Изобразительное искусство 1 класс по программеТ.Я. Шпикаловой, Л.В,Ершовой.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Полякова Виктория Александровна

         Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения в полном соответствии  с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и рабочей программы предметной линии учебников Т.Я. Шпикаловой, Л.В,Ершовой. И в соответствии с требованиями к рабочей программе, разработанных в  СГОАН.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарская государственная областная академия (Наяновой)»

"Рассмотрено"

на заседании

кафедры ____________

____________________

от "   "                  20      г.

Зав. кафедрой

_____________________

"Согласовано"

декан ФОО

_____________________

_____________________

"   "                        20   г.

"Утверждаю"

ректор СГОАН

_____________________

"   "                        20    г.

Рабочая программа по   изобразительному искусству

 

Класс 1 «А, Б, В, Г»

Учебный год: 2014-2015

Разработал:

                                              Полякова В.А      

преподаватель

                                                         

2014 год

Пояснительная записка

         Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения в полном соответствии  с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и рабочей программы предметной линии учебников Т.Я. Шпикаловой, Л.В,Ершовой.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно правовых документов:

  1. Федеральный закон № 273- ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 06.10. 2009г. № 1897;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 19.12.2012 г. № 1067   «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы  общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013- 2014 учебный год».
  4. Требования к оснащению образовательного процесса  в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4.10.2010г. № 986;
  5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях» Постановление  Главного государственного санитарного врача  российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189;
  6. Положение о рабочей программе учебного предмета в Самарской государственной областной академии Наяновой.
  7. Уставом Самарской государственной областной академии Наяновой
  8. Основной образовательной программой основного общего образования СГОАН, утвержденной 22.08. 2013 года (протокол №3)

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

•   воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

•   развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

•   развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

•   совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

•   развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

•   освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

•   овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи, реализуемые в 1 классе:

  1. Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
  2. Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.
  3. Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.
  4. Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.
  5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.
  6. Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в каждом  классе отводится 1 час в неделю, всего – 135 часов. В первом классе – 33 часа, во 2 – 4 классах по 34 часа. Данный предмет входит в предметную область «Искусство».

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  КУРСА        

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических % потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духов
ным ценностям

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии С поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль

в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

                СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Восприятие произведений искусства. Особенности худо жественного творчества: художник и зритель. Образная сущ ность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведения) пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

АЗБУКА ИСКУССТВА

(ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ГРАМОТЫ).

КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ  ИСКУССТВА. О ЧЁМ  ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр пор-

трета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Тематическое планирование

Наименование темы, раздела

Основные характеристики деятельности обучающихся

    Восхитись красотой нарядной осени (9 ч)

1

               

Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи

Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших

осеннюю природу. Различать краски осени на картинах

живописцев и соотносить их c цветами в осенней природе родного края и описаниями их в стихотворениях

поэтов. Высказывать суждение о понравившемся осеннем пейзаже живописца.

Объяснять смысл понятий изобразительное искусство,

живопись, пейзаж, художественный образ.

Сравнивать произведения художников, находить в них

общее и различное в показе осенней природы.

Диалог об искусстве. Сходство и различие

в создании образа осени в произведениях

разных видов искусства.

Участвовать в обсуждении особенностей художественного изображения природы в отечественной пейзаж-

ной живописи и литературе, художественных средств

выразительности в создании картины

2

Твой   осенний   букет.   Декоративная композиция

Работать по художественно-дидактической таблице.

Анализировать изображение, выполненное приёмом красочного пятна и линии. Выполнять упражнение: наносить кистью красочные пятна акварелью или гуашью и

изображать с помощью линий деревья согласно художественно-дидактической таблице.

Творческое задание с использованием

средств выразительности языка живописи.

Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага.

Советы мастера.

Работать по художественно-дидактической таблице

«Памятка», сверять с ней свои знания о материалах

живописи при выполнении творческого задания.

Устно описывать замысел своей творческой композиции «Золотая осень» перед началом работы. Выбирать

соответствующие замыслу живописные материалы. Изображать по памяти, по воображению картину «Золотая

осень», используя в работе выразительные средства живописи (красочное пятно, линия) и выражать в ней своё

отношение к природе родного края средствами художественного образного языка живописи.

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников, давать

оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Готовить итоговый проект

Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства. Определять, из каких простых элементов составлены их композиции.

Объяснять значение новых понятий композиция, аппликация, коллаж.

