Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 - 4 кл., УМК "Школа 2100"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 1 - 4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ пос. Литовко, авторской программы "Изобразительное искусству" О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. М.:Баласс, 2012 г. и обеспечена линией учебников О.А. Куревина, Е.Д.Ковалевская "Изобразительное искусство" (Разноцветный мир) 1 класс М.:Баланс, 2011 г., 2 класс М.:Баланс, 2012 г., 3 класс М.:Баланс, 2013 г., 4 класс М.:Баланс, 2013 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 98.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос.Литовко
Амурского муниципального района Хабаровского края
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № ___________ от «____»________ 201_ года Руководитель ШМО ________/_____________ роспись Ф.И.О | Согласовано Заместитель директора по УВР ______/Татарницкая Н.А.
| Утверждено Директор МБОУ СОШ пос. Литовко _______ Н.Н. Максимец |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
предмет
____1 - 4 ____
класс
Составитель:__Таскина Марина Валерьевна,
Ф.И.О.
учитель начальных классов МБОУ СОШ пос.Литовко
предмет
Принято на педагогическом совете Протокол № ___ от _____.05.2014г.
Срок реализации программы 2014 - 2018 г
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 1 - 4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ пос. Литовко, авторской программы "Изобразительное искусству" О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. М.:Баласс, 2012 г. и обеспечена линией учебников О.А. Куревина, Е.Д.Ковалевская "Изобразительное искусство" (Разноцветный мир) 1 класс М.:Баланс, 2011 г., 2 класс М.:Баланс, 2012 г., 3 класс М.:Баланс, 2013 г., 4 класс М.:Баланс, 2013 г.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так- же – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
Общая характеристика учебного предмета
Программа по изобразительной искусству направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.
В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, развитием речи.
Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце каждого учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала. В начале каждого учебника помещены основные понятия, которые были изучены в предыдущих классах.
В каждом учебнике даётся блок (информация и практическая работа), связанный с историей искусства от древнейших времён (1-й кл.), через Древний Египет (2-й кл.), эпоху Средневековья (3-й кл.), к современности (4-й кл.).
Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов.
Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе школьной программы соответствующего класса. При создании кукольных спектаклей используются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом возрасте навыки работы в команде.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Соответственно действующему учебному плану рабочая программа по изобразительному искусству предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: базовый уровень обучения в объеме -- 135часов, в 1 классе - 33 часа, во 2 - 4 классах по 34 часа, в неделю -- 1 час.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности − любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Планируемые результаты освоения курса ИЗО
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните- ля, критика).
Содержание учебного предмета
1-й класс
Кто такой художник. Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать художником. Профессии, которыми может овладеть художник: живописец, скульптор, художник книги, модельер.
Получение первичного представления о форме, размере, цвете, характере, деталях.
Первый опыт коллективной работы. Учимся понимать друг друга для выполнения общей задачи. Изучение этапов коллективной работы
Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра).
Получение первого представления о живописи. Дополнительные цвета.
Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств.
Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о замкнутых линиях и форме предметов. Изучение свойств линий на примере рисунков П. Пикассо.
Понятие о геометрических фигурах (многоугольник, треугольник, квадрат, овал, круг).
Понятие об аппликации. Выполнение аппликации «Любимая игрушка».
Получение на основе наблюдений представления о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии.
Понятие об орнаменте и геометрическом орнаменте. Изучение некоторых закономерностей построения орнамента.
Развитие представлений о живописи и некоторых её законах.
Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов.
Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов.
Первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта (вертикальная и горизонтальная композиция, фон). Некоторые правила композиции. Дальнейшее изучение свойств тёплых и холодных цветов. Смешивание гуашевых красок.
Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и точках. Характер чёрного и белого цветов. Первичное понятие о контрасте.
Графические иллюстрации.
Первичное представление о пейзаже.
Народные промыслы России. Смешивание гуашевых красок.
Изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками.
Работа акварелью слоями.
Картины о жизни людей. Сюжет, зарисовки, наброски.
Получение представления об искусстве Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи.
2-й класс
Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике.
Работа цветными карандашами. Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия.
Продолжение изучения техники аппликации на примере работ
А. Матисса. Понятие о силуэте.
Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств.
Музей и картинной галерея. Изучение истории Третьяковской галереи.
Значение рамы при экспонировании живописного произведения. Выполнение рамки для фотографии.
Понятие об иллюстрации к литературному произведению.
