Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе на тему "Гжельская майолика"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Шуляк Татьяна Олеговна

Тема: «Родные края в росписи гжельской майолики»

 

Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с традиционным народным художественным промыслом – гжельская майолика, с его основными принципами.

Планируемые результаты:

личностные:

      - понимание социальной роли обучающегося;

      - стремление воспринимать новую информацию;

  метапредметные:

       - умение понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

       - умение вступать в речевое общение, умение пользоваться учебником;

предметные:

         - развитие творческих способностей обучающихся;

         - знакомство учащихся с традиционным народным художественным промыслом – гжельская майолика, с его основными принципами и техникой выполнения.

      

Оборудование урока: 

            для учителя: Учебник, рабочая тетрадь, презентация, проектор, шаблоны,

для учащихся: Учебник, рабочая тетрадь, акварель, кисти.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе Шуляк Татьяны Олеговны

Тема: «Родные края в росписи гжельской майолики»

Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с традиционным народным художественным промыслом – гжельская майолика, с его основными принципами.

Планируемые результаты:

личностные:

      - понимание социальной роли обучающегося;

      - стремление воспринимать новую информацию;

 

  метапредметные:

       - умение понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

       - умение вступать в речевое общение, умение пользоваться учебником;

       

предметные:

         - развитие творческих способностей обучающихся;

         - знакомство учащихся с традиционным народным художественным промыслом – гжельская майолика, с его основными принципами и техникой выполнения.

       

Оборудование урока:  

            для учителя: Учебник, рабочая тетрадь, презентация, проектор, шаблоны,

для учащихся: Учебник, рабочая тетрадь, акварель, кисти.

Этап урока

Методы,

 приемы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Метапредметные результаты

1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Олеговна, и сегодня я буду проводить у Вас урок изобразительного искусства.

приветствуют учителя

Умение сконцентрироваться на работу

2. Повторение ранее изученного

Фронтальный опрос

А сейчас давайте разгадаем загадки и узнаем, что нам понадобится на уроке.

Руки красные и рот,

Разноцветный я, как в сказке.

Не лентяй, не обормот, —

Просто постарались... (краски)

Стройная девчушка

С головой лохматой

Купается в речушке,

И — прыг на берег-ватман! (Кисточка)

Краски я на ней мешаю,

Получаю новый цвет.

Не всегда она большая,

Но удобна, спору нет.

С красками она дружна.

Ну, скажите, кто она? (Палитра)

активно слушают,

отвечают на вопросы, оценивают свои знания

умение пользоваться полученной информацией

3. Знакомство с новым материалом

 Эвристический вопрос

схема-опора

-Ребята, посмотрите на экран, какая из посуд больше всего отличается от других?

-Чем она отличается?

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка –

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель!

-А, кто мне может сказать, что такое «гжельская майолика»?

            Расцвет гжельской майолики приходится на 70—80-е гг. XVIII столетия, а в 90-х гг. уже начался ее упадок.

      Искусство майолики, создававшееся на русской почве деревенскими мастерами с их народным мировосприятием, приобрело совсем иной характер, нежели искусство майолики европейской. Однако в народе всегда жила потребность в нарядных, ярких художественных изделиях. Каждому настоящему мастеру хотелось создать вещь своеобразной формы, с интересными или забавными деталями, выбрать сюжет для росписи, понятный заказчику, расцветить ее яркими красками. Так появились в Гжели изделия, принесшие ей всемирную славу, — это квасники (сосуды для кваса, пива), декоративные настенные тарелки, кувшины в виде двуглавых орлов.

      Гжельские гончары не ограничивались поисками новой формы, в иных случаях они дополняли ее скульптурными фигурками. Именно в соединении посудной формы и круглой скульптуры и заключена прелесть гжельской художественной майолики, это одна из ее характерных особенностей.

Каждая «картинка» на гжельской посуде — результат творчества гончара, человека зачастую неграмотного, но с чутьем художника, объединяющего в своем искусстве наблюдения и впечатления от городской и деревенской жизни, архитектуры, живописи.

      Гжельские майоликовые росписи — это раскрашенный от руки рисунок. На светлую эмаль темной краской наносили контур, он расцвечивался внутри зеленой, желтой, коричневой и синей красками. В большинстве случаев гжельские гончары воспроизводили в росписях окружающий их мир.

      Чаще других изображений на гжельских квасниках и блюдах встречаются архитектурный пейзаж и мотивы природы: растения, животные, птицы. Особенно птицы. Они изображались в разных позах, стоящими или сидящими, клюющими, взлетающими, порхающими, устроившимися на ветвях, оглядывающимися назад (птицы-оглядыши). Мастера живо схватывали и передавали позы и повадки пернатых.

Как вы думаете, что вы будете рисовать на уроке?

самостоятельно или с помощью опоры  формулируют тему урока, цель

умение самостоятельно определять круг  учебных задач

4.  Педагогический показ

Демонстрационный

объяснение

- Ребята, а сейчас я покажу Вам, как нужно выполнять элементы гжельской майолики. Сначала я покажу Вам на примере, а затем вы будите рисовать акварелью на листочках. Для начала, развести краску темно-зеленую и ультрамарин. После того нужно придумать композицию как я определилась с тем, что будет, изображено  на тарелочке я приступаю к выполнению рисунка. Сейчас, кисточкой примакиванием по краю тарелочки делаю бордюр из 3-лисников. Тонкой волнистой линией отмечу границы рисунка, который будет в центре тарелочки. Далее изображаю деревья мазками.  А сейчас мне предстоит нарисовать коричневой краской веточки дерева и почву. И в окончании работы украшаем края тарелочки с помощью веточек с листочками.

наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы

умение следить и усваивать практические приёмы работы

5.  Постановка творческой задачи

 

Инструктаж

Мастера, скорей за дело: украшать тарелки смело! Составляйте гжельский узор, чтобы радовал он взор!

слушают, усваивают цель урока

умение воспринимать задание, мобильно выполнять  работу

6. Практическая работа

Практическая работа

Теперь давайте приступим к выполнению задания. Помните, что нужно соблюдать дисциплину, не шуметь не ходить по кабинету. Если вам что-то понадобиться поднимите руку.

выполняют задания

7.  Подведение итогов урока

Рефлексия

Итак, ребята, работа завершена!

Сейчас, я прошу Вас подойти к нашей выставке и ознакомиться с тем, что получилось у Ваших соседей.  Полюбуйтесь, какие тарелочки у всех получились. - А сейчас давайте вспомним, какова была цель нашего урока?

- Кто может мне напомнить, что такое декоративность?

- Чему мы сегодня научились и что нового узнали?

Спасибо вам большое за этот урок.  Вы сегодня большие молодцы!

осматривают выставку, оценивают достижения свои и других.

умение анализировать результаты труда своего и одноклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изобразительного искусства разработан для обучающихся 1 класса, посвященный народным промыслам России. Тема «Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру». ...

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "Вводный урок. Что мы будем рисовать?"

Представляю вашему вниманию конспект урока по теме: "Водный урок. Что мы будем рисовать? " в 1 классе...

Конспект урока изобразительного искусства 3 класс

Конспект урока по теме "Театральная афиша"...

Конспект урока изобразительное искусство 3 класс

Конспект урока по теме: "Афиша в театре"...

Конспект урока изобразительного искусства (4 класс)

Тема: Страна восходящего солнцаПрограмма: Л.А. Неменская Изобразительное искусство Тип урока: урок изучения новых знаний.Вид урока: комбинированный.Цель: формирование образовательных компетенций (инфо...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...