Рисование пластилином. "Матрешка"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Цель занятия: интегрирование трудовой и художественной деятельности для развития творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_plastilinom.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисование пластилином. «Матрешка».
Цель: Интегрирование трудовой и художественной деятельности для развития творческих способностей учащихся.
Задачи:
- Показать различные способы работы с пластилином.
- Познакомить с одним из народных ремесел России.
- Совершенствование имеющих навыков практической работы.
- Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.
- Способствовать снятию мышечного напряжения и расслаблению.
- Развивать художественное и пространственное мышление.
Материал для учащихся: пластилин, карандаш, ластик, доска для работы с пластилином, баночка с горячей водой.
Материал для учителя: пластилин, мел цветной, горячая вода, шаблон матрешки на каждого, образцы матрешек, матрешка деревянная (сувенирная).
Предварительная работа: рассказ-беседа «Откуда появилась матрешка».
Рассказ-беседа «Откуда появилась матрешка».
(чтение высказывания)
- Послушайте и скажите, про какую куклу написал поэт С.Я.Маршак?
«Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке».
Правильно. Про матрешку.
Кукла под названием Матрешка является одним из символов нашей страны во всем мире. Эта кукла необычна тем, что в один корпус прячется до десятка одинаковых фигурок, отличающаяся одна от другой только своими размерами. Причем, чтобы подчеркнуть, что все несколько матрешек – одна семья, их всех – от мала до велика – наряжают в один наряд. Мастера раскрашивают кукол так, чтобы сразу было ясно – их не спутаешь с другими. У каждой семьи – своя одежда, свои краски, свои детали платьев и расписных платочков, которым покрыты куколки.
- Кто может сказать, как создается игрушка? (ответы детей)
Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются. Иногда поверх росписи матрешки покрываются лаком.
Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Семеновские – более стройные и расписываются так: перед росписью деревянная поверхность покрывается картофельным клейстером, потом раскрашивается и лакируется. Загорские художники расписывают фигурки без подготовки поверхности сразу гуашью по дереву. Их матрешки более приземистые , а верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение.
По своей раскраске матрешки отличаются друг от друга довольно значительно, поэтому по их одежде можно угадать, откуда они родом.
Например, Сергеево-Посадскую матрешку принято раскрашивать гуашевыми красками, но ее расцветка не очень пестрая. Вместо ярко-синей краски чаще берут голубую, вместо ярко-красной – розовую. Желтая обычно блеклая, размытая, зеленая – светлая.
Зато матрешка из Нижегородского края представляет собой русскую красавицу, раскрашенную ярко и насыщено. Платок у неё яркий, сочных тонов, цветки на фартуке словно сияют. Про подобную куколку поэтесса И.Агапова написала стихи:
«У меня , матрешечкин, носик – как картошечка,
Щечки – как глубинка, я приятна ликом.
Глазоньки – как сливы, очень я красива.
Куколка-матрешка проста и хороша.
Сразу узнается в ней русская душа».
В 1900 году матрешки появились на Всемирной Парижской выставке и сразу завоевали признание. Тема матрешки постоянно развивалась и совершенствовалась. Изготавливались матрешки пастушки, старики, невесты и т.д. Однако, дожив до наших дней, русская матрешка воспринимается нами, одета в расписной крестьянский сарафан, платок, передник.
Вот, оказывается, сколько видов матрешек существует в нашей стране. Теперь и вы будете об этом знать.
- А кто же придумал матрешку?
Это не крестьянин, а русский художник. Жил он в прошлом веке. Путешествуя по Японии, он увидел там подобную куклу, только одетую по-японски. Кукла так понравилась ему, что он представил ее в русском костюме. Пошел к народным умельцам: «Можно ли выточить такую забавную куклу?». Выточили, расписали и назвали русским именем Матрешка. И начали на Руси расписывать этих удивительных красоток, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись веселой игрушкой мастера из Нижегородского края. У них получаются самые лучшие матрешки. А создатель матрешки – художник МИЛЮТИН
Вот как много мы сегодня узнали про русскую куклу Матрешку.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Вводная беседа.
К нам сегодня в гости пришла замечательная игрушка, угадайте –какая, отгадав загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …. (МАТРЕШКА).
(показ матрешки)
- Она пришла не одна, а со своей семьей. А где же остальные? (ответы детей)
- Давайте вспомним, как создается матрешка? (ответы детей)
- Кто может сказать: Как фамилия русского художника придумавший Матрешку? (Милютин)
- Какие виды матрешек вы знаете?
( Семеновские, загорские, Нижегородские, Сергеево Посадские)
- 1) Создание композиции.
Жаль, мала матрешка и плохо вам видна ее красота. Но не беда. Сейчас мы с вами сами матрешек нарядим, и не одну, а каждый свою.
У вас на парте лежат вырезанные заготовки. Возьмите их и простой карандаш.
- Посмотрите, что не хватает у наших матрешек? (лица)
Рисуем лицо (показ на доске)
-А теперь оденем ее. (украшаем матрешку) РИС.1
2) Выполнение основных контуров пластилином.
Наш пластилин прекрасно смешивается. Смешиваем пластилин для лица. Для этого нужно взять по кусочку белого, красного и желтого пластилина. Перемешиваем его пальчиками и нужный цвет готов. Теперь отделяем по маленькому кусочку и приглаживаем его по форме лица.
Теперь делаем колбаски разноцветные колбаски нужного цвета и прикрепляем их по всем основным границам формы. РИС.2
3) Создание образа матрешки.
Теперь задача смешивать – цвета пластилина в виде колбасок или шариков, а затем выкладываем ими форму матрешки: туловище, голову. РИС.3
Подведение итогов.
- Вот мы и нарядили матрешек. У всех появилась своя матрешка.
(выставка матрешек)
Посмотрите на эту большую семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности в 1-ом классе ("Юный художник") Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков
Интегрированное занятие по внеурочной деятельности в 1-ом классе. Тема занятия:"Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков". К уроку прилагается презентация "Бабочки мона...
Рисование животных (техника рисования углем)
Тема урока «Рисование животных (техника рисования углем)», тип урока – комбинированный; на данном уроке учащиеся получают теоретические знания о работе с углем, а также работают в альбомах,...
Рисование елочной игрушки – рисование с натуры.
Конспект урока по изобразительному искусству. 1 класс....
"Летняя сказка зимой" Декоративное рисование. (Рисование кистью элементов растительного Городца в полосе.) ИЗО 1 класс
Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе ЗПР...
Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)
Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)....
Рисование цветов по методу — кляксография с ниточкой, нетрадиционное рисование.
Познакомить детей с методом рисования цветов по методу-кляксография с ниточкой....