Русская матрешка
классный час (3 класс) по теме

В данной работе представлены материалы по истории русской матрешки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matreshka.doc561.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       МОУ»ВОДОВАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

                                       ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

                                        Нижегородская область

                                        Арзамасский район

                                    С.Водоватово

«История русской матрешки»

                       

                                                            Работу выполнила  

                                                            Борисова  Наталья   Викторовна

                                                             учитель 3 класса

                                                             I кв.категории  

2011г. с. Водоватово

                                               

    Содержание.

Введение.

Глава I. Появление матрешки на Руси.

Глава II. Виды русской матрешки.

1. Сергиевская игрушка.

2. Загорская матрешка.

3. Семеновская  матрешка.

4. Полхов - Майдановская матрешка.

Заключение.

Список литературы.

Моя работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной игрушке – Матрешке. Эта тема заинтересовала меня давно. Дома у нас была странная игрушка. Я ее очень полюбила за красоту и загадочность. Всегда удивлялась, как так могло быть, что из одной игрушки появлялись еще четыре. С этой игрушкой мы встречались в детском садике, а когда пошли в школу, то и там, на уроке окружающего мира знакомились с ней в 1 классе, а на уроке изобразительного искусства рисовали во втором классе. Много раз я задумывалась о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки. И вот я решила побольше узнать об этом чуде – Русской Матрешке.

Моя главная цель - выяснить, в чем же секрет успеха и долголетия матрешки и почему матрешка является символом России за рубежом?

Введение.

Общеизвестно, что у нас в России почти до конца ХIХ века для детей ещё не было национальной игрушки. Её появлению помог случай. В 1898 году была ярмарка Малютин Сергей Петрович – друг братьев Васнецовых был у  известного мецената Мамонтова на даче в Загорске. Малютин  на ярмарке купил забавную японскую игрушку в виде яичка, на нем была изображена забавная японская рожица. Игрушка была разрезной так, что её  части входили одна в другую. Художнику понравилась сама идея входа одной игрушки в другую.

По совету друзей своему желанию была выточена токарем Звездочкиным , а им расписана деревянная кукла.

                         

Расписана она была с натуры со знакомой девушки в виде невесты. Работу сделали очень тонкую. В фигуру невесты входила фигура жениха,  а в него другие фигуры.

Первую матрешку изготовили в Московской мастерской «детское воспитание», принадлежавшую известному меценату Мамонтову.

Её авторы опытный токарь Звездочкин  и известный художник Малютин. Восьмиместная фигурка была украшена выжиганием с росписью. «Наряжена» она была миловидной девушкой. Для затейливости каждая из них держит что то в руках.  Одна – черного петуха, а её меньшие сестренки кто миску, кто серп, кто братца, а самая последняя сама изображала спеленутого младенца. Тогда же и получила деревянная кукла свое забавное, известное всюду название «Матрешка» - от популярного русского имени – Матрена.

                                                                                     Арцыбушева

Игрушка сразу понравилась взрослым и детям. Понравилось её доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство.

И сегодня русская матрешка - желанная гостья в каждом доме.

В чем же секрет такого успеха и долгожития матрешки? Почему она  нравиться нам? Почему она стала русским сувениром зарубежом?

Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто не отделим  от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. «Лебедушка», «пава», «утушка», «голубка» - эпитеты, которыми издавна величали женщину в русской народной поэзии, подчеркивая пластическую сторону образа.

Лаконичный образ матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры. И элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан.

       

Россия

 

                                          

Суть русской матрешки во все времена  остается прежней – дружба, да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живет в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина,  югослава, француза и американца.