Сравнивать декоративные и живописные изображения

родной природы, находить общее и различное.

3

Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы

Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших

осеннюю природу при разных погодных условиях. Различать характерные признаки изменений в осенней природе, сопоставлять их с художественными изображениями на картинах художников и в стихотворениях поэтов и русских народных пословицах.

Сравнивать живописные произведения и выявлять

цветовую гамму разных состояний природы и приёмы

изображения. Находить общее и различное в изображении родной природы в разную погоду и в передаче из-

менчивости её состояний с помощью цвета . Участвовать в обсуждении различных средств живописи, используемых живописцем для создания выразительных образов природы, её эмоциональных состояний

при разной погоде, приёмов композиции.

Работа по художественно-дидактической

таблице «Приём раздельного мазка».

Анализировать изображение живописного средства выразительности — раздельного мазка, зависимость характера изображения от формы (вида), размера и направления мазка. Кистью и красками наносить удлинённые и точечные раздельные мазки разной формы и

направления с целью создания изображения дерева.

Творческое задание с использованием приёма раздельного мазка.

Материалы: бумага, акварель, гуашь,кисть.

Выполнять упражнение на повтор приёма раздельного мазка. Изображать по памяти, по представлению

осеннюю природу с помощью раздельного мазка и используя элементарные приёмы композиции.

4

В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция

Различать разнообразные формы в природе и узнавать

их изображения в произведениях декоративно-прикладного и народного искусства и живописи.

Объяснять смысл понятий живопись и декоративнприкладное и народное искусство.

Сравнивать изображения рябиновых ветвей, листьев, ягод в разных произведениях изобразительного (пейзаж, натюрморт) и народного искусства, находить, в чём состоит их сходство и различия

5

Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция

Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия

красоты разнообразных форм обыденных предметов и

даров осени в природе и о чувствах, которые они вызывают. Рассматривать натюрморты живописцев. Различать формы, цвета, размеры осенних плодов в природе и находить соответствие им в изображениях плодов в на-

тюрмортах живописцев.

Объяснять значение понятия натюрморт.

Сравнивать произведения разных художников, находить сходство и различия в изображении даров природы в них. Определять центр композиции, место и характер расположения

6

В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России.

Характеризовать изделия золотой Хохломы. Определять своими словами самое главное в них (травный узор и палитра расписных бытовых предметов (посуды) разнообразной формы из дерева).

7

Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы

Характеризовать художественные изделия, выполненные мастерами из Хохломы, узнавать их своеобразный узор и называть его элементы. Высказывать свои впечатления от восприятия хохломских изделий.

Объяснять смысл понятий орнамент, ритм.

Участвовать в обсуждении традиций хохломской росписи изделий из дерева; построения хохломского узора, его ритма и палитры

8

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект.

Рассматривать работы одноклассников, созданные в течение первой четверти и давать им оценку.

Участвовать в коллективной работе по завершению

проекта «Щедрый лес и его жители».

Познавательные УУД:постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено

учащимся, и того, что еще неизвестно,  планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в  форме  сличения способа действия и его  результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные УУД:Потребность в общении со взрослыми и сверстниками; Умение договариваться, находить общее решение, Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

                     Любуйся узорами красавицы зимы (6 ч)

9

О чем поведал каргопольский узор. Орнамент народов России.

Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия глиняных игрушек народных мастеров из Каргополя и храмовых построек в городе.

Выявлять художественные особенности формы и узоров каргопольской игрушки, сходство её формы с монументальностью здания храма

и высказывать своё отношение к творениям народных

мастеров из Каргопольска. 

Работать по художественно-дидактической таблице.

Рассматривать изображения знаков солнца, земли, зёрен, находить знаки-символы, из которых составлен

узор изделия, и объяснять их смысл, выявлять цветовую палитру каргопольской росписи

10

В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной. Русская глиняная игрушка.

Рассматривать каргопольские глиняные игрушки. Объяснять смысл древних образов, воплощающих представления русского народа о добре и красоте. Узнавать геометрический узор и цветовую гамму каргопольских Работать по художественно-дидактической таблице народного мастера: рассматривать порядок и приёмы

лепки (примазывать отдельные части, делать налепы, заглаживать поверхность) каргопольской игрушки из целого куска глины (пластилина). Соблюдать последовательность в работе. Отличать приёмы лепки карго-

польской игрушки из целого куска глины от других видов лепки глиняной игрушки.

