. 12–13 рабочей тетради.
Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Выполнение заданий в учебнике. Нарисовать животное (по выбору ученика).
Занятие 14 (1 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 36–39 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли. По желанию учащихся можно выполнить в процессе изучения нового материала задания на закрепление полученных знаний на стр. 30–31 учебника.
Занятия 15–16 (2 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 14–17 рабочей тетради.
Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике и на стр. 14–15 или 16–17 рабочей тетради.
Занятие 17 (2 ч), стр. 34–35 учебника, стр. 28–29 рабочей тетради.
Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике и рабочей тетради.
Занятия 18–19 (2 ч), стр. 36–37, стр. 26–27 рабочей тетради.
Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике (стр. 37) и в рабочей тетради (стр. 26–27). Было бы очень полезно понаблюдать с учениками перспективные сокращения на улице (уходящая вдаль дорога, уменьшающиеся по мере удаления от зрителя предметы и т. п.).
Получение представления о воздушной перспективе.
Занятия 20–21 (2 ч), стр. 38–39 учебника и стр. 30–31 рабочей тетради.
Эти занятия проводятся перед Днём Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Выполнение заданий на стр. 39 учебника.
Разработка макета альбома Славы. Выполнение каждым учеником своей странички альбома. Эта страничка может быть посвящена как истории семьи учащихся, так и какому-то эпизоду из истории Отечественной войны.
Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.
Занятия 22–25 (4 ч), стр. 40–47 и 78 учебника, стр. 42–47, 75–78 рабочей тетради.
Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на стр.40–41 учебника и на стр. 42–43 рабочей тетради.
Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя (стр. 78 учебника и стр. 44–47 рабочей тетради). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на стр. 40–41 учебника и на стр. 44–47 рабочей тетради.
Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».
Занятие 26 (1 ч), стр. 42–43 учебника, стр. 32–33 рабочей тетради. Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о китайском рисунке кистью). По желанию учащихся можно выполнить в процессе изучения нового материала задания на закрепление полученных знаний на стр. 43 учебника и на стр. 32–33 рабочей тетради.
Занятия 27–30 (3–4 ч), стр. 36–37 и 50–51 учебника, стр. 18–23 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре). Выполнение заданий в рабочей тетради.
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».
Занятия 31–32 (2 ч.), стр. 48–49 учебника.
Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.
На оставшихся уроках или факультативно можно выполнить задания, данные в рабочей тетради.
а) открытки или панно к праздникам (стр. 34–35);
б) дизайнерские проекты:
– настенный календарь на стр. 24–25;
– декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента на стр. 36–39;
в) шрифтовая композиция на стр. 48–49.
Контроль образовательных результатов
Требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.
- Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
- Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
- Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т.д.
VII. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства
№ урока п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характер деятельности учащихся | |||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||
обучаемый научится | обучаемый получит возможность научиться | |||||||
1 | Твоя мастерская: использование разных видов штриховки. Изучаем работу мастера. Д.Митрохин «Яблоки». Дары природы «Натюрморт». Учебник - стр. 22 Тетрадь - стр. 2-3 | комбинированный | Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. |
| Способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. | Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства. | ||
2 | Композиция на заданную тему. Летняя зарисовка. Выполнение панно «Лето» в технике коллажа. У. с.26-27 Т. с.4-5 | комбинированный | Различать основные виды и жанры искусств | Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов | Общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. | ||
3 | Рождение монументальной живописи. На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера И.Левитан. «Печальная, но дивная пора». Осень золотая (пейзаж по воображению или с натуры). У. с.20-21. Т. с.6-7 | комбинированный | Различать основные виды и жанры искусств | Понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека. | Видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни | Способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. | Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку. | |
4 | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Уроки волшебного карандаша (светотень) Т. с.8-9 | Изучение нового материала | Различать основные виды и жанры искусств | Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. | Видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни | Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства. | ||
5 | Что такое мозаика и витраж. Твоя мастерская: конструкция предмета. Уроки волшебного карандаша. Объем рельефа. У. с.10-11 Т. с.10-11 | комбинированный | Использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи смысла в собственной художественной деятельности | Передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы. | Общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. | Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках | Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. | |
6 | Зарисовка животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. Твой пушистый друг (рисование животных). У. с.28-29 Т. с.12-13 | комбинированный | Моделировать новые образы путём трансформации известных. | Понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте животного | Общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. | Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках | Овладеть на практике основами цветоведения. | |
7 | Композиция и её основные законы. Уроки цветных карандашей. Натюрморт с натуры. У. с.30-31 Т. с.14-15. | Закрепление изученного | Высказывать суждения о худ. особенностях произведений. | Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. | Общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. | Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках | Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа. | |
8 | Композиция и её основные законы. Чудеса акварели (форма). Натюрморт в технике отмывки. Т. с. 16-17 | Изучение нового материала | Различать основные виды и жанры искусств | Понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека. | Организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла | Способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. | Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа. | |
9 | Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр. Коллективный проект Подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С.Козлова «Снежный цветок». Картина 1 «Зайцы на поляне». Т. с. 18-19 | комбинированный | Моделировать новые образы путём трансформации известных | Передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы. | Видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни | Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках | Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа. | |
10 | Коллективный проект Подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С.Козлова «Снежный цветок». Картина 2 «В избушке Медвежонка» Т. с.20-21 | комбинированный | Обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности. | Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. | Общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. | Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках | Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе. | |
11 | Коллективный проект Подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С.Козлова «Снежный цветок». Картина 3 «Ежик и Осинка» Т. с. 18-23 | комбинированный | Различать основные виды и жанры искусств | Передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы. | Организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла | Способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать. | |
12 | Коллективный проект Подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С.Козлова «Снежный цветок». Картина 4 «Ежик и Ясень» Т. с. 18-23 | комбинированный | Различать основные виды и жанры искусств | Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. | Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках | Овладеть на практике основами цветоведения. | ||
13 | Коллективный проект Подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С.Козлова «Снежный цветок». Картина 5 «Ежик и Сосна» Т. с. 18-23 | комбинированный | Различать основные виды и жанры искусств | Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. | Организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла | Способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. | |