Вскоре после закрытия мастерской Мамонтова матрешка «переселилась в Сергиев посад»- ныне Загорск, где издавна находился крупнейший в России игрушечный промысел. Здесь в учебно - показательной мастерской московского губернского земства и начали её изготавливать. Местные кустари- надомники подхватили новое дело и начали точить и расписывать на все лады. Пестрым разноликим был игрушечный базар начала  ХХ века. Бояре, витязи, монахи, богомольцы, шлемлвидной формы богатыри,  этнографические куклы «Народы прибалтики», «Ненцы»,  сказочные наборы «Золотая рыбка». «Иван - царевич» - каких только не делали матрешек. К 100-летию со дня рождения Н.В. Гоголя появились литературные матрешки «ревизор», «Тарас Бульба», а к юбилею Победы в войне 1812 года были изготовлены исторические матрешки «Кутузов» и «Наполеон» со своими штабами.

                           

Разнообразная продукция Сергиевских игрушечников быстро приобрела популярность. В 1900 году русская матрешка впервые экспонировалась за рубежом на всемирной выставке в Париже, а с 1904 года земская мастерская уже выполняла крупные заказы для других стран. Это и есть  начало экспорта русской игрушки.

Кому не знакома русская матрешка, разъемная деревянная кукла с веселой цветистой росписью? Сначала она привлекает внимание просто как игрушка, но игрушкой оказывается необычной, с чудесным сюрпризом: внутри сидит фигурка поменьше, а в той – ещё и ещё. И вот выстроилась в ряд, «мал мала меньше» большая кукольная семья: 18,19,20, а бывает, что семейство насчитывает 50 фигурок и больше.

Расставлять, собирать матрешку – не только увлекательная детская забава, но ещё и серьезное обучение. Малышу игрушка помогает освоить важнейшие признаки предмета: форму, цвет, часть и целое, величину, количество. И это постижение проходит в интересной игре, потому что дидактика матрешки на редкость удачно «очеловечена». Но образ её настолько выразителен и совершенен, что она давно живет самостоятельно, в не зависимости от её игровой функции, живет как прекрасное произведение народного творчества, как памятный подарок, традиционный национальный сувенир. Это репутация прочно сохраняется за матрешкой вот уже более века.

Что характерно – краски у всех художников одинаковые,  рисунок  и узор у всех один, а игрушки получаются все - таки разные, чуть- чуть не похожие друг на друга. И в этом их художественная ценность.

          

Сергиевская игрушка. Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный Сергиев Посад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная “игрушечная столица”.

                       

Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIX веков. Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, но известно, что еще в XV веке при Троице -Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.

Загорская матрешка, какой мы её знаем сегодня, появилась не сразу. Существовали десятки вариантов матрешек по росписи, но не один из них не стал образцом для массового производства.

Народ придумал свою, особенную, загорскую. В ней было отброшено всё лишнее, нарочито выдуманное, чуждое духу народного мастерства. В принципе новая матрешка интерпретировала первую милютинскую куклу, сохранив идею её росписи. Сам же образ стал совершенно иным по характеру – ярким, открытым, броским. Иная форма – добротная, устойчивая, толстобокая. Иная роспись – локальным, чистым и звучным цветом, с черной графической наводкой, и быстрыми живыми мазками в нехитром узоре. И родился образ, ясный и радостный покоряющий доступностью своей красоты.

Картинка 3 из 21             Картинка 14 из 21

        Из Загорска матрешка ныне переселилась и на другие художественные промыслы. Теперь её делают в г. Семенове Нижегородской области, в Калинине и Кирове, в Мордовии и Башкирии. И везде она имеет особый, оригинальный облик. Кажется,  и принцип игрушки всюду общий, и форма почти одинаковая и сюжет росписи тот же, но говорят они каждая на своем местном диалекте.

Загорская же матрешка – самая задорная и бойкая среди всех своих подруг. Самая многоцветная и детально прописанная.

По иному выглядит известная семеновская матрешка. Её легко узнать по цветочной росписи, крупно заполняющий весь центр. Алые цветы и зеленые листья, по разному собранные в букет, повторяются во множестве вариантов.

                             

                          

        Наивной прелестью народного примитива отличается матрешка другого Нижегородского центра – Полхов-Майдана. Они сразу выделяются особым декоративно- образным звучанием, яркой образной росписью, живым кистевым мазком.