Значение набросков. Рисование животных
Понятие о композиции иллюстрации и эскизам к ней. Выполнение заданий на понимание изученного материала в учебнике.
Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура).
Работа с чёрным и белым цветами. Выполнение графической иллюстрации, имитирующей технику гравюры.
Изучение техники лубка и его изобразительных средств.
Рисунок простым карандашом. Понятие о светотени. Передача
объёма куба с помощью штриховки.
Расширение понятий об источнике света, форме, светотени
(свет, тень, полутень, падающая тень).
Продолжение изучения жанра натюрморта. Понятие об учебной и творческой задачах.
Рисование предметов простым карандашом с натуры. Работа с рамкой-видоискателем
Значение натурных зарисовок.
Отработка техники работы гуашевыми красками. Передача фактуры шерсти животного.
Продолжение изучения орнамента. Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, ком- позиция).
Изучение простейших видов композиции орнамента. Влияние формы предмета на композицию орнамента.
Народные промыслы России. Городецкая роспись.
Углубление понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Демонстрация пейзажей под подходящую музыку.
Дальнейшее изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками.
Изучение основных этапов работы над пейзажем в технике акварели.
Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит.
Получение представления об искусстве Древнего Египта.
3-й класс
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).
Что такое натюрморт.
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма.
Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента.
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные.
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского.
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико.
Занятия 5–7 (3 ч), стр. 16–18 учебника, стр. 2–3 рабочей тетради. Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу.
Работа цветными карандашами.
Понятие о декоративном панно.
Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка раз- личной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях.
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры
Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица чело- века с возрастом, мимика.
Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Этапы выполнения различных видов хохломской росписи.
Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью.
Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звери- ный стиль.
Совмещение нескольких техник при работе акварельными краска- ми. Техника отпечатка.
Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина.
Иллюстрации И. Билибина к сказкам.
Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись.
Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учебнике. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы).
Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представ- ленных в нём.
4-й класс
Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.
Рождение монументальной живописи.
Что такое фреска. Особенности этой техники
Что такое мозаика и витраж.
Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ.
Монументальная скульптура. Выполнение задания на стр.14 в учебнике. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.
Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе.
Виды фотографий. Художественная фотография.
Изучение осенних пейзажей И. Левитана.
Как передать объём предмета, работая цветными карандашами.
Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета.
Составление композиции на заданную тему с использованием опор- ной схемы.
Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Выполнение заданий в учебнике
Изучение техник отмывки и гризайли.
Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна.
Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.
Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта.
Получение представления о воздушной перспективе.
Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Выполнение заданий на стр. 39 учебника.
Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на стр.
Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1–2 | Кто такой художник. Фантазируем и учимся. Тренируем наблюдательность. Детали. | 2 | Знать, какими качествами должен обладать художник (Н). Отличать профессии, которые может освоить художник (Н). Иметь понятие о том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер, детали) (Н). Уметь характеризовать предметы по этим признакам (П). Выполнить практическую работу на освоение этих понятий (Н), учиться работать в группах. Применять полученные знания (П). |
3–5 | Чудо-радуга. Тренируем наблюдательность. Цвет. «Живое письмо». Тренируем наблюдательность: тепло и холод. | 3 | Уметь называть порядок цветов спектра (Н). Иметь представление о живописи (Н) и дополнительных цветах (Н). Иметь представление о тёплых и холодных цветах (Н). Практическая работа на закрепление материала Учиться согласованно работать в группе (П). |
6–7 | Линии – какие они бывают. Изучаем работу мастера. Линия и форма. | 2 | Иметь представление о разных типах линий (Н) и уметь определять их характер (П). Знать, что такое замкнутая линия (Н). Исследовать характер линий в работах П. Пикассо (Н). Практическая работа: Уметь применять полученные знания на практике (П). Согласованно работать в группах. |
8–9 | Какие бывают фигуры. Тренируем наблюдательность. Аппликация. | 2 | Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы (Н). Уметь применять полученные знания (П). |