14 | Коллективный проект Подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С.Козлова «Снежный цветок». Картина 6 «Ежик добывает волшебный цветок» Т.с. 18-23 | комбинированный | Различать основные виды и жанры искусств | Передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы. | Видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни | Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках | Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. | |
15 | Коллективный проект Подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С.Козлова «Снежный цветок». Картина 7 «Путь Ежика на поляну». Т.с. 18-23 | Различать основные виды и жанры искусств | Понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека. | Общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. | Умение получать полученные знания в собственной деятельности | Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. | ||
16 | Подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С.Козлова «Снежный цветок». Картина 8 «Ежик приносит цветок Илютик Медвежонку». Т.с. 18-23 | комбинированный | Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности. | Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. | Видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни | Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках | Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета. | |
17 | Разыгрывание сказки С.Козлова «Снежный цветок» Т.с. 18-23 | урок-театрализация | Передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы. | Общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. | Способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. | Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе. | ||
18 | Новые виды искусства. Дизайн. Проект Настенный календарь. У. с.16-17 Т. с.24-25 | Изучение нового материла | Эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства | Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. | Организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла | Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках | Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. | |
19 | Линейная перспектива. Простейшие законы перспективы. Пространство на бумаге. Т.с. 36-37 Т.с. 26-27 | комбинированный | Проявлять устойчивый интерес к художественным традициям своего народа и других народов. | Понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека. | Общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. | Умение получать полученные знания в собственной деятельности | Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе. | |
20 | Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. Резные узоры (рельеф). У. с.34-35 Т. с. 28-29 | комбинированный | Различать основные виды и жанры искусств | Передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы. | Организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла | Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или украшения. | Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. | |
21 | Родная история и искусство. Подвиг народа. Изучаем работы мастеров. А.Дейнеко «Оборона Сталинграда», П.Оссовский «Салют Победы»., М.Кугач «Дед и внук» Коллективный проект «Альбом Славы» У. с.38-39 Т. с.30-31 | комбинированный | Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности | Моделировать новые формы, различать ситуации. | Общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. | Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках | Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. | |
22 | Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе с акварелью. Твоя мастерская: техника отпечатка. «Чудеса акварели». Рисование с натуры. Т. с.32-33 | комбинированный | Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. | Организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла | Умение получать полученные знания в собственной деятельности | Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе. | ||
23 | Проект Открытка к Международному женскому дню «Поздравляем мам» Т. с.34-35 | комбинированный | Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности | Передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы. | Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках | Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам. | ||
24 | Русские узоры. Мифические животные и люди. Т. с.36-37 | комбинированный | Эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства | Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. | Общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. | Способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. | Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. | |
25, 26 | Декоративный фонарь с мотивами плетёного орнамента. «Волшебный фонарь» (дизайн). Т.с.38-39 | комбинированный | Эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства | Передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы. | Организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла | Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках | Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе. | |
27 | Графическая композиция «Старый город». Т.с.40-41 | комбинированный | Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности | Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. | Организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла | Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках | Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. | |
28 | Пропорции. Коллективная работа «Быстрее, выше, сильнее». Изготовление модели фигуры человека. Т. с.42-43 | Изучение нового материала | Различать основные виды и жанры искусств | Передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы. | Видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни | Способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. | Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе. | |
29, 30 | Как пропорции помогают в создании образа. «К сказке в гости» (пропорции и образ). Т.с.44-45 | комбинированный | Различать основные виды и жанры искусств | Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. | Общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. | Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках | Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. | |
31, 32 | Коллективная работа «Сказочный мир». Конструирование. Т. с. 46-47 | комбинированный | Эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства | Изображать пейзажи. | Видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни | Умение получать полученные знания в собственной деятельности | Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. | |
33 | Проект Алфавит. Правила построения шрифта. «Шрифтовая композиция». Т. с.48-49 | комбинированный | Различать основные виды и жанры искусств | Изображать многофункциональные композиции на темы. | Обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием. | Умение получать полученные знания в собственной деятельности | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов | |
34 | Резервный урок. Учимся видеть. Эрмитаж. У. с.52-71 | Знать историю основания Эрмитажа | .Уметь рассказывать о живописных произведениях на языке искусства | Общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. | Умение получать полученные знания в собственной деятельности | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов |
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Обеспечена УМК:
- Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
Учебник «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 4 класса. – М.: Баласс; 2013.
- Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 4 класса «Разноцветный мир». – М.: Баласс; Школьный дом, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе составлено Финько Ниной Николаевной учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петровск...
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе
Данное календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе составлено в соответствии с учебным планом по УМК "Школа России" из расчёта 1ч Х 34недели, вс...
Рабочая программа и тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе
Рабочая программа по ИЗО к УМК "Школа Рссии" 2 класс...
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 4 класс. ФГОС
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 2 класс. ФГОС
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...
Программа. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства. 3 класс
Школа 2100.3 класс.Программа. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства....
программа и календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства 5 класс 2018-2019уч. год
Программа и планирование адаптированы для работы в 5 классе при отсутствии учебников....