Матрешка
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему
Конспект занятия из цикла "Приобщение к истории и традициям русского народа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matreshka._konspekt.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с участием родителей «Наша добрая Матрёшка».
Цель: - познакомить родителей с ролью игрушки в детской игре;
- вызвать интерес к быту и изделиям народного-прикладного искусства;
- познакомить родителей и детей с устным народным творчеством; знакомство с русской матрёшкой.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует всё новых, новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребёнка в качестве своеобразного обобщённого эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребёнка с жизнью, главное они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребёнка.
На Руси было много мастеров, которые прославили своим мастерством и талантом землю русскую. Народные дидактические игрушки отличаются простотой, лаконичностью форм, яркостью, гармоничным сочетанием формы и цвета, в них заложен принцип самоконтроля.
Точёные из дерева шары, матрёшки, набор мисочек, башенки из колец, нанизывающиеся на гладкий стержень, помогают решать и развивать у детей умения действовать с предметами, различать и называть цвета, подбирать их по величине, форме и цвету.
*****
Наше знакомство с народным творчеством мы начнём с самой знакомой, любимой и близкой для нас игрушкой.
Загадаю вам загадку: «Кого мы сначала пополам ломаем, а потом играем?» (матрёшка)
- Конечно, это всем нам знакомая матрёшка.Делают матрёшки из традиционного материала– дерева. Таким деревом была и остаётся – липа. Мастерили матрёшек мужчины. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Сначала точит самую маленькую матрёшку, порой она бывает совсем крошечной – меньше ногтя, затем больше, больше и больше…. Иногда число таких матрёшек превышает пятьдесят. Затем эти фигурки попадают в руки к женщинам. Сначала они их обмазывают крахмалом и сушат, и фигурки становятся белее снега. Потом пёрышками и кисточками начинают их разрисовывать. Делали матрёшек в разных деревнях и разрисовывали их по-разному.
У матрёшек из города Семёнова – многоцветная роспись и обильный изощрённый узор с густыми изогнутыми ветками, цветами, ягодами, завитками на светлом фоне. Семёновские мастера придали матрёшкам своеобразную форму – она более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщённый низ.
Есть в России село под названием Полховский Майдан. Вокруг села раскинулись леса и поля, и лесов больше чем полей. И все они светлые да просторные, дремучих – нет. Лес трогать нельзя, его рубят только в особо отведённых местах.
За каждым домом, в огороде, обязательно стоит ещё маленькая избушка– мастерская, по-здешнему – работня. Внутри всё в белой, пушистой деревянной пыли. Под ногами толстый, пружинистый слой слежавшихся стружек. В мастерской пахнет липой. Везде развешан столярный инструмент, а у окна – большой верстак и прилаженный к нему токарный станок. Вот на этих станках и рождаются деревянные фигурки матрёшек.
Женщины– мастерицы расписывают их и перво– наперво выводят на каждой традиционные большие розово-малиновые цветы шиповника.
Матрёшки Полховского Майдана отличаются красками: малиновыми, зелёными, красными, синими. Сочные цветные пятна полыхают в крупных орнаментах и сюжетных росписях.
Уважаемые родители, послушайте, какие стихи знают ваши дети об этой замечательной игрушке, какие добрые и тёплые стихи складывают люди о Матрёшке:
Шли подружки по дорожке,
Было их немножко.
Две Матрёны, три Матрёшки
И одна Матрёшечка.
Очень любим мы, Матрёшки,
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам придём.
Шла по ягоды Матрёшка,
Позабыла взять лукошко.
– И куда такую сласть
Мне теперь подружки класть?
Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах.
На столе у нас живут
Всех Матрёшками зовут.
Сладким чаем угощаем
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Пыль клубится по дорожке,
Едут с ярмарки Матрёшки.
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.
Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Русская Матрёшка – самый популярный русский национальный сувенир. В неё играют дети в разных уголках нашей планеты. Далее предлагается родителям вместе с детьми изготовить дидактическую игру: «Мы весёлые Матрёшки». Родители берут силуэты матрёшек, кисти, краски. Затем они с детьми расписывают заготовки по образцу.
«Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Рекомендации, планирование, конспекты, занятий» / авт.-сост. В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Волгоград, 2010, изд. «Учитель».
«Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов». А.П. Усова. Изд. 3-е. М.: «Просвещение», 1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физминутки для глаз: "Матрешки", "Футбол", "А снег идет" и другие.
В апреле 2011 года была на курсах по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Хочу поделиться предложенными мне видеофизминутками....
Русская матрешка
В данной работе представлены материалы по истории русской матрешки...
Проектно-исследовательская работа по теме "Матрешка - символ российской национальной культуры"
Прикрепленный файл содержит методический паспорт и описание проектной работы по теме "Матрешка - символ российской национальной культуры"...
презентация "Красавица матрешка"
презентация к проектной работе моего ученика Леонова Юры на тему:"Красавица матрешка"...
Урок технологии в 3-м классе "Художественная обработка материалов. Изготовление матрешки в технике папье-маше"
Урок технологии в 3-м классе "Художественная обработка материалов. Изготовление матрешки в технике папье-маше"...
Раскраска русские матрешки
Фотографии в альбоме «раскраска русские матрешки» zhital на Яндекс.Фотках...
Рисование пластилином. "Матрешка"
Цель занятия: интегрирование трудовой и художественной деятельности для развития творческих способностей учащихся....