Творческое задание с учётом формы, орнамента и цвета, присущих каргопольским игрушкам.

Придумывать сказочного героя для своей глиняной игрушки. Рассказывать сказку в рисунках о своей глиняной игрушке. Рисовать своего придуманного героя или Полкана-богатыря. Лепить богатыря

11

Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж  в графике.

Рассматривать произведения графики, запечатлевшие образ зимней природы в разных её состояниях, и рассказывать о своих впечатлениях от их восприятия.

Сравнивать изображение зимней природы в различных видах искусства с реальной природой. Определять, какими художественными средствами переданы признаки холодного дня, оголённые зимой кустарники и травы, простор и тишина в графическом пейзаже.

Объяснять смысл понятия графика.

Сравнивать произведения разных художников-графиков и находить сходство и различия в изображении зимней природы.

Диалог об искусстве. Главные цвета

в зимней природе; возможности передачи

в графике (с помощью разнообразных линий, белого и чёрного цвета) многообразия мира природы, животных, растений, людей.

12

Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике.

Рассматривать произведения художников-пейзажистов, запечатлевших красоту зимней природы в разное

время суток. Определять своими словами главное в них.

Высказывать своё отношение к понравившемуся зимнему пейзажу в технике живописи или графики.

Сравнивать живописные и графические пейзажи, находить в них сходство и различия в передаче красоты Участвовать в обсуждении художественных приёмов живописи и графики, с помощью которых художники

по-разному передали состояния природы в дневное, вечернее, ночное время суток, их загадочность, привлекательность.

Творческое задание с использованием графических приёмов.

Материалы: графические — тушь, перо, чёрная и белая гуашь, акварель, чёрный фломастер (по выбору).

Выбирать характер линий для создания образа зимнего дня и ночи и создавать графическими средствами выразительные образы природы в это время суток. Выявлять в композиции дневное и ночное изображение

зимней природы.

13

Белоснежные узоры. Вологодские кружева

Рассматривать произведения графики и кружевное изделие. Определять своими словами главное в них. Высказывать своё отношение к произведению.

14

Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция.

Рассматривать лаковую миниатюры (Мстёра). Узнавать и называть приёмы (цвет, ритм, симметрия), с помощью которых народный мастер передаёт праздничное настроение. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия.

Сопоставлять приёмы передачи праздничного новогоднего настроения в произведении народного мастера и живописном портрете, находить сходство и различия.

Диалог об искусстве. Ритм в расположении новогодних игрушек на ёлке и на таблице; ритм разнообразных форм игрушек

(круглых, вытянутых, овальных...), чередование цветных пятен, ритм размеров (больших и маленьких), ритм в декоре ёлочных украшений.

Участвовать в обсуждении выразительных средств передачи настроения праздника в декоративно-прикладном и живописном искусстве, роли композиции, цвета и ритма.

15

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект.

Характеризовать работы одноклассников, созданные

в течение второй четверти, и давать оценку им.

Принимать участие в коллективной работе по завершению проекта «Оформление класса к новогоднему празднику

Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для     сравнения, сериации, классификации объектов;синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений; знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область

Регулятивные УУД:прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;   контроль в  форме  сличения способа действия и его  результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;  коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию;  к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; Ориентация на партнера по    общению, Умение слушать собеседника.

                      Радуйся многоцветью весны и лета ( 18ч.)

16

По следам зимней сказки. Декоративная композиция.

Различать в зимней природе цветовые сочетания, разнообразные линии в извивах стволов и ветвей деревьев, в узорах оград и декоре архитектурных сооружений города и села, необычные формы сугробов и т. п. и находить их в произведениях художников-живописцев и народных мастеров.

Сравнивать изображение зимних жилых построек в произведениях живописи и народного искусства. Находить сходство и различия. Выявлять ритм форм, вертикальных и горизонтальных линий в их композициях. Приводить примеры сказочных зимних построек на

основе своих наблюдений природы в натуре или их описаний из прочитанных поэтических произведений

17

Зимние забавы. Сюжетная композиция.

Рассказывать о забавах, играх, в которые школьникам нравится играть зимой, использовать свой жизненный опыт и наблюдения, приводить примеры из поэтических произведений. Высказывать суждение о понра-

вившемся произведении живописи, народного мастера или учебной работе сверстников Рисовать по памяти, по представлению картину «Зимние забавы» на один из сюжетов: «Лыжные гонки», «Учимся кататься на коньках», «Строим ледяную гору».