Полхов - Майданские матрешки появились тоже не случайно. Их мастера выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешки нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого условный овал на двухцветном фоне – верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Узоры имеют названия: «Большая роза», «Колокольчик», «Яблочко», «Виноград» и т.д. Рассматривая роспись букетов, мы попадаем в особый, сказочный мир. Только в сказке на одной ветке могут расти и золотые яблочки, и красные и синие цветы, и ягоды.

У Полхов – Майданской матрешки нет рук. Это связывают с легендой о том, что в тех местах было много беглых пугачевцев и разинцев. Среди них была  Марья- разбойница, грабившая купцов и раздававшая деньги крестьянам.  Её схватили и казнили в один из зимних воскресных дней четвертованием. Вид крови на снегу ошеломил присутствующих. Мастера росписи решили в игрушки увековечить память о ней. Поэтому  у них матрешка без рук, а на росписи  много маков и плодов красного цвета.

                                                                                

        Если поставить по мере нарастания декоративной выразительности несколько матрешек из разных центров современных народных художественных промыслов, то получится такой ряд: загорская, семеновская, полхов-майдановская матрешки.

В настоящее время творчество в этой области достигает своего художественного расцвета. Из богатейшего и разнопланового ассортимента сергиевского игрушечного промысла прошедшего XIX столетия в живых осталась, пожалуй, одна матрешка. Поэтому не случайно, что именно к ней и обратились мастера. Благодаря многократно увеличившемуся притоку иностранных туристов в конце 1980-х годов матрешка вновь стала не только популярным изделием художественного творчества, но и ходовым товаром, пользующимся большим спросом у иностранцев и приносящим ощутимый доход мастерам. Поэтому точением и росписью матрешки стали заниматься не только люди, имеющие профессиональные знания и навыки, а так же и те, кто два – три года назад об этом и не помышляли.

В 1953 году семеновкие изделия впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская матрешка начала соперничать с загорской, выгодно отличаясь от нее раскованной росписью и сочным колоритом. Несмотря на незатейливое решение образа, изготовление матрешек в Меринове и Семенове по декоративному оформлению было более ярким и своеобразным, чем в Загорске.
Эти матрешки расписываются стилизованными цветами контрастных тонов. В композиционном отношении роспись иногда напоминает пышный букет. Все это позволило матрешке с берегов Волги естественно и безболезненно влиться в круг характерных для тех мест изделий.

Кто-то из иностранцев назвал матрешку “загадкой и символом
России”, что дало повод для серьезных философских рассуждений на эту тему.
Коллекция же матрешки в собрании Художественного – педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде убеждает нас в обратном – в идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день.

 В нашей школе учащиеся заинтересовались историей этой замечательной игрушки.  Ребята на занятиях кружка «Умелые руки» под руководством преподавателя Баринова Ю.К. наточили болванок матрешек, а девочки 5-7 класса с удовольствием расписали их.

Список литературы.

1. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.

2. Русская игрушка. : Советская Россия 1987.

3. Народные художественные промыслы. общ. ред.

     М.А. Некрасовой и др.

4. Народное искусство: художественные промыслы СССР. М.:

Планета 1987.

5. Прекрасное своими руками: народные художественные

ремесла.: сост. С. Таразян 4-е издание 1989.

6. Люди и куклы. : Декоративное искусство СССР. 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раскраска русские матрешки

Фотографии в альбоме «раскраска русские матрешки» zhital на Яндекс.Фотках...

Конспект открытого урока "Русская матрешка"

Конспект открытого урока трудового обучения. Аппликация "Русская матрешка"Цель:на примере истории создания матрёшки познакомиться с традиционными народными промыслами Россиипродолжить формирован...

Проектная работа " Русская матрешка"

Знакомство детей с народным  прикладным творчеством на основе русской матрешки и ее истории....

Конспект занятия на тему:" История русской матрешки".

Задачи:1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.2. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие ...

Клубный час на тему "Русская матрешка"

Цель занятия:Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.Дать представление детям о русской матрешке, как об...