10–11 | Что такое симметрия. Тренируем наблюдательность; симметрия в жизни. | 2 | Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии (Н). Отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметричных (Н). Уметь определять симметричность фигуры. Практическая творческая работа «Осень». Вырезание симметричных листьев и составление из них композиции (Н). |
12–14 | Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты. | 3 | Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте (Н). Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать (П). |
15–16 | Смешиваем краски (гуашь). Тренируем наблюдательность; дополнительные цвета. Закрепление знаний о геометрическом орнаменте. | 2 | Знать основные цвета (красный, жёлтый, синий) и получать новые оттенки при их смешивании (Н). Иметь представление о родственных и дополнительных цветах (Н). Исследовать, какими цветами написаны картины М. Сарьяна «Ночной пейзаж» и «Продавец лимонада» и какое они производят впечатление (П). |
17–18 | Мир вещей. Твоя мастерская: «тепло» и «холод». Что такое композиция. Тренируем наблюдательность: фон. | 2 | Иметь понятие о натюрморте (Н). Определять, что хотел показать нам художник (П). Знать, как можно использовать цвет в работе (тёплые, холодные цвета) (Н). Определять, какие цвета используют художники в своих картинах и для чего (П). Знать, что такое композиция и её простейшие правила (Н). Уметь использовать в своих работах фон (П). |
19–20 | Графика. Чёрное на белом и белое на чёрном. Что такое иллюстрация. | 2 | Иметь понятие о графике и её основных изобразительных средствах. Исследовать на примерах приведённых иллюстраций, зачем и какими изобразительными средствами пользуются художники для решения своих задач (П). Уметь рассказывать о работе художника-иллюстратора (Н). |
21 | Пейзаж. | 1 | Уметь объяснять, что такое пейзаж (Н). Исследовать, какие задачи решали художники в приведённых пейзажах и какое настроение передано в каждом пейзаже (П). |
22–23 | Народные художники. | 2 | Иметь представление о филимоновском, дымковском, хохломском, богородском народных промыслах (Н). Практическое задание на смешивание гуашевых красок с белилами (Н). |
24–26 | Прозрачность акварели. Секреты акварели: работа слоями. | 3 | Иметь представление об основных свойствах акварельных красок (Н). Уметь работать акварелью слоями. |
27 | Цвета и цветы. | 1 | Исследовать на примере натюрмортов с цветами влияние цвета на настроение живописного произведения (Н). |
28 | Картины о жизни людей. Наброски. Тренируем наблюдательность. | 1 | Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски (Н). |
29–30 | Из истории искусства. Древний мир. | 2 | Иметь представление о зарождении искусства (Н). |
31–33 | Итоговая творческая работа | 2 | Самостоятельно выполнять открытки или панно. |
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
1 | Виды изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, живопись, графика. | 1 | Иметь представление о видах изобразительной деятельности и их особенностях (Н). |
2 | Рисуем цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов. | 1 | Знать основные приёмы работы цветными карандашами и уметь применять их на практике (Н). Продолжить изучение свойств тёплых и холодных цветов. Получить представление о взаимодействии тёплых и холодных цветов на практике (П). |
3–4 | Аппликация. | 2 | Углубить представление о технике аппликации и её особенностях (Н). Проанализировать выполненные в этой технике работы А. Матисса и их эмоциональное воздействие на зрителя (П). Вспомнить основные правила выполнения коллективной работы. Использовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные цвета (П). |
5–6 | Музей искусств. Т р е т ь я к о в с к а я галерея. Обрамление картины. | 2 | Получить представление о музее и картинной галерее. Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи (Н). Иметь представление о значении рамы в оформлении живописного произведения. |
7–9 | Иллюстрация. Композиция иллюстрации. Эскиз к композиции. Изучаем работу мастера. Развиваем наблюдательность: наброски. | 3 | Иметь представление о книжной иллюстрации и о значении различных деталей при выполнении иллюстраций (Н). Проанализировать иллюстрации В. Лебедева к книжке «Охота». Подготовиться к рисованию иллюстрации к басне. Уметь определить характерные детали животного и нарисовать его по представлению или с использованием набросков (П). Объяснять, что такое композиция иллюстрации, что такое эскиз к ней (Н). |
10–11 | Гравюра. Фактура. Из истории гравюры. | 2 | Иметь представление о гравюре и о технике выполнения ксилографии. Ответить на вопросы по материалам урока (Н). Выполнить графическую иллюстрацию, (П). Организовать коллективную выставку иллюстраций к басням И.А. Крылова. |
12 | Для любознательных. Русский лубок и его выразительные средства. | 1 | Самостоятельно изучить тему (Н), ответить на вопросы и выполнить задания на стр. учебника. |
13–14 | Рисунок. Штриховка. | 2 | Получить понятие об объёме и форме предметов и о том, как их передать на бумаге с помощью штриховки (Н). Отработать разные виды штриховки (по направлению штриха и по плотности, выполнив упражнения. Уметь пользоваться рамкой-видоискателем. Иметь представление о светотени, знать её градации и уметь различать их на различных предметах (П). |
15–16 | Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры. | 2 | Углубить знания о жанре натюрморта (Н). Иметь понятие об учебной и творческой задачах, стоящих перед художником (Н). |