Изображать человека в движении согласно замыслу.

Показывать в композиции конкретные действия людей и их настроение. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы, к зимним забавам посредством известных средств выразительности.

Подведение итогов Обсуждение

18

Защитники земли Русской. Образ богатыря.

Рассматривать произведения русских художников и народных мастеров на темы героического эпоса и исторического прошлого нашей Родины. Определять своими словами самое главное в них. Рассказывать о своих

впечатлениях от восприятия этих произведений.

Сравнивать образы воинов и их доспехи в произведениях разных художников, средства художественной выразительности, которые используют мастера живописи  и декоративно-прикладного и народного искусства

19

Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка.

Находить образы животных, птиц, человека в игрушечных

фигурках Дымки и определять своими словами самое главное в их форме и декоре.

Сравнивать образы фигурок человека («нянек» и «барынь»).

20

Дымковская глиняная игрушка.

 Сравнение костюмов разных регионов России) и высказывать свои

впечатления от их восприятия.

Сравнивать народный женский костюм из северных регионов России с народным костюмом из южных. Определять, из каких элементов они состоят, какие цвета в них преобладают, и объяснять, в каких местах костюма располагается орнамент и каково его значение в декоре костюма.

21

Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм.

Выбирать художественные приёмы для осуществления своего замысла творческой работы. Рисовать по своему (или выполнить в технике аппликации) наряд девицы-красавицы. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к традиционному народному костюму

22

Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет

Рассматривать пейзажи живописцев, находить в них

соответствия в передаче главных признаков ранней весны и в пору половодья в природе, различать цветовые

сочетания в изображении только что прогретой солнцем

земли и тех мест, где появились первоцветы.

Сравнивать композицию и цветовое решение пейзажей разных живописцев. Определять общее и различное в них. Высказывать суждение о понравившемся весеннем пейзаже и давать свою эмоциональную оценку.

Аргументировать ответ. Рисовать по памяти, по представлению весенний пейзаж. Показывать при изображении воды с помощью

цветного мазка и белой линии её движение. Подбирать

жизнерадостные цвета для выражения в творческой работе своего эмоционально-ценностного отношения к весенней природе.

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

23

Птицы – вестники весны. Декоративная композиция.

Определять своими словами их композицию и колорит. Приводить примеры признаков ранней весны и прилёта птиц в природе родного края и находить соответствие им в изображении весны в пейзаже А. Саврасова. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия.

Сравнивать изображение птиц в реалистической живописи с их изображением в декоративной композиции народного мастера и давать характеристику особенностям декоративной композиции, её элементам, цветовому решению, технике исполнения.

Диалог об искусстве. Особенности изображения весны в живописном пейзаже и декоративной композиции (плоскость, условность формы и цвета, ритм).

Участвовать в обсуждении своеобразия художественного решения образа весеннего прилёта птиц в живописном пейзаже и декоративной композиции, общего и различного в художественном строе произведений различных видов искусства.

Творческое задание с использованием приёмов аппликации из бумаги, лоскутков ткани, рисования кистью.

Материалы: кисть, акварель, гуашь, тушь, бумага цветная, лоскутки цветной ткани, клей, ножницы (на выбор).

Сочинять свою декоративную композицию про весну на листе белой или цветной бумаги на одну из тем по выбору «Поющее дерево» или «Птичка и весенняя веточка». Выбирать художественные приёмы (аппликация или смешанная техника) для осуществления своего замысла. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу весенней природы.

24

«У Лукоморья дуб зеленый …». Дерево – жизни украшение. Образ дерева в искусстве.

Рассматривать произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающих природу. Определять своими словами самое главное в них. Объяснять, почему в народном искусстве всегда почитали и берегли деревья и образ дерева называли «древо жизни».

Сравнивать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, находить общее и различное в изображении дерева в зависимости от поставленных задач живописцем и народным мастером.

Приводить примеры живописных пейзажей и декоративных композиций, в которых главным мотивом было дерево.

Слушают диалог об искусстве. Особенности отображения образа дерева в разных видах искусства (в устном народном творчестве, произведениях живописи, декоративно-прикладного и народного искусства).

Участвовать в обсуждении художественных образов дерева в произведениях разных видов искусства и художественных выразительных средств, с помощью которых они созданы.

Творческое задание с использованием приёмов преобразования реальной природной формы в декоративную.

Материалы: кисть, гуашь, фломастеры, цветная бумага, лоскутки ткани (по выбору).

