Проектно-исследовательская работа по теме "Матрешка - символ российской национальной культуры"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Прикрепленный файл содержит методический паспорт и описание проектной работы по теме "Матрешка - символ российской национальной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektaya_rabota_matreshka-simvol_rossiyskoy_nacionalnoy_kultury.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская работа
«Матрешка – символ
российской национальной культуры»
Разработчик: Табакова Г. П. учитель начальных классов
ГОУ СОШ с этнокультурным (русским) компонентом образования № 877
Методический паспорт
Проблема проекта:
- приобщение учащихся к наследию русской народной культуры;
- создание положительной мотивации познавательной деятельности для изучения национальной истории и культуры.
Цели:
- сформировать представление о матрешке как примере русского национального художественного промысла;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- формировать навыки коллективного творчества на основе разделения труда и взаимовыручки.
Задачи:
- выработать умения и навыки работы с различными информационными источниками (печатными, видео, аудио, интернет-ресурсами);
- развивать коллективные навыки работы в группах по видам:
- оптимального разделения трудовой деятельности;
- коллективного обсуждения материала;
- взаимной помощи;
- объединения обработанных материалов в единую информационную систему.
Классификация проекта: информационный.
Форма организации детей: групповая работа.
Ведущая деятельность: поисковая.
Сфера применения результатов: урочная, внеурочная деятельность.
Используемые технологии: информационные (печатные и интернет-ресурсы, художественное творчество участников проекта).
Форма продуктов проектной деятельности: изготовление макета матрешки, публичное выступление, презентация.
Способ объединения результатов на презентации: отчет по результатам.
Вид презентации: сообщение (компьютерный).
Возраст учащихся: 3 класс (9 – 10 лет).
Количество учащихся: 10 человек
Предметная область: межпредметная (история, литература, музыка, фольклор, изобразительное искусство, художественный труд).
Состав участников: одноклассный.
Режим работы: внеурочный.
Время работы: 2 месяца.
Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений:
- умение читать, понимая прочитанное; выделять главное; составлять план; пересказывать; списывать; рисовать иллюстрации к тексту; оформлять работу в виде доклада;
- умение ориентироваться в информационном пространстве (печатные источники, видео, аудио, интернет-ресурсы);
- умение работать в группе; высказывать свою точку зрения;
- умение публично выступать.
Предполагаемые приращения: соответствует целям, задачам проектной работы.
Техническое оснащение: компьютер с необходимым программным обеспечением, мультимедийный проектор.
Учебно-методическое оснащение: школьная и районная библиотеки.
Информационное оснащение: детская энциклопедическая литература (в печатном и мультимедийном варианте), фотоматериалы.
Описание проекта
Погружение в проект.
На занятиях по народоведению обсуждалась роль и место русских народных игрушек в культуре национального быта русского народа. В общем ряду игрушек была упомянута и матрешка, являющаяся символом прикладной национальной культуры. Детей заинтересовала и смутила информация о японском происхождении этой игрушки. Им было предложено изучить историю происхождения матрешки и поработать над проектом «Матрешка – символ российской национальной культуры».
Решено было сформулировать проблему: раскрыть роль матрешки в русской национальной художественной культуре.
Вместе с детьми были сформулированы цели проектной работы:
- знакомство с русской матрешкой как примером русского национального промысла;
- выработка практических навыков работы с комплексной информацией;
- создание наглядной презентационной работы по теме проекта.
Задачи:
- научиться собирать и анализировать тематический материал,
- учиться оформлять экспозиционную часть проекта в целостной системе;
- научиться представлять и защищать готовый проект;
- воспитывать в себе ответственность, уважительное отношение друг к другу;
- сформулировать выводы на основе проанализированных материалов проектной работы.
Организация работы над проектом.
Чтобы определиться с направлениями в работе, решено было обратиться к информационным источникам (печатным и интернет-ресурсам).
В течение недели дети приносили книги, статьи, выписки, фотографии, рисунки, загадки, песни по теме.
Оказалось, что весь материал можно распределить по нескольким направлениям.
- Происхождение слова «матрешка».
- Японский прадедушка матрешки.
- Рождение русской матрешки.
- Литературная страничка (загадки, песенки, стихи).
- Мастер-класс по изготовлению и росписи матрешки.
- Экскурсия в «Музей матрешки»
Каждый из участников определил для себя направление работы. Учитывались возможности, способности, накопленный материал. Таким образом, учащиеся были разбиты на мини-группы.
Работа над проектом.
Каждой мини-группе было предложено дополнить уже собранный материал, проанализировать, систематизировать его и попробовать подготовить выступление от группы. Работа велась под четким контролем учителя индивидуально с каждой мини-группой. Наконец, каждая группа определилась с выступлением.
Первая группа выступила с обзором словарей и гипотезами происхождения слова «матрешка».
Вторая группа подготовила рассказ о японском прародителе матрешки.
Третья группа провела виртуальную экскурсию, сопровождающуюся показом фотоматериалов о рождении русской матрешки.
Подобранный на этом этапе материал познакомил учащихся с первыми матрешками на Руси; процессом изготовления матрешки; с декоративной росписью фигурок мастерами народных промыслов; с тематическими матрешками, изображающими персонажей литературных героев. Наконец, учащиеся озвучили памятные даты в истории матрешки от бронзовой медали, полученной в Японии в 1900 году, до официального сувенира Олимпийских игр в Сочи 2014 года.
Четвертая группа подготовила литературную страничку, в которую вошли детские стихи, загадки, потешки, песенки.
Пятой группой был проведен мастер-класс по изготовлению матрешки из папье-маше. Затем ученики расписали ее по своему желанию.
В рамках проекта была проведена экскурсия в «Музей матрешки».
Презентация результатов.
Во время презентации ребята рассказали о работе над проектом, познакомили слушателей с историей рождения матрешки, превращении ее из детской забавы в предмет русского национального искусства, о народной любви и заслугах.
Ребятам удалось представить матрешку как традиционный сувенир России, символ ее культуры.
В конце презентации продемонстрирована выставка матрешек из папье-маше и детские рисунки.
При анализе проделанной работы ребята отметили, что исследования вызвали интерес, увлекли, оказались познавательными. Но вместе с тем, некоторые этапы оказались сложными для самостоятельной работы. Несмотря на это, ученики высказались в пользу проведения подобных работ в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с одарёнными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов
Из опыта работы. По оценкам современных специалистов, на полтора миллиарда жителей высокоразвитых стран нашей планеты приходится около полутораста тысяч людей, которые при благоприятных условиях ...
Проектно-исследовательская работа учащихся 1 "А" класса ГБОУ школы 883 - "Особенности культуры русского народа"
В этой работе учащиеся 1 класса под руководством классного руководителя попробывали свои силы в исследовательской деятельности. В течении года, работав над проектом и получив определённые теоретически...
Проектно- исследовательская работа "Берёза - символ России"
Данная работа содержит исследовательский характер. Работа над материалом длилась год. Работа интересная, хотя и не новая. Свой взгляд...
Проектно-исследовательская работа «Символы России на денежных купюрах страны»
Важно развивать у детей навык исследовательской работы...
Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах
Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования экологической культуры в условиях современной образовательной среды
Данная исследовательская работа изучает вопрос формирования экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности. В исследовании обобщаются педагогические осн...
Мастер-класс на тему: Матрешка - символ национальной культуры России
Данный конспект будет полезен для воспитателей школ, ДОУ, которые могут изготовить матрешку как с педагогами, так и воспитанниками в нетрадиционной технике Iris Folding/...