17–18 | Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца. | 2 | Понимать важность зарисовок с натуры (Н). Проанализировать натурные рисунки В. Ватагина и А. Дюрера (П). |
19–21 | Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты? | 3 | Расширить представление об искусстве орнамента (Н). Иметь понятие о растительном орнаменте (Н). Знать, что такое элемент орнамента (Н). Уметь создавать из реальных растений элементы растительного орнамента (П). Моделировать различные растительные и геометрические орнаменты с использованием одного элемента в разных сочетаниях и положениях (П). Различать простые типы композиции орнамента и уметь их создавать (П). |
22–23 | Народные промыслы России. Городецкая роспись. | 2 | Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать (Н). Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию |
24–26 | Весенние впечатления. Твоя мастерская: работаем акварелью, рисуем пейзаж. | 3 | Расширить понятие о пейзаже. Изучить пейзажи А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Продолжить овладение техникой акварели (заливка и набрызг). |
27 | Колорит – душа живописи. | 1 | Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина (Н). Написать натюрморт с цветами (в технике по сырому с последующим уточнением деталей) в определённом колорите (П). |
28-29 | Бытовая живопись. | 2 | Расширить представление о бытовой живописи. Исследовать работы И. Владимирова и З. Серебряковой (Н). Рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий. Составить рассказ по картине Ф. Решетникова (Н). По желанию учащихся можно предложить им нарисовать сюжетную картинку (П). Желающие рисуют сюжетную картинку на свободную тему. |
30 -32 | Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф. | 3 | Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь представление об искусстве Древнего Египта (Н). Нарисовать фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа |
33–34 | Итоговая творческая работа | 2 | Уметь выполнить своими руками подарки родным и близким |
3класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
1–5 | Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит. Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анималистический жанры. | 5 | Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают (Н). Изучить натюрморт В. Хеды (Н). Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме. Знать, в чём особенности метода живописи импрессионистов (П). Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Научиться определять особенности зимнего колорита (Н) Написать зимний пейзаж по воображению. Иметь представление (Н) и рассказывать (П) об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров в живописи. |
6-7 | Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг. Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон. Работа цветными карандашами. Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера. | 2 | Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения (Н). Знать, что такое цветовой круг (Н). Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета (Н). Отработать приёмы штриховки цветными карандашами (Н). Изучить и проанализировать рисунок С. Чехонина цветными карандашами |
8-10 | Декоративное панно. Твоя мастерская: панно из природного материала. | 3 | Иметь представление о декоративном панно (Н). |
11–13 | Тон, форма, светотень. Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел. | 3 | Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях (Н). Знать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел (Н). Рисовать натюрморт из геометрических тел с натуры |
14–16 | Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика. | 3 | Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерность. Изучить основные пропорции человеческого лица (Н) и уметь ими пользоваться (П). Знать, как изменяется лицо человека с возрастом или со сменой (П |
17–19 | Народные промыслы: Золотая Хохлома | 3 | Знать историю и особенности хохломской росписи (Н) и уметь отличать её от других народных промыслов (П). Изучить этапы выполнения различных хохломских (Н). Расписать тарелку или шкатулку в технике хохломской росписи. |
20 | Плетёные орнаменты. Звериный стиль. | 1 | Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля (Н). Знать, какие изображения являются элементами таких орнаментов (Н). |
21 | Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Твоя мастерская: техника отпечатка. | 1 | Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы. Изучить технику отпечатка. Использовать (Н) эту технику в своей работе акварелью (П). |
22–24 | Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам. | 3 | Иметь представление о творчестве И. Билибина (Н). Знать, в чём состоят особенности билибинскогостиля и уметь визуально определять работы этого художника (П). |
25–26 | Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги. | 2 | Рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси (Н). |
27–30 | Для любознательных: художник и театр. | 3 | Самостоятельно изучить тему «Художник и театр» и иметь представление о работе различных театральных художников (П). Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе (П). |
31-32 | Учимся видеть. Русский музей. | 2 | Знать историю основания Русского музея в Петербурге (Н). Уметь рассказывать о картинах Русского музея |
33–34 | Итоговая творческая работа | 2 | Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам (П). |
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