Придумывать сказочное дерево и изображать его, используя живописный знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства (обобщённость природных форм, выявление существенных признаков для создания декоративного образа, условность цвета). Выражать в творческой работе своё отношение к образу

дерева декоративными средствами.

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художе

ственной деятельности

25

О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя. Разноцветная палитра

Рассматривать произведения живописи, графики и декоративно-прикладного и народного искусства. Определять своими словами самое главное в них.

Сравнивать реальные и сказочно-фантастические образы коня в произведениях разных видов искусства, находить в них общее и различия (в характере формы, декора, цветового решения). Объяснять, почему в представлениях народа коня называют другом и помощником человека.

26

Герои русских народных сказок.

Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, находить в них цвета радуги.

Объяснять смысл понятий основные цвета (красный,

жёлтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), теплые и холодные.

27

В царстве радуги- дуги. Основные цвета.

Участвовать в обсуждении многообразия цветов и их

оттенков в оттенков в природе и применения их в изобразительном искусстве для передачи различных её состояний и

настроения человека, основ цветоведения и гармонического сочетания цветов в произведениях разных художников.

Творческое задание на подбор тёплых или холодных оттенков цвета.

Материалы: кисть, акварель, бумага.

Исследовать возможности цвета: смешивать попарно

краски основных цветов на палитре и определять, какие новые цвета получились, и запоминать их. Рисовать одинаковые изображения (например, бабочку, рыбку, пирамидку и т. п.). Выполнять одно изображение в тёплой цветовой гамме, другое — в холодной, третье — в смешанной.

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку

28

Составные цвета в живописи.

Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, различать в них

на основе своих наблюдений природы характерные признаки весны и лета и свойственные им цвета и от тенки.

Объяснять, что и с помощью каких художественных приёмов изображено в реалистических произведениях (натюрморте и пейзаже) и декоративной композиции народного мастера, какова их композиция.

Объяснять смысл понятий цвет, оттенки Исследовать возможности цвета: смешивать на палитре белую гуашь с красками других цветов с целью получения различных оттенков определённого цвета. Решать, из каких весенних цветов составить собственную

композицию на заданную тему, в каком жанре (пейзажа или натюрморт) её выполнить. Определять место расположения главных и второстепенных героев в композиции. Выбирать художественные приёмы, техники и материалы согласно замыслу. Рисовать по памяти, по представлению композицию из весенних цветов красками, полученными путём смешения с белой гуашью. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу весенних цветов.

Подведение итогов

29

Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки.

Сравнивать произведения художников, находить общее и различное в композиции пейзажа, цветовой гамме, художественных приёмах художников.

Диалог об искусстве. Образ Родины в живописных пейзажах художников.

Продолжение знакомства с разными видами искусства в залах музеев.

Участвовать в обсуждении красоты природы родных мест, находить отражение знакомых мотивов в произведениях живописи.

Творческое задание с использованием впечатлений от наблюдений реальной природы.

Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага, фломастеры, цветные карандаши (по выбору).

Рисовать композицию на тему «Какого цвета страна родная?» в виде пейзажа. Передавать цветом своё видение родной природы в весеннее или летнее время года.

Выражать в творческой работе своё отношение к образу родной земли.

30

Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи.

Участвовать в коллективной работе над проектами «Город мастеров».

Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами и работать в ней согласно поставленной задаче:

_ создать на большом листе работ картину «От зимы к весне» из наиболее красочных и выразительных рисунков одноклассников, усилить композицию дополнительными деталями в группе пейзажистов;

_ составить сказочную композицию «Конь-огонь», вылепить этого сказочного героя из пластилина; вылепить из пластилина или изготовить из бумаги жителей слободы Дымково, участников ярмарки по технологической карте в группе скульпторов

31

Мои любимые уголки в родном краю. Сюжетная композиция

_ составить композицию «Богатырское поле» в группе художников-историков;

32

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект.

_ составить композицию-панно «Весенний букет» из работ одноклассников, дополнить композицию весенними ветками с распустившимися первыми листочками в группе флористов;

33

Изовикторина

Сравнивать произведения художников, находить общее и различное в композиции.

34

Обобщение и повторение

Познавательные УУД: существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область ;  построение логической цепи рассуждений;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные УУД:оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,осознание качества и уровня усвоения;волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;Учет разных мнений и умение обосновать собственное; Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Наименование объектов

Наличие

Библиотечный фонд

1

Стандарт начального общего образования

Д

2

Примерная программа по изобразительному искусству

Д

3

Рабочие Программы «Изобразительное искусство 1-4»  Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова.

