Проектно-исследовательская работа по теме "Матрешка - символ российской национальной культуры"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Табакова Галина Петровна

Прикрепленный файл содержит методический паспорт и описание проектной работы по теме "Матрешка - символ российской национальной культуры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская работа

«Матрешка – символ

российской национальной культуры»

Разработчик: Табакова Г. П. учитель начальных классов

ГОУ СОШ с этнокультурным (русским) компонентом образования № 877

Методический паспорт

Проблема проекта:

  • приобщение учащихся к наследию русской народной культуры;
  • создание положительной мотивации познавательной деятельности для изучения национальной истории и культуры.

Цели:

  • сформировать представление о матрешке как примере русского национального художественного промысла;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • формировать навыки коллективного творчества на основе разделения  труда и взаимовыручки.

Задачи:

  • выработать умения и навыки работы с различными информационными источниками (печатными, видео, аудио, интернет-ресурсами);
  • развивать коллективные навыки работы в группах по видам:

- оптимального разделения трудовой деятельности;

- коллективного обсуждения материала;

- взаимной помощи;

- объединения обработанных материалов в единую информационную систему.

Классификация проекта: информационный.

Форма организации детей: групповая работа.

Ведущая деятельность: поисковая.

Сфера применения результатов: урочная, внеурочная деятельность.

Используемые технологии: информационные (печатные и интернет-ресурсы, художественное творчество участников проекта).

Форма продуктов проектной деятельности: изготовление макета матрешки, публичное выступление, презентация.

Способ объединения результатов на презентации: отчет по результатам.

Вид презентации: сообщение (компьютерный).

Возраст учащихся: 3 класс (9 – 10 лет).

Количество учащихся: 10 человек

Предметная область: межпредметная (история, литература, музыка, фольклор, изобразительное искусство, художественный труд).

Состав участников: одноклассный.

Режим работы: внеурочный.

Время работы: 2 месяца.

Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений:

  • умение читать, понимая прочитанное; выделять главное; составлять план; пересказывать; списывать; рисовать иллюстрации к тексту; оформлять работу в виде доклада;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве (печатные источники, видео, аудио, интернет-ресурсы);
  • умение работать в группе; высказывать свою точку зрения;
  • умение публично выступать.

Предполагаемые приращения: соответствует  целям, задачам проектной работы.

Техническое оснащение: компьютер с необходимым программным обеспечением, мультимедийный проектор.

Учебно-методическое оснащение: школьная и районная библиотеки.

Информационное оснащение: детская энциклопедическая литература (в печатном и мультимедийном варианте), фотоматериалы.

   

Описание проекта

Погружение в проект.

  На занятиях по народоведению обсуждалась роль и место русских народных игрушек в культуре национального быта русского народа. В общем ряду игрушек была упомянута и матрешка, являющаяся символом прикладной национальной культуры. Детей заинтересовала и смутила информация о японском происхождении этой игрушки. Им было предложено изучить историю происхождения матрешки и поработать над проектом «Матрешка – символ российской национальной культуры».

   Решено было сформулировать проблему: раскрыть роль матрешки в русской национальной художественной культуре.

  Вместе с детьми были сформулированы цели проектной работы:

- знакомство с русской матрешкой как примером русского национального промысла;

- выработка практических навыков работы с комплексной информацией;

- создание наглядной презентационной работы по теме проекта.

Задачи:

- научиться собирать и анализировать тематический материал,

- учиться оформлять экспозиционную часть проекта в целостной системе;

- научиться представлять и защищать готовый проект;

- воспитывать в себе ответственность, уважительное отношение  друг к другу;

- сформулировать выводы на основе проанализированных материалов проектной работы.

Организация работы над проектом.

  Чтобы определиться с направлениями в работе, решено было обратиться к информационным источникам (печатным и интернет-ресурсам).

В течение недели дети приносили книги, статьи, выписки, фотографии, рисунки, загадки, песни по теме.

  Оказалось, что весь материал можно распределить по нескольким направлениям.

  1. Происхождение слова «матрешка».
  2. Японский прадедушка матрешки.
  3. Рождение русской матрешки.
  4. Литературная страничка (загадки, песенки, стихи).
  5. Мастер-класс по изготовлению и росписи матрешки.
  6. Экскурсия в «Музей матрешки»

  Каждый из участников определил для себя направление работы. Учитывались возможности, способности, накопленный материал. Таким образом, учащиеся были разбиты на мини-группы.

Работа над проектом.

  Каждой мини-группе было предложено дополнить уже собранный материал, проанализировать, систематизировать его и попробовать подготовить выступление от группы. Работа велась под четким контролем учителя индивидуально с каждой мини-группой. Наконец, каждая группа определилась с выступлением.

  Первая группа выступила с обзором словарей и  гипотезами происхождения слова «матрешка».

  Вторая группа подготовила рассказ о японском прародителе матрешки.

  Третья группа провела виртуальную экскурсию, сопровождающуюся показом фотоматериалов о рождении русской матрешки.

Подобранный на этом этапе материал познакомил учащихся с первыми матрешками на Руси;  процессом изготовления матрешки; с декоративной росписью фигурок мастерами народных промыслов; с тематическими матрешками, изображающими персонажей литературных героев. Наконец, учащиеся озвучили памятные даты в истории матрешки от бронзовой медали, полученной в Японии в 1900 году, до официального сувенира Олимпийских игр в Сочи 2014 года.

  Четвертая группа подготовила литературную страничку, в которую вошли детские стихи, загадки, потешки, песенки.

  Пятой группой был проведен мастер-класс по изготовлению матрешки из папье-маше. Затем ученики расписали ее по своему желанию.

  В рамках проекта была проведена экскурсия в «Музей матрешки».

Презентация результатов.

  Во время презентации ребята рассказали  о работе над проектом, познакомили слушателей с историей рождения матрешки, превращении ее из детской забавы в предмет русского национального искусства, о народной любви и заслугах.

Ребятам удалось представить матрешку как традиционный сувенир России, символ ее культуры.

  В конце презентации продемонстрирована  выставка матрешек из папье-маше и детские рисунки.

  При анализе проделанной работы ребята отметили, что исследования вызвали интерес, увлекли, оказались познавательными. Но вместе с тем, некоторые этапы оказались сложными для самостоятельной работы. Несмотря на это, ученики высказались в пользу проведения подобных работ в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с одарёнными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов

Из опыта работы. По оценкам современных специалистов, на полтора миллиарда жителей высокоразвитых стран нашей планеты приходится около полутораста тысяч людей, которые при благоприятных условиях ...

Проектно-исследовательская работа учащихся 1 "А" класса ГБОУ школы 883 - "Особенности культуры русского народа"

В этой работе учащиеся 1 класса под руководством классного руководителя попробывали свои силы в исследовательской деятельности. В течении года, работав над проектом и получив определённые теоретически...

Проектно- исследовательская работа "Берёза - символ России"

Данная  работа  содержит  исследовательский характер. Работа  над  материалом  длилась год. Работа  интересная, хотя  и  не  новая. Свой  взгляд...

Проектно-исследовательская работа «Символы России на денежных купюрах страны»

Важно развивать  у детей навык исследовательской работы...

Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах

Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования экологической культуры в условиях современной образовательной среды

Данная исследовательская работа изучает  вопрос формирования экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности. В исследовании обобщаются педагогические   осн...

Мастер-класс на тему: Матрешка - символ национальной культуры России

Данный конспект будет полезен для воспитателей школ, ДОУ, которые могут изготовить матрешку как с педагогами,  так и воспитанниками в нетрадиционной технике Iris Folding/...