Рабочая программа по изобразительному искусству. ОС "Школа 2100". ФГОС.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Полковниченко Елена Михайловна

    Рабочая программа по изобразительному искусству  составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по изобразительному искусству. («Начальная школа» / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012) и авторской программы «Изобразительное искусство», разработанной О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской, которая является составной частью Образовательной системы «Школа 2100»,  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования по изобразительному искусству. Реализация программы обеспечена УМК для 3 класса авторов О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_3_klass.docx98.04 КБ

Предварительный просмотр:

г. Таганрог

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ №23

Приказ от «1» сентября 2014 г.№_______

_____________________  М.В. Крышнева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

начальное общее образование (3 А класс)

Количество часов         34

 Учитель  Полковниченко Е.М.

                                                           

Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения

по изобразительному искусству. («Начальная школа» / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012)

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по изобразительному искусству  составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по изобразительному искусству. («Начальная школа» / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012) и авторской программы «Изобразительное искусство», разработанной О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской, которая является составной частью Образовательной системы «Школа 2100»,  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования по изобразительному искусству. Реализация программы обеспечена УМК для 3 класса авторов О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской.

  1. Цели и задачи курса.

Цели курса:

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4.  Развитие умения воспринимать и  анализировать   содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6.  Освоение элементарной художественной грамотности и основных  приёмов изобразительной деятельности.

7.  Воспитание в  учащихся умения согласованно и  продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Задачи курса:

1.  Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные  темы  каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2.  Воспитание зрительской  культуры,  умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно   рассказать  об  этом   на   языке  изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу  мастера»);

3.  Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4.  Освоение изобразительных  приёмов с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5.  Создание простейших  художественных  образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6.  Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из  рубрики «Наши проекты»);

7.  Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши  проекты»,  подготовка театральных постановок).

 

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства. Благодаря  развитию современных информационных технологий современные школьники  по  сравнению с детьми пятнадцати - двадцатилетней  давности гораздо больше информированы,  рациональнее и логичнее мыслят, но в то же  время у многих из них  существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием  красоты мира.

Особенности  курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности. Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний – деятельностный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его. В результате изучения  предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и  его месте в жизни современного человека, одновременно развивается  эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное. Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.

В  каждом  учебнике даётся  блок   (информация  и  практическая работа),  связанный  с  историей  искусства  от  древнейших  времён (1-й  кл.), через  Древний Египет (2-й  кл.), эпоху  Средневековья (3-й кл.), к современности (4-й кл.).

Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего  курса и может быть алгоритмом для  знакомства с культурой других регионов.

Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей  на основе школьной программы соответствующего класса. При  создании кукольных спектаклей используются все  полученные детьми знания  и  умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом  возрасте  навыки работы в команде.

  1. Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в Базисном учебном плане

    В соответствии с ФБУПП, примерным учебным планом образовательных учреждений Ростовской области и примерными программами начального общего образования в рамках ФГОС предмет «Изобразительное искусство» изучается с 1 по 4 класс. Объём учебного времени составляет 34 часа в год (1 час в неделю). В соответствии с Образовательной программой, учебным планом школы и годовым календарным графиком, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При  изучении каждой темы, при  анализе произведений искусства   необходимо постоянно  делать  акцент  на   гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и  человеческой жизни.

Ценность  жизни  –  признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире  в целом как величайшей  ценности,  как  основы для   подлинного  художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность  природы  основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и  неживой  природы.  Любовь к  природе означает  прежде  всего бережное отношение к  ней  как к среде  обитания и  выживания человека, а  также  переживание  чувства красоты,  гармонии,  её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.

Ценность   человека   как  разумного существа, стремящегося к добру,  самосовершенствованию  и  самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность  добра – направленность человека на развитие и сохранение  жизни, через  сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему,  как  проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.

Ценность   семьи  как  первой и  самой значимой  для   развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных,  этнических  традиций  народов России от поколения к поколению и тем  самым жизнеспособность российского общества.

Ценность  труда и творчества  как естественного условия человеческой жизни,  потребности творческой самореализации,  состояния  нормального человеческого существования.

Ценность  свободы  как свободы  выбора человеком своих  мыслей и поступков, но свободы  естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда  по всей  социальной сути  является человек.

Ценность  социальной солидарности как  признание  прав  и свобод  человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность  гражданственности  –  осознание человеком себя  как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность  патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви  к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность   человечества как  части  мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

  1. Учебно-тематический план (структура курса)

Программный материал представлен в виде взаимосвязанных блоков в соответствии с логикой поставленных задач.