Д

4

Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова.-М., Просвещение, 2013. - 254 с.

Д

5

Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

Д

6

Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2011.

К

7

Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

Д

8

 Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 1 класс / Т. Я. Шпикалова. – М. : Просвещение, 2011.

9

Энциклопедия Искусство 1,2 т. -М «Аванта», 2002 г.

Д

10

Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья».

Д

11

Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ–ПРЕСС КНИГА, 2011. – 104 с. – (Золотая библиотека увлечений).

Д

12

  1. Все о технике: живопись маслом. -М., Арт-Родник, 1998
  2. Все о технике: иллюстрация. -М., Арт-Родник, 2002
  3. Все о технике: анатомия для художника-М., Арт-Родник, 2002
  4. Алан Гир, Барри Фристоун Роспись по стеклу-М., Арт-Родник, 2004
  5. Глассфорд К. Рисунок пером и тушью: линия, фактура, цвет/ Пер. О.Герасиной- М.: ООО «Издательство АСТ»»Астрель», 2004-63 с.
  6. Курс промышленного дизайна.-М., ООО»Художественно-педагогическое издательство», 2003
  7. Школа изобразительного искусства, 5т.-М. «Академия художеств СССР», 1962
  8. Школа учитель искусство — М., «Просвещение», 1981:Феникс, 2008
  9. Венди Тейд Рисуем цветы акварелью. Кристина& Ко
  10. Поллют У. Живопись масляными красками-М. «Астрель», 2003-63 с.
  11. Ноэль Грегори Живопись маслом.Кристина& Ко
  12. Ноэль Грегори Рисуем цветы маслом.Кристина& Ко
  13. Паранюшкин Р.В. Цветоведение для художников: колористика-Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-96.
  14. Л.Н. Миронова Цвет в изобразительном искусстве-Минск «Беларусь», 2003
  15. В.Визер Живописная грамота основы пейзажа, «Питер», 2007.-197 с.
  16. В.Визер Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве, «Питер», 2007.-192 с.
  17. Н.П. Бесчастнов Изображение растительных мотивов: учебное пособие для студентов -М: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2004 — 176 с.
  18. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. Пособие-М.: Астрель: АСТ, 2006.-202 с.
  19. Хазэл Харрисон Энциклопедия техник рисунка. Подробный путеводитель 50 техник-М, АСТ: Астрель, 2005
  20. Тарабарина Т.И., Оригами и развитие ребенка. Ярославль, 1998.
  21. Нагибина М.И., Чудеса из ненужных вещей. Ярославль, 1998.
  22. Гульянц Э.К., Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение 1984.
  23. Щеблыкин И.К., Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990.
  24. Богатеева З.А., Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях М., Просвещение, 1986.
  25. Выгонов В.Н., Изделия из бумаги. М., МСП, 2001.
  26. С. Морган, Научитесь лепить подарки. Минск, Попурри, 2003
  27. Х. Уолтер, Узоры из бумажных лент. М., Ниола – пресс, 2006.
  28. Сержантова Т.Б., 366 моделей оригами. М., Айрес – пресс, 2004
  29. Бельтюкова Н., Папье – Маше, пластилин. М., Эксмо, 2003. Учимся лепить.
  30. С. Гирндт, Разноцветные поделки из природных материалов  М., Айрес – пресс, 2004
  31. П. Педевилла, Веселый мир прищепок. М., Аркаим, 2004.
  32. Милан К., Удивительные прищепки. М., Аркаим, 2004.
  33. Соленое тесто. М., Эксмо, 2004
  34. Жадько Е., Игрушки своими руками. Ростов н/д,  Феникс, 2004.
  35. Н. Соколова Узоры из бумаги.– Кубай, 2006.
  36. Огерчук Л.Ю. Примерные тестовые задания М, 2005         и      др.

Д

Кабинетный фонд

13

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения

Портреты русских и зарубежных художников

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

Д

Технические средства обучения

14

Компьютер с программным обеспечением

Проектор

Д

15

Аудио / видеомагнитофон, CD / DVD-проигрыватели

Д

Экранно-звуковые пособия

16

Видеофильмы  DVD

 Большая электронная энциклопедия (CD). Аудиозаписи. Классическая музыка.

Портрет. Шаньков (СD)

Интернет-ресурсы.