1–2 | Монументально-декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. | 2 | Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства (Н). Рассказывать о происхождении монументальной живописи (Н). Знать особенности фресковой живописи (Н). Изучить фрески Джотто, приведённые в учебнике (П). Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв (Н). Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж (Н). |
3 | Русская икона. З в е н и г о р о д с к а я находка. | 1 | Рассказывать об истории иконы на Руси (Н). Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым (Н). Прослушать «Епитимью» в исполнении Ф. Шаляпина и сравнить эмоции от музыкального произведения и от икон. |
4 | Монументальная скульптура. | 1 | Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры (Н). Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведённые в учебнике. Прослушать песню «Вставай, страна огромная»и эмоционально связать памятники с музыкой (П). |
5 | Новые виды искусств: дизайн и фотография. | 1 | Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров. Иметь представление о различных видах фотографии (Н). Отличать художественные фотографии от других видов этого искусства (П). |
6 | На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. И.Левитан «Печальная, но дивная пора». | 1 | Иметь представление и рассказывать о творчестве И. Левитана (Н). Проанализировать его картины об осени. Написать осенний пейзаж по воображению (П). |
7 | Изучаем работу мастера (Д.Митрохин «Яблоки») . Использование разных видов штриховки. | 1 | Изучить на примере рисунка Д.Митрохина «Яблоки», как можно передать объем предмета с помощью цветных карандашей. (Н). Уметь использовать разные виды штриховки для передачи объема (П). |
8-9 | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Конструкция предмета. | 2 | Уметь определить, откуда падает свет (Н) и как на предметах распределяется светотень. Расширить понятие о светотени. Знать, где на предмете самое светлое место, а где самое темное (П). |
10-11 | Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. | 2 | Уметь составлять и использовать для создания композиции опорную схему (П). Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия работы (Н). |
12-13 | Зарисовки животных. | Иметь представление о значении зарисовок с натуры (Н). | |
14 | Для любознательных: отмывка. Гризайль. | 1 | Самостоятельно изучить материалы (П). |
15–16 | Композиция и её основные законы. | 2 | Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна основные законы композиции (П) и уметь их определять в натюрмортах других авторов (П). Нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции (П). |
17 | Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. | 1 | Изучить особенности нижегородской резьбы по дереву (Н) и выполнить в процессе изучения материала задания |
18–19 | Линейная перспектива. | 2 | Получить понятие о линейной перспективе: знать, как влияет на построение перспективы положение линии горизонта (Н). Знать, что такое точка схода (Н). Уметь делать простые построения перспективы (Н). Уметь находить точку схода в произведениях известных художников (П). Иметь представление о воздушной перспективе (Н). |
20–21 | Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»). Занятие должно быть приурочено к Дню Победы. | 2 | Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе, и ответить на вопросы на стр. 39 учебника (Н). |
22–25 | Фигура человека. Пропорции. | 4 | Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле (Н). Сделать несколько набросков с натуры (одноклассников или родственников) (П). Коллективная работа «Быстрее, выше, сильнее», стр. 42–43 рабочей тетради. Иметь представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании образов сказочных героев. |
26 | Для любознательных: китайский рисунок кистью. | 1 | Самостоятельно изучить тему (П). |
27–30 | Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр. | 4 | Самостоятельно изучить тему (П). |
31–32 | Учимся видеть: Эрмитаж. | 2 | Знать историю основания Эрмитажа (Н). Уметь рассказывать о живописных произведениях на языке искусства (П). |
33-34 | Итоговая творческая работа | 2 | Самостоятельное выполнение работы |
Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учено-методическое обеспечение
1. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Учебник по изобразительному искусству «Разноцветный мир».- М.: Баласс, 2013
2. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству «Разноцветный мир». - М.: Баласс, 2013
3. О. А. Куревина, Е.Е. Лутцева. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2013
Материально-техническое обеспечение
Компьютер
Проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса ОС "Школа 2100" разработаны в соответствии с ФГОС начального общего образования 2009 года....
Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс, "Школа 2100"
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Школа 2100" составлена на татарском языке....
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс 2100
Рабочая программа к образовательной системе школа 2100...
Рабочая программа по изобразительному искусству. ОС "Школа 2100". ФГОС.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по изобразительному искусству. («Начал...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа 2100"
Рабочая программа по изобразительному искусству по УМК "Школа 2100" составлена на четыре года обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Оказывает помощь учителю при составлении КТП с 1 по 4 классы....