№п/п

Название раздела

Примерное количество часов

1

Жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр)

4 часа

2

Цветовая гамма.

9 часов

3

Семейный портрет.

3 часа

4

Хохломская роспись.

4 часа

5

Иллюстрации к сказкам.

2 часа

6

Древнерусская книга. Буквица. Лицевая рукопись.

4 часа

7

Художник и театр

3 часа

8

История Русского музея.

2 часа

9

Проекты

3 часа

Итого

34 часа

  1. Содержание тем учебного курса (34  часа)

     В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

  1. «Жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр)». (4 часа)

Изучение  жанров живописи (натюрморт,  пейзаж,   портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр). Что   такое натюрморт.  Выполнение заданий  на  закрепление полученных знаний  в  учебнике. Развитие  умения  рассказывать  о живописных работах на  языке искусства с использованием изученных  ранее  терминов и понятий. Что  такое пейзаж.  Барбизонская  школа  пейзажа.  Особенности импрессионизма. Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепление  полученных знаний в учебнике. Исторический и  батальный жанры   на  примере произведений Н.  Рериха и  И. Айвазовского. Бытовой и анималистический жанры  на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико.  Рисование животного в  характерном для  него  движении.

  1. «Цветовая гамма». (9 часов)

Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных  цветов по  цветовому кругу.  Работа цветными карандашами. Тренируем  наблюдательность,   изучаем   портрет  неизвестной С. Чехонина. Понятие о декоративном панно. Коллективная  работа: декоративное панно в  технике аппликации. Выполнение декоративного панно с использованием природного материала.  Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки).  Распределение светотени на  различных поверхностях. Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.

  1. «Семейный портрет». (3 часа)

Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей,  идеальном  соотношении частей  человеческого  лица, мимике. Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика. Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет».

  1. «Хохломская роспись». (4 часа)

Народные промыслы: изучение хохломской росписи.  Этапы выполнения различных видов хохломской росписи. Выполнение  тарелки  или   шкатулки  с  хохломской  росписью. Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Совмещение нескольких техник при работе  акварельными красками.  Техника отпечатка.

  1. «Иллюстрации к сказкам».(2 часа)

Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение графического панно «Фантастическое дерево» с использованием различных видов  штриховки. Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или  панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».

  1. «Древнерусская книга. Буквица. Лицевая рукопись». (4 часа)

Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица,  лицевая рукопись.  Коллективная работа «Кириллица».

  1. «Художник и театр» (3 часа)

Как создаётся театральный спектакль. Получение представления о  работе   различных театральных художников (декорации и костюмы). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».

  1. «История Русского музея». (2 часа)

Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём.  

  1. «Проекты» (3 часа)

Выполнение  проектных заданий (открытки или  панно) к праздникам.

  1. Система оценивания.  Контроль образовательных результатов.

В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся. В соответствии с развивающей личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:

1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е насколько обучение соответствует современным целям обучения;

2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результата своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;

3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;

4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

Основные требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству:

1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать

различные произведения искусства и формулировать,  в чём особенности их собственных работ.

2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Подобные задания должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творческого применения знаний) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому подобное).

Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса). Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Задания в учебнике и рабочей тетради  включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь после полного высыхания).

 В особую папку  помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий, содержащие не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков). Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по изобразительному искусству

Оценка "5" 

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" 

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2" 

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
  • не справляется с поставленной целью урока.

  1. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по технологии

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в третьем классе является формирование следующих умений:

 формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

  воспитание  уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

  развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

 формирование духовных и эстетических потребностей;

 овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

  воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

  отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях  курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

 Проговаривать последовательность действий на уроке.

 Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные универсальные учебные действия 

 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.11

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне небольшого высказывания).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

 Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является:

 сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

  ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

 ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

  первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

  получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

  1. Формы и cредства контроля знаний, умений и навыков с приложением всех контрольных (зачетных работ)

На уроках изобразительного искусства осуществляется постоянный текущий контроль выполнения продуктивных заданий учащихся.

Примерный график выполнения продуктивных заданий

Период обучения

Дата

(план)

Вид работы

Темы

1 четверть

04.09

Пейзаж «Летние впечатления».

«Жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр)»

11.09

Зимний пейзаж по воображению.

18.09

Портрет друга в старинном костюме.

25.09

«Портрет» животного.

09.10

Цветовой круг цветными карандашами.

«Цветовая гамма»

23.10

Панно «Веселые попугайчики».

2 четверть

13.11

Панно из природных материалов.

04.12

Натюрморт из геометрических тел.

11.12

Портрет со средними пропорциями. Автопортрет.

«Семейный портрет».

18.12

Портреты пожилого человека, спокойного и веселого мальчиков

25.12

Панно «Семейный портрет»

3 четверть

15.01

Раскрашивание орнамента

«Хохломская роспись».

22.01

Изготовление расписной шкатулки

29.01

Элемент кельтского орнамента

05.02

Акварельная композиция путем отпечатка

12.02

Композиция с использованием разных графических приемов

«Иллюстрации к сказкам».

19.02

Древнерусский воин и девица - красавица

05.03

Письмо имени кириллицей

«Древнерусская книга. Буквица. Лицевая рукопись».

19.03

Коллективная работа «Буквица»

4 четверть

02.04

Изготовление персонажей сказки «Серебряное копытце»

«Художник и театр».

09.04

Декорации к сценам спектакля

16.04

Декорация «Лесная избушка»

23.04

Рассказ о картине

«История Русского музея».

21.05

Оформление поздравительной открытки

«Проекты»

  1. Информационно-методическое обеспечение

№ п/п

Авторы

 (учебника, тетради и т.д)

Название

Год

издания

Издательство

1.

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.

Изобразительное искусство. Разноцветный мир. Учебник для 3-ого класса

2012

Москва, Баласс

2.

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.

Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство. Разноцветный мир»

2013

Москва, Баласс

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Изобразительное искусство»

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках изобразительного искусства, относятся:

- компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.

- простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи;

- материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (альбомная, цветная для аппликаций ипанно), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер;

- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.

Демонстрационные и печатные пособия

– магнитная доска

- таблицы «Набор репродукций русских художников к урокам изобразительного искусства»

Список образовательных и интернет-ресурсов по технологии

  1. Сайт ОС «Школа 2100»  http://www.school2100.ru/ 
  2. Единая коллекция ЦОР  http://school-collection.edu.ru/ 
  3. Социальная сеть работников образования  http://nsportal.ru/ 

Типы уроков и их сокращения, принятые в тематическом планировании:

УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний;

УЗЗВУ - урок закрепления знаний и выработки умений;

УКИЗ - урок комплексного использования знаний;

УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний;

  1. Календарно-тематическое планирование

Формируемые умения/ личностные качества

(планируемые результаты обучения)

предметные умения

  1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их  особенностях  (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр,   батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);

• понимать и уметь  объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой  круг, штриховка, тон,  растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и  его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;

• знать и уметь  объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

• знать и  уметь   объяснять, что  такое театр, театральная  декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;

• учиться описывать живописные произведения с использованием уже  изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

• чувствовать и уметь  описывать, в чём состоит образный характер

различных произведений;

• уметь  рассказывать о том,  какая  цветовая гамма используется в различных картинах и как она  влияет на  настроение, переданное в них.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.  Дальнейшее овладение навыками:

рисования цветными карандашами;

рисования простым карандашом (передача объёма  предмета с помощью светотени);

• выполнения декоративного панно в технике аппликации;

• выполнения декоративного панно из природных материалов;

• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;

• овладения различными приёмами работы акварельными  красками (техникой отпечатка);

• работой гуашевыми красками;

• постановки и оформления кукольного спектакля.

4. Углублять понятие  о некоторых  видах изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

графика (иллюстрация);

народные промыслы (хохломская роспись).

5. Изучать  произведения признанных мастеров  изобразительного искусства  и уметь рассказывать об их  особенностях (Русский  музей).

6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.

универсальные учебные действия

Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в третьем классе является формирование следующих умений:

 формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

  воспитание  уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

  развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

 формирование духовных и эстетических потребностей;

 овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

  воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

  отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях  курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий.

Временной период

Тема

Текущий контроль практических работ

(указать количество)

1 четверть

Жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр)

4

2 четверть

Цветовая гамма.

4

Семейный портрет.

3

3 четверть

Хохломская роспись.

4

Иллюстрации к сказкам.

2

Древнерусская книга. Буквица. Лицевая рукопись.

2

4 четверть

Художник и театр

3

История Русского музея.

1

Проекты

2

1-я четверть (8 ч.)

урока

Дата

Факт

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности обучающихся

Виды контроля

Тема 1. «Жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр)» 4 часа

1

04.09

Жанры живописи. Натюрморт.

УИПЗЗ

Рассказывать на  языке искусства, что  такое жанры живописи и  какие они бывают (Н). Изучить натюрморт В. Хеды  и ответить на  вопросы на  стр.  5 учебника (Н). Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме. Знать, в чём особенности метода живописи  импрессионистов (П). Выполнить задания на стр.  6–7  учебника (П).На    примере   картин   А.   Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Научиться  определять особенности зимнего колорита (Н).Выполнить задания на стр.  8–9  и 51 учебника. Написать зимний пейзаж по воображению.

Постоянный текущий контроль

2

11.09

Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит.

УЗЗВУ

3

18.09

Портрет. Какие бывают портреты.

УИПЗЗ

Иметь представление (Н)  и  рассказывать (П)  об особенностях портретного,   исторического, анималистического и бытового жанров в живописи. Отвечать на  вопросы на  стр.  10–15 учебника (Н). Нарисовать с натуры любое  животное  в  движении,  наиболее характер- ном  для  него,  на  стр.  22–23 рабочей тетради (П).

4

25.09

Исторический и батальный жанр живописи. Бытовой и анималистический жанры.

УИПЗЗ

Тема 2. «Цветовая гамма». 9 часов

5

02.10

Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг.

УИПЗЗ

Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения (Н).   Выполнить задания  на  стр.   16 учебника (Н).Знать, что такое цветовой круг (Н). Уметь пользоваться  цветовым кругом:  находить с его  помощью дополнительные и родственные цвета (Н). Отработать приёмы штриховки цветными карандашами  (Н).   Выполнить задания на стр. 18 учебника. Выполнить  задания  на   стр.  16–17 учебника и на стр.  2–3  рабочей тетради (Н). Изучить и  проанализировать  рисунок  С. Чехонина цветными карандашами на стр.  19 учебника (П).

Постоянный текущий контроль

6

09.10

Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон.

УЗЗВУ

7

16.10

Работа цветными карандашами. Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера.

УИПЗЗ

8

23.10

Декоративное панно.

УКИЗ

Иметь представление о  декоративном  панно (Н).  Изучить материалы на стр.  4–5  рабочей тетради (Н). Коллективное панно «Весёлые попугайчики» (П).

1 четверть 8 часов

2 четверть (8 часов)

9

06.11

Твоя мастерская: панно из природного материала.

УЗЗВУ

Изучить материалы на стр.  21 учебника и на стр.  6–7  рабочей тетради и выполнить декоративное панно из природного материала, заготовленного летом (П)

10

13.11

Твоя мастерская: панно из природного материала.

УЗЗВУ

11

20.11

Тон, форма, светотень.

УИПЗЗ

Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях (Н). Выполнить задания на  стр.  22  учебника и  на  стр.  8–9   рабочей тетради (Н).

Знать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел  (стр.  23 учебника и стр.  10–13 рабочей тетради) (Н). Рисовать натюрморт из  геометрических тел с натуры на стр.  12–13 рабочей тетради (П). (Геометрические тела можно изготовить из ватмана, стр.  10 рабочей тетради.)

12

27.11

Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.

УЗЗВУ

13

04.12

Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.

УОСЗ

Тема 3. «Семейный портрет». 3 часа

14

11.12

Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.

УИПЗЗ

Иметь  представление  о   том,  что такое пропорции и соразмерность. Изучить  основные пропорции чело- веческого лица (Н) и уметь ими  пользоваться (П). Выполнить задания на стр. 24–25 учебника и стр.  24–25 рабочей тетради (Н).

Знать, как изменяется лицо  человека с возрастом или  со сменой настроения  (стр. 26–27 учебника и стр. 26–27 тетради) (П).  Выполнить задания на стр.  26–27 учебника и на  стр.  26–27 рабочей тетради (П). Выполнить задание «Семейный портрет» на  стр.  28–29 рабочей тетради (П).

15

18.12

Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.

УЗЗВУ

16

25.12

Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.

УКИЗ

2 четверть 8 часов. 1 полугодие 16 часов

3 четверть (10 часов)

Тема 4. «Хохломская роспись». 4 часа

17

15.01

Народные промыслы. Золотая Хохлома.

УЗЗВУ

Знать  историю и  особенности  хохломской росписи (Н)  и  уметь отличать её от других народных промыслов (П). Изучить этапы выполнения различных  хохломских узоров и выполнить задания на стр.  30–31 рабочей тетради (Н). Расписать тарелку или  шкатулку в технике хохломской росписи. Можно использовать  вместо    тарелки  круг или  овал  из  ватмана, а  детали шкатулки  подготовить заранее или   воспользоваться шаблоном на стр. 67 рабочей тетради (П).

18

22.01

Народные промыслы. Золотая Хохлома.

УЗЗВУ

19

29.01

Плетёные орнаменты. Звериный стиль.

УИПЗЗ

Иметь представление о плетёных орнаментах и  орнаментах звериного стиля (Н). Знать, какие изображения являются элементами таких орнаментов (Н).

20

05.02

Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе с акварелью. Твоя мастерская: техника отпечатка.

УКИЗ

Уметь работать акварелью, совмещая различные техники  и  даже материалы. Изучить         технику отпечатка.

Использовать (Н) эту технику в своей работе акварелью (П). Выполнить задания на  стр. 32–33 в учебнике и  на  стр.  36–37 в  рабочей тетради.

Тема 5. «Иллюстрации к сказкам». 2 часа

21

12.02

Мастер иллюстрации И.Билибин. Билибинский стиль.

УИПЗЗ

Иметь  представление  о  творчестве И. Билибина (Н). Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля и уметь  визуально определять работы этого художника (П). Ответить на  вопросы на  стр.  34–35 учебника. Выполнить графическую работу «Фантастическое дерево» (стр.  42–43 рабочей тетради). Проанализировать  иллюстрации   к «Сказке о  царе   Салтане»  А.С.   Пушкина, выполненные И. Билибиным (Н). Выполнить задание на  стр.  36–37 в учебнике и  на  стр.  44–45 в  рабочей тетради  («Древнерусский витязь  и девица-красавица») (П).

22

19.02

Иллюстрации к сказкам.

УЗЗВУ

Тема 6. «Древнерусская книга. Буквица. Лицевая рукопись».4 часа

23

26.02

Из истории искусства.

УИПЗЗ

Рассказывать об изготовлении книг в   Древней  Руси   (Н).    Выполнить задания на стр.  39 учебника (Н) и на стр.  46–47 рабочей тетради. Коллективный   проект   «Кириллица».

24

05.03

Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.

УЗЗВУ

25

12.03

Буквица

УКИЗ

26

19.03

3 четверть 10 часов

4 четверть (8 часов)

Тема 7. «Художник и театр». 3 часа

27

02.04

Как создаётся театральный спектакль.

УИПЗЗ

Изучить тему  «Художник и театр» и иметь представление  о работе  различных театральных художников (П).

Ответить на  вопросы на  стр.  40–41 учебника (Н). Коллективный проект: кукольный спектакль   по    сказу   П.   Бажова «Серебряное Копытце». Уметь составлять план работы и согласован- но действовать в коллективе (П).

28

09.04

Костюмы и декорации.

УЗЗВУ

29

16.04

Костюмы и декорации.

УКИЗ

Тема 8. «История Русского музея». 2 часа

30

23.04

Учимся видеть. Русский музей.

УОСЗ

Знать  историю основания Русского музея в Петербурге (Н).

Уметь   рассказывать   о   картинах Русского музея (стр.  50–57 учебника).

31

07.05

Учимся видеть. Русский музей.

Тема 9. «Проекты». 3 часа

32

14.05

Подарки родным и близким

УКИЗ

Выполнять  своими руками подарки родным  и   близким к  праздникам (стр.  38–41 рабочей тетради) (П).

33

21.05

Подарки родным и близким

34

28.05

Подарки родным и близким

4 четверть 8 часов. Год 34 часа

Согласовано

Протокол  заседания

 методического совета

МОБУ СОШ № 23

№ «1» от «27» августа 2014 г.

____________ Е.М. Полковниченко

Согласовано

Заместитель директора

МОБУ СОШ № 23 по УВР

____________ Е.Н. Сухарева

«29»        августа         2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс ФГОС

Рабочая программа  для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по  русскому языку  в соответствии с...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс ФГОС УМК "Школа России"

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального ...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс ФГОС. 2013-2014 уч.год

Рабочая  программав  по  изобразительному  искусству  содержит  необходимые  разделы  для  успешной  реализации  ФГОС....

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.

Аннотация к рабочей программе по  изобразительному искусству 2 класс     Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.

Аннотация к рабочей программе по  изобразительному искусству 2 класс     Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа 2100"

Рабочая программа 1 - 4 класс. Календарно - тематическое планирование 4 класс....