1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа :

http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа :

http://www.4stupeni.ru 

3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа :

http://www.pedsovet.su

4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа :

http://pedsovet.org

5. Педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org

6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа :

http://festival.1september.ru

  1. Интернет сайт Страна Мастеров
  2. Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям
  3. Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения
  4. Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах

Натурный фонд

  1. Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод.
  2. Гербарии
  3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  4. Гипсовые геометрические тела
  5. Модуль фигуры человека
  6. Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
  7. Драпировки
  8. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)
  9. Подставки для натуры

Д

Оборудование класса

17

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой  

К

1

Материалы для художественной деятельности: краски  акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.

К

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Д

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

Д

Магнитная доска.

Д

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д- демонстрационный материал (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;

Р- полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;

Ф- комплект для фронтальной работы (в два раза меньше, чем полный комплект, не менее 1 экз., на двух учащихся),П- комплект для практической работы в группах, по несколько учащихся (5-7 экз).


Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Изобразительное искусство»

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

·различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

·различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

·эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

·узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

·приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

·воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

·видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

    ·высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

·создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

·использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

·различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

·создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

·наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

·использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

·пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

·моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

·выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

 Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

·осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

·выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

·видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

·понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

·изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

·изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Диагностика усвоения основных предметных знаний

 В 1 классе предусматривается безотметочное обучение.

дата

Тематика проектов

Какие предметные знания и умения диагностируются

Форма контроля

Наши достижения «Осенний калейдоскоп» Коллективная работа Я знаю. Я могу. Наш проект

Объяснять смысл понятий изобразительное  искусство, живопись, пейзаж, художественный образ.

Выполнять упражнение: наносить кистью красочные пятна акварелью или гуашью.

Определять центр композиции, место и характер расположения плодов относительно него

Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта

Текущий

Творческое осмысление задания

Наши достижения «Конкурс новогодних фантазий»

Коллективная работа. Я знаю. Я могу. Наш проект

Объяснять смысл понятий симметрия, асимметрия, ритм

Рисовать свой белый кружевной узор на цветной бумаге

Определять место игрушек в композиции, расположение их в изображении на плоскости

Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта

Текущий

Творческое осмысление задания

Наши достижения «Весеннее многоцветье»  Коллективная работа. Я знаю. Я могу. Наш проект

Наши достижения «Город мастеров»  Коллективная работа. Я знаю. Я могу. Наш проект

Исследовать возможности цвета: смешивать на палитре белую гуашь с красками других цветов с целью получения различных оттенков определенного цвета.

Решать, из каких весенних цветов составить собственную композицию на заданную тему, в каком жанре (пейзажа или натюрморта) ее выполнить.

Передавать цветом свое видение родной природы в весеннее или летнее время года.

Выражать в творческой работе свое отношение к образу родной земли

Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта

Текущий

Сложность и завершенность сюжета

Отчетные работы — выставки .

Критерии оценки художественно-творческой работы:

  • адекватность выбранного художественного материала;
  • оригинальность замысла;
  • использование языка художественного материала и средств художественной выразительности для создания образа.

Критериями оценки проектной деятельности может являться следующее:

  • решение проектной проблемы;
  • новизна и оригинальность;
  • владение материалом, в котором проект выполнен;
  • экономичность;
  • эстетичность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по предмету "Изобразительное искусство" Т.Я.Шпикалова, Л.Е.Ершова, 2 класс, УМК "Перспектива" ФГОС

Календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по предмету "Изобразительное искусство" Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, 2 класс, разработано в соответствии с ФГОС, УМК "Перспектива"...

Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству для четвёртого класса (в соответствии с ФГОС учебник Т.Я.Шпикаловой Л.В.Ершовой"Изобразительное искусство")

Изучение изобразительного искусства имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые ими знания, первоначальное овладение эстетическим сознанием и жхудожественным вкусом, станут фунд...

Рабочая программа по изобразительной деятельности к учебнику Т.Я. Шпикаловой, Л.В.Ершовой 3 класс

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллек...

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1 Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами.

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами....

Предмет: Изобразительное искусство Класс: 1 Тема: Узоры, которые создавали люди

Паспорт урока1. Класс: 12. Место проведения: учебный кабинет3. Продолжительность: 45 минут4. Предмет: Изобразительное искусство5. Тема: Узоры, которые создавали люди7. Тип урока: открытие новых знаний...