№ урока | Содержание (разделы, тема урока) | Количество часов | Дата проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности |
План | Факт |
| Виды художественной деятельности
| 10
|
|
|
|
|
| Монументально - декоративное искусство | 5 |
|
|
|
|
1 | Что такое фреска. Особенности этой техники. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва. | 1 |
|
| Фрагменты наскальных росписей; фрагменты фресок Джотто «Поцелуй Иуды», Ф. Грека «Ангел», А. Рублёва «Шествие праведных в рай»; фрагменты мозаики М. Ломоносова «Портрет Петра I», А. Гимпела, В. Ильяшова, церквей г. Равенна, г. Шартра, г. Парижа. | Иметь представление о некоторых видах монументально - декоративного искусства. Рассказывать _ о происхождении монументальной живописи. Называть особенности фресковой живописи. Изучить фрески Джотто, приведённые в учебнике. Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв. Иметь представление о таких техниках монументально - декоративного искусства, как мозаика и витраж. |
2 | Мозаика и витраж. | 1 |
|
|
3 | Русская икона. | 1 |
|
| Иконы русских мастеров: Ф. Грек «Богоматерь»; новгородская икона «Чудо о Флоре и Лавре»; псковская икона «Илья Пророк в пустыне»; А. Рублёв, звенигородские иконы «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». | Рассказывать об истории иконы на Руси. Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым. Прослушать «Епитимью» в исполнении Ф. Шаляпина и сравнить эмоции от музыкального произведения и от икон. |
4 | Монументальная скульптура. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне. | 1 |
|
| А. Опекушин. Памятник А.С. Пушкину в Москве; Л. Кербель, В. Фёдоров. Памятник В.И. Ленину. Москва; памятник погибшим в селе Натальино; Н. Любимов, А. Постол, В. Фёдоров. Фрагмент мемориального комплекса под Москвой; А. Усаченко. Скорбящая псковитянка. | Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры. Изучить памятники героям Великой Отечественной войны. Прослушать песню «Вставай, страна огромная» и эмоционально связать памятники с музыкой. |
5 | Новые виды изобразительного искусства. Дизайн и фотография. | 1 |
|
| Дизайнерские изделия, проекты, фотографии. | Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров. Иметь представление о различных видах фотографии. Отличать художественные фотографии от других видов этого искусства. |
| Пейзаж | 2 |
|
|
|
|
6 | Осенние пейзажи И. Левитана. | 1 |
|
| И. Левитан «Осень», «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень. Слободка»; учебный пейзаж; схема работы над пейзажем. | Иметь представление и рассказывать о творчестве И. Левитана. Проанализировать его картины об осени. Подобрать к ним подходящие стихи. Написать осенний пейзаж по воображению. |
7 | Выполнение осеннего пейзажа по воображению. | 1 |
|
|
| Виды штриховки, светотень | 3 |
|
|
|
|
8 | Передача светотени цветными карандашами. | 1 |
|
| Д. Митрохин «Яблоки»; учебный натюрморт; схема работы над натюрмортом; разные виды штриховки. | Изучить на примере рисунка Д. Митрохина «Яблоки», как можно передать объём предмета с помощью цветных карандашей. Использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объёма. |
9 | Изучаем работу мастера. Д. Митрохин «Яблоки». Совершенствование техники штриховки. | 1 |
|
|
10 | Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. | 1 |
|
| Учебные рисунки. | Определять, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень. Расширить понятие о светотени: хорошо различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень. Называть, где на предмете самое светлое место, а где – самое тёмное. Иметь понятие о конструкции предмета. |
| Азбука искусства | 24 |
|
|
|
|
| Композиция | 7 |
|
|
|
|
11 | Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. | 1 |
|
| Опорные схемы, учебные рисунки.
| Составлять и использовать для создания композиции опорную схему. Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы. Выполнить с помощью опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу. |
12 | Выполнение композиции «Летние зарисовки» | 1 |
|
|
13 | Зарисовки животных. | 1 |
|
| А. Дюрер «Этюд собаки», «Святой Евстафий»; В. Ватагин «Заяц. Наброски и зарисовки с натуры»; Т. Хоземан «Иллюстрации к рассказам о зайчатах и котятах»; схемы, учебные рисунки.
| Иметь представление о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ. Выполнить коллективный проект: оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными. |
14 | От зарисовок к иллюстрации. Нарисовать животное (по выбору ученика). | 1 |
|
|
15 | Изучение техник отмывки и гризайли. | 1 |
|
| Архитектурная отмывка, выполненная для проектов реставрации; П. Тесты «Рисунок античного рельефа»; К. Маратта «Аннибале Карраччи, поднимающий живопись»; учебный натюрморт; схема работы над натюрмортом.
| Самостоятельно изучить материалы и выполнить творческие задания в рабочей тетради. |
16 | Изучение основных законов композиции. А. Куприн «Натюрморт с тыквой». | 1 |
|
| А. Куприн «Натюрморт с тыквой»; схемы, учебные рисунки. | Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна основные законы композиции и определять их в натюрмортах других авторов. Нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции. |
17 | Натюрморт. Овощи. | 1 |
|
|
| Народные промыслы | 2 |
|
|
|
|
18 | Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. | 1 |
|
| Композиция резного узора на фасаде избы; фрагменты нижегородской резьбы; учебные рисунки, схемы. | Изучить особенности нижегородской резьбы по дереву. |
19 | Проектная работа. Резьба по дереву. | 1 |
|
|
| Перспектива | 4 |
|
|
|
|
20 | Линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. | 1 |
|
| Ф. Гварди «День Вознесения на площади Сан-Марко в Венеции»; М. Сарьян «Улица. Полдень»; схемы, учебные рисунки. | Получить понятие о линейной перспективе: знать, как влияет на построение перспективы положение линии горизонта. Называть, что такое точка схода. Уметь делать простые построения перспективы. Находить точку схода в произведениях известных художников. Иметь представление о воздушной перспективе. |
21 | Представления о воздушной перспективе. | 1 |
|
|
22 | Картины советских художников, посвящённые Великой Отечественной войне. | 1 |
|
| А. Дейнека «Оборона Севастополя»; П. Оссовский «Салют Победы»; М. Кугач «Дед и внук»; фотографии военной истории. | Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе. Выполнить коллективный _ проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, определить композицию его страниц. Каждый ученик должен создать свою страничку, которая будет затем размещена в общем «Альбоме Славы». |
23 | Разработка макета альбома Славы. | 1 |
|
|
| Пропорции фигуры человека | 4 |
|
|
|
|
24 | Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. | 1 |
|
| Г. Лоренс «Наброски»; Г. Баммес «Хирург»; А. Дейнека «Баскетбол», «Эстафета по кольцу», «Раздолье»; схемы; учебные наброски и рисунки. | Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле. Сделать несколько набросков с натуры (одноклассников или родственников). Выполнить коллективную работу «Быстрее, выше, сильнее». Иметь представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании образов сказочных героев. Выполнить коллективную работу «Сказочный мир». |
25 | Набросок с натуры одноклассника. | 1 |
|
|
26 | Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». | 1 |
|
|
27 | Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир». | 1 |
|
|
| Мир театра | 5 |
|
|
|
|
28 | Китайский рисунок кистью. | 1 |
|
| Композиция резного узора на фасаде избы; фрагменты нижегородской резьбы; учебные рисунки, схемы. | Самостоятельно изучить тему. Выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 43 учебника и на стр. 32–33 рабочей тетради. |
29 | Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок». | 1 |
|
| А. Тышлер «Русский народный театр Петрушки»; старинные куклы театра Петрушки; вертеп Новгородской губернии, XIX века | Самостоятельно изучить тему. Выполнить коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок». |
30 | Изготовление кукол | 1 |
|
|
31 | Изготовление декорации | 1 |
|
|
32 | Постановка спектакля «Снежный цветок» | 1 |
|
|
| Истории Эрмитажа | 2 |
|
|
|
|
33 | Изучение истории Эрмитажа | 1 |
|
| Здания Эрмитажа; экспонаты Эрмитажа: Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком; Антуан Ватто. Савояр с сурком; Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына; Эль Греко. Апостолы Пётр и Павел. | Знать историю основания Эрмитажа. Рассказывать о живописных произведениях на языке искусства. |
34 | Изучение истории Эрмитажа. Декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента. | 1 